Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 50-54. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 10. P. 50-54.
Научная статья УДК 316.752
https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.7
Духовные ценности и их межпоколенческая трансмиссия в контексте базовых функций современного российского государства
Нина Олеговна Воскресенская
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2014-6790
Аннотация. В статье рассматриваются духовные ценности современного российского общества, механизмы их передачи от одного поколения к другому, роль государства в этом процессе. Суммированы современные представления о духовных ценностях. Показано, что при всей неоднозначности своего содержания они всегда носят системообразующий для страны характер, задают общий вектор ее развития и влияют на судьбы людей. Выделены те направления деятельности современного российского государства, которые не могут быть реализованы без передачи духовных ценностей от старших поколений младшим и которые способствуют активизации духовных контактов разных возрастов в сфере политики, науки, образования, воспитания, экологии. Отмечено, что формирование духовных ценностей происходит на всех уровнях функционирования общества, варьируясь от индивидуально-личностного до общегосударственного формата - от семейных бесед, доступных каждому, до публичных PR-акций в масштабе государства, для успеха которых необходимо учитывать законы образования общественного мнения.
Ключевые слова: духовные ценности, межпоколенческое взаимодействие, функции государства, PR-технологии
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования. Воскресенская Н.О. Духовные ценности и их межпоколенческая трансмиссия в контексте базовых функций современного российского государства // Общество. философия, история, культура. 2022. № 10. С. 50-54. https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.7.
Original article
Spiritual Values and Their Intergenerational Transmission in the Context of the Basic Functions of the Modern Russian State
Nina O. Voskresenskaya
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2014-6790
Abstract. The article examines the spiritual values of the modern Russian society, the mechanisms of their transmission from one generation to another, the role of the state in this process. Modern ideas about spiritual values are summarized. It shows that, despite the ambiguity of their content, they always have a systemic nature for the country, set the general vector of its development and affect people's destinies. The article marks out those directions of activity of the modern Russian state, which cannot be realized without transfer of spiritual values from older to younger generations and which contribute to activation of spiritual contacts of different ages in the sphere of politics, science, education, upbringing, ecology. The remarkable thing is that the formation of spiritual values occurs at all levels of society, varying from the individual-personal to the national format - from family conversations, available to everyone, to public PR-actions on a nationwide scale, for the success of which it is necessary to consider the laws of public opinion formation.
Keywords: spiritual values, intergenerational interaction, functions of the state, PR technologies Funding: the reported study is funded from the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
For citation: Voskresenskaya, N.O. (2022) Spiritual Values and Their Intergenerational Transmission in the Context of the Basic Functions of the Modern Russian State. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 50-54. Available from: doi:10.24158/fik.2022.10.7. (In Russian)
Человек - существо духовное и в определенной степени рациональное. Ставя перед собой жизненные цели, он ориентируется на определенные ценности: принципы, правила, идеалы, которым он следует и которые готов отстаивать. Влияя на мышление и мировоззрение, а через них
© Воскресенская Н.О., 2022
и на поведение людей, духовные ценности предопределяют траектории развития человеческих судеб; будучи же усвоенными большинством народа, они задают вектор движения вперед целой страны. То, какие именно духовные ценности более всего востребованы обществом, каковы механизмы их межпоколенческой трансмиссии и какую роль в этих процессах играет государство, имеет важное теоретическое и практическое значение.
Это вопросы чрезвычайной сложности, однако общепринятой «теории духовных ценностей» пока не создано, намечены только некоторые ее моменты. Их предлагается соотносить с видами духовной жизни, поэтому выделяются следующие ценности: мировоззренческие, являющиеся отражением системы взглядов на мир и человека; интеллектуально-познавательные, задействованные в исследовательском процессе; образовательно-воспитательные, способствующие межпоколенче-ской передаче знаний и умений; художественно-эстетические, содействующие развитию чувства прекрасного; поведенческо-интегративные, способные объединять людей для решения разных задач; исключительно важны ценности этико-регулятивные - нормы и правила совместного существования (Шашкин, 2021). Все духовные ценности несут в себе пространственную и временную компоненту, и с этой точки зрения они разделяются на личностные, семейные, поколенческие, национальные, общечеловеческие, ценности отдельных исторических эпох и «вечные» ценности.
К числу последних, которые важны для всех и всегда, принято, в частности, относить любовь, семью, счастье, красоту, свободу, творчество, справедливость. Среди ценностей, традиционно востребованных в России, следует назвать патриотизм, служение Отечеству, приоритет духовного над материальным, коллективизм, взаимопомощь, единство народов государства (Рассадина, 2008).
Важно, что истинное смысловое содержание каждой ценности зависит от того, как ее понимают конкретные люди, и это понимание может не просто отличаться в деталях, но и быть принципиально разным (Миронов, 2021). Дифференцированные подходы к «ценностным смыслам» в значительной степени есть результат той социальной, культурной, нравственной среды, в которой воспитывается и живет человек.
Таким образом, говоря о духовных ценностях, мы фактически обозначаем только некую «ячейку» в огромном «духовном пространстве», конкретное наполнение которой может отличаться у разных людей и народов и меняться от одного исторического периода к другому (Рудаков, 2021).
Неодинаковость понимания людьми базовых ценностей человеческой цивилизации можно проиллюстрировать на примере красоты: идея внешней и внутренней привлекательности, совершенства всегда и у всех народов входит в число важнейших ценностей, но зрительные образы, в которых идеалы красоты воплощаются, меняются от эпохи к эпохе и отличаются не только у разных народов, но и у представителей социально-профессиональных и возрастных групп одного и того же народа.
Столь же неоднозначным является и понимание семьи: если для одних идеалом будет ее традиционный тип: моногамная, патриархальная семья, состоящая из мужа, жены и детей, в которой всегда и во всех ключевых вопросах главенствует мужчина, а женщина подчиняется его воле, то другие предпочтут иные варианты - «однополые», «временные», «гостевые» семьи, и таких «нетрадиционных» брачных моделей могут быть десятки. Разное «содержимое» одних и тех же «ценностных ячеек» подвело общество к необходимости разграничивать приоритеты «истинные» и «ложные», ценности «прогрессивные» и «регрессивные». Причем различия между последними основываются на оценке их влияния на ход истории. Множественность и неоднозначность трактовок отражают различные степени взаимопонимания людей в обществе и во многом определяются языком, на котором говорит и думает народ (Everett, 2012).
Процесс изменения духовных ценностей может быть эволюционным и революционным. В первом случае требуется длительное время, в ходе которого устоявшиеся духовные ценности медленно трансформируются под воздействием обстоятельств и корректируются или вытесняются новыми приоритетами; конфликта представлений в этом случае не происходит. При революционных изменениях осуществляется быстрая и коренная ломка старых аксиологических основ, причем сдвиги в «ценностном ландшафте» способны привести к переформатированию социально-экономической и общественно-политической жизни страны. В настоящее время активную роль в процессе изменения духовных ценностей играет фактор научно-технического прогресса. Каждое новое поколение производит «ревизию» духовных ценностей, отвергая одни, уточняя другие, одобряя и принимая третьи. Устойчивость некоторых духовных ценностей объясняется, в частности, тем, что они подтверждены опытом предыдущих поколений и в силу этого вызывают в народе больше доверия, чем ценности новые и неизвестные. Скорость преобразования духовных ориентиров напрямую зависит от межпоколенческих взаимоотношений.
Вопрос о духовном контакте «отцов» и «детей» привлекал внимание ученых и общественности даже тогда, когда средняя продолжительность жизни составляла всего около 30 лет. Сейчас же, когда она увеличилась более чем вдвое1 и в одном времени проживания соседствуют три
1 Ожидаемая продолжительность жизни [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://encyclopaedia.bid/википедия/Средняя_продолжительность_жизни (дата обращения: 27.09.2022).
или даже четыре поколения, эта проблема приобретает все более острое звучание.
Межпоколенческая трансмиссия духовно-нравственных ценностей является основой существования любого государства, которое, выполняя различные функции и задавая параметры развития всех сфер современной жизни, влияет и на характер межличностных, межколлективных и межпоколенных связей в социуме (Вагин, 2016).
Успех одной из базовых функций государства - политической - очевидно зависит от качества межпоколенческой коммуникации. Политические программы развития России, стратегические цели и задачи на будущее могут быть в полной мере поддержаны народом, если в них учитываются интересы всех возрастных групп. Наиболее плодотворный обмен мнениями относительно общественных целей, идеалов и принципов предполагает вовлеченность молодых россиян в политическую деятельность, в частности, их участие в выборах различных уровней. Разумеется, ценностные политические установки индивидов формируются также в кругу семьи. Однако за последние десятилетия механизмы трансляции духовных ценностей в рамках семейных коллективов не претерпели существенных изменений, следовательно, нет и оснований полагать, что их эффективность как-либо изменилась. Между тем межпоколенные политические взаимодействия на макроуровне, трансформируясь под влиянием новейших информационных технологий, становятся все более результативны. Особо мощное воздействие на политическое мышление и мировоззрение российской молодежи способны оказывать PR-кампании, если они проводятся в масштабе социума и строятся в соответствии с законами формирования и функционирования общественного мнения. Так, необходимо учитывать, что духовные ценности изменяются не только под влиянием сообщенных гражданам «сухих» фактов, но в большей степени под воздействием их эмоциональных оценок, выраженных авторитетными людьми. Члены социума склонны одобрять узнаваемые идеи, исходящие из знакомого и надежного источника, и верить больше тем, кто на них похож или на кого они хотят быть похожими. Для формирования общественного мнения всегда нужен лидер.
Еще одно направление деятельности российского государства, в котором трансмиссия духовных ценностей есть обязательное условие его успеха, - сфера воспитания и образования. Эта функция неслучайно считается ключевой для жизни общества: ее качественное выполнение способно не только снизить затраты на выполнение государством силовых и нормативных функций, но и повысить уровень осуществления всех других функций без исключения. Для современного российского общества одной из главных задач в рамках выполнения этой функции является воспитание патриотизма. Важно, что она осуществляется в непростых условиях по причине, в частности, ценностного плюрализма (Гареева, 2010). Дело в том, что сущностное наполнение «духовной ячейки», обозначаемой как «патриотизм», может быть разным. Одни понимают патриотизм как гражданско-гуманистическую философию, сводя основные ценности к защите прав и свобод граждан. Другие ставят во главу угла интересы государства. Патриотизм этнический ориентирован на защиту традиционных ценностей конкретного народа, склонен воспринимать другие культуры как потенциально опасные и способен провоцировать и усиливать межэтнические конфликты. Распространение его в молодежной среде может быть исключительно успешным за счет применения соответствующих PR-технологий (Олехнович, 2006). В арсенале политтехноло-гов - весь комплекс мероприятий по массированному информационному воздействию на сознание молодежи - от традиционных выставок, конференций, поп-концертов до организации «особых событий» и распространения «идеи дня». На создание враждебных образов других народов может работать и фальсификация истории, в том числе и в образовательном процессе через намеренную подтасовку фактов или через представление своего народа как автохтонного, а других - как пытающихся завоевать его исконные земли. Сильное воздействие на молодежь могут оказывать и интернет-технологии (Интернет и цифровое пространство: постматериальные ценности ..., 2018): его высокомобильная, не имеющая пространственных и временных границ интерактивная среда предоставляет для этого огромные возможности.
Межпоколенческая трансмиссия духовных ценностей важна и в сфере науки. В современных условиях именно российское государство более всего способно содействовать развитию фундаментальной науки и организовывать междисциплинарные исследования, за которыми, как представляется, будущее, а также обеспечивать традиционную взаимосвязь интеллектуальных и этических ценностей. В данной сфере межпоколенческая передача профильных духовных постулатов - в их числе стремление познать истину, добросовестность в проведении научных изысканий, готовность к командной работе - происходит, как правило, через научные школы. PR-тех-нологии, направленные на манипулирование массовым сознанием и чрезвычайно эффективные во многих областях жизни общества, вряд ли могут быть такими же в сфере науки.
Успех выполнения еще одной базовой функции государства - социальной, призванной обеспечить защищенность всех членов общества, также связан с тем, какие духовные ценности являются главными для людей и каким образом осуществляется их межпоколенческая трансмиссия. Установлено, что 40 % россиян в качестве главной ценности называют равенство всех перед
законом; от 53 (30-летние) до 86 % (60-летние) граждан считают приоритетной для нашего социума справедливость в установлении вознаграждения за труд и при распределении социальных благ. Борьбу с коррупцией как главную задачу и ценность обозначили 38 % россиян, демократическое обновление общества - 7 %. Отметим, что выявлена высокая положительная корреляция между запросом на социальную справедливость и низким общественным статусом человека (Готово ли российское общество к модернизации? ..., 2010). Подчеркнем, что проблема насильственного социального выравнивания и «усереднения» общества, что также несправедливо, как и его чрезмерное расслоение, не является предметом устойчивого интереса общественности.
Наиболее действенными механизмами передачи «социальных» духовных ценностей, наряду с «традиционными семейными», являются чаты и форумы, в которых затрагиваются данные вопросы; значительна роль школьного и вузовского образования; сдвинуть акценты в системе ценностей молодых россиян способны и данные социологических опросов.
Проблема социальной справедливости имеет важный экономико-экологический аспект, который сводится к вопросу о доступе граждан к природно-экологическим благам. Частная собственность на природные ресурсы для большинства россиян не является ценностью и в их глазах нелегитимна: лишь 2 % россиян готовы признать официальных собственников природных ресурсов (Готово ли российское общество к модернизации? ..., 2010).
Выполнение российским государством экологической функции зависит от соответствующих ценностных установок народа, которые формируются во многом под влиянием информации о состоянии окружающей среды в мире и России. За ХХ век мировое промышленное производство увеличилось более чем в 50 раз, и более 80 % этого роста пришлось на период после 1950 года1. Цена этих изменений исключительно высока: жесткое и разрушительное воздействие на окружающую среду привело к росту числа грозных заболеваний, в том числе онкологических. Уже на рубеже XIX-XX вв. рак был причиной 20 % всех смертных случаев в промышленно развитых странах2. Чудовищна статистика и по детским заболеваниям: ежегодно в мире 200 тысяч несовершеннолетних заболевают раком и примерно 100 тысяч от него умирают - это 250 детей каждый день, или 10 - каждый час3. Одно из условий решения экологических задач - формирование и поддержка российским государством «экологически ориентированного» общественного мнения и движения; успех напрямую связан с ценностями, сформировавшимися по этим вопросам у российской молодежи. Отметим, что в данном случае ценности молодых могут быть более прогрессивны, чем аксиологические приоритеты старших поколений.
Итак, межпоколенческая трансмиссия духовно-нравственных ценностей является необходимым фактором существования современного российского государства. Среди направлений его деятельности, для которых духовно-нравственное взаимодействие поколений является «элементом несущей конструкции», - политика, наука, образование, воспитание, экология. Механизмы передачи духовно-нравственных ценностей варьируются от повседневного личного общения «tête-à-tête» до общенациональных разовых PR-акций и постоянного воздействия на сознание людей с помощью средств массовой информации. Все эти механизмы способны оказывать мощное влияние на людей, но если при индивидуальном общении масштаб влияния на мировоззрение «принимающей стороны» ограничивается «точечным воздействием», то с помощью СМИ и PR-кампаний транслировать его можно на всю страну.
При трансмиссии духовного опыта активным его «передатчиком» является, как правило, старшее поколение, однако в ряде случаев наблюдается и обратная динамика, когда именно молодежь вырабатывает ценности, адекватные современному миру, а старшее поколение их не только не отвергает, но и усваивает - ситуация в сфере «экологических ценностей» может быть тому примером. Учет этих параметров способен сделать прогнозирование дальнейшего развития страны более обоснованным и точным.
Список источников:
Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе // Дискуссия. 2016. № 7 (70). С. 52-57.
Гареева В.Г. PR-технологии в формировании патриотизма современной молодежи // XIV Царскосельские чтения. Профессиональное образование: социально-культурные аспекты : в 6 т. СПб., 2010. Т. 3. С. 212-216.
Готово ли российское общество к модернизации? / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М., 2010. 344 с.
1 Наше общее будущее : доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию ООН. М., 1989. 376 c.
2 Население и общество : электронная версия бюллетеня Института демографии ГОУ-ВШЭ [Электронный ресурс] // Демоскоп. Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0283/mir01.php (дата обращения: 26.09.2022).
3 Власова И. Маленькие муки [Электронный ресурс] // Версия. URL: https://versia.ru/tysyachi-smertelno-bolnyx-detej-ne-nuzhny-gosudarstvu (дата обращения: 26.09.2022).
Интернет и цифровое пространство: постматериальные ценности молодежи / ответ. ред. К. В. Султанов. СПб., 2018. 438 с. Миронов А.С. О традиционных духовно-нравственных ценностях // Культурологический журнал. 2021. № 2 (44). С. 1-6. https://doi.org/10.34685/HI.2021.70.34.012
Олехнович К.С. Проблемы изучения PR-технологий в региональном политическом процессе Южного федерального округа // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2006. № 3-4. С. 190-195.
Рассадина Т.А. Традиционные ценности русской культуры // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 44-58. Рудаков А.Б. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в контексте проблематики российской общегражданской идентичности // Культурологический журнал. 2021. № 2 (44). С. 1-8. https://doi.org/10.34685/HI.2021.95.78.014
Шашкин П.А. Базовые духовные ценности России как основа стратегического планирования // Культурологический журнал. 2021. № 2 (44). С. 1-5. https://doi.org/10.34685/HI.2021.10.26.015 Everett D.L. Language: The Cultural Tool. N. Y., 2012. 351 p.
References:
Everett, D. L. (2012) Language: The Cultural Tool. New York. 351 p.
Gareeva, V. G. (2010) PR-tekhnologii v formirovanii patriotizma sovremennoj molodezhi [PR-Technologies in the Formation of Patriotism of Modern Youth] XIV Tsarskosel'skie chteniya. Professional'noe obrazovanie: sotsial'no-kul'turnye aspekty. Vol. 3. Saint-Petersburg, рр. 212-216 (in Russian).
Gorshkov, M. K., Krumma, R., Tikhonovа, N. E. (eds.) (2010) Gotovo li rossijskoe obshchestvo k modernizacii? [Is Russian Society Ready for Modernization?]. Moscow. 344 р. (in Russian).
Mironov, A.S. (2021) On the Traditional Spiritual and Moral Values. Kul'turologicheskij zhurnal. (2 (44)), 1-6. Available from: doi:10.34685/HI.2021.70.34.012 (in Russian).
Olekhnovich, K. S. (2006) Problemy izucheniya PR-tekhnologii v regional'nom politicheskom protsesse Yu-zhnogo feder-al'nogo okruga [Problems of Studying PR-Technologies in the Regional Political Process of the South-ern Federal District] Gosu-darstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. (3-4), 190-195 (in Rus-sian).
Rassadina, T. A. (2008) Tradicionnye cennosti russkoj kul'tury [Traditional Values of Russian Culture]. Social'no-gumani-tarnye znaniya. (1). 44-58 (in Russian).
Rudakov, A. B. (2021) Traditional Russian Spiritual and Moral Values in the Context of Problems of Russian Gen-eral Civil Identity. Kul'turologicheskij zhurnal. (2 (44)), 1-8. Available from: https://doi.org/10.34685/HI.2021.95.78.014 (in Russian).
Shashkin, P. A. (2021) Basic Spiritual Values of Russia as the Basis for Strategic Planning. Kul'turologicheskij zhurnal. (2 (44)), 1-5. Available from: doi:10.34685/HI.2021.10.26.015 (in Russian).
Sultanov, K. V. (ed.) (2018) Internet i cifrovoe prostranstvo: postmaterial'nye cennosti molodezhi [Internet and Digital Space: Post-Material Values of Youth]. Saint-Petersburg. 438 p. (in Russian).
Vagin, D. Y. (2016) Intergenerational Succession of Spiritual and Moral Values in Russian Society. Diskussiya. (7 (70)), 52-57 (in Russian).
Информация об авторе Н.О. Воскресенская - кандидат исторических наук, доцент Департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=637943.
Information about the author N.O. Voskresenskaya - PhD in History, Associate Professor, Department of Humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=637943.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 11.10.2022.