Научная статья на тему 'ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО - МИНИ-МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ'

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО - МИНИ-МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СРЕДА / ОСОБЕННОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА / THERAPENTICAL ENVIRONMENT / PECULIARITIES OF PSYCHOTHERAPEUTICAL ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манахов Сергей Валериевич

Реабилитация злоупотребляющих ПАВ - это длительный процесс с определенными этапами, динамикой статуса и проблемами. Наиболее полно решать задачи реабилитации позволяет модель терапевтического сообщества «терапевтическая среда социального научения» объединяющая психотерапию, воспитание, ресоциализацию и контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Манахов Сергей Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THERAPENTICAL ASSOCIATION - MINI-MODEL OF SOCIAL STRUCTURE

Rehabilitation age abusing psychoactive substances is a prolonged process consisting of definite stages, status movement and problems. The model of therapentical association «the therapentical environment of social teaching», combining psychotherapy, training, resocialization and control allows to solve the tasks of rehabilitation, more complete.

Текст научной работы на тему «ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО - МИНИ-МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ»

Таблица 2

Взаимосвязи толерантности и коммуникативных установок в группе женщин

Социальная толерантность Этническая толерантность Толерантность как черта личности Общий уровень толерантности

Завуалированная жестокость 0,35** 0,28** 0,29 0,43**

Открытая жестокость -0,04 -0,06 0,07 0,07

Обоснованный негативизм -0,19 -0,02 0,01 -0,04

Брюзжание -0,14 -0,06 0,16 0,01

Негативный опыт общения -0,16 -0,09 0,15 -0,09

*- р=0,05, **- р=0,01

Таким образом, девушки имеют определенные предубеждения к представителям других этнических групп и в сфере межкультурного взаимодействия, а также в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей). Однако негативизм в отношении перечисленных выше явлений, не мешает им демонстрировать толерантность в реальной ситуации взаимодействия.

Интолерантность в противовес толерантности представляет собой совокупность таких черт личности, как «неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при общении с человеком», тесно связанное с агрессивностью, и «стремление подогнать партнёра под себя, сделать его удобным», что приводит к усилению внешнего контроля, дезадаптивности и такой психологической защите, как эскапизм (уход от проблем) [4, с. 21]. Перечисленные особенности снижают адаптивный потенциал личности во всех сферах социального взаимодействия, и прежде всего, профессионального.

Литература

1. Бондырева С.К. Толерантность Введение в проблему / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. - М., 2003.523 с.

2. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.- метод. ст. -М.: Изд. МПСИ, 2002. - 368с.

3. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000. -112с.

4. Цуканова А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности: авто-реф. дисс. ... кандидата психологических наук/ А.П. Цуканова. Хабаровск. 2006. - 23с.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО - МИНИ-МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ

Манахов Сергей Валериевич

к.псх.н., доцент, Московский государственный областной университет, г. Москва

THERAPENTICAL ASSOCIATION - MINI-MODEL OF SOCIAL STRUCTURE Manahov Serqey, CandidateofScience, assistantprofessor State Regional University, Moscow. АННОТАЦИЯ

Реабилитация злоупотребляющих ПАВ - это длительный процесс с определенными этапами, динамикой статуса и проблемами. Наиболее полно решать задачи реабилитации позволяет модель терапевтического сообщества «терапевтическая среда социального научения» объединяющая психотерапию, воспитание, ресоциализацию и контроль.

ABSTRACT

Rehabilitation age abusing psychoactive substances is a prolonged process consisting of definite stages, status movement and problems. The model of therapentical association «the therapentical environment of social teaching», combining psychotherapy, training, resocialization and control allows to solve the tasks of rehabilitation, more complete. Ключевые слова: терапевтическая среда; особенности психотерапевтического сообщества. Keywords: therapentical environment; peculiarities of psychotherapeutical association.

В профилактике злоупотребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) используются различные подходы: индивидуальное консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия, группы само- и взаимопомощи, религиозные общины, трудовые коммуны, терапевтиче-

ские сообщества (далее - ТС) и др. Преимуществом ТС является возможность реализации комплексного подхода, т.к. терапевтическое сообщество может адаптировать внутри себя любые методы и подходы, воспроизводить социальную структуру общества.

Развитие идей профилактики ПАВ началось в начале XX века. До этого помощь в преодолении данного феномена ограничивалась в основном медицинскими мероприятиями, а вопрос о профилактике преимущественно не рассматривался. Концепция «общей профилактики» развивалась на идеях медицины, дополненных положениями социальной гигиены, педагогики, социологии, психологии и др. Параллельно шло развитие функциональной педагогики. В дальнейшем функциональная педагогика получила название «терапевтическое образование». Результатом развития терапевтического образования стало возникновение ТС, где для реабилитанта и персонала предусматривалось совместное проживание и ведение хозяйства, разделение ответственности и, как результат совместной деятельности, спонтанное развитие моральных норм.

В «Психиатрическом глоссарии», изданном в США, дается следующее определение ТС: «Термин британского происхождения, в настоящее время широко применимый для обозначения специально структурированной больничной среды, поощряющей деятельность пациентов в рамках социальных норм. Специально обучающие методы применяются для преодоления чувства зависимости пациентов, для поощрения у них чувства личной ответственности и ускорения их социальной реабилитации» [3, с. 583].

По своей сущности ТС является системой, объединяющей психотерапию, воспитание, ресоциализацию и контроль, которая реализуется с помощью реабилитационной среды. Реабилитационная среда - искусственно созданная среда функционирования аддиктов, в основе которой лежат следующие принципы [2; 5]:

- наличие четких правил, содержащих ряд ограничений, поощрений и наказаний;

- совместно осуществляемая работа по обеспечению жизнедеятельности и функционирования ТС;

- неформальная обстановка, вместо обезличенных обязательств, ТС предлагает нивелирование формальных психологических барьеров в целях укрепления межличностных отношений;

- квалификационные требования, предполагающие, что аддикт находится на той стадии реабилитации, на которой он способен участвовать в реализации конкретных программ реабилитации;

- ответственность - каждый участник ТС берёт на себя некоторую часть обязанностей и отчитывается за их выполнение перед коллективом;

- контроль поведения индивида со стороны группы;

- межличностное взаимодействие и обратная связь усиливают и дополняют базисные механизмы реадаптации и ресоциализации;

- само- и взаимопомощь, в основе которого лежит простая идея: «Помогая другому, ты помогаешь себе»;

- психологическая работа с членами семьи реабилитируемых и усиление их участия в реабилитационных процессах;

- социальная реадаптация реабилитантов после выхода из ТС.

На современном этапе ТС для злоупотребляющих ПАВ насчитывают более пятисот резидентских программ

и подразделяются на четыре основных типа: профессиональные, полупрофессиональные, традиционно непрофессиональные и религиозные.

В зависимости от базисных концепций выделяют следующие модели терапевтических сообществ [3. с. 584]:

- социотерапевтическое сообщество - в основе лежит утверждение, что противодействие зависимости, а также восстановление и развитие способности человека к адаптивному поведению в обществе возможно путем организации отношений между персоналом и зависимыми в совместной деятельности, которая обеспечивает оптимальное использование их терапевтических способностей;

- психоаналитическое психотерапевтическое сообщество - ТС служит человеку для повторения патогенной жизненной ситуации в первичной группе, которая приобретает вторичную патологическую автономию. Терапевтическая ситуация является в этом смысле локусом переноса;

- сообщество социального научения - ТС строится на различных приемах вмешательства и коррекции нарушенного поведения: закон участия (новым способам поведения тем лучше можно обучиться, чем больше и чаще они используются самостоятельно), закон эффективности (новые способы поведения применяются тем чаще, чем они эффективнее) и др. Реализуется в двух направлениях: путем подражания поведению других людей и путем представления внешних влияний и ответных символических реакций на них;

- интегративная модель - позволяет осуществлять оперативное профилактическое вмешательство, руководствуясь групповыми принципами. Мировой опыт профилактики злоупотребления

ПАВ свидетельствует, что наиболее успешно работают программы, базирующиеся на принципах ТС. В РФ метод ТС используется в эклектических вариантах, основная задача которых - создание терапевтической (реабилитационной) среды для зависимых от ПАВ.

Наиболее известным ТС для злоупотребляющих ПАВ является «Sinanon», основан Ч. Дедерихом в Санта-Моника в Калифорнии в 1958 г. (традиционно непрофессиональный тип ТС). В 1963 г. Д. Касриель и А. Бассин открывают ТС «Daytop Village» (полупрофессиональный тип ТС). Профилактическая работа в «Daytop Village» основана на физическом труде и использовании различных психотерапевтических техник. В 1966 г. открывается ТС «Odyssey House» (полупрофессиональный тип ТС), в котором существует специфическое разделение ролей: психотерапией занимаются профессионалы, а экс-зависимые контролируют соблюдение дисциплинарных требований ТС, организуют быт, а главное - являют собой пример успешного выздоровления. В 1967 г. в Нью-Йорке Э. Рами-рец с группой сотрудников основывают «Phoenix House». В 1975 г. была создана Американская Корпорация Терапевтических Сообществ [3].

В Канаде действует несколько десятков ТС, в основе которых структура «Daytop Village»; часть программ имеет независимые истоки: «X-Kalay», «414». В Швеции, Дании, Норвегии, Голландии и др. североевропейских странах существуют «автокефальные» отделения систем «Daytop Village», «Sinanon».

В Италии ТС «СЕ£» основано М. Пики. Сегодня эта система насчитывает множество центров, располагающихся по всей стране и, помимо собственных терапевтических общин, включает в себя амбулаторные профилактические среды (работа с первичными пациентами и их семьями), консультативные пункты, центры ресоциализа-ции, учебные центры и др. [3].

В Польше «MONAR» (полупрофессиональный тип ТС). В основе названия «МОНАР» лежит аббревиатура «МОлодежь против НАРкотиков». Первый центр был создан польским психологом М. Катаньским в 1978 г. в Глос-кове. Центр послужил фундаментом для создания в Польше сети негосударственных лечебных центров «MONAR» для наркоманов и стал началом общественного движения по противодействию наркомании, в основе которого лежит идея развития саморефлексии общества. В 1981 г. зарегистрирована Ассоциация «MONAR», в которой в настоящее время функционирует 27 центров, на базе которых работает более 160 отделений различного типа.

В 1976 г. в Швеции под эгидой Международного Совета по алкоголизму и наркомании состоялся первый международный конгресс ТС и групп самопомощи, использующих безмедикаментозный подход. В 1980 г. была учреждена Международная Федерация ТС [3].

В России в 1993 г. в г. Светлогорске Калининградской области прошла первая конференция стран Балтийского моря по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Инициатором ее проведения был главный врач областной наркологической больницы В.Е. Аменицкий. Был поднят вопрос о необходимости создания в Калининградской области реабилитационного центра для наркоманов. Через год там же состоялась вторая международная конференция, в результате деятельности, которой в 1995 г. был открыт Калининградский центр реабилитации наркозависимых - первый «пилотный» проект в России, использующий в процессе профилактики злоупотребления ПАВ принципы ТС. Финансирование взяла на себя областная администрация и отдел по делам молодежи. В 1999 г. в поселке Знаменка Нестеровского района Калининградской области был открыт филиал. Позже было открыто ТС в г. Иркутске [4].

В рамках реализации президентской программы «Дети России» на 2003-2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03 октября 2002 г. № 732, подпрограммы «Профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в РФ в 2002 г. было принято решение об открытии 50 реабилитационных центров, специализирующихся в области психолого-педагогической реабилитации и коррекции (профилактики) злоупотребления ПАВ несовершеннолетних.

В 2003 г. в поселке Октябрьский Московской области был открыт ГБОУ МО Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна» (профессиональный тип ТС), осуществляющим профилактику злоупотребления ПАВ несовершеннолетних. В 2007 г. открывается Тамбовское областное ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - центр «Лотос» (профессиональный тип ТС). В том же году в Егорьевском районе МО на базе государственного центра для реабилитации инвалидов «Чайка» было открыто отделение профилактики злоупотребления ПАВ для подростков и молодежи (полупрофессиональный тип ТС).

Данные центры используют в программе профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетних и молодежи видоизмененную модель ТС «MONAR», в основе которой лежит метод ТС, не предусматривающий фармакологического лечения.

Исследования ТС, выявили следующие особенности, способствующие эффективности профилактической деятельности: аспект безопасности и поддержки; ответственность за собственное поведение; повышение самооценки с помощью активного участия в жизни сообщества; усваивание положительных ценностей; обучение пониманию и выражению собственных эмоций; изменение негативного социального поведения; укрепление семейных связей и т.д. [1].

Таким образом, можно утверждать, что ТС определяются как свободная от ПАВ среда, где люди с проблемами зависимости живут вместе организованным и структурированным образом, готовясь к предстоящей жизни без ПАВ во внешнем обществе. В терапевтическом сообществе наиболее полно реализуется био-психо-социо-ду-ховный подход к профилактике. Реабилитационные мероприятия оказывают воздействие на четыре важные сферы жизнедеятельности человека: биологический аспект - восстановление соматического и психического статуса; психологический аспект - индивидуальное и групповое консультирование и психотерапия, направленная на работа над зависимостью; социальный аспект - самообслуживание, образование, профессиональное обучение, работа с семьей, собрания сообщества, постреабилитационная поддержка; духовный аспект - нормы и ценности, воспитание, обучение, этика.

При этом необходимо помнить, что реабилитация злоупотребляющих ПАВ, является длительным процессом с определенными этапами, динамикой статуса и проблемами. Подобная определенность образуется, если профилактические мероприятия функционирует на основе метода ТС. Динамика состояния в таком случае позволяет более четко планировать объем реабилитационных процессов на каждом этапе и оценивать эффективность программы в целом. Работа в ТС строится через особые совместные мероприятия: общие групповые собрания, совместная деятельность, процедуры приема новых реаби-литантов и т.д. Существуют ротация функций и ступенчатая иерархия. За время прохождение реабилитации каждый член ТС проходит все стадии и фазы, предстает во множестве социальных ролей, пробует силы в различных областях жизнедеятельности человека.

Следовательно, ТС является сложной системой, воспроизводящей социум, мини-модель общественной структуры, отличием от социальных групп является жестко регламентированные нормы и правила, обязательные для соблюдения каждым членом ТС. Применение модели ТС позволяет учитывать и реализовывать специфику помощи для зависимых людей, заключающуюся в приоритете мер позитивного воздействия, методов социального контроля, особом ролевом поведении персонала и особом характере создаваемой среды, направленной на стимуляцию позитивного потенциала человека.

Литература

1. Валентик Ю.В., Сирота Н.А. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных

веществ. - М.: Литера, 2002. - 256 с.

2. Гузиков Б.М., Зобнев В.М., Ревзин В.Л. Терапевтическое Сообщество в системе реабилитации наркологических больных (пособие для врачей). - СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2000. - 28 с.

3. Наркология: национальное руководство / Под ред. Н.Н. Иванец, И.П. Анохина, М.А. Винникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 720 с.

4. Проблемы создания в Санкт-Петербурге и области реабилитационных центров для наркозависимых: Материалы конференции / Под ред. К.А. Каменкова. - СПб, 1997. - 260 с.

5. Сирота Н.А., Ялтонский В.Н. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. - М.: ООО «Радуга», 2004. - 103 с.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ _ИЗМЕНЕНИЙ

Минайчева Наталья Викторовна,

старший научный сотрудник Московского института развития образования, главный специалист Московской службы психологической помощи населению, Clinical High Level Master in Brief Strategic

Psychoterapy

THE PROBLEM OF OVERCOMING THE LACK OF COMMUNICATION IN THE PROCESS OF SOCIAL CHANGE

Minaychevo Natalia, senior researcher at the Moscow Institute of educational development, chief specialist of the Moscow

psychological assistance to the population, Clinical High Level Master in Brief Strategic Psychoterapy

АННОТАЦИЯ

В статье приводится обоснование, базовые принципы и вариативность проведения групповой программы эффективного общения Внимающий Круг, его возможности и ограничения. Обобщается практический опыт автора, на протяжении ряда лет, проводящего Круг в различных консалтинговых ситуациях, связанных с неэффективным построением межличностных коммуникаций, при участии самой широкой целевой аудитории. Описываются особенности и преимущества Внимающего Круга в сравнении с тренингами, ориентированными на формирование коммуникативной компетентности. Отмечается инновационность и перспективность применения программы, позволяющей оказывать помощь в развитии навыков межличностного общения, основываясь на ценностях, смыслах и личностных особенностях человека, без использования жестко стандартизированных коммуникативных технологий.

Ключевые слова: общение, коммуникация, межличностное взаимодействие, одиночество, коммуникативные навыки, компетенции, дефицит общения.

ABSTRACT

In this article, the basic principles and variability of group program effective communication Listening Circle, its capabilities and limitations. We generalize the experience of the author over a number of years conducting the Circle in various consulting situations of inefficient building interpersonal communication, with the participation of the widest possible target audience. Describes the features and benefits of a Listening Circle in comparison with the trainings focused on the formation of communicative competence. Celebrates the innovation and potential of application programs to assist in the development of interpersonal skills, based on values, meanings and personal characteristics of a person, without the use of a rigidly standardized communication technologies.

Keywords: communication, communication, interpersonal interaction, loneliness, communication skills, competencies, lack of communication.

Утверждение, что человек в современном мире постоянно подвергаются множеству агрессивных внешних воздействий, стало в последнее время расхожим штампом. Что отнюдь не отменяет его истинности. Психика не всегда справляется с лавиной информации, обрушивающейся на нас на улице, в транспорте, на работе и дома. Постоянно ускоряющийся темп жизни оказывает на человека огромное стрессовое воздействие, от которого хочется защититься. Недостаточная развитость навыков общения, необходимых для успешной адаптации к социальной среде, ведет к формированию неэффективных паттернов и психологических защит, что, в свою очередь, еще более затрудняет межличностные коммуникации.

Симптоматика клиентов, ощущающих свою проблему как «дефицит общения» удивительно схожа - это

люди с преобладанием отрицательного опыта в ситуациях общения, фиксированием в поведении неэффективных способов взаимодействия, испытывающие затруднения в силу своей замкнутости, робости, интровертности, неуверенности и нестабильной самооценки. Они заведомо испытывают сложности как на этапе вхождения в контакт, знакомства, так и в сфере выстраивания длительных конструктивных отношений с окружающими. И, как следствие этого, обреченные на тотальное одиночество. Причем, это не надмирное философское одиночество «аристократов духа», а лютый ненасыщаемый голод по человеческому теплу и участию, который требует компенсации.

Человеку по праву рождения необходимо вступать в контакты с другими людьми. С какой бы точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.