Научная статья на тему 'Роль психообразования в улучшении качества психиатрической помощи'

Роль психообразования в улучшении качества психиатрической помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
490
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХООБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / QUALITY OF MENTAL HEALTH CARE / ПАРТНЕРСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / PARTNERSHIP MODEL OF RELATIONSHIP / КАЧЕСТВО ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / RECIPIENTS OF MENTAL HEALTH SERVICES / PSYCHOEDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилова Светлана Валерьевна

Психообразовательная работа в последние годы становится приоритетным направлением деятельности профессиональных и общественных учреждений, работающих в области психического здоровья. Проведение данных программ позволяет обеспечить пациентов необходимыми знаниями, оказывает влияние на их установки и поведение в отношении собственного здоровья, создает информационную и социально-психологическую поддержку родственникам пациентов, помогает в преодолении болезни, способствует формированию и укреплению партнерских отношений со специалистами. Повышается уровень социальной успешности и функционирования потребителей психиатрической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of psychoeducation in improving the quality of psychiatric care

Psychoeducational work has become in recent years a priority area of activity of professional and public organizations involved in the realm of mental health services. Psychoeducational programs enable patients to make informed decisions regarding their treatment, influence their personal attitudes and behaviour concerning their own health, provide informational and social-psychological support for patients' relatives, help in coping with disease and encourage development and the strengthening of collaborative relationships with specialists. It also contributes to higher level of social success and functioning of mental health care recipients.

Текст научной работы на тему «Роль психообразования в улучшении качества психиатрической помощи»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

© С.В. Данилова, 2011 УДК 616.89(045)

Для корреспонденции

Данилова Светлана Валерьевна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения психогений и расстройств личности ФГУ «Государственный научный центр судебной и социальной психиатрии им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России» Адрес: 119992, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-15-14 E-mail: psykonkurs@yandex.ru

С.В. Данилова

Роль психообразования в улучшении качества психиатрической помощи

ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии

им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России», Москва

The Serbsky State Research Centre of Social and Forensic Psychiatry, Moscow

#

The role of psychoeducation in improving the quality of psychiatric care

S.V. Danilova

Psychoeducational work has become in recent years a priority area of activity of professional and public organizations involved in the realm of mental health services. Psychoeducational programs enable patients to make informed decisions regarding their treatment, influence their personal attitudes and behaviour concerning their own health, provide informational and social-psychological support for patients' relatives, help in coping with disease and encourage development and the strengthening of collaborative relationships with specialists. It also contributes to higher level of social success and functioning of mental health care recipients. Key words: psychoeducation, recipients of mental health services, partnership model of relationship, quality of mental health care

Психообразовательная работа в последние годы становится приоритетным направлением деятельности профессиональных и общественных учреждений, работающих в области психического здоровья. Проведение данных программ позволяет обеспечить пациентов необходимыми знаниями, оказывает влияние на их установки и поведение в отношении собственного здоровья, создает информационную и социально-психологическую поддержку родственникам пациентов, помогает в преодолении болезни, способствует формированию и укреплению партнерских отношений со специалистами. Повышается уровень социальной успешности и функционирования потребителей психиатрической помощи. Ключевые слова: психообразование, потребители психиатрической помощи, партнерская модель взаимоотношений, качество психиатрической помощи

История возникновения понятия «образование пациентов» начинается с клиники внутренних болезней (терапии, эндокринологии, онкологии) и лишь спустя некоторое время получает распространение в психиатрии.

По общему определению Бартлетт (1985), образование пациентов -это поэтапный процесс обучения, во время которого применяются следующие методы: преподавание, консультирование, специальные техники для модификации поведения. Все это обеспечивает пациентов необходимыми знаниями и оказывает влияние на их установки и поведение в отношении собственного здоровья. Основатель системы образования больных в Дании Деккерс (1980) различал следующие его составляющие: обеспечение пациентов информацией, инструктирование, руководство и консультирование.

J. Walsh (1987) дал наиболее точное определение психообразовательных программ, обозначая их как ограниченные во време-

36

#

С.В. Данилова

ни группы закрытого типа, работающие под руководством профессионалов в области психического здоровья и нацеленные на образование и обеспечение поддержкой пациентов - участников данных групп.

Развитие психообразовательные программы получили прежде всего в странах Скандинавии, США, Голландии и Германии, где в настоящее время они уже признаны неотъемлемой частью лечебного процесса. Эти программы вполне стандартизованы. Их эффективность всесторонне оценивается по таким ключевым параметрам, как медицинское и психологическое содержание программы, дидактические (учебные) требования к ее реализации и оценка программы (Деккерс, 1980, Греен, 1980, Херберт, 1994).

Психообразовательные программы проводятся как для профессионалов, так и для потребителей психиатрической помощи, их родственников. Данные программы позволяют обеспечить пациентов необходимыми знаниями, оказывают влияние на их установки и поведение в отношении собственного здоровья. Способствуя созданию партнерских отношений врачей с психически больными в процессе проведения, психообразовательные занятия вырабатывают у потребителей психиатрической помощи мотивацию на участие в программе.

Психиатрическое просвещение родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами, создает информационную и социально-психологическую поддержку, помощь в преодолении болезни, повышает комплайентность. Психообразовательные программы обучают конкретным принципам и техникам взаимодействия с психически больными в семье.

Помимо этого потребители психиатрической помощи (психически больные и члены их семей) также нуждаются в информировании по правовым и этическим вопросам психиатрической помощи; они должны знать порядок обращения за этой помощью, ее гарантированный объем, условия ее оказания, а также свои права и интересы, которые защищены соответствующими законодательными актами.

Таким образом, психообразовательные программы ставят перед собой задачи, которые тесно связаны между собой. Во-первых, это собственно образование, когда участник программы получает информацию о психическом расстройстве, чтобы правильное понимание состояния потребителя психиатрической помощи вело к своевременному распознаванию и контролю отдельных болезненных проявлений и симптомов; информацию о правовых вопросах психиатрической помощи. Во-вторых, это обеспечение психосоциальной поддержки, когда группа, с которой проводится психообразовательная программа, является постоянным источником поддержки и одновременно терапевтической сре-

дой, в которой участники могут в безопасных условиях вырабатывать адекватные навыки поведения, общения, совладания со сложными ситуациями. Кроме того, посредством участия в группе удовлетворяются потребности в общении. Реализация этой задачи значима и для специалистов, если группа организуется для них в целях повышения профессиональной компетенции. Третья задача, очень важная для адаптации пациента к жизни после выписки, заключается в обучении родственников тому, как жить рядом с психически больным человеком, методам поддержки, соблюдения режима поддерживающего лечения. Четвертая задача связана с получением профессионалами новой информации о психических расстройствах и методах работы с психически больными людьми. Эти группы отличаются большим объемом теоретического и практического материала и носят учебно-методический характер.

Анализ материалов при проведении Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» (2008-2010 гг.) свидетельствует о том, что психообразовательные программы проводятся сотрудниками как профессиональных организаций, работающих в области психического здоровья (психиатрические больницы, психоневрологические диспансеры), так и общественных объединений, чей вклад имеет огромное значение в развитии социальной поддержки, интеграции пациентов в общество, вовлечении их в различные виды деятельности.

Анализ целей и задач общественных организаций показал, что помимо проведения реабилитационной работы они оказывают взаимную поддержку пользователям психиатрической помощи, проводят образовательную работу в области психиатрии, а также осуществляют защиту прав психически больных. Эти функции взаимосвязаны. Необходимость взаимной поддержки обусловлена тем, что сами пациенты и члены их семей испытывают значительные психологические тяготы, несут бремя стигмы. Однако только взаимной поддержки недостаточно для того, чтобы эффективно справляться с ситуацией. Поэтому на помощь приходит более глубокое знание психического расстройства, которое можно получить только в процессе психообразования.

Важное место в деятельности общественных организаций занимает психообразовательная работа с населением, осведомленность которого в вопросах психического здоровья остается недостаточной. Искаженные представления, мифы о психиатрии, психиатрах и психически больных способствуют формированию предвзятого отношения населения к психиатрии, пользователям психиатрической помощи, врачам-психиатрам. Этот факт ухудшает и делает хроническим течение многих психических расстройств, препятствует нормальной инте-

37

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

#

грации пациентов в общество. В связи с этим роль общественных организаций в реализации психообразовательной работы приобретает особую значимость. Она ведется в разных направлениях: издаются буклеты, популярные брошюры, пособия, курсы лекций, книги. Тематика во всех случаях -основные проявления психических расстройств, возрастные особенности их течения, современные методы лечения, формы социальной защиты пациентов, методы преодоления стигматизации в психиатрии, правовые вопросы и законодательство в психиатрии.

В настоящее время проводится достаточно много исследований и в нашей стране [1-5], и главным образом за рубежом [6-8], свидетельствующих о том, что одна из основных потребностей семей психически больных связана с необходимостью получения ими информации о психических расстройствах, о современных возможностях психиатрической науки и практики. Потребители психиатрической помощи хотят знать, как проявляются симптомы шизофрении, бредовых расстройств, биполярного расстройства, депрессии, ориентироваться в современных лекарственных препаратах и юридических вопросах, связанных с охраной прав и интересов пользователей психиатрической помощи.

Современная концепция психиатрического просвещения определяется признанием роли членов семьи как партнеров в процессе лечения психических расстройств [5]. В связи с этим обучение родственников больных направлено на предоставление им информации о болезни, моделях поведения с пациентом, положительно влияющих на процесс его выздоровления. Крайне важен тот факт, что и от самих родственников в процессе обучения можно получить информацию о том, как уменьшить ощущение бремени.

Так, деятельность Общероссийской общественной организации инвалидов вследствие психических расстройств и их родственников «Новые возможности» связана с осуществлением практической помощи инвалидам вследствие психических расстройств, улучшением их положения в обществе, защитой прав и интересов психически больных, изменением образа психически больного человека в общественном сознании, оказанием взаимной поддержки психически больным и их семьям, предупреждением инвалидности вследствие психического расстройства

Издание книги «Преодоление» (Преодоление: люди с психиатрическим опытом и их близкие о себе откровенное и сокровенное / Под ред. проф. И.Я. Гуровича / Сост. Н.Б. Левина, Е.Б. Любов. - М.: ОООИ «Новые возможности», 2009. - 130 с.) членами общественной организации стало очередным шагом со стороны пациентов и их близких в формировании и укреплении партнерских отношений со специалистами, ока-

зывающими психиатрическую помощь, в обоюдном стремлении к восстановлению и выздоровлению больных. В сборнике потребители психиатрической помощи делятся выстраданным опытом преодоления психического недуга. В этой публикации собрано свыше 100 повествований самих пациентов, а также их близких о перенесенных совсем недавно или в прошлом приступах тяжелого психического расстройства, иногда о годах, проведенных в болезни. Этих людей объединяет сохранение надежды, проявление жизнестойкости, стремление не сдаться болезни, а сохранить контроль над ней, вернуться к реальной жизни.

На протяжении многих лет в общественной организации «Семья и психическое здоровье» осуществляется постоянная планомерная работа по психообразованию, психосоциальному восстановлению пациентов и их семей. Повышение качества жизни семей с проблемами психического здоровья посредством преодоления их социальной отчужденности, вовлечения в жизнь общества, формирования активной гражданской и жизненной позиции, участия в развитии общественного движения среди профессионалов в области психического здоровья и потребителей психиатрической помощи, формирования партнерских отношений между профессионалами и пользователями психиатрической помощи - цели организации.

Для пациентов на протяжении уже более 10 лет на базе созданного реабилитационного центра проводятся психообразовательные программы, включающие обучение своевременному распознаванию и контролю болезненных проявлений и симптомов, осознанию необходимости раннего обращения за помощью, развитие навыков управления медикаментозным лечением, восстановление социальных и трудовых навыков независимой жизни. Так, для пациентов работают компьютерные курсы для профессионального переобучения, освоения новых трудовых навыков.

Логическим продолжением является выпуск научно-популярной литературы, что позволяет потребителям получать необходимые знания в области психиатрии после завершения обучения. Издан словарь терминов для пользователей психиатрической помощи, где описано более 150 терминов и понятий в области клинических проявлений психических расстройств и их лечения.

Для родственников пациентов проводится базовый информационный курс из 12 лекций, предоставляющий знания о психических расстройствах и их лечении, обучающий навыкам общения с психически больным членом семьи и ухода за ним, развивающий навыки управления своим эмоциональным состоянием, навыки решения проблем в семье.

Образовательная программа «От правового информирования к психическому здоровью», инициатором проведения которой стала Межрегиональная общественная организация «Общество -

38

#

С.В. Данилова

права человека и психическое здоровье», стала первым в отечественной психиатрии проектом, посвященным правовым и этическим аспектам психиатрической помощи, действующим законодательным актам, которые защищают права и интересы лиц с психическими расстройствами, не только для специалистов системы психиатрической помощи, но и для тех, кто эту помощь получает.

Основные задачи этого проекта - привлечение внимания общества к актуальным проблемам российской психиатрии и ее пациентам; осуществление деятельности, направленной на содействие защиты прав душевно больных граждан и их семей; повышение грамотности пользователей в области правовых аспектов психиатрической помощи; разработка и содействие реализации программ общественной поддержки и защиты пациентов психиатрических служб и членов их семей; участие в развитии общественного сектора среди профессионалов в области психического здоровья и потребителей психиатрической помощи.

По результатам проекта была издана научная литература: организационно-методическое пособие для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья и пользователей психиатрической помощи, материалы научно-практической конференции «Правовые и этические проблемы психиатрической помощи»; закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в вопросах и ответах.

Образовательный проект «От правового информирования к психическому здоровью» стал первым опытом в работе Межрегиональной общественной организации «Общество - права человека и психическое здоровье», в рамках которого состоялось 8 заседаний, на которых было прочитано 15 лекций и проведено 5 семинаров; в работе программы приняли участие более 60 специалистов и пользователей психиатрической помощи.

Таким образом, на практике была реализована партнерская модель отношений. Полученный результат показал не только принципиальную возможность, но и взаимную выгоду подобного подхода. Пациенты, принимая живое участие в обсуждении различных проблем, поднимавшихся в ходе лекций и семинарских занятий, задавая интересующие их вопросы и выступая с комментариями, получили возможность не только лучше понять, с какими трудностями порой сталкиваются они (пациенты) и специалисты, но и приобрести реальный опыт построения партнерских отношений с профессионалами.

Результаты проведенного анкетирования показали, что большинство участников проекта оценили его положительно, отмечая его высокую актуальность как для практических врачей, так и для организаторов психиатрической службы. Было

особо подчеркнуто, хотя около половины слушателей ранее уже принимали участие в различных образовательных проектах, однако ни один из них не был специально посвящен правовым и этическим аспектам оказания психиатрической помощи. Поэтому лекции, посвященные вопросам организации и оказания психиатрической помощи, защиты прав пациентов, которые предусмотрены действующим законодательством, этическим нормам в психиатрии, по мнению опрошенных, представляли не только теоретический, но и практический интерес. Возможность получить информацию от наиболее авторитетных специалистов, принимавших участие в разработке проекта закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Кодекса профессиональной этики психиатра, безусловно, явилась важным фактором в решении поставленной задачи по повышению грамотности профессионалов и пользователей в области правовых и этических аспектов психиатрической помощи.

Анализ материалов, присланных на Всероссийский конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья», показывает, что в последние годы в психиатрических учреждениях психообразовательная работа также становится приоритетным направлением деятельности. В медицинских и образовательных учреждениях специалистами проводятся тематические лекции для широких слоев населения с рекомендациями по профилактике психических расстройств, образовательные семинары для пациентов, родственников. Во многих учреждениях на страницах сайта организована консультативная помощь специалистов в режиме оп-Ппе, а также функционирует форум.

Немаловажную роль играет создание групп поддержки семей в психиатрических учреждениях в целях привлечения всех членов семьи к адекватному участию в лечебно-восстановительных мероприятиях, формирования у пациентов и членов их семей адекватного представления о психических расстройствах, обмена между семьями позитивным опытом общения с психически больным человеком, снижения напряжения и фрустированности в семье. Выпуск внутрибольничных журналов и газет помогает преодолевать изоляцию людям с опытом психического расстройства. На страницах этих изданий они имеют возможность написать о себе, поделиться опытом преодоления психического недуга, получить информацию от профессионалов учреждения о наиболее актуальных проблемах в сфере психического здоровья.

В качестве положительных результатов психообразовательных семинаров с пользователями психиатрической помощи отмечаются снижение уровня тревожности среди участников, расширение круга общения, изменение характера внутрисемейного реагирования на больного родственника, снижение

39

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

степени самостигматизации, появление адекватного отношения к лечению и возможным неблагоприятным последствиям, формирование партнерских отношений с лечащим врачом.

Таким образом, психообразование не только увеличивает объем знаний, усиливает уверенность в борьбе с болезнью, но одновременно

решает и непрямые задачи программы: улучшаются возможности в сфере уверенного поведения; совершенствуются коммуникативные навыки и навыки повседневной жизни, появляются новые стратегии разрешения проблем, повышается уровень социальной успешности и функционирования.

Литература

1. Вегель Я. Внебольничная помощь и психиатрическая реабилитация при тяжелых психических заболеваниях: Пер. с англ. - Киев: Сфера, 2002. - 579 с.

2. Вулис Р. Если Ваш близкий страдает душевной болезнью. Руководство для членов семей, друзей и социальных работников: Пер. с англ. - М.: Нолидж, 1998. - 192 с.

3. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. и др. Групповая работа с психическими больными по психообразовательной программе: Пособие для врачей. - М., 2002. - 39 с.

4. Солохина Т.А. Роль потребителей в оценке качества стационарной психиатрической помощи // Психиатрия. - 2004. -№ 5. - С. 27-30.

5. Ястребов В.С., Солохина Т.А. Основные положения концепции обеспечения качества психиатрической помощи // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. - 2003. -Т. 103, № 5. - С. 4-10.

Leff J., Kuipers L, Berkowitz R. A controlled trial of social intervention in the families of schizophrenic patients // Br. J. Psychiatry. - 1982. - Vol. 141. - P. 121-134. McFarlane W.R. Психиатрическое семейное просвещение: основные концепции и новые формы его применения // Внебольничная помощь и психиатрическая реабилитация при тяжелых психических заболеваниях / Под ред. J. Weeghel: Пер. с англ. / Под общ. ред. А.И. Абессоновой. - Киев: Сфера, 2002. -С. 214-227.

Zhang M, Wang M, Li J. et al. Randomised-control trial of family intervention for 78 first-episode male schizophrenic patients. An 18-month studying Suzhou, Jiangsu // Br. J. Psychiatry. - 1994. - Vol. 165, suppl. 24. -P. 96-102.

#

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.