Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОДИНОЧЕСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минайчева Наталья Викторовна

В статье приводится обоснование, базовые принципы и вариативность проведения групповой программы эффективного общения Внимающий Круг, его возможности и ограничения. Обобщается практический опыт автора, на протяжении ряда лет, проводящего Круг в различных консалтинговых ситуациях, связанных с неэффективным построением межличностных коммуникаций, при участии самой широкой целевой аудитории. Описываются особенности и преимущества Внимающего Круга в сравнении с тренингами, ориентированными на формирование коммуникативной компетентности. Отмечается инновационность и перспективность применения программы, позволяющей оказывать помощь в развитии навыков межличностного общения, основываясь на ценностях, смыслах и личностных особенностях человека, без использования жестко стандартизированных коммуникативных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Минайчева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF OVERCOMING THE LACK OF COMMUNICATION IN THE PROCESS OF SOCIAL CHANGE

In this article, the basic principles and variability of group program effective communication Listening Circle, its capabilities and limitations. We generalize the experience of the author over a number of years conducting the Circle in various consulting situations of inefficient building interpersonal communication, with the participation of the widest possible target audience. Describes the features and benefits of a Listening Circle in comparison with the trainings focused on the formation of communicative competence. Celebrates the innovation and potential of application programs to assist in the development of interpersonal skills, based on values, meanings and personal characteristics of a person, without the use of a rigidly standardized communication technologies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

2. Гузиков Б.М., Зобнев В.М., Ревзин В.Л. Терапевтическое Сообщество в системе реабилитации наркологических больных (пособие для врачей). - СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2000. - 28 с.

3. Наркология: национальное руководство / Под ред. Н.Н. Иванец, И.П. Анохина, М.А. Винникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 720 с.

4. Проблемы создания в Санкт-Петербурге и области реабилитационных центров для наркозависимых: Материалы конференции / Под ред. К.А. Каменкова. - СПб, 1997. - 260 с.

5. Сирота Н.А., Ялтонский В.Н. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. - М.: ООО «Радуга», 2004. - 103 с.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ _ИЗМЕНЕНИЙ

Минайчева Наталья Викторовна,

старший научный сотрудник Московского института развития образования, главный специалист Московской службы психологической помощи населению, Clinical High Level Master in Brief Strategic

Psychoterapy

THE PROBLEM OF OVERCOMING THE LACK OF COMMUNICATION IN THE PROCESS OF SOCIAL CHANGE

Minaychevo Natalia, senior researcher at the Moscow Institute of educational development, chief specialist of the Moscow

psychological assistance to the population, Clinical High Level Master in Brief Strategic Psychoterapy

АННОТАЦИЯ

В статье приводится обоснование, базовые принципы и вариативность проведения групповой программы эффективного общения Внимающий Круг, его возможности и ограничения. Обобщается практический опыт автора, на протяжении ряда лет, проводящего Круг в различных консалтинговых ситуациях, связанных с неэффективным построением межличностных коммуникаций, при участии самой широкой целевой аудитории. Описываются особенности и преимущества Внимающего Круга в сравнении с тренингами, ориентированными на формирование коммуникативной компетентности. Отмечается инновационность и перспективность применения программы, позволяющей оказывать помощь в развитии навыков межличностного общения, основываясь на ценностях, смыслах и личностных особенностях человека, без использования жестко стандартизированных коммуникативных технологий.

Ключевые слова: общение, коммуникация, межличностное взаимодействие, одиночество, коммуникативные навыки, компетенции, дефицит общения.

ABSTRACT

In this article, the basic principles and variability of group program effective communication Listening Circle, its capabilities and limitations. We generalize the experience of the author over a number of years conducting the Circle in various consulting situations of inefficient building interpersonal communication, with the participation of the widest possible target audience. Describes the features and benefits of a Listening Circle in comparison with the trainings focused on the formation of communicative competence. Celebrates the innovation and potential of application programs to assist in the development of interpersonal skills, based on values, meanings and personal characteristics of a person, without the use of a rigidly standardized communication technologies.

Keywords: communication, communication, interpersonal interaction, loneliness, communication skills, competencies, lack of communication.

Утверждение, что человек в современном мире постоянно подвергаются множеству агрессивных внешних воздействий, стало в последнее время расхожим штампом. Что отнюдь не отменяет его истинности. Психика не всегда справляется с лавиной информации, обрушивающейся на нас на улице, в транспорте, на работе и дома. Постоянно ускоряющийся темп жизни оказывает на человека огромное стрессовое воздействие, от которого хочется защититься. Недостаточная развитость навыков общения, необходимых для успешной адаптации к социальной среде, ведет к формированию неэффективных паттернов и психологических защит, что, в свою очередь, еще более затрудняет межличностные коммуникации.

Симптоматика клиентов, ощущающих свою проблему как «дефицит общения» удивительно схожа - это

люди с преобладанием отрицательного опыта в ситуациях общения, фиксированием в поведении неэффективных способов взаимодействия, испытывающие затруднения в силу своей замкнутости, робости, интровертности, неуверенности и нестабильной самооценки. Они заведомо испытывают сложности как на этапе вхождения в контакт, знакомства, так и в сфере выстраивания длительных конструктивных отношений с окружающими. И, как следствие этого, обреченные на тотальное одиночество. Причем, это не надмирное философское одиночество «аристократов духа», а лютый ненасыщаемый голод по человеческому теплу и участию, который требует компенсации.

Человеку по праву рождения необходимо вступать в контакты с другими людьми. С какой бы точки зрения

мы не взглянули на человеческое общество - с исторически-эволюционной или с точки зрения отдельной личности, - обязательно обнаружим, что человек всегда находится в контексте межличностных отношений. Результаты различных исследований: поведения приматов, анализ первобытных культу и современного общества, убедительно доказывают, что наша потребность быть частью сообщества себе подобных является базовой и очень мощной. Люди всегда существовали в группах, и между их членами устанавливались стабильные и глубокие отношения. «Если бы возможно было физически освободить человека от общества и сделать его совершенно не заметным для других его членов, - писал более ста лет назад Вильям Джеймс, - не было бы в мире наказания более изощренного» [5, с. 127].

Меж тем, все чаще современники обретают круг общения в виртуальном пространстве, лишаясь его в реальности. Они изрядно подрастеряли навыки естественного человеческого общения. Когда эмоциональный контакт с окружающими утрачивается, уделом личности становится одиночество [2, с.15]. Постулат «одиночество -изнанка свободы» исповедовали многие философские школы. Плутарх, например, полагал, что по-настоящему зрелой личностью может считаться тот, кто научился произносить слово «нет» и жить уединенно. Все это относится ко временам, когда одиночество, как правило, было добровольно избираемым уделом немногих и носило экзистенциальный характер. Но с чем сравнить одиночество нашего современника - жителя большого города. Он одинок среди толпы, в многоквартирном доме, среди равнодушных «близких» и занятых собой сослуживцев. Не случайно именно в наши дни появился немыслимый недавно термин «одиночество вдвоем».

Вероятно, каждый испытывал ту или иную форму межличностной изоляции на разных этапах жизненного цикла. Поскольку человек - существо общественное, то дефицит общения ощущает очень остро. И даже неосознаваемый, этот дефицит создает душевный дискомфорт, инициирует страхи, снижает самооценку и губит веру в себя. Немногие могут без внешнего подкрепления поддерживать адекватное ощущение собственной значимости. Если попытаться определить наиболее очевидный источник психологического неблагополучия, им, несомненно, станет одиночество. Основываясь на собственном опыте, могу утверждать, что большая часть работы практикующего психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту научиться строить близкие долгосрочные и доверительные отношения с другими людьми.

Тренингов коммуникативной компетентности создано в изобилии. В качестве основной или вспомогательной темы коммуникативные навыки предлагается развивать во многих групповых форматах. Следует отметить, что все эти формы психологической практики в своем теоретическом фундаменте базируются на особой психологической концепции - психологии воздействия [1,3]. Объединяет их то, что общение становится не столько целью, сколько средством. Цели же ставятся совсем иные: больше продать, кого-то задавить, а другого привлечь, презентовать себя с самой выгодной стороны, или преодолеть чужое сопротивление, обойти возражения [3, с.

68]... Следует отметить, что все эти формы психологической практики в своем теоретическом фундаменте базируются на психологии воздействия. Результаты достигаются с использованием жестко простроенных коммуникативных технологий. Методы коммуникативного тренинга предполагают своеобразный вариант обучения на моделях, за счет введения тем или иным способом эффективных схем и последовательностей целевого поведения в рассматриваемых ситуациях, но все перечисленное, не снижая актуальности достигаемых целей, отдает дрессурой и на мысли о человеческой близости не наводит. Отношения, в которых взаимодействие с другими людьми инструктируется подобно манипуляциям с бытовой техникой, становятся объектными и лишаются эмоциональной наполненности.

Для тех, кто навыки доверительного искреннего общения подрастерял, но потребности в них не утратил, американские коллеги Jack Zimmerman, Kay Prants [4,6], et cet разработали специальную программу интенсивного эмоционального общения в максимально безопасном формате - «Внимающий Круг». Прообразом Круга являются «миротворческие круги», взятые из индейских практик, использующиеся для решения конфликтов и укрепления межродовых отношений. Практичный Запад, ориентируясь на реальные потребности целевой аудитории, этой формой откликнулся на такие актуальные тенденции, как определенная мотивационная неготовность целевых групп к более «глубинной» работе, а также требование большей «универсализации» обучающих программ коммуникативного профиля. В современной психотерапии «Внимающий Круг» является инструментом, позволяющим оказывать помощь в развитии навыков межличностного общения, основываясь на ценностях, смыслах и личностных особенностях человека, без использования жестко стандартизированных коммуникативных технологий.

В статье приведены самые общие варианты организации Внимающего круга, которые ни в коем случае не исчерпывают всех тонкостей работы. Если говорить о задачах Круга - это, прежде всего, «общение в чистом виде» -достижение взаимопонимания, сглаживание межличностных противоречий, и если не принятие позиции «другого», то осознание ее права на существование. В то же время, наряду с повышением компетентности в общении, работа в Круге зачастую оказывает благотворное влияние на целостные характеристики личности, такие как повышение самопринятия, уверенности в себе, стабилизация самооценки, понижение тревожности и ряд других. Эффекты эти носят сопутствующий психотерапевтический характер и самоцелью «Внимающего Круга» не являются.

В Круге мы не преследуем заранее намеченных целей, не стремимся к приобретению конкретных навыков и компетенций, не требуем решения каких-либо проблем. На первый взгляд, мы только рассказываем истории и выражаем свои актуальные чувства и мысли, а круговые процессы в общении приводят нас на другой уровень понимания и принятия себя и других, как следствие, изменяя качество жизни.

В Круге важно соблюдать его законы и интенции (намерения), и их не путать. Законы: не перебивать и не

комментировать рассказчика; если собственные эмоции захлестывают, допустимы жест и звук одобрения; конфиденциальность; слушать себя, когда говорит другой, и говорить о себе; перед тем, как начать говорить, взять жезл спикера (так называемый «предмет речи»). Интенции: говорить искренне, чистосердечно и не судить себя; слушать сердцем и не осуждать других; быть спонтанным; говорить по существу, чтобы предоставить всем участникам возможность высказаться. Казалось бы, эти требования можно объединить. Но не всегда возможно говорить чистосердечно; не всегда получается слушать без критики; и когда захлестывают эмоции, не всегда возможно говорить, по существу. Иными словами, не удается неукоснительно соблюдать интенции, к этому следует стремиться. Законы Круга обязательны для всех.

Кругу присуща своя символика, создающая особую атмосферу общения. Центр Круга - это пространство, создаваемое для перехода от внешней реальности к глубоко личному состоянию, позволяющему участникам сосредоточиться на том, что происходит внутри каждого из них. Традиционно в центре помещаются свеча, как символ ясности и «предмет (предметы) речи» - разные мелкие вещицы, и чем они разнообразнее, тем проще каждому участнику найти свой, отвечающий его актуальному состоянию. Иногда участники хотят принести свой предмет и положить его в центр Круга. Такой предмет символизирует право участника говорить.

Ритуалы Круга важны для организации пространства общения и создания доверительной атмосферы. Круг обычно начинают с процедуры общей релаксации или сосредоточения. Выбор процедуры остается за ведущим. Каждый круг посвящается определенной теме. В конце встречи все, взявшись за руки, задувают свечу. Важно, чтобы при пожатии рук одна отдавала, другая принимала. Разумеется, в каждой группе могут спонтанно сложиться дополнительные ритуалы.

Темы рассказываемых в Круге историй могут быль самыми разными, в зависимости от состава участников, степени допустимой доверительности между ними. При очевидно личностной ориентации программы опыт использования ее в бизнес-формате и коллективах бюджетных организаций (учителя, социальные работники), несмотря на стартовую настороженность, оказался позитивным. «Внимающий Круг» зарекомендовал себя эффективным инструментом усовершенствования организационной культуры и коммуникационных процессов в сообществах, в том числе и профессиональных, где враждебность и поляризация нарушили систему связей между людьми. Неоднократно доводилось проводить Круг среди сослуживцев, и вполне понятно, что интимных тем касаться было нельзя. Но даже такие «простые» круги как рассказ о своем имени, рассказ о первом рабочем дне или рассказ о человеке, который помог «состояться», по отзывам участников, давали совершенно потрясающий результат. Участники в обратной связи отмечали углубление опыта анализа ситуаций общения - повышение адекватности восприятия себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом; формирование коммуникативной установки на открытость в общении, точность межличност-

ного восприятия; снижение уровня конфронтации; развитие таких личностных диспозиций как гибкость, яркость и глубина, избирательность переживаемых в общении эмоций. Не раз доводилось слышать, что многие наконец по-настоящему увидели тех, кто давно трудится с ними рядом, и не просто заметили, а ощутили потребность узнать друг друга ближе.

Для Круга характерны:

- Уважительное внимание, подразумевающее принятие своих чувств, намерений, интересов, решений.

- Справедливое отношение - учет личностных возможностей и ограничений. Круг создает не универсальную технологию, а комфортную среду общения.

- Признание ценности каждого - к сожалению, нередко ценность человека приравнивают к его полезности. Встреча с инаковостью наглядно демонстрирует относительность собственных представлений, помогает критично оценить дисфункциональные установки, препятствующие принятию и пониманию других людей.

«Внимающий Круг» дает участникам возможность сформулировать и реконструировать конкретную жизненную ситуацию, выйти на новый уровень ее осмысления. Увидеть событие иначе, глазами других, расширить собственный сегмент ее осознания и принятия. Возможно, именно этим мягким форматом, нечеткой заданностью структуры и отсутствием жестко поставленных задач «Внимающий Круг» свою миссию и выполняет. Он помогает перейти от иерархической структуры межличностного взаимодействия к модели партнерства, где инициатива, ответственность и лидерство являются общими, позволяет участникам самостоятельно «достраивать» свой опыт, опираясь на уникальные ассоциации и смыслы. В Круге можно отдаться воспоминаниям, побыть во всех ролях по очереди, не задумываясь о производимом впечатлении, получить и дать эмоциональную поддержку. Можно быть таким, каким хочется в настоящий момент, а не тем, кем привык быть или таким, как требует окружение. То есть заниматься тем, что, казалось бы, совсем недавно мы беспрепятственно могли делать в кругу друзей - наслаждаться «роскошью человеческого общения».

Литература

1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.- СПб.: Речь, 2007.

2. Межличностная коммуникация: теория и жизнь/ Под ред. Матьяш. О.И. - СПб.: Речь, 2011.

3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.

4. Prants K. The Little Book of Circle Processes: A New/Old Approach to Peacemaking/ Good Books, 2005.

5. James, W. The Principles of Psychology. Vol.1.New York: Henry Holt, 1893, p.2931..

6. Zimmerman J. The Way of Council. Bramble Books; 2 edition, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.