леводсодержащие напитки почти 100 % подростков всех групп, причем считают, что после этого нет необходимости в полоскании рта, чистке зубов или употреблении жевательной резинки.
Таким образом, старшеклассники первой группы имели санитарно-гигиенические знания выше, чем школьники второй группы. Но как показало наше исследование, на практике применяли свои знания только половина из всех респондентов первой группы и по данным показателям, сравнялись со второй группой. В отличие от предыдущих двух групп, старшеклассники контрольной группы больше знали и применяли на практике свои знания в области профилактической стоматологии.
Анализ полученных данных показал, что старшеклассники второй группы проявили более негативное отношение к стоматологам (51,13 %), чем школьники первой группы (32,40). А старшеклассники контрольной группы проявили плохое отношение к специалистам только в 21,1 %.
Таким образом, в результате проведенного исследования, нами было установлено, что старшеклассники контрольной группы обладали гораздо лучшими знаниями в области профилактической стоматологии, чем подростки второй группы. Ожидалось, что школьники первой группы, обучавшиеся по профилактической стоматологической программе, покажут уровень санитарно-гигиенических знаний гораздо выше, чем старшеклассники второй группы, но результаты нашего исследования показали обратное. Конечно, уровень знаний школьников первой группы был выше, чем у второй группы, но применение данных знаний на практике у школьников первой группы не происходило. И если сравнивать контрольную
и первую группы школьников, то будет видно, что в первой группе произошли большие потери знаний в области профилактической стоматологии.
Следовательно эффективность усвоения санитарно-гигиенических знаний школьных стоматологических программ сомнительно, хотя данные свидетельствуют, что первоначально происходит значительное улучшение в знаниях и отношении к профилактической стоматологии, изменение поведения детей в лучшую сторону по отношению к своему здоровью, происходит повышение стоматологического здоровья, выражающееся в редукции кариеса и улучшении индексов гигиены полости рта, снижении заболеваний пародонта. Однако эта эффективность крат-ковременна, только на время проведения данных программ. Затем происходит быстрое уменьшение и затухание достигнутых результатов.
Снижение результатов таких программ можно избежать с помощью последующих упражнений со старшеклассниками по профилактическому уходу за органами полости рта, проведению дополнительных занятий в области профилактической стоматологии. Очевидна необходимость начинать эти программы с более раннего возраста, подключая к этой работе как педагогов, так и родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алямовская Е. Н. // Новое в стоматологии. -2002. - № 6. - С. 12-13.
2. Лукиных Л. М. // Нижегородский медицинский журнал. - 2003. - Прил. - С. 27-28.
3. Немов Р. С. Психология. - М., 1998.
4. Улитовский С. Б. // Новое в стоматологии. -2002. - № 1. - С. 39-41.
УДК 37.037.1:614.23
ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМУ
ПОДГОТОВКИ ВРАЧА
Н. В. Замятина, В. Б. Мандриков
Кафедра истории и культурологии, кафедра физической культуры и здоровья ВолГМУ
В работе анализируется проблема интеграции физического воспитания в систему медицинского образования. Показано, что междисциплинарные связи физического воспитания с клиническими, медико-биологическими и гуманитарными дисциплинами обеспечат качественную подготовку специалистов-медиков.
Ключевые слова: интеграция, образование, основные дисциплины, междисциплинарные связи.
INTEGRATION OF PHYSICAL EDUCATION INTO THE SYSTEM
OF MEDICAL EDUCATION
N. V. Zamyatina, V. B. Mandrikov
Abstract. This work covers the topics of integrating physical education into the system of medical education. Interdisciplinary connections of clinical, theoretical, medical, humanitarian courses and physical education provide for a fundamental training of medical specialists.
Key words: integration, education, main subjects, interdisciplinary connections.
Продуктивность деятельности специалиста во многом зависит от его профессионального и культурного потенциала, сформированного за время обучения в вузе. На современном этапе развития общества повышаются требования к профессиональному уровню специалистов в различных сферах и областях. В большой степени это касается медицины. Несмотря на расширяющуюся сферу медицинского обслуживания, ее широкомасштабные мероприятия - стремление к всеобщей диспансеризации, массовым формам физической культуры, увеличению числа медперсонала, клиник, больниц, курортов, домов отдыха и т. п., - количество людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, не уменьшается. Главными и самыми серьезными причинами являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование сегодняшних достижений в науках о человеке, о его резервах, психофизиологических, физических возможностях.
Для студента состояние здоровья - показатель его общекультурного уровня развития, удовлетворения его физического и духовного интересов в учебе, быте, отдыхе, представлении о своей будущности. Для студентов медицинских вузов теория и методика физического воспитания более значима, чем для студентов других вузов. Эти знания можно приравнять к профессиональным. Причина одна: физическая культура является действенным фактором оздоровления человека. Врач использует в основном две группы лечебных средств: во-первых, медикаментозные, во-вторых (по необходимости), режимно-средовые, в число которых обязательно входят физические упражнения.
Постановка проблемы. В настоящее время одним из направлений развития содержания образования является интеграция. Интеграция содержания образования - это процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путем синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей развития науки и обусловленных дидактическим отображением природных связей и отношений, то есть межпредметными связями [3].
Если врач плохо представляет влияние физической культуры на организм человека, то он не может считать себя всесторонне подготовленным специалистом. Теоретическая подготовка будущего врача по проблемам физического воспитания должна быть на уровне, близком к принятому на факультетах спортивной медицины. Взаимодействие клинических, теоретических, медицинских, кафедр гуманитарного блока и физического воспитания осуществляется в учебном, методическом и научном аспектах. Сегодня в медицинских вузах теоретическая подготовка студентов по оздоровительному действию физических упражнений возложена на кафедру физического воспитания и здоровья, а также на кафедру лечебной физической культуры и врачебного
контроля. Учебный курс этих кафедр в состоянии обеспечить должную теоретическую подготовку студентов. Однако мы считаем, что этот курс необходимо расширить и "подключить" к нему на основе межкафедральных и межпредметных связей некоторые кафедры фундаментальных дисциплин.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
1. Теоретически обосновать необходимость межпредметного взаимодействия в изложении разделов медико-биологических, клинических, гуманитарных учебных дисциплин и физической культуры.
2. Определить основные функции интеграции физического воспитания и дисциплин высшей медицинской школы.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В данной статье представлены результаты системного и сравнительного анализа содержания лекционных и теоретических занятий, преподаваемых студентам медицинского университета, которые легли в основу разработки идеи интегрированного взаимодействия учебных дисциплин клинического, гуманитарного профиля и физического воспитания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Достижения современной медицины требуют от специалиста-медика постоянного обновления и пополнения знаний. В итоге выпускник медицинского вуза должен обладать высоким интеллектуальным и культурным потенциалом, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, к новациям и достижениям в своей специальности. Интеграция междисциплинарных знаний о человеке и его организме предопределяет изменение устоявшихся подходов к получению высшего профессионального медицинского образования . И , возможно , для оптимального сочетания общеоздоровительных, медико-биологических, клинических, специальных, общенаучных, гуманитарных знаний необходимо создание блочно-модульной системы, которая могла бы быть ориентирована на фундаментальную подготовку специалистов здравоохранения. Для нынешней высшей школы характерно наличие проблемы интегрированного обучения, проявляющейся прежде всего в том, что предметно-дисциплинарная подготовка студентов не соответствует требуемой ориентации обучения на конечные результаты. Как правило, каждый преподаватель обучает своему предмету изолированно от других дисциплин. Однако такой подход в значительной степени препятствует комплексному применению приобретенных знаний при решении задач, которые встанут перед будущим специалистом в его профессиональной деятельности [2].
Продемонстрируем некоторые примеры
связи между предметом "физическая культура" и фундаментальными дисциплинами медицины. Один из самых значимых механизмов оздоровления - повышение иммунных возможностей в процессе спортивного треннинга и их снижение при истощающей тренировке и тяжелом психическом стрессе - может быть изложен в учебном курсе кафедры иммунологии. Анализ составляющих максимального потребления кислорода у спортсмена высокой квалификации (размер сердца и его полостей, максимальный ударный объем, предельная частота сердечных сокращений, насыщение артериальной и венозной крови кислородом, скорость центрального кровотока на уровне рекордных величин) может быть проведен на лекциях и практических занятиях по нормальной физиологии. Максимальная мощность анаэробного ресинтеза аденозинтрифосфорной кислоты во время предельной по мощности физической работы, сопровождающейся образованием кислородного долга до 22-24 л и повышением концентрации молочной кислоты в крови до 180-250 мг%, может быть освещена на лекциях по биохимии .
В данном случае речь не идет о том, чтобы в курсы по иммунологии, физиологии и биологической химии были включены темы, определенные кафедрам физического воспитания и врачебного контроля. Имеются в виду межкафедральные связи. Читая лекцию о функционировании и резервных возможностях той или иной системы организма, специалисты соответствующей кафедры могут включать в этот аспект данные о возможностях спортсменов разной квалификации. Такие фрагменты не отвлекут лектора от тематики, наоборот, усилят лекцию.
Будущие терапевты, педиатры, стоматологи, провизоры обязаны точно понимать, что основой их профессиональной деятельности должны быть знания основ ведения культуры здорового образа жизни как базы любой медицинской специальности. Именно базовые теоретические знания по оздоровлению, рекреации, реабилитации, профилактике дают возможность студентам применять эти навыки в будущей деятельности, а также более тщательно воспринимать и усваивать материал медико-биологических и клинических дисциплин. На кафедре физической культуры и здоровья эти задачи решаются следующим образом:
1) разрабатываются учебные планы и рабочие программы, отражающие достижения смежных наук;
2) обеспечивается непрерывное совершенствование качества преподавания, в первую очередь - повышение уровня лекций, практических и методических занятий, электива;
3) устанавливаются творческие связи с клиническими и параклиническими кафедрами, другими вузами, изучается, обобщается и распространяется опыт работы лучших преподавателей;
4) проводится работа по расширению и ук-
реплению связей с органами здравоохранения.
Теоретический раздел государственной учебной программы по физическому воспитанию студентов (2000 г.) представлен 12 темами лекций. Лекционный курс по предмету "Физическое воспитание" является базисом для формирования мышления врача, где основы знаний по физиологии, биохимии, гигиене и др. преподаются в таких темах, как: "Гигиенические основы физического воспитания", "Медико-биологические основы современной спортивной тренировки", "Допинги и стимуляторы в спорте", "Физическая культура в системе научной организации труда врачей различного профиля", "Основы врачебного контроля в процессе физического воспитания", "Специфика травматизма и заболеваний у занимающихся физической культурой и спортом" и др. Содержание лекций включает в себя специальную информацию о применении средств физической культуры в программах первичной и вторичной профилактики, лечения и реабилитации, а также двигательном режиме как составляющей здорового образа жизни. Студенты знакомятся с краткой историей физической культуры и спорта в России, социальными потребностями возникновения физической культуры, основными психофизиологическими характеристиками учащихся, условиями продуктивности умственного труда. Эти знания интегрируются с преподаванием таких дисциплин, как история, общая гигиена, нормальная физиология, общественное здоровье и организация здравоохранения, что позволяет создать у студентов представление об исторических, социально-биологических и медицинских аспектах обучения в медицинском вузе. Также студенты получают знания о двигательной функции и ее влиянии на повышение устойчивости организма к различным условиям окружающей среды. Изучение основных разделов подготовки спортсмена помогает дать физиологическую характеристику разных видов мышечной деятельности, знакомит с изменениями, происходящими в организме человека при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, а также основами совершенствования физических качеств, организации педагогического, врачебного, научного контроля и самоконтроля в спортивной тренировке. Интеграция с кафедрами биологии, анатомии человека, нормальной физиологии, биохимии, общей гигиены позволяет в преподавании лекционного курса создать представление у студентов-медиков о процессах, протекающих в организме человека и способствующих расширению резервных функциональных возможностей, физиологических механизмах роста тренированности. Материал лекции "Допинги и стимуляторы в спорте" интегрируется в преподавании с дисциплинами: фармакология, клиническая фармакология, пропедевтика внутренних болезней, общая гигиена. В этом разделе показа-
но воздействие допинговых препаратов на различные системы организма и функциональные показатели, патологическое влияние анаболических стероидов на организм и специфические побочные действия применения стероидов у подростков. В лекции "Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов" у студентов создается представление о социальных, медицинских, правовых проблемах инвалидов, физических возможностях спортсменов-инвалидов, их адаптации к самостоятельной жизни в обществе средствами физической культуры. Здесь предмет "физическая культура" выступает как смежная дисциплина с предметами: "врачебный контроль", "лечебная физическая культура", "общественное здоровье и организация здравоохранения", "гигиена" и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интегрированное взаимодействие в изложении разделов позволит расширить и углубить теоретический курс физического воспитания в медицинских вузах. Совокупность знаний, полученных на таких занятиях, глубокое теоретическое осмысление взаимодействия медицинских, гуманитарных учебных дисциплин и физической культуры четче ориентирует студентов на разработку собственной модели здоровья, а также создаст целостное представление об их будущей профессиональной деятельности.
Также мы определили основные функции интеграции физического воспитания и дисциплин высшей медицинской школы. Таковыми являются:
- обеспечение теоретического осмысления основ целостной профессиональной деятельности будущего врача;
- формирование умений практической реа-
лизации основных теоретических положений по формированию здорового стиля жизни в аспекте практического применения основ теории;
- улучшение профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере медицины благодаря интеграции как профильных медицинских дисциплин, теоретических гуманитарных, так и знаний, навыков и умений, полученных в процессе занятий физической культурой и спортом;
- демонстрация основного содержания методики формирования здорового стиля жизни путем интеграции дисциплин, преподаваемых в медицинском вузе.
Эффективное преподавание физического воспитания в интеграции с курсами физиологии, гигиены, биохимии, врачебного контроля и лечебной физической культуры и другими позволит добиться того, чтобы физическая культура и массовый спорт стали органическими составляющими здорового образа жизни студентов - будущих врачей. Ведь от них во многом зависят успехи профилактической медицины и здравоохранения в целом. Интегративный и систематизированный подход к организации профессионального обучения студентов позволяет обеспечить более высокий уровень их готовности к здравотворчеству в их будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мандриков В. Б. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов: монография. - Волгоград, 2001. - 322 с.
2. Никулина Е. В. // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4. - С. 42.
3. Санникова Н. И. // Там же. - С. 26.
УДК 614.2:362.611
МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ ОТКАЗА ОТ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Я. А. Демиденко
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ВолГМУ
С целью выяснения удовлетворенности граждан льготных категорий дополнительным лекарственным обеспечением и причин, побудивших их отказаться от социального пакета, проведено выборочное анкетирование 926 респондентов в районных органах социальной защиты г. Волгограда.
Исследование показало отсутствие значительного улучшения в ситуации с льготным лекарственным обеспечением в 2006 г. по сравнению с 2005 г.
Ключевые слова: инвалидность, лекарственное обеспечение, перечень лекарственных препаратов.
CITIZENS' OPINION REGARDING THE REASONS OF REFUSAL FROM THE PROGRAM OF ADDITIONAL DRUG SUPPLEMENT
Ya. A. Demidenko
Abstract. A selective questioning of 926 respondents was carried out in Volgograd in order to reveal financially unsafe citizens' satisfaction with additional drugs supplement and reasons which made them refuse this medicinal maintenance.