Научная статья на тему 'Проблемы преемственности духовного опыта поколений и анализ их исторически сложившихся моделей в современной российской историографии'

Проблемы преемственности духовного опыта поколений и анализ их исторически сложившихся моделей в современной российской историографии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / историография / конфликт поколений / межпоколенческие коммуникации / молодежь / патриотическое воспитание / семья / старшие поколения / spiritual and moral values / historiography / generational conflict / intergenerational communications / youth / patriotic education / family / older generations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нина Олеговна Воскресенская, Елена Алексеевна Ялозина

В статье дан комплексный анализ российской историографии начала XXI в. по вопросам межпоколенческой трансмиссии духовно-нравственного опыта в современном российском обществе. Необходимость иметь обобщенные научные представления о межпоколенческих взаимодействиях определяет актуальность данной работы, так как взаимопонимание между разными поколениями является обязательным условием гармоничного развития социума. При анализе историографии применялись историко-сравнительный и историко-типологический методы, контент-анализ, учитывались данные социологических опросов. В работе выявлены темы, привлекающие наибольшее и наименьшее внимание исследователей, проанализирована источниковая база профильных работ и их исследовательский аппарат; показаны факторы, определяющие, по мнению современных российских авторов, уровень успешности духовного взаимодействия поколений; обобщены научно-практические рекомендации по эффективной межпоколенческой трансмиссии духовно-нравственных ценностей. В практическом отношении материалы статьи могут быть полезны представителям гуманитарных наук и экспертам, работающим в сфере государственного и муниципального управления, социального обеспечения, образования всех уровней. Выводы, сделанные по итогам данного историографического анализа, могут быть использованы при корректировке университетских учебных программ по гуманитарным дисциплинам с целью включения в список обязательных для изучения тех вопросов, освоение которых способно содействовать гармонизации межпоколенческих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Continuity of Spiritual Experience of Generations and Analysis of their Historical Models in Modern Russian Historiography

The article provides a comprehensive analysis of Russian historiography at the beginning of the 21st century on the issues of intergenerational transmission of spiritual and moral experience in modern Russian society. The need to have a generalized scientific understanding of intergenerational interactions determines the relevance of this work, as understanding between different generations is a prerequisite for harmonious development of society. In the analysis of historiography, the methods of historical-comparative, historical-typological, content analysis were used, and the data of sociological surveys were taken into account. The article identifies the topics that attract the greatest and least attention of researchers, analyses the source base of profile works and their research apparatus; shows the factors that determine, according to modern Russian authors, the level of success of spiritual interaction of generations; the scientific and practical recommendations on the effective intergenerational transmission of spiritual and moral values were generalized. In practical terms, the materials of the article can be useful to representatives of the humanities and experts working in the field of state and municipal administration, social security, and education at all levels. The conclusions drawn from the results of this historiographic analysis can be used when adjusting university curricula in the humanities in order to include those issues in the list of mandatory for study, the development of which can contribute to the harmonization of intergenerational relations.

Текст научной работы на тему «Проблемы преемственности духовного опыта поколений и анализ их исторически сложившихся моделей в современной российской историографии»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-5-6-13 УДК 930.23(045)

Проблемы преемственности духовного опыта поколений и анализ их исторически сложившихся моделей в современной российской историографии*

Н. О. Воскресенская, Е. А. ялозина

Финансовый университет, Москва, Россия

аннотация

В статье дан комплексный анализ российской историографии начала XXI в. по вопросам межпоколенческой трансмиссии духовно-нравственного опыта в современном российском обществе. Необходимость иметь обобщенные научные представления о межпоколенческих взаимодействиях определяет актуальность данной работы, так как взаимопонимание между разными поколениями является обязательным условием гармоничного развития социума. При анализе историографии применялись историко-сравнительный и историко-типологи-ческий методы, контент-анализ, учитывались данные социологических опросов. В работе выявлены темы, привлекающие наибольшее и наименьшее внимание исследователей, проанализирована источниковая база профильных работ и их исследовательский аппарат; показаны факторы, определяющие, по мнению современных российских авторов, уровень успешности духовного взаимодействия поколений; обобщены научно-практические рекомендации по эффективной межпоколенческой трансмиссии духовно-нравственных ценностей. В практическом отношении материалы статьи могут быть полезны представителям гуманитарных наук и экспертам, работающим в сфере государственного и муниципального управления, социального обеспечения, образования всех уровней. Выводы, сделанные по итогам данного историографического анализа, могут быть использованы при корректировке университетских учебных программ по гуманитарным дисциплинам с целью включения в список обязательных для изучения тех вопросов, освоение которых способно содействовать гармонизации межпоколенческих отношений.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности; историография; конфликт поколений; межпоколенческие коммуникации; молодежь; патриотическое воспитание; семья; старшие поколения

Для цитирования: Воскресенская Н. О., ялозина Е.А. Проблемы преемственности духовного опыта поколений и анализ их исторически сложившихся моделей в современной российской историографии. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(5):6-13. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-5-6-13

oRiGiNAL PAPER

Problems of Continuity of spiritual Experience of Generations and Analysis of their Historical Models in Modern Russian historiography**

N. О. Voskresenskaya, Е. Ä. Yalozina

Financial University, Moscow, Russia

abstract

The article provides a comprehensive analysis of Russian historiography at the beginning of the 21st century on the issues of intergenerational transmission of spiritual and moral experience in modern Russian society. The need to have a generalized scientific understanding of intergenerational interactions determines the relevance of this work, as understanding between different generations is a prerequisite for harmonious development of society. In the analysis of historiography, the methods of historical-comparative, historical-typological, content analysis were used, and the data of sociological surveys were taken into account. The article identifies the topics that attract the greatest and least attention of researchers, analyses the source base of profile works and

* Публикация подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету на 2022 г.

** The publication was prepared on the basis of the results of research carried out at the expense of budget funds for the state targets of the Financial University for 2022.

© Воскресенская Н. О., Ялозина Е.А., 2022

their research apparatus; shows the factors that determine, according to modern Russian authors, the Level of success of spiritual interaction of generations; the scientific and practical recommendations on the effective intergenerational transmission of spiritual and moral values were generalized. In practical terms, the materials of the article can be useful to representatives of the humanities and experts working in the field of state and municipal administration, social security, and education at all levels. The conclusions drawn from the results of this historiographic analysis can be used when adjusting university curricula in the humanities in order to include those issues in the list of mandatory for study, the development of which can contribute to the harmonization of intergenerational relations.

Keywords: spiritual and moral values; historiography; generational conflict; intergenerational communications; youth; patriotic education; family; older generations

For citation: Voskresenskaya N. О., Yalozina Е.А. Problems of continuity of spiritual experience of generations and analysis of their historical models in modern Russian historiography. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(5):6-13. Doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-5-6-13

Вопросы преемственности поколений и передачи духовного опыта от «отцов к детям» являются принципиально важными для каждого человека и общества в целом — не случайно их анализ исследователи считают одной из приоритетных целей для обеспечения национальной безопасности страны. Значимость проблемы подтверждается и пристальным вниманием к ней со стороны представителей самых разных наук гуманитарного спектра. Как важный и достоверный индикатор уровня заинтересованности общества в разработке этой тематики отметим активное обсуждение этих вопросов в интернете и сотни тысяч просмотров профильных публикаций.

Нами обнаружено более 400 трудов по вопросам преемственности духовного опыта поколений в России, размещенных в 2000-2022 гг. в русскоязычном сегменте интернета. Несмотря на признание научным сообществом исключительной важности этих сюжетов, динамика общего количества публикаций за первые два десятилетия XXI в. носит нисходящий характер: в 2000-2010 гг. опубликовано около 250 профильных работ, в 2011-2021 гг.— немногим более 150. Заметно и изменение формы исследований: в 2000-2010 гг. преобладали научные статьи и монографии, а работ публицистического характера было всего около 5%, в период же с 2011-2021 гг. публицистика составляла уже почти половину всех работ, а количество профильных диссертационных исследований сократилось более чем в два раза. Контент-анализ показывает, что в 2000-2021 гг. наиболее активно изучались внутрисемейные взаимодействия по трансмиссии духовно-нравственных ценностей; факторы, способствующие и за-

трудняющие межпоколенческие взаимодействия; причины и параметры межпоколенческих конфликтов; механизмы передачи духовных ценностей от старших поколений младшим на макро- и микроуровнях; молодежь как особая целевая группа для восприятия накопленного духовного опыта; организация патриотического воспитания молодых россиян.

Семья, выполняя чрезвычайно важные функции по воспроизводству населения и интеграции молодежи в общество, обеспечивая максимально тесное общение представителей разных поколений, играя стартовую роль в формировании мировоззрения молодых людей, является активно обсуждаемой темой в контексте трансмиссии нравственно-культурных ценностей. Исследуются формы и функции современной российской семьи, этапы ее эволюции и перспективы развития, брачно-семейные установки демографически активной части российского общества, эволюция института родительства, проблема разводов, выплаты алиментов: эти обстоятельства жизнедеятельности семьи во многом определяют особенности восприятия российской молодежью духовно-нравственных ценностей, накопленных старшими поколениями [1].

При изучении форм, методов, содержания и эмоциональной составляющей межпоколен-ческого внутрисемейного взаимодействия авторы фокусируются как на фактах взаимной поддержки и сотрудничества, так и на семейных конфликтах, затрудняющих или делающих почти невозможным транзит духовно-нравственного опыта в рамках индивидуальной семьи. Анализируя факторы, приводящие к конфликтным взаимоотношениям между родителями и детьми и возможные пути их разрешения,

исследователи исходят из предположения, что социализация детей и подростков происходит в условиях, прежде всего, их ценностного взаимодействия со старшими, следовательно, и межпоколенческие конфликты должны изучаться в свете восприятия разными поколениями именно духовно-нравственных ценностей. Отмечается, что одной из наиболее опасных форм внутрисемейных конфликтов становится внутрисемейное насилие, означающее острый кризис межпоколенческих связей. В этих условиях сколь-нибудь успешное восприятие молодежью духовного опыта старших поколений в принципе невозможно [2]. Внутрисемейные межпоколенческие конфликты не просто ухудшают взаимопонимание поколений, но способны понизить его до критически низкого уровня, когда связи между родными людьми обрываются практически полностью. Поиски путей урегулирования семейных межпоколенческих конфликтов рекомендуется рассматривать как актуальнейшую практическую и теоретическую задачу, стоящую перед современным российским обществом.

Межпоколенческие конфликты не ограничиваются лишь микроуровнем — рамками отдельных семей. Это масштабное явление, присущее обществу в целом и известное как проблема «отцов и детей» [3], определяется как тема «вечная»: она настолько важна, что каждое новое поколение хочет ответить на нее по-своему. Анализируя факторы, влияющие на формы и интенсивность межпоколенческих конфликтов в масштабе общества, авторы указывают, в частности, на пессимизм, «вещизм», потребительскую психологию и приходят к выводу, что духовно-нравственные ценности разных поколений во многом зависят от их жизненного опыта, жизненных смыслов и целей. Как следствие, межпоколенческие отношения могут колебаться в диапазоне от полного совпадения взглядов и ценностей до открытого неприятия друг друга [4]. Постоянное воспроизводство в обществе межпоколенных культурных различий есть неизбежный результат естественной смены старших поколений младшими; важно, что «конфликты поколений» связаны, в частности, с отношением к «новациям» и «традициям» со стороны разных возрастных групп. Если новации, предлагаемые молодежью, способствуют укреплению гуманистических ценностей в обществе, то данный «конфликт

поколений» целесообразно рассматривать как конструктивный. Таким образом, для сглаживания межпоколенческого противостояния важно знать потребности молодежи в инновациях, их идеалы, цели. Однако вопрос о том, что знание психологии старшего поколения также есть обязательное условие успеха коммуникации поколений, часто остается за рамками исследований. Отмечается только, что одним из средств для гармонизации межпоколенческих взаимоотношений может быть ресоциализа-ция старших поколений — и то лишь по мере необходимости. Предполагается также, что для формирования у молодых людей моральных принципов, в своих базовых параметрах совпадающих с духовными ценностями старших поколений, необходимо найти их «точки соприкосновения». Одновременно высказано и сомнение в том, что эта задача — по «выращиванию» таких новых поколений, все члены которых будут на «одной волне» со старшими поколениями, одинаково воспримут от них и систему ценностей, и оценки событий национальной и всемирной истории, и ключевые паттерны в отношении к миру — в принципе может быть реализуема: формально единые с точки зрения возраста молодые люди на самом деле не представляют собой однородной общности: они принадлежат к разным семьям, с разными уровнями образования и воспитания их родителей, с различными бытовыми условиями и материальным достатком [5]. Их неравные возможности априори делают нереальным получение однородного и идеального молодого поколения.

Трансмиссия духовно-нравственных ценностей в масштабе общества не может быть исследована без анализа самого общества, которое в России обладает специфическими механизмами социальной самотрансформации и саморегуляции [6], в том числе, и в условиях геополитической неопределенности. В структуре ценностных ориентаций современного российского общества определенное место занимают такие составляющие, как «риск» и «расчет», в той или иной мере присущие различным социально-профессиональным и возрастным группам. Эти параметры следует учитывать при изучении межпоколенческой трансмиссии духовного опыта. Таким образом, исследуется влияние народных традиций и гендерного воспитания на формирование мировоззрения

молодежи, геополитические и этнические корни массового сознания [7], то, «каким» общество видит себя и «как» оценивает результаты своей деятельности. Ученые отмечают, что одной из особенностей российского самосознания является стремление людей к объединению, а высшей формой сплоченности граждан на современном этапе выступает гражданское общество, сам факт существования которого отражает реализованную потребность народа в солидарном обществе и свидетельствует о большом инновационно-реформаторском потенциале современной России. Отказ от атеистической коммунистической идеологии и смена ценностных ориентаций россиян в постсоветский период поставили на повестку дня задачу поиска национальной идеи [8], которая, однако, не решена и к настоящему времени. Данные социологических опросов отображают картину общества, желаемого россиянами, основополагающими принципами которого выступают безопасность и справедливость [9].

Исследователи анализируют сходства и различия в понимании пожилыми и молодыми людьми различных духовно-нравственных ценностей, в том числе, «счастья вообще» и «счастья в старости». Социологический опрос по теме «Пожилые глазами молодых» показал широкий спектр мнений от: «хранители традиций», «знатоки ремесел», «пожилым нужно, прежде всего, доброе слово», «мы мало слушаем советы старших, отсюда и ошибки, конфликты в семье» до: «пожилые — обуза», «...сварливые, капризные, недоверчивые», «брюзжат, ноют», «молодятся не в меру» [10]. Отметим, что работ, посвященных анализу мировоззрения старших поколений, значительно меньше, чем тех, в которых исследуются мировоззренческие ценности российской молодежи.

Молодежь изучается как особая социально-демографическая группа российского общества, имеющая свою специфику. С этой целью разработан понятийный аппарат и методические приемы для классификации и анализа молодежи по «типам» и «возрастам» в соответствии с их половозрастными и социально-психологическими характеристиками. Предполагается, что объективные параметры гендерно-возрастных групп молодежи скоррелированы с особенностями восприятия ими духовного опыта, накопленного старшими поколениями. Изучаются ментальные и поведенческие

стереотипы, характерные для разных молодежных групп и определяющие их взаимоотношения со старшими поколениями; способность молодежи к самоорганизации и самореализации; поставлена тема «атомизации» молодежи как специфической формы социокультурной рефлексии. Авторы, анализируя молодежные поведенческие стратегии и тактики, принятые как «нормы», «отклонения» от них и «сдвиги» [11], подходят к проблеме нравственного состояния разных возрастных и социально-профессиональных групп и отмечают факты деформации духовных ценностей и падение интереса к национальным историко-культурным традициям у части молодежи.

Особым направлением в научных исследованиях российской молодежи в контексте преемственности духовных ценностей является анализ трудностей, с которыми сталкивается часть молодых людей в современном мире. Ученые фиксируют тенденции углубления десоциализации и маргинализации некоторых групп молодых россиян, подвижность их нравственных норм, факты аморальности в их поведении, затрудняющие процессы их социализации; говорят об опасности экстремизма в молодежной среде, указывают на неоязычество как на очевидную, по их мнению, нравственную деградацию его последователей. В исследованиях показано, что подверженность части молодых людей вредным привычкам, таким как наркомания и алкоголизм, самым негативным образом сказывается на их физическом и нравственном здоровье и приводит к устойчивому девиантному поведению [12]. Одним из опасных факторов влияния на социальную позицию и психическое состояние современной молодежи полагается негативное влияние СМИ, которые «намеренно тиражируют на ... культурном пространстве России насилие, вседозволенность, нарушение самых элементарных прав человека», пропагандируют западные ценности, что приводит к деформации нравственных устоев молодежи и российского населения в целом. Ряд исследователей связывают эти негативные факты с процессами глобализации, в которые вовлечена Россия [13].

Исследователи приходят к выводу, что эффективность сглаживания негативных процессов и успех межпоколенческих коммуникаций во многом зависят от того, насколько точны

представления молодых россиян о духовном опыте старшего поколения, о себе как особой социальной группе и своей роли в современном мире. Рассматриваются политические взгляды и целевые установки молодых людей, побуждающие их к участию в общественно-политической жизни страны [14]. Ценностные предпочтения молодежи изучаются в привязке к проблеме ее революционного потенциала и поисков своего места в общественно-политической жизни общества [15]. Анализ политических поведенческих тактик проводится не только в контексте сложившейся у молодых людей системы духовно-нравственных ценностей, но и в разрезе общественных и глобальных процессов в современном мире. Также исследователей интересуют основные причины миграции молодежи за границу. Существует мнение, что одним из следствий интеграции России в мировое сообщество стала утрата российским обществом некоторых важных национальных традиций [16].

В этой связи внимание многих авторов к патриотизму как духовно-нравственному феномену представляется вполне закономерным. Задачи патриотического воспитания молодежи обсуждаются в контексте современного понимания российского патриотизма. Поднимается проблема исторической памяти как условия успешной связи поколений и важнейшей основы воспитания патриотических чувств у молодых россиян. Отмечается, что процесс формирования патриотического мироощущения связан с освоением ими духовных историко-культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и может быть наиболее эффективным в случае целенаправленной исторической рефлексии. Авторы ставят вопрос о методах патриотического воспитания в условиях многонационального и многоконфессионального российского общества и отмечают существенную «неодинаковость» различных молодежных аудиторий, выделяя, в частности, значительную специфику работы по патриотическому воспитанию студен-тов-перфекционистов. Ключевым является и вопрос о том, кто и как осуществляет работу по патриотическому воспитанию молодежи в учебных заведениях, в том числе, в вузах, ведь конечный результат этой работы зависит от уровня профессиональной подготовки молодых людей. Обозначенная как актуальная, эта

проблема пока не проанализирована научным сообществом в должной мере.

Важным направлением в исследовании преемственности поколений, имеющим практическое значение, является анализ исторически сложившихся моделей и методов передачи духовно-нравственных ценностей от старших возрастных групп к младшим. Отметим принципиальную важность этих вопросов: они дают понимание не только того, «что» нужно делать, но и «как» это может быть сделано. К сожалению, им посвящено не так много исследований, как того требует сама тема.

Некоторые авторы отмечают, что задачи по налаживанию межпоколенных коммуникаций для транзита духовно-нравственных ценностей и воспитания патриотического мировоззрения молодежи могут быть успешно осуществлены в учебном процессе, в том числе посредством изучения молодыми людьми определенных книг, рекомендованных им для прочтения с последующим их коллективным обсуждением. Также говорится о значительных возможностях вузовских и межвузовских олимпиад по вопросам духовно-нравственной культуры для привлечения внимания молодежи к традиционным ценностям российского общества. Целенаправленная и систематическая пропаганда достижений отечественной традиционной культуры, осуществляемая, в том числе, посредством организации в учебных заведениях музеев и стационарных и передвижных выставок, также может быть эффективным средством формирования национально-патриотического микроклимата в среде подрастающего поколения. Хороший результат дает и вовлечение молодежи в творческо-экспозиционную и ту-ристско-краеведческую деятельность: участие молодых россиян в работе по сохранению исторического наследия края, реконструкции памятников старины, поддержанию их в порядке, уборке территорий старинных усадеб способствуют формированию у них патриотического мировоззрения [17].

Значительными возможностями для выполнения функции по нравственному воспитанию молодежи обладает семья: знание молодыми людьми своей родословной и чувство гордости за свою семью способны обеспечить требуемую связь поколений. Формирование духовно-нравственных ценностей может осуществляться в рамках продолжения семейных професси-

ональных династий — рабочих и творческих. Важную роль в развитии мировоззрения российской молодежи в духе гражданственности способны играть родительские советы по месту жительства или учебы. Для обеспечения полноценной межпоколенческой трансмиссии духовного опыта рекомендуется также правовое просвещение молодежи; проведение мастер-классов с участием ветеранов (что позволит молодым людям максимально полно перенимать опыт и мастерство старших); организация совместных вечеров и учреждение общих клубов выходного дня для любителей туризма и путешествий; создание возможностей для студентов работать без отрыва от учебы и самостоятельно зарабатывать, что необходимо для преодоления инфантилизма и иждивенческих настроений. Особым случаем считается транзит духовно-нравственных ценностей в неблагополучных семьях, — здесь требуется индивидуальный подход.

Отметим, что организация воспитательной работы с молодежью на базе различных государственных и общественных структур, ее принципы, формы и методы анализируются авторами применительно к разным периодам российской истории. Они указывают, что в советский период российской истории в эту деятельность были вовлечены серьезные организации, в штат которых входили специалисты высокого класса, и данная работа охватывала все возрастные группы молодежи — от октябрят и пионеров до комсомольцев и молодых коммунистов. Итоговые выводы часто делаются не в пользу современной воспитательной работы: высказано мнение, что советские воспитательные модели были более эффективными, чем постсоветские, и в настоящее время в совре-

менной России молодежь предоставлена сама себе и является объектом внимания деструктивных сил [14].

Таким образом, анализ современной российской историографии по вопросам преемственности духовного опыта поколений и их исторически сложившихся моделей показывает, что:

• Исследование данных проблем признается авторами, безусловно, важным с точки зрения национальных интересов России.

• Источниковая база большинства работ и применяемые в них методы анализа соответствуют современным научным требованиям, следовательно, сделанные в них выводы могут рассматриваться как достоверные.

• В работах рассматриваются все ключевые аспекты преемственности духовного опыта поколений. При этом внимание исследователей сфокусировано на вопросе: «Что должно быть сделано?», а поиски ответов на вопрос: «Как это может быть сделано?» часто остаются за рамками анализа.

• Проблема «отцов и детей» носит вечный характер и полностью разрешить ее в настоящее время вряд ли удастся, но можно улучшить взаимопонимание между представителями разных поколений — как на уровне семьи, так и общества в целом, в частности через их совместную деятельность.

• Влияние глобализации и деятельность ряда СМИ, пропагандирующих западные ценности, оцениваются авторами негативно.

• Наиболее важным фактором, способствующим формированию у молодых россиян гражданственности и патриотизма, считается целенаправленная пропаганда традиционных духовно-нравственных ценностей.

список источников

1. Верещагина A. В., Кабарухина И. А. Кризис традиционной семьи и демографические последствия в России. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ «РИНХ»; 2009. 159 с.

2. Сланова А. Ю. Насилие в семье как социальная проблема в современной России. Дискуссия. 2015;10(62):127-Ш.

3. Шанин Т., ред. Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России. М.: Новое литературное обозрение;2005. 328 с.

4. Иконникова С. Н. Преемственность поколений. URL: https://sv-scena.ru/Buki/Tyeoriya-kuljjtury.59. html (дата обращения: 18.03.2022).

5. Пасовец Ю. М. К социальному портрету российской молодежи: общие черты и региональная специфика имущественного положения. Социологические исследования. 2010;(3):101-105.

6. Келасьев В. Н., Первова И. Л. Самоорганизация общества и механизмы ее активизации. Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2014;3(35):65-73.

7. Ореховская H. A. Массовое сознание россиян (геополитические и этнические корни). Власть. 2009;(9):73-76.

8. Федоченко С. Н. Политическая антропология как научная основа формирования национальной идеи России. Национальная идея России: материалы Всероссийской научной конференции. 12 ноября 2010 г. М.: Научный эксперт; 2010. 688 с.

9. Мареева С. В. Справедливое общество в представлениях россиян. Общественные науки и современность. 2013;(5):16-26.

10. Кесьян И. Преемственность поколений в воспитании молодежи. URL: https://otherreferats.allbest.ru/ sociology/00208477_0.html (дата обращения: 18.03.2022).

11. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. Социологические исследования. 2003;(1):109-115.

12. Вагин Д. Ю. Поведение молодежи в условиях социально-экономической и духовно-нравственной нестабильности. Социально-гуманитарные знания. 2012;(4):143-152.

13. Гриднева С. Н. Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев. Молодой ученый. 2017;48(182):318-320.

14. Галкин А. А. Общественное сознание, настроения и политическое поведение: российский вариант. Вестник Института социологии. Сетевой журнал. 2015;1(12):12-33.

15. Козлов А. А. Оценки возможных протестных действий молодежи в условиях современного кризиса. Альманах мировой науки. 2016;4-3(7):6-8.

16. Кондратьева Н. В. Духовно-нравственное воспитание в современном российском обществе. URL: https://urok.1sept.ru/articles/600234 (дата обращения: 10.03.2022).

17. Панова В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания. Образование и воспитание. 2015;2(2):43-45.

references

1. Vereshchagina A. V., Kabarukhina I. A. The crisis of the traditional family and demographic consequences in Russia. Rostov-on-Don: Publishing House of the Russian State Economic University "RSEU"; 2009. 159 p. (In Russ.).

2. Slanova A. Yu. Domestic violence as a social problem in modern Russia. Discussion. 2015;10(62):127-131. (In Russ.).

3. Shanin T., ed. Fathers and children. Generational analysis of modern Russia. Moscow: New Literary Review; 2005. 328 p. (In Russ.).

4. Ikonnikova S. N. The continuity of generations. Theory of culture. URL: https://sv-scena.ru/Buki/Tyeoriya-kuljjtury.59.html (accessed on 03.18.2022). (In Russ.).

5. Pasovets Yu. M. On the social portrait of Russian youth: common features and regional specifics of property status. Sociological research. 2010;(3):101-105. (In Russ.).

6. Kelasiev V. N., Pervova I. L. Self-organization of society and mechanisms for its activation. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Ser.: Social sciences. 2014;3(35):65-73. (In Russ.).

7. Orekhovskaya N. A. Mass consciousness of Russians (geopolitical and ethnic roots). Power. 2009;(9):73-76. (In Russ.).

8. Fedochenko S. N. Political anthropology as a scientific basis for the formation of the national idea of Russia. The National Idea of Russia: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference, November 12, 2010, Moscow: Scientific Expert; 2010;395-407. 688 p. (In Russ.).

9. Mareeva S. V. A fair society in the views of Russians. Social sciences and modernity. 2013;(5):16-26. (In Russ.).

10. Kesyan I. Continuity of generations in the education of youth. URL: https://otherreferats.allbest.ru/ sociology/00208477_0.html (accessed on 03.18.2022). (In Russ.).

11. Kovaleva A. I. The concept of youth socialization: norms, deviations, socialization trajectory. Sociological research. 2003;(1):109-115. (In Russ.).

12. Vagin D. Yu. Behavior of youth in conditions of socio-economic and spiritual and moral instability. Social and humanitarian knowledge. 2012;(4):143-152. (In Russ.).

13. Gridneva S. N. Formation of the national-patriotic microclimate of the younger generation through the promotion of national culture, folk traditions and customs. Young scientist. 2017;48(182):318-320. (In Russ.).

14. Galkin A. A. Public consciousness, moods and political behavior: the Russian version. Bulletin of the Institute of Sociology. Network magazine. 2015;1(12):12-33. (In Russ.).

15. Kozlov A. A. Estimates of possible protest actions of youth in the conditions of the current crisis. Almanac of world science. 2016;4-3(7):6-8. (In Russ.).

16. Kondratieva N. V. Spiritual and moral education in modern Russian society. URL: https://urok.1sept.ru/ articles/600234 (accessed on 03.10.2022). (In Russ.).

17. Panova V. N. Local history as a means of patriotic education. Education and upbringing. 2015;2(2):43-45. (In Russ.).

информация об авторах / about the authors

Нина Олеговна Воскресенская — кандидат исторических наук, доцент, доцент департамента гуманитарных наук, Финансовый университет, Москва, Россия

Nina O. Voskresenskaya — Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof., Department of Humanities, Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-2014-6790 novoskresenskaya@fa.ru

Елена Алексеевна Ялозина — кандидат исторических наук, доцент, доцент департамента гуманитарных наук, Финансовый университет, Москва, Россия

Elena A. Yalozina — Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof., Department of Humanities, Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-3459-0008 eayalozina@fa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 25.05.2022; принята к публикации 15.07.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 25.05.2022; accepted for publication on 15.07.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.