ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
ОБЩЕСТВА
Гуляевская Н.В.,
кандидат социологических наук, доцент Ерфилова И.С.
Новосибирский Государственный медицинский университет г. Новосибирск, Россия
В статье рассмотрена морфология системы жизненных стратегий студентов медицинского вуза, на основе эмпирического исследования выявлены актуальные проблемы в системе формирования жизненных стратегий студентов.
На современном этапе развития общества одной из актуальных проблем является изучение жизненных стратегий, жизненных планов, ценностных ориентаций и перспектив студенческой молодежи в медицинском вузе. Студенческая молодежь в медицинском вузе представляет собой сложное и многомерное образование: это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции на фоне радикальных преобразований в экономической, социальной, культурной сферах российского общества. Переходный период развития российского общества характеризуется двумя разнонаправленными социальными процессами. С одной стороны, расширяются масштабы межкультурного и межличностного взаимодействия. С другой стороны, происходит ускорение дезинтеграци-онных процессов в обществе, результатом которых становится разрушение традиционных межличностных связей и взаимоотношений, потеря ценностных ориентиров. Формирование адаптивной готовности личности будущего врача происходит на фоне усугубляющегося экономического, социального, культурно-образовательного кризисов. Проблема выбора жизненной стратегии приобретает особую значимость для студентов медицинского вуза, поскольку данный этап является периодом жизненного самоопределения, самореализации, он также связан с необходимостью выбора своего жизненного пути [1].
Понятие жизненной стратегии введено К.А. Абульхановой-Славской, которая определяет ее как некоторый способ организации человеком собственной жизни, разрешения жизненных противоречий, способность к приведению жизненных условий в соответствие с собственными ценностями и индивидуальным своеобразием. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск [2].
Анализ процесса формирования жизненных стратегий студентов медицинского вуза предполагает рассмотрение нескольких составляющих:
- процесс взаимодействия личности и социальной среды;
- процесс взаимодействия личности и коллектива;
- процесс достижения коллективных, индивидуальных целей в условиях изменения среды профессиональной адаптации в медицинском вузе.
Изменение среды профессиональной адаптации предполагает изменение ее содержания, характера и направленности профессиональной подготовки.
В современном российском медицинском образовании адаптивный процесс характеризуется с одной стороны отсутствием непротиворечивых методологий изучения приспособительных процессов в социуме и эффективных адаптивных жизненных стратегий личности студентов медицинских вузов, а с другой стороны этот же процесс ограничен рамками дефицита личностного адаптивного потенциала жизненных стратегий студентов. Такая ситуация не позволяет достичь таких адаптивных результатов личности в образовательной среде медицинского вуза, как высокие профессиональные компетенции, интеллектуальная и эмоциональная зрелость, социальная зрелость, социальный интеллект, социальный статус.
Необходимо отметить, что реализация моделей жизненных стратегий студентов медицинского вуза должна соответствовать формально-организационным сторонам медицинского образования, обеспечивать достижение определенных экономических показателей. Наряду с этим не менее значимым является формирование творческой, активной и толерантной личности, т.к. само понятие «стратегия» предполагает не только вектор действий, но и вовлеченность личности в
адаптационные процессы общества. Инновационные направления в развитии жизненных стратегий студентов медицинского вуза предполагают формирование социального интеллекта, социальной компетентности, мультикультурального подхода в принятии картины мира, профессиональной идентичности как нового организационного поведения.
Морфология жизненных стратегий студентов в медицинском вузе имеет двоякую природу: субъективную, обусловленную семейной и школьной социализацией, и объективную - обусловленную общественной социализацией. Важную роль в реализации Концептуальной модели системы жизненных стратегий студентов медицинского вуза (рисунок 1), в формировании профессионализма и личностно-значимых характеристик играет мотивации студентов при выборе специальности [3].
Нами было проведено социально-психологическое исследование по методике «Тест смыс-ложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, среди студентов 1-5 курса НГМУ, в возрасте от 18 до 22 лет (выборка п=454 чел.). Целью исследования было рассмотрение основных характеристик жизненных стратегий, сформированных у студентов.
Рис. 1. Концептуальная модель системы жизненных стратегий студентов медицинского вуза.
По результатам исследования можно сказать, что для 70% опрошенных респондентов характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность на временную перспективу. Так же было выявлено, что по шкале «Цели в жизни» у 30% опрошенных респондентов показатели ниже нормы, что характеризует их как живущих сегодняшним или вчерашним днем, это говорит о том, что у студентов недостаточно чётко сформирована определенность будущего.
Для 80% опрошенных студентов свойственна высокая эмоциональная насыщенность, т.е. респонденты воспринимают свою жизнь как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс. Также было выявлено, что у 2% респондентов высокие баллы только по этой шкале, тогда как по остальным шкалам показатели низкие, что характеризует студентов как гедонистических, живущих сегодняшним днём личностей. Низкие баллы по этой шкале у 12% опрошенных респондентов, что свидетельствует о неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.
По шкале «Результативность жизни» 58% опрошенных студентов попадают в высокий диапазон значений, что говорит о сформированном рефлексивном потенциале, социальной компетентности о стремлении респондентов проявить и реализовывать свои личностные потенциалы. Однако следует отметить, что у 42% опрошенных, преимущественно это студенты 4 курса, результаты низкие, это может также объясняться тем, что студенты перед окончанием вуза находятся на новом этапе жизни, студенты не верят в управляемость жизни и в свою способность управлять ею. Об этом также свидетельствует корреляция со шкалой «Локус контроля» 44% респондентов 1-5 курсов не верят в свои силы контролировать события собственной жизни и всю ответ-
ственность за происходящее с ними перекладывают или на окружающих или внешние по отношению к себе обстоятельства (случайность, судьба).
Таким образом, анализ формирования жизненных стратегий студентов медицинского вуза в условиях трансформационных социальных процессов позволяет сделать вывод, что необходимо изменение контекстов социальной адаптации студентов через новые качественные интеракции «преподаватель-студент», включение студентов в новые социальные роли через формирование профессионального самосознания и самоанализа, формирование внутреннего локуса контроля будущего врача.
Литература
1. Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей. СПб: СпбГУ, 2000. - 48 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: «Мысль», 1991. - 69 с.
3. Гуляевская Н.В. Методологические основы системы социально-педиатрической подготовки в медицинском вузе. Автореферат дис. на соискание уч. степени д. социол. наук: 14.00.52 / НГМУ. Новосибирск, 2010. 41 с.
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ «ШКОЛА-ВУЗ»
Дмитриев Н.А.
Тульский государственный университет г. Тула, Россия
В настоящее время особую значимость приобретает индивидуализация обучения и социализация обучающихся, в том числе учетом реальных потребностей рынка труда. В этой связи возрастает значение ранней профессиональной ориентации, формирования системы непрерывного профессионального образования на основе сетевого взаимодействия «школа-вуз».
В современных социально-экономических условиях в России значительно возрос престиж высшего образования, развитие и укрепление связи между вузом и школой, казалось бы, решают проблему поиска вузом своего абитуриента. Однако происходящие в обществе изменения порождают необходимость дополнительной подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений к поступлению в учреждения высшего профессионального образования. Проблема восстановления целостности звена «школа-вуз» является самой острой, так как находится в центре системы непрерывного профессионального образования и является приоритетным фактором формировании набора в вузы и подготовки специалиста[1, с. 6].
В этой связи возрастает роль системы специализированной подготовки, или так называемого профильного обучения, которое должно ориентироваться на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе учетом реальных потребностей рынка труда. То есть, определены следующие приоритеты (цели) профильного обучения:
■ повышение качества общего образования, что обеспечивает глубокую и специализированную общеобразовательную подготовку учащихся в нескольких общеобразовательных областях;
■ установление равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями;
■ обеспечение преемственности общего и профессионального образования.
■ Реализация Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования имеет под собой богатый организационный, методический и технологический опыт. Фактически элементы профильного обучения были созданы в России уже несколько десятилетий назад [2, с. 128]. К настоящему времени в практике имеет место разделение общеобразовательных учреждений, осуществляющих профильную подготовку различными способами.
Развитие подобных образовательных учреждений основывается на стремлении удовлетворить познавательные потребности мотивированных и одаренных школьников, которые ориентированны на ранний выбор той или иной специализации и продолжение обучения в высшей школе.
Существенным фактором успешности содержательного и организационного единства системы «школа-вуз» является использование кадровых, методических, опытно-экспериментальных,