УДК 612.01
В. Г. Двоеносов, Р. А. Юсупов ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Показано, что решение проблемы здоровья студентов необходимо рассматривать как важную составляющую учебно-воспитательной работы в вузе, которая позволит в конечном итоге повысить качество подготовки специалистов, а значит и уровень их конкурентоспособности на рынке труда.
Проблемы здоровья населения России и в первую очередь его трудоспособной части, обострение демографической ситуации привели к тому, что сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи стало одной из важнейших государственных задач. Это связано с тем, что уровень здоровья и работоспособности населения необходимо рассматривать как трудовой потенциал человеческого ресурса любой страны, а молодое поколение определяет перспективы его развития в ближайшем и отдаленном будущем. Молодежь это та демографическая группа, которая со временем занимает ключевые позиции в экономике и политике, социальной и духовной жизни общества. При этом, особая роль остается за студенческой молодежью как будущей квалифицированной, интеллектуальной и творческой элитой государства.
Переход российского общества к новым социально-экономическим отношениям и политическому переустройству вызвали ряд проблем, связанных с уровнем и условиями жизни населения, ростом безработицы и формированием рынка труда, получением доступного качественного образования и медицинского обслуживания, ростом преступности и негативных социальных явлений, снижением уровня здоровья и демографическим кризисом.
За последние годы в России отмечается значительное сокращение продолжительности жизни, которая у мужчин в среднем на 10-15 лет меньше, чем в развитых странах, а женщин на 6-8 лет. Из-за сильных различий в уровне смертности разница в продолжительности жизни российских женщин и мужчин составляет 13 лет, а в развитых странах -7 лет.
Показатели коэффициента смертности на протяжении многих лет возрастали, за исключением 1987-88 гг., что связывают с сокращением потребления алкоголя населением в результате проводимой в СССР антиалкогольной политики. Затем показатели смертности вновь стали расти и особенно резкий скачек произошел в 1991-1993 гг. В то же время в результате нарастания кризисных явлений в обществе с 1987 года в России стали резко снижаться показатели рождаемости населения. Такая динамика привела к развитию в начале 90-х гг. феномена под названием «Русский крест», который характеризуется тем, что показатели смертности населения стали преобладать над показателями рождаемости, и такую крайне неблагоприятную динамику до последнего времени изменить не удалось (рис.1.).
По прогнозам Госкомстата к 2016 г. постоянная численность населения России составит 134,4 млн чел., уменьшившись по сравнению с началом 2001 г. на 10,4 млн чел., или на 7%, в т.ч. в трудоспособном возрасте на 6,7 млн чел., или на 8%. В общей численности населения будет возрастать доля лиц старших возрастных групп. Численность пенсионеров в 1,6 раза будет превышать численность детей. К 2016 году каждый пятый житель России будет находиться в возрасте 60 лет и более. Доля населения в возрасте 65 лет и старше составит 13,6% [1].
Ухудшение физического и психического здоровья учащейся молодежи является сегодня одной из острейших проблем, которая в итоге способна снизить потенциал будущего трудового ресурса страны, несет угрозу еще более неблагоприятного развития демографической ситуации.
В связи с этим на систему образования в целом и вузы, в частности, как на государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач ложится и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья студентов. При этом необходимо отметить, что высшее профессиональное образование занимает последнюю ступеньку в структуре общественного воспитания личности.
ч
к
к
■и
■и
о
ей
К
О
о
о
ей
к
18
17
16
15
14
13 -■
12
11
10
1 т * * ■ л |_ р
1 * 1 * / £ * . = - —1 ..-И ■
■ - ^^^; —: ф-"* - — » * ж‘т'* '■ ъ '| % _ 1' /V *
*ь .1 .ж-.*.; г • К / иЧ О
• 1 . / 1
Г ■ к л ■ * . I Г ж ■*
■ к • И / л
■ г^~"1 4’ Л +
- * *-■4
!■ 1 ^ V;; - ■
] ■ . - -. г ‘
1365 1370 1975
■Ш" Рождаемость
1980 1985
Смертность
1930
1995
2000
Годы
Рис. 1 - Динамика показателей рождаемости и смертности в России. Демографический феномен «Русский крест» (по В.П. Казначееву с соавт., 2002)
Анализ состояния здоровья учащейся молодежи за последние 5-10 лет показывает, что положительной динамики в этой сфере не отмечается. Заболеваемость по основным группам болезней среди детей от 0 до 14 лет и подростков в возрасте 15-17 лет с 1995 года значительно увеличилась (почти на 50%).
Также отмечается ухудшение уровня здоровья студентов вузов. По оценкам специалистов, в настоящее время, до 90% абитуриентов, поступающих в различные вузы России, уже имеют те или иные морфофункциональные отклонения и хронические заболевания, а 40% из них нуждаются в лечебной физической культуре. Отмечается и ухудшение состояния психического здоровья и социальной адаптации российских студентов.
На структуру общей заболеваемости существенно влияют местные природные и социально-экономические условия в разных регионах России. Вместе с тем, она считается довольно устойчивым показателем состояния здоровья населения.
В структуре распространенности заболеваний среди студентов ведущее место занимают болезни органов дыхания, болезни глаз, болезни костно-мышечной системы, болезни мочеполовой системы и органов пищеварения, травмы, инфекционные болезни. Среди студентов вузов г. Казани в среднем 60-70% имеют отклонения в состоянии здоровья, около 30% требуют постоянного медицинского наблюдения - диспансерного осмотра [2].
Проблема здоровья многофакторна и находится под влиянием биологических, экологических, социальных, экономических условий. В то же время, по оценкам специалистов, состояние здоровья человека более чем на 50% зависит от его образа жизни. Этот факт требует, чтобы непременным условием деятельности системы образования являлась работа по формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья всех категорий обучающихся.
На основании исследований, проведенных Институтом физиологии детей и подростков Российской академии образования, определены некоторые факторы, способствующие снижению уровня здоровья учащихся образовательных учреждений. К этим факторам относятся: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональная организация учебной деятельности; отсутствие системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни[3].
Успешность процесса подготовки высококвалифицированных кадров в системе высшего профессионального образования в значительной степени связана с укреплением и охраной здоровья, а также повышением работоспособности студенческой молодежи.
Современные условия обучения в вузах характеризуются интенсификацией умственного труда студентов, возрастанием информационного потока, широким внедрением компьютерных технологий. Процесс обучения требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания, сопровождается возникновением стрессовых ситуаций, особенно, в периоды сессий. Непрерывный рост учебной, научной, социальной информации в условиях дефицита времени на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, могут способствовать развитию переутомления и привести к срыву адаптационных резервов организма и развитию психосоматических заболеваний.
В особенно сложном положении оказываются студенты начальных курсов, которые после обучения в школе попадают в новые, специфические социальные отношения и условия деятельности, что требует дополнительной мобилизации адаптационных резервов организма.
Рабочая нагрузка у добросовестного студента в обычные дни может достигать 12 часов в сутки, а в периоды сессии до 15-16 часов. Поэтому труд студентов по тяжести относят к 1-ой категории (легкий), а по степени напряженности - к 4-ой (очень напряженный) категории[4].
Исследования показывают, что обучение в высшем учебном заведении вносит свой «вклад» в ухудшение состояния здоровья студентов. С первого по пятый курсы возрастает почти в 2 раза количество студентов, отнесенных, по данным медицинских осмотров, в специальную медицинскую группу. Отмечается тенденция к росту хронических заболеваний, особенно болезней системы кровообращения [5]. По мнению В.В. Пономаревой (1990), возрастание хронических заболеваний у студентов к концу обучения в вузе может быть связано с истощением физических резервов организма, особенно в первые годы обучения.
Особое место, как фактору риска ряда заболеваний, отводится перенапряжению -неблагоприятному, пограничному между нормой и патологией функциональному состоянию отдельных физиологических систем или органов, обусловленному чрезмерными по
величине или длительности напряжениями этих систем или органов[6]. Кроме того, в случаях, когда период отдыха является недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового цикла, происходит кумуляция(накопление) утомления и это может привести к проявлению признаков переутомления, что мы часто отмечаем в период экзаменационной сессии у студентов. При этом обычный период отдыха уже недостаточен, чтобы ликвидировать проявления хронического утомления.
Уменьшение возможности возникновения перенапряжения в результате рационального планирования режима учебной деятельности с одной стороны и повышение устойчивости организма к напряженной деятельности с другой, могут явиться действенным средством снижения уровня заболеваемости и сохранения здоровья студентов.
В последнее время отмечается также значительный социально-экономический прессинг на все стороны студенческой жизни. Он выражается в значительном социальном расслоении, отсутствии равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг.
Влияние данных факторов, а также трудности социальной адаптации, недостаточность знаний и навыков рациональной организации своей учебной деятельности, межличностные и внутриличностные конфликты, обусловленные недостаточным умением конструктивно решать проблемы, приводят к повышенному уровню тревожности, неадекватной самооценке, нарушениям в деятельности, поведении, общении и, углубляясь, могут приводить к развитию стрессов, дезадаптации в обществе с различными формами девиантного поведения, росту неврозов и депрессии.
Категория «здоровье» является комплексной. По определению Всемирной организации здравоохранения (1946) «здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Несмотря на многочисленную, современную критику данной формулировки, ее коррекцию и дополнения она отражает комплексный характер здоровья с выделением трех основных его составляющих - физического, психического и социального.
Такой комплексный подход к категории «здоровье» позволяет рассматривать ее как основу, обеспечивающую приспособление организма к меняющимся условиям внутренней и внешней среды, сохранение и расширение резервов функционирования его систем, развитие психических функций, познавательной и социальной деятельности. В связи с этим, формирование ценностного отношения к категории «здоровье» становится актуальным как на личностном, так и на общественном уровнях.
Для комплексной характеристики состояния здоровья студенческой молодежи правомерно применение общей схемы исследования здоровья населения, основанной на изучении и оценке демографических показателей, данных статистики заболеваемости и инвалидности и показателей физического развития с учетом влияния факторов внешней среды (рис. 2).
За период обучения в вузе студенты подвергаются воздействию ряда как неспецифических, так и специфических факторов, сказывающихся на состоянии их здоровья.
Среди неспецифических факторов можно выделить следующие:
- биологические;
- климато-географические;
- экологические (воздействие результатов технического прогресса на организм и среду обитания);
- социальные (ценность здоровья и предпринимаемые меры по отношению к факторам, влияющим на него):
- на макроуровне, характеризующем общество в целом;
- на мегауровне, характеризующем этнос;
- на микроуровне, характеризующем прокреативную семью;
- поведенческие (отношение к своему здоровью, настрой на достижение и поддержание здоровья, потребность в обращении за медицинской помощью, отношение к медицинскому обследованию, медицинским назначениям, советам по профилактике заболеваний);
- эпидемиологические;
- медицинские (развитость и доступность медицинской помощи на определенный момент на данной территории, мотивация медперсонала к достижению здоровья населением);
- социально-экономические и социально-психологические факторы.
е
Рис. 2 - Факторы влияющие на здоровье студентов
Специфическими факторами можно считать те, которые свойственны социальной группе студентов. К ним относятся возрастные, физиологические и психологические особенности, напряженный умственный труд в течение длительного периода, занятость первой и второй половины дня, эмоциональные перегрузки, малоподвижный характер труда, широкие социальные контакты в среде себе подобных, диссонанс между высокими запросами и потребностями и ограниченностью материальных средств, часто зависимое положение от родителей при стремлении к самостоятельности, необходимость работы в целях получения дополнительных средств к существованию в ущерб здоровью и качеству обучения, неподготовленность к самостоятельной организации режима труда, отдыха, питания, быта, проживание многих студентов в общежитии, высокие социальные ожидания на профессиональном поприще и в плане формирования семьи.
Отдельные факторы из вышеперечисленных могут быть свойственны и другим социальным группам, но в совокупности они являются достаточно специфичными для студенчества. Обе группы факторов являются ориентиром для выбора путей и средств воздействия с целью оптимизации состояния здоровья студентов.
Многие ученые считают, что человек в процессе антропогенеза прошел стадии адаптации к ряду стрессовых явлений: голоду, холоду, физической боли, физическим на-
грузкам. Сейчас человечество испытывает новый стресс, выражающийся в психоэмоциональных перегрузках, величину которых во многом можно считать кризисными.
Нарастание нервно-психического напряжения в современных условиях в сочетании с низким уровнем двигательной активности приводит к снижению физической работоспособности, уменьшению физиологических резервов функциональных систем организма, снижению иммунных свойств и увеличению заболеваемости. Снижение двигательной активности в первую очередь сказывается на появлении нарушений со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, системы пищеварения.
Для того, чтобы системы регуляции функций адекватно отвечали на все предъявляемые жизненными условиями требования, необходимо расширять диапазон компенсаторных возможностей организма.
В настоящее время общепризнанно, что занятия физической культурой оказывают положительное влияние на организм человека, повышая устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды физического, экологического, социального характера.
Средства физической культуры, способствуют нормализации психоэмоционального и физического состояния за счет укрепления мышечной системы, повышения функциональных возможностей всех систем организма, но при одном очень важном условии - чтобы двигательный режим и физическая нагрузка были адекватны физиологическим и психоэмоциональным параметрам и уровню здоровья каждого занимающегося. При этом необходим дифференцированный подход, позволяющий индивидуально для каждого определять оптимальные возможности и в соответствии с ними рекомендовать двигательную активность.
Длительное время понятие «здоровье» выводили из противопоставления с болезнью: отсутствие болезни означало здоровье. Однако между здоровьем и болезнью существует множество связей, и даже самый больной человек обладает определенным уровнем здоровья (существенно сниженным) [7]. Поэтому метод оценки здоровья путем выявления или исключения заболеваний, в настоящее время большинством ученых признается несостоятельным.
В результате многочисленных исследований проблем адаптации человека к различным социальным, экологическим условиям, путям и способам оптимизации его здоровья, изучения функциональных возможностей сформировалось представление о том, что адаптационные функции организма являются основными показателями здоровья. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что функциональное состояние организма и резервные возможности основных физиологических систем, как элементы здоровья, определяют его способность адаптироваться к условиям окружающей среды, то есть адаптационные возможности организма. Таким образом, здоровье, как и сам человек, представляется как целостное многомерное динамическое состояние человека, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств - саморегуляции и адаптивности.
Диагностика, контроль и коррекция адаптационных способностей организма требуют введение понятия «уровень здоровья» и разработки количественных критериев его оценки. Еще Авиценна писал о существовании шести степеней здоровья и болезни: «бывает тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное; затем тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье; затем тело больное легким недугом; затем тело больное до предела». Из шести состояний организма Авиценна только два относит к болезни, а четыре к различным степеням здоровья.
Современные проблемы здоровья населения и их многоаспектность требуют объединения усилий специалистов ряда научных направлений для их решения. Еще в 1987 году академик Н.М. Амосов писал: «.. нужна наука о здоровье и ее методы измерения и тренировки «резервных мощностей». В настоящее время на стыке ряда наук о человеке возникла новая междисциплинарная область знания - наука о здоровье- валеология. Термин «валеология» (от латинского уа1ео - здравствовать, быть здоровым) предложен в 1981 году профессором И.И. Брехманом. Современное состояние науки о человеке и прежде всего таких ее областей как физиология, медицина, биология, экология, психология, педагогика, валеология, а также развитие современных компьютерных технологий позволяют говорить о возможности комплексной оценки состояния здоровья человека, его прогноза и коррекции.
Исследования показывают, что категория «здоровье» занимает первое или одно из первых мест среди жизненных ценностей различных групп населения, в том числе, учащейся молодежи. Вместе с тем, реализации данной ценности в жизни препятствует совершенно недостаточный уровень сформированности социально-культурных эталонов здоровья, которые определяют субъективную модель здорового человека и выбор способов достижения этой цели. Другими словами, большинство людей не обладает достаточными знаниями о критериях здоровья, путях и методах их достижения. По прежнему все еще недостаточно ценностное отношение к здоровью человека на общественном уровне, что является серьезным препятствием для повышения мотивации к сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Современные условия жизни требуют качественного переосмысления роли и места человека в структуре общественных отношений. Для новых экономических и социальных условий, складывающихся в нашем обществе, характерными становятся механизмы взаимосвязи благосостояния, качества жизни и здоровья человека. Вследствие этого необходим и качественно иной подход к проблеме здоровья человека.
Одним из важных методов воспитания во всех возрастных группах является формирование культуры здоровья, которая представляет собой междисциплинарный комплекс воздействия на человека, включающий в себя в качестве основных компонентов организацию оптимальных режимов двигательной активности, трудовой деятельности и отдыха, системы рационального питания с научно-обоснованным использованием биологически-активных добавок, оптимизацию психологических состояний.
Сегодняшний человек, учитывая имеющиеся научные данные, не имеет права считать себя образованным, если он не освоил основ культуры здоровья. Культура здоровья предполагает не накопительство полезных знаний для сохранения здоровья, а активное использование почерпнутых знаний, умение применять их в каждодневной практике. Культуру здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу [8].
Одним из ведущих общественных институтов, посредством которых можно целенаправленно формировать культуру здоровья, является сфера образования. Поэтому непременным условием деятельности системы образования является работа по формированию здорового образа жизни и сохранению физического, психического и нравственного здоровья всех категорий обучающихся.
Особая роль по формированию культуры здоровья должна отводится вузам, как центрам подготовки квалифицированной, интеллектуальной и творческой элиты государства. При этом необходимо отметить, что состояние здоровья студенчества определяет качество подготовки молодых специалистов, поскольку овладение науками на современном этапе развития высшей школы требует от студентов больших умственных, психоэмоциональных и физических затрат.
Таким образом, решение проблемы здоровья студентов необходимо рассматривать как важную составляющую учебно-воспитательной работы в вузе, которая позволит в конечном итоге повысить качество подготовки специалистов, а значит и уровень их конкурентоспособности на рынке труда.
Работа в этом направлении должна проводится системно, в том числе, и с организацией в вузах центров здоровья, позволяющих координировать и реализовывать на практике это направление работы. Необходимо учитывать, что недостаточное внимание к проблемам здоровья студентов может вызвать ряд негативных последствий, таких как существенное ухудшение качества жизни и социальных возможностей, способности к учебе, угрозу дальнейшего снижения уровня здоровья, снижение творческого и профессионального потенциала личности.
Литература
1. Казначеев В.П., Акулов А.И., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса XXI века» /Под общей редакцией академика В.П. Казначеева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та,2002. 463 с.
2. Валеева А.Г. Проблемы здоровья студентов вузов г. Казани/ Материалы Межунивер. науч.-практ. конф. Формирование культуры здоровья студентов: проблемы и перспективы. 17-18 ноября 2005 г. Казань: КГУ, 2005. С. 29-31.
3. Чепурных Е.Е. Социальная значимость здоровья в системе образования/ Школа здоровья. 2000. Т.7. №2. С.8-20.
4. Агаджанян Н.А., Двоеносов В.Г., Ермакова Н.В., Морозова Г.В., Юсупов Р.А. Двигательная активность и здоровье. Казань: КГУ, 2005. 216 с.
5. Чоговадзе А.В., Прошляков В.Д., МацукМ.Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленым здоровьем. М.: Высшая школа, 1986. С.59-97.
6. Мойкин Ю.В., Киколов А.И., Тхоревский В.И., Милков Л.Е. Психофизиологические основы профилактики напряжения.М.: Медицина, 1987. 256 с.
7. Дмитриева Н.В., Глазачев О.С. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (системно-информационный подход). М., 2000. 214 с.
8. Физическая культура и здоровье: Учебник/ Под ред. В.В. Пономаревой. М.:ГОУ ВУНМЦ, 2001.352 с.
© Р. А. Юсупов - канд. биол. наук, проф. каф. физического воспитания и спорта КГТУ им. А.Н.Туполева; В. Г. Двоеносов - канд. биол. наук, доц. каф. физического воспитания и спорта КГУ.