страненности употребления алкогольных напитков среди подростков составил 74,18% у юношей и 84,00% у девушек. Наиболее популярным напитком подростки считают пиво (67,74%), второе место- принадлежит вину (21,80%), третье - более крепким спиртным напиткам (15,03%).
Собственное здоровье в системе жизненных ценностей стояло на первом месте у 57,89% респондентов. 27,82% подростков ответили, что у них нет возможности уделять много времени собственному здоровью. 14,25% респондентов, указали, что стараются жить, не думая о здоровье. Оценили свое здоровье, как хорошее и очень хорошее 36,09% подростков. Превалирующее число респондентов оценивают свое здоровье, как удовлетворительное (58,64%). Среди факторов, влияющих на здоровье, подростки чаще всего указывали психологическое напряжение (33,83%) и экологическое неблагополучие (23,31%). Далее по частоте встречаемости явились стрессы (19,55%), физические нагрузки (9,02%), питание (2,25%).
Выводы: Таким образом, возникает необходимость как развития социальных служб помощи семьи и подросткам, что должно способствовать активизации роли семьи, ее охранительной, воспитательной и оздоровительной функций, так и оказания медико-социальной помощи в условиях учреждений здравоохранения.
Литература
1. Ильин, А.Г. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков/ А.Г. Ильин, И.В. Звездина, М.М. Эльянов// Гиг. и сан.- 2000.- №1.- С. 59-62.
2. Макеев, Н.И. Особенности отношения подростков 15-17 лет к собственному здоровью/ Н.И. Макеев, В.А. Родионов, Е.В. Антонова// Рос. пед. журнал.- 2009.-№5.- С. 45-49.
3. Сухарев, А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России/ А.Г.Сухарев// Школа здоровья.- 2000.- № 2.- С. 29-36.
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Гуляевская Н.В., канд. социол. наук, доцент Новосибирский государственный медицинский университет г. Новосибирск, Россия
Решение проблемы здоровья населения как общенациональной и государственной задачи в ближайшей перспективе определяется, в первую очередь, качеством подготовки специалистов высшего медицинского образования. Задача подготовки специалистов актуализируется с учетом сложности социального пространства и условий функционирования медицинских вузов.
В условиях трансформационных социальных изменений для всей системы здравоохранения, связанных с устойчивой депопуляцией населения страны, происходит интериоризация новых стандартов и норм профессиональной культуры врача, медицинские вузы жестко ориентированны на государственную политику в области образования с учетом приоритетов, обозначенных в Болонском соглашении (июнь 1999 г.). Одним из условий официального включения России в процессы Болонского соглашения являются новые профессиональные образовательные технологии и критерии оценки профессиональных знаний студентов, принятие новых квалиметрических характе-
ристик оценок результатов обучения и личностной конкурентоспособности молодежи, ее потенциала в условиях быстроменяющегося мира и глобализации.
Одним из значимых результатов работы Всемирной конференции по образованию (Париж, 2000) был вывод о необходимости обновленного образования для решения задач современного общества. Формирование социально-образовательной мобильности как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, акцент на компетент-ностном подходе к образованию в противовес предыдущему, который был ориентирован на знания, умения, навыки, введение инновационных образовательных технологий - все это, должно способствовать решению задач, стоящих перед обществом в начале XXI века, обеспечивать интеллектуальную независимость личности, служить распространению социально-значимых знаний и навыков, формировать ответственных и просвещенных граждан общества, квалифицированных специалистов, без которых невозможен ни экономический, ни социальный, ни культурный, ни политический прогресс любой нации. В современных условиях медицинское образование существенно расширило свои социально-значимые функции и кроме трансляции, распространения знаний, оно является обязательным условием формирования личности врача, условием адаптации его в обществе. Медицинское образование, по отношению к любому профессиональному образованию, имеет, кроме универсальных характеристик, свои, особенные.
Специфика медицинского образования состоит в том, что оно, с одной стороны, предполагает формирование социально-профессиональных знаний, адекватных уровню мирового научно-технического прогресса в области медицины и, соответственно, отказ от устаревшего знания. С другой стороны, в системе медицинского образования всегда существует необходимость репродуктивной трансляции константных блоков знания, как обязательного условия формирования профессиональной компетенции [1].
Обязательным условием развития медицинского образования в условиях современной России является качественный подход, составными частями которого выступают, во-первых, экономическая составляющая, и, во-вторых, инновационные подходы к формированию, развитию медицинского профессионального образования в России (Ю.А. Карпов, В.А. Липатов, Т.Р. Сагитов). Качественный подход к образованию в целом, к медицинскому, в частности, реализуется в рамках более общего, системного подхода к образованию.
В публикациях последних лет, наряду с проблемами профессионального образования, активно обсуждаются вопросы профессиональной адаптации, в том числе вопросы профессиональной адаптации студентов медицинского вуза. В работах А.Ф. Билибина, А.П. Боярского, Ю.А. Короткова, Т.В., Макаренкова, А.В. Решетникова, Г.И. Царегородцева сформулирована, конкретизирована и частично решена проблема профессиональной адаптации студентов в медицинском вузе. Перспективным является рассмотрение, анализ, решение проблем адаптации студентов медицинского вуза в проблемном поле социологии медицины в рамках междисциплинарного подхода, с учетом результатов, полученных в общесоциологических, исторических, психологических, философских исследованиях.
Сформулированный выше подход к изучению вопросов профессиональной адаптации студентов медицинского вуза позволяет учитывать влияние внутригосударственных и глобализационных процессов на трансформацию социальных функций системы образования. При анализе развития образования, как справедливо отмечает Э.М. Мирский, одним из новых существенных критериев выступает его «эффективность, то есть степень участия системы образования в преодолении тех трудностей, которые встанут перед Россией в ближайшие десятилетия» [2]. 222
Многоаспектный подход к анализу образования, представленный в работах Э. Дюркгейма [3], предполагал рассмотрение образования как вида социализации и его организованной формы, реализуемой посредством вузовской формы образования. Различие в формах, уровнях образования в дальнейшем определяют адаптивные способности личности будущего врача в течение всей его жизни.
Получаемое медицинское образование играет определяющую роль в социальном положении индивида, в формировании его социального статуса. Оно сглаживает классовые различия, делает их менее значимыми, что крайне актуально для эффективной адаптации будущих врачей в России в условиях экономического кризиса. Медицинское образование развивается на фоне радикальных социально-экономических преобразований в стране, которые неизбежно влияют на все социальные процессы общества. Изменения в экономической, социальной, культурной, образовательной сферах, произошедшие в последние десятилетия в России, не могли не оказать влияния на систему здравоохранения в целом, и на отдельные ее составляющие. Следствием стало изменение социальных правил, стандартов существования всей системы здравоохранения, ценностной иерархии профессиональной культуры будущих врачей, частичное декодирование профессиональной идентичности врачей. Анализируя условия медицинского образования на современном этапе российского общества, его особенности, следует учитывать и технологические изменения в сфере медицинских технологий, которые «неизбежно оказывают влияние на сеть социальных отношений» [4], непосредственно модифицируют социальную медицинскую среду.
В современном российском обществе явно проявляется ценностный конфликт между традиционными, «устоявшимися» представлениями населения о качестве, формах медицинского обслуживания, о степени социальной защищенности в здравоохранении, с одной стороны, и релятивистскими ценностями представителей здравоохранения (участниками лечебно-профилактической деятельности и организаторами процесса), с другой. Профессиональное образование и профессиональная адаптация студентов медицинского вуза происходит на фоне данного ценностного конфликта.
Рассматривая студентов медицинского вуза как формальную группу «молодежь», следует также отметить, что для них, как для представителей «молодежи характерна социально-психологическая акультурация и сложности социальной адаптации при переходе из семьи как микрогруппы в общество (макрогруппу)» [5]. Традиционно молодежь характеризуется как группа, обладающая способностью к социальной пластичности, самоактуализации, усвоению больших потоков информации и моделей нового социального поведения.
Результаты анкетирования студентов НГМУ педиатрического факультета и факультета социальной работы (4-6 курс, п=530, 2009 год), показали, что по их собственным оценкам процесс адаптации происходит достаточно сложно. Так, на вопрос, «Каких личностных качеств Вам не хватает для позитивного Я-образа врача», 41% опрошенных указали, что «отсутствуют навыки самоанализа»; 8 % - «плохо понимают свои чувства, иногда испытывают чувства брезгливости к больному»; 32% респондентов определили, что «не имеют глубоких знаний общей и социальной психологии личности, а это бы помогло в работе»; 19% респондентов - «не развиты навыки эмпатии в работе с больными», и 82% студентов указали одну из причин профессиональной дезадаптации - «низкая информационная культура».
Параметры исследования формировались на основе понимания молодежи, как социальной группы, не обладающей собственными сущностными характеристиками, являющейся социально индифферентной в контексте адаптационного процесса. Данный подход к определению молодежи представлен в работах К.Манхейма, согласно которому, молодежь «ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она -
потенция, готовая к любому начинанию» [6], в зависимости от того, кто будет заниматься формированием ее адаптационного потенциала в обществе. Конкретизация данного подхода дана в работах Ф. Найдгардта, который рассматривает молодежь, как тех, кто еще не принял полного статуса взрослых в общественной сфере жизни, то есть не приобрел твердой профессиональной позиции» [7].
Студенты медицинского вуза представляют собой сложное и многомерное образование: это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции на фоне радикальных преобразований в экономической, социальной, культурной сферах российского общества. Переходный период развития российского общества характеризуется двумя разнонаправленными социальными процессами. С одной стороны, расширяются масштабы межкультурного и межличностного взаимодействия. С другой стороны, происходит ускорение дезинтеграционных процессов в обществе, результатом которых становится разрушение традиционных межличностных связей и взаимоотношений. Формирование адаптивной готовности личности студента медицинского вуза происходит на фоне усугубляющегося экономического, социального, культурно-образовательного кризисов. Общеизвестно, что дестабилизирующими факторами в процессе формирования социальной готовности личности выступают экономическая нестабильность, социальная незащищенность, отсутствие устойчивой ценностно-нормативной системы.
Следствием трансформационных процессов в обществе в целом, в здравоохранении, медицине и медицинском образовании в частности, становятся качественные изменения общественных потребностей, что неизбежно проявляется через изменение системы ценностей студентов медицинского вуза и норм регуляции социального поведения в обществе и профессии [8]. Анкетирование студентов педиатрического факультета и факультета социальной работы (4-6 курс, п=530, 2009 год) показало, что 44% студентов имеют узкий социально-ролевой диапазон, а дефицит навыков саморегуляции и самоуправления в личностной интерпретации студентов показали 61% опрошенных, диффузные ценности - 33% респондентов (так на вопрос об отношении к проституции только 65% студентов ответили, что «это неприемлемо как с физиологической, так и социальной точки зрения; 35% - ответили, что «это у них не вызывает негативного отношения»).
Таким образом, анализ проблем адаптации студентов медицинского вуза в условиях трансформационных социальных процессов позволяет сделать вывод, что необходимо изменение контекстов социальной адаптации студентов через новые качественные интеракции «преподаватель-студент», включение студентов в новые социальные роли через формирование профессионального самосознания и самоанализа, формирование внутреннего локуса контроля.
Литература
1. Мишед Л. Идея университета // Вестник высшей школы, 1991. № 9. С. 34.
2. Мирский Э.М. Высшее гуманитарное образование в России в поисках ответов на вызовы XXI века// Высшее образование сегодня. 2002. №1. С. 30-55.
3. Дюркгейм Э. Социология образования.// Пер. с фран. - М., 1996. - С. 54.
4. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура/ Роберт Мертон. М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 73.
5. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России.
- СПб.: СПбГУП, 2000. - С. 16.
6. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России.
- СПб.: СПбГУП, 2000. - С. 51. 224
7. Заруба Н.А. Теория и практика управления адаптивной школой: Монография /Под общ. Ред. Н.Э. Касаткиной. - Кемерово: ОблИУ, 2001. - С. 23.
8. Удальцова М.В.Проблемы в современном транзитивном обществе. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: Сб.научных трудов . - Новосибирск. : Сибмедиздат НГМА, 2004. - С. 19.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ
Добрецова Е.А., аспирант Шульмин А.В., канд. мед. наук, доцент
Сабанова А.О., ст. преподаватель Приходько Е.А., канд. мед. наук, доцент Красноярский государственный медицинский университет им. В. Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Россия
Статья посвящена изучению основных проблем организации медицинской помощи больным с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). К основным сложностям относятся поздняя диагностика заболевания, трудности выявления болезни у пожилых людей, низкая профилактическая работа. Одной из основных причин развития ХОБЛ является курение. Таким образом, решение проблемы ХОБЛ требует комплексного подхода, где эффективность лечения зависит не только от правильно подобранной терапии, но и должно быть направлено на повышение внимания врача к самому пациенту.
The paper describes the problems of medical attendance organization in patients with chronic obstructive pulmonary disease (COPD). The main difficulties: late diagnostics, complicated detection in elderly people, low rate of prophylaxis. The main cause of COPD: smoking. The results showed the necessity of complex approach; the treatment effectiveness depends on not only correct therapy, but the doctor's attention to patient.
На сегодняшний день хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) является одним из наиболее распространенных заболеваний. По мнению экспертов ВОЗ, в мире насчитывается порядка 210 млн. больных ХОБЛ [5]. Кроме этого, ее эпидемиологические показатели продолжают расти [9, 2]. В России насчитывается около 1 млн. больных ХОБЛ [6].
Экономические расходы на лечение больных с ХОБЛ также высоки. Так, терапия одного пациента с ХОБЛ в 3 раза превышают расходы при бронхиальной астме, причем большая часть расходов приходится на стационарное лечение больных с тяжелыми обострениями этих заболеваний [1, 8].
Не смотря на высокие цифры распространенности ХОБЛ, по данным Европейского Респираторного Общества, только 25% случаев заболевания диагностируется своевременно. В России диагностика ХОБЛ находится на еще более низком уровне. Значительное число случаев этого заболевания не диагностируется на ранних этапах и, к большому сожалению, больные ХОБЛ обращаются за медицинской помощью уже на поздних стадиях заболевания, когда возможности терапии крайне ограничены [10].
Сложность своевременной диагностики ХОБЛ определяется и тем, что пациенты обращаются к врачу лишь при обострении уже имеющегося заболевания [12]. Низкая диагностика ХОБЛ определяется также у пациентов возрастной группы. Трудности диагностики болезни у пожилых связаны с рядом обстоятельств. Возраст сопровожда-