УДК 316.3
DOI 10.23683/2227-8656.2019.3.17
JiL
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОКОЛЕНИЙ: МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Дзаеи Хикмат Намук Али
Аспирант,
Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: Hikmatnamiq@gmail.com
Обострение взаимоотношений между поколениями в современных условиях обусловлено ускоренными темпами информатизации общества и противоречиями между нравственными ценностями старшего и молодого поколений.
В статье конкретизируется понятие «межпоколенное взаимодействие» и анализируются различные научные подходы к изучению взаимодействия поколений в современном обществе.
Ключевые слова: поколение; межпоколенное взаимодействие; социологическое исследование; старшее и молодое поколения; конфликт интересов; межпоколенче-ские практики.
INTERACTION OF GENERATIONS: METHODOLOGY OF SOCIOLOGICAL RESEARCH
Hikmat N. A. Dzayi
Postgraduate Student, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: Hikmatnamiq@gmail.com
The aggravation of intergenerational relations in modern conditions is due to the accelerated rates of informatization of society and the contradictions between the moral values of the older and younger generations. The article specifies the concept of «interge-nerational interaction» and analyzes various scientific approaches to the study of the interaction of generations in modern society.
Keywords: generation; intergenerational interaction; sociological research; older and younger generation; conflict of interest; inter-generational practices.
Введение
Проблема взаимоотношений между поколениями, заметно обострившаяся ещё в XX в., в современном обществе проявилась дестабилизирующими демографическими и социальными тенденциями, характеризующимися отрицанием в общественном сознании идеологии советского времени и стиранием чувства сопричастности к истории своей страны и её прошлому. Подобные тенденции негативно отразились на самосознании подрастающего поколения и способствовали отдалению поколений друг от друга через разрушение и отрицание стереотипов и жизненных норм, через предрассудки и негативные стереотипы, проецирующиеся на взаимоотношения между поколениями.
Для современного типа культуры, по словам американского антрополога и этнографа М. Мид, характерен префигуративный тип (Мид, 1983), в котором преобладающей формой поведения для людей оказывается поведение молодого поколения. Основой подобного поведения является модель, при которой взрослые люди учатся у своих детей стереотипам, ценностям, жизненным нормам. Результатом данной тенденции является невостребованность опыта старшего и пожилого поколений.
Взаимодействие поколений является одним из важных факторов адаптации и социализации отдельной личности в обществе, а также формирования и развития социальной структуры общества в целом. Человеческая жизнь поколений существует во времени: в прошлом, настоящем и будущем, связана с побуждениями самосохранения личности и сохранения общества в целом. Очевидно, что люди, живущие в конкретное историческое время, но относящиеся к разным поколениям, исповедуют разные ценности в повседневной жизни и занимают разное социальное положение (Тарасова, 2012). Зачастую профессиональный опыт, знания и практические навыки старшего поколения противоречат культурным ценностям и духовным ориентирам молодого поколения.
В научной литературе анализируются различные представления о межпоколенном взаимодействии. В связи с этим актуальность приобретает изучение методологических основ данной проблематики. Целью настоящей статьи являются конкретизация определения межпоколенного взаимодействия, анализ подходов к изучению данной проблемы и разработка методологического конструкта социо-
логического изучения взаимодействия поколений в современном российском обществе.
Теоретические основы изучения понятия «поколение»
Прежде всего, необходимо обратиться к определению термина «поколение». В отечественной и зарубежной философии, социологии и демографии интерес к проблеме поколений возник в 1960-е гг. К примеру, российский социолог И .С. Кон указывает несколько значений данного термина: как звено в цепи происхождения от общего предка; как возрастно-однородная группа сверстников, родившихся в одно и то же время; как условный отрезок времени, в течение которого живёт и действует конкретное поколение; как общность современников, сформировавшихся в определенных исторических условиях (Кон, 1967). Венгерский социолог и философ К. Маннгейм определяет поколение как группу людей, рождённых в один и тот же год или в одно и то же время, которые имеют одинаковый исторический опыт и культурную среду (Маннгейм, 1994). В определении термина «поколение» К. Маннгейм выделяет три основные характеристики: поколенный статус (место в данном обществе); поколенная взаимосвязь (сходство жизненных проблем и интересов); поколенное единство (общие идеалы и деятельность). Таким образом, К. Маннгейм объединяет все подходы, указываемые И.С. Коном, кроме происхождения от общего предка, т. е. принадлежности к одной семье. Ф. Карль рассматривает термин «поколение» на микросоциальном (уровень семьи, отражающий социальное положение в генеалогическом происхождении потомков) и макро-социальном уровнях (уровень взаимодействия между возрастными группами населения) (Карль, 2003). Данная концепция поколения отражает взаимодействия в семье между близкими родственниками в различных фазах жизненного цикла: детства, создания собственной семьи, рождения детей, заботы о стареющих родителях и прародителях (Садыкова, 2010). В исследованиях советского демографа Б.Ц. Урланиса понятие «поколение» рассматривается, во -первых, как определенная возрастная категория или совокупность лиц одного года рождения, переживающих исторические события в одном и том же возрасте; во-вторых, под поколением понимают интервал времени между средним возрастом родителей и их детей (Урланис, 1968).
А.И. Афанасьев выделяет количественный (возраст) и качественный (характер и направленность социальной деятельности) при-
знаки поколения. Возраст является естественным фактором разделения людей на поколения, причем автор не отождествляет понятия «поколение» и «возрастная группа». По количественному признаку поколение может включать в себя несколько возрастных групп, однако частота смены, длина и возрастной интервал поколений зависят от исторических, демографических и социально-экономических региональных факторов (Афанасьев, 1973).
Советский и российский историк, философ и социолог И.М. Ильинский выделяет следующие варианты употребления термина «поколение»: как жизненный цикл индивидов; как общественно-исторические структуры группового поведения (так называемые социальные или политические поколения); как генеалогические поколения (отношения поколений родителей и детей, столкновение или разрыв между ними) (Ильинский, 2001).
Таким образом, проблема поколения - это вечная проблема, даже не биологическая и демографическая, а скорее историческая и социокультурная проблема. Смысл термина «поколение» отражает, с одной стороны, сопричастность людей к тем или иным общественным событиям или процессам, которые влияют на жизнь общества, а с другой - духовную общность целей, единство нравственных и социальных позиций, социально-психологических установок, ценностных ориентаций и специфику менталитета современников, жизнь которых связана с определенным историческим событием. Многогранный и изменчивый жизненный цикл человека включает в себя следующие фазы жизни: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На каждом этапе жизни человек выполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, родитель, дед. Причем важное значение имеет самоопределение человека, т. е. сознательный и самостоятельный выбор - причислять себя к тому или иному поколению. Как правило, в фазах детства, отрочества и юности человек познает и усваивает общественные нормы и ценности. В период зрелости происходит осознание общественных норм и ценностей в соответствии с индивидуальными возможностями человека. В период старости у человека возникают противоречия по поводу восприятия социальной реальности, а также происходит наименьшее приспособление к процессам социализации в обществе. На протяжении жизненного цикла каждый человек, во-первых, состоит в определенных семейных, педагогических, общественных, социально-политических межпоколенных отношениях с другими людьми; во-вторых, каждого человека характеризует мультипоко-
ленность, т. е. одновременная принадлежность к нескольким поколениям. В целом деление общества на поколения отражает один из наиболее древних и естественных способов его социального расслоения и социальной структуры (стратификации).
Межпоколенное взаимодействие: основные элементы системы
Важным элементом в системе взаимоотношений между поколениями является семья, выполняющая ряд социальных функций, таких как воспитание и социализация молодого поколения; формирование духовного общения; предоставление определенного социального статуса членам семьи; взаимообогащение семейных интересов; обеспечение психологической защиты и эмоциональной поддержки членов семьи (Клемантович, 2018). Научные исследования взаимодействия поколений в контексте семьи в основном представлены анализом проблем отцов и детей, семейных отношений и психотерапевтических особенностей семьи.
Межпоколенное взаимодействие - это междисциплинарная проблема, описанная в классической русской литературе и истории и исследуемая в демографии, генеалогии, этнографии, педагогике, психологии, социологии, конфликтологии. Каждая отрасль знания трактует данную проблему в своем контексте. Так, в русской классической литературе авторами были описаны процессы взаимодействия поколений и влияния семьи на становление и жизнь личности (отмирание старого мировоззрения в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»; жестокое непонимание между отцом и сыном по части видения идеальной жизни в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Буль-ба»; традиционные поучения отца, формировавшие правильный выбор главного героя в сложных ситуациях в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка», и др.). Для сравнения: у современного старшего поколения снижается воспитательная функция в семье в силу изменений в экономической жизни общества. Однако семья как важный социальный институт общества является первичным уровнем отношений между различными поколениями. Несмотря на психологические особенности пожилых и молодых людей, приводящие к непониманию между данными поколениями, в современном обществе наблюдается повышенный интерес к возрождению семейных традиций, поиску и принятию семейного наследия и опыта. Современная литература в силу социальной трансформации российского общества не изучает подробно проблему межпоколенных взаимоотношений. В настоящее время в обществе нарастают меж-
поколенные конфликты и усугубляются разногласия и противоречия во взаимодействии поколений, поскольку прошлый опыт и социокультурные ценности и нормы старшего поколения не могут в полной мере использоваться современным молодым поколением.
В свою очередь, социологический подход анализирует совместное существование трех поколений: молодого, зрелого и старшего. Изучение межпоколенных взаимодействий в социологии направлено, во-первых, на исследование социального статуса людей различного возраста и адаптации каждого нового поколения в современном обществе; во-вторых, на анализ проблем межпоколенного единства, солидарности и взаимопроникновения межпоколенной культуры; в-третьих, на изучение возрастных социальных стереотипов и потенциальных возможностей каждого поколения, влияющих на межпоколенное взаимодействие. С точки зрения поколенче-ского подхода в социологии отдельный индивид не может существовать вне связи поколений, он интегрирован в общество посредством материальных и культурных гарантий своего существования. Очевидно, что зависимость человека от старших поколений с самого рождения, прежде всего от родителей, исторически определяется естественными биологическими факторами. Подобная зависимость в дальнейшем трансформируется во взаимодействие, способствующее дальнейшему формированию и развитию отдельной личности посредством опыта старшего поколения, надежности межпоколенных отношений и эффективности межпоколенных коммуникаций. Социологический анализ исследования взаимоотношений поколений в контексте возрастных различий в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях (теория возрастной стратификации социума) представлен в работах В.И. Ильина, В.В. Радаева, Р.В. Рывкиной, Н.Е. Тихоновой, О.И. Шкаратана, Т.М. Ахмедовой (Жукова, 2000; Ахмедова, 2018).
Исторический аспект изучения взаимоотношений между поколениями раскрывают работы В. Белова, В.В. Колесова, A.A. Коринфского, A.B. Толстых (Жукова, 2000). Исторический анализ межпоколенного взаимодействия направлен на изучение постоянно увеличивающегося разрыва между поколениями и сложного характера подобных взаимоотношений, характеризующихся чередованием периодов конфликтности и противостояний с периодами взаимопонимания и преемственности.
Существенным дополнением социологического подхода является социокультурный подход, анализирующий историко -
культурологические формы взаимоотношений между поколениями. В данном контексте значимым является влияние исторического процесса, политических, социально-экономических факторов, социокультурной среды, ментальных установок общества на развитие отношений между поколениями. Особую ценность представляют работы Б. Дубина, Ю. Лотмана, М.Э. Елютиной, В.Д. Альперович, А.И. Рубакина, В.Д. Шапиро (Альперович, 1997; Шапиро, 1983; Елютина, 1999). В социокультурном смысле суть диалога между поколениями строится на общей мироориентации, нравственной и социальной солидарности.
Конфликтологический подход характеризует межпоколенче-ское взаимодействие как противостояние социально-экономических интересов и идейно-политических взглядов поколений вследствие возрастных различий, различий в условиях жизни и субкультурах. В данном контексте межпоколенческие конфликты как пересечение целей и отношений, ущемляющих интересы противоположной стороны, обусловлены невозможностью одновременного удовлетворения потребностей старшего и младшего поколений (Клемантович, 2018).
Заключение
Таким образом, анализ литературных источников показал, что в общественных науках взаимодействие поколений рассматривается с нескольких сторон: как фактор динамики исторического развития; как социальный закон поступательного развития общества; как феномен преемственности поколений и поколенческой интеграции; как объективный процесс социализации личности, противостояния и борьбы разных поколений.
Демографические процессы, происходящие в современном российском обществе, обострили проблему межпоколенного взаимодействия и обусловили отдаление старшего поколения от молодого поколения в силу изменения идей, ценностей и жизненных ориентиров последнего. Как правило, сфера взаимоотношений молодых людей с пожилыми людьми основана на сфере общения по поводу бытовых проблем, проблем здоровья, истории семьи, жизненных планов и перспектив. Разделению поколений способствуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых людей, проявляющиеся, прежде всего, в предпочтениях частной и государственной сферы производства и потребления. К примеру, современные области информационно-коммуникационного пространства, являющиеся основными
каналами передачи опыта, выступают «областями отчуждения» для межпоколенного общения между молодым и старшим поколениями. Формированию устойчивого взаимодействия между ними может способствовать развитие так называемых межпоколенных практик, создающих определенный союз (ассоциацию) поколений.
Литература
Альперович В.Д. Социальная геронтология: пожилым и молодым о старости и старении. Ростов н/Д. : Феникс, 1997. 557 с.
Афанасьев А.И. Поколение как фило-софско-социологическая категория // Преемственность поколений как социологическая проблема / отв. ред. Л.Г. Москвичев. М. : Мысль, 1973. С. 14-43.
Ахмедова Т.М. Гендерная специфика семейной культуры современной дагестанской молодежи (по результатам социологического исследования) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3. С. 240-245.
Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов : Изд-во СГУ, 1999. 141 с.
Жукова С.А. Взаимоотношения поколений: социокультурный аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2000.
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М. : Голос, 2001. 692 с.
Карль Ф. Поколения и общество: межпоколенные программы // Психология зрелости и старения. 2003. № 2 (22). С. 113-136.
Клемантович И.П., Соболева М.К., Пер-лова И.В. Взаимодействие между поколениями в современных условиях // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3-6. Режим доступа: http:// www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18566.
Кон И.С. Социология личности. М. : Политиздат, 1967. 383 с.
Маннгейм К. Диагноз нашего времени / пер. с нем. и англ.; отв. ред. Я.М. Бергер. М. : Юрист, 1994. 700 с.
Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / сост. и предисл. И.С. Кона. М. : Наука, 1983.
References
Alperovich, V.D. (1997). Social gerontology: elderly and young about old age and aging. Rostov n/D.: Phoenix.
Afanasyev, A.I. (1973). Generation as a philosophical and sociological category. Continuity of generations as a sociological problem. L.G. Moskvichev (Ed.). M.: Thought, 14-43.
Akhmedova, T.M. (2018). Gender specificity of the family culture of modern Dagestan youth (according to the results of a sociological study). Gosudarstvennoye i munitsip-al'noye upravleniye. Uchenyye zapiski, 3, 240245. (in Russian).
Elyutina, M.E. (1999). Gerontological direction in the structure of human existence. Saratov: Izd-vo SGU.
Zhukova, S.A. (2000). Generational Relationships: Socio-Cultural Aspect. (Abstract, Candidate Dissertation, Saratov).
Ilinsky, I.M. (2001). Youth and youth policy. M.: Golos.
Karl, F. (2003). Generations and society: intergenerational programs. Psikhologiya zre-losti i stareniya, 2 (22), 113-136. (in Russian).
Klemantovich, I.P., Sobolev, M.K., Perlo-va, I.V. (2018). The interaction between generations in modern conditions. International Student Scientific Bulletin, 3-6. Available at: http://www .eduherald.ru/ru/article/view?id=1 8566. (in Russian).
Kon, I.S. (1967). Sociology of personality. M.: Politizdat.
Mannheim, K. (1994). The diagnosis of our time. Y.M. Berger (Ed.). M.: Lawyer.
Mead, M. (1983). Culture and the world of childhood. Selected Works. Compiler and preface I.S. Kon. M.: Science.
Sadykova, Kh.N. (2010). Interdisciplinary approach to the classification of generations.
Садыкова Х.Н. Междисциплинарный подход к классификации поколений // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2010. № 4. С. 201-203.
Тарасова Л.Е. Межпоколенное взаимодействие как один из факторов социализации и адаптации // Известия Саратовского университета. Акмеология образования. Психология социального развития. 2012. Т. 12, вып. 4. С. 22-25.
Урланис Б.Ц. История одного поколения : социально-демографический очерк. М. : Мысль, 1968. 268 с.
Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. : Наука, 1983. 128 с.
Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta im. A.N. Tupoleva, 4, 201-203. (in Russian).
Tarasova, L.E. (2012). Intergenerational interaction as one of the factors of socialization and adaptation. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya sotsial'nogo razvitiya, 12, 4, 22-25. (in Russian)
Urlanis, B.Ts. (1968). The history of one generation: socio-demographic essay. M.: Mysl'.
Shapiro, V.D. (1983). Social activity of the elderly in the USSR. M.: Nauka.
Поступила в редакцию
1 апреля 2019 г.