Научная статья на тему 'Проблемы предупреждения роста дорожно-транспортного травматизма с использованием средств индивидуальной мобильности'

Проблемы предупреждения роста дорожно-транспортного травматизма с использованием средств индивидуальной мобильности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дорожно-транспортный травматизм / современные формы и методы обучения / средства индивидуальной мобильности / road traffic injuries / modern forms and methods of training / means of individual mobility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Геннадьевна Капустина

Актуальность исследования обусловлена ростом количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях людей с использованием средств индивидуальной мобильности. Автором обозначаются проблемы, связанные с фиксацией правонарушений по эксплуатации средств индивидуальной мобильности. Предлагаются формы профилактики дорожного травматизма по управлению такими средствами. На основании проведенного исследования делаются выводы по внедрению и распространению предложенных методов профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Геннадьевна Капустина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in preventing the increase in road traffic injuries using personal mobility aids

The relevance of the study is due to the increase in the number of people injured in road accidents using means of individual mobility. The author identifies the problems associated with the fixation of offenses for the operation of personal mobility equipment. The forms of prevention of road injuries for the management of such means are proposed. Based on the conducted research, conclusions are drawn on the introduction and dissemination of the proposed methods of prevention.

Текст научной работы на тему «Проблемы предупреждения роста дорожно-транспортного травматизма с использованием средств индивидуальной мобильности»

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 74—77. State service and personnel. 2023;(5):74—77.

Научная статья УДК 342.95

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-74-77 NIION: 2012-0061-05/23-267

EDN: https://elibrary.ru/AUYPEU MOSURED: 77/27-008-2023-05-467

Проблемы предупреждения роста дорожно-транспортного травматизма с использованием средств индивидуальной мобильности

Елена Геннадьевна Капустина

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, elenka.kapustina@rambler.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена ростом количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях людей с использованием средств индивидуальной мобильности. Автором обозначаются проблемы, связанные с фиксацией правонарушений по эксплуатации средств индивидуальной мобильности. Предлагаются формы профилактики дорожного травматизма по управлению такими средствами. На основании проведенного исследования делаются выводы по внедрению и распространению предложенных методов профилактики.

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, современные формы и методы обучения, средства индивидуальной мобильности

Для цитирования: Капустина Е.Г. Проблемы предупреждения роста дорожно-транспортного травматизма с использованием средств индивидуальной мобильности // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 74—77. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-74-77 EDN: https://elibrary.ru/AUYPEU

Original article

Problems in preventing the increase in road traffic injuries using personal mobility aids

Elena G. Kapustina

Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

named after V.V. Lukyanov, Oryol, Russia, elenka.kapustina@rambler.ru

Abstract. The relevance of the study is due to the increase in the number of people injured in road accidents using means of individual mobility. The author identifies the problems associated with the fixation of offenses for the operation of personal mobility equipment. The forms of prevention of road injuries for the management of such means are proposed. Based on the conducted research, conclusions are drawn on the introduction and dissemination of the proposed methods of prevention.

Keywords: road traffic injuries, modern forms and methods of training, means of individual mobility

For citation: Kapustina E.G. Problems in preventing the increase in road traffic injuries using personal mobility aids // State service and personnel. 2023.(5):74—77. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-74-77 EDN: https://elibrary.ru/AUYPEU

За последнее десятилетие наша страна переживает настоящую эпидемию автомобильных катастроф, связанных с быстрым ростом количества транспорта на дорогах и увеличением числа участников дорожного движения.

Современная действительность характеризуется тем, что одним из результатов эволюционной формы научно-технического прогресса явилось создание новых средств передвижения, ко© Капустина Е.Г., 2023

торые в последнее время набирают большую популярность. Подобные средства передвижения называются средствами индивидуальной мобильности, к ним относят гироскутеры, сегвеи, моноколеса, электроскейты, электросамокаты и т.д. Растущая популярность использования средств индивидуальной мобильности обусловлена быстротой передвижения, простотой использования, небольшими габаритами, а также относительно невысокой стоимостью поездок (если говорить об аренде). Средства индивидуальной мобильности

№ 5/2023

представляют альтернативную замену не только общественному, но и личному автотранспорту, что исключает, прежде всего, пробки в городах и крупных населенных пунктах. Данный транспорт весьма популярен именно среди молодежи и активной категории граждан, соответственно важно исследовать проблемы безопасного передвижения и предостережения от дорожно-транспортного травматизма с использованием средств индивидуальной мобильности.

Согласно Постановлению Правительства РФ [1] в 2022 году в правила дорожного движения внесены изменения: определен правовой статус нового вида транспортного средства «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ)1.

Средство индивидуальной мобильности -транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироску-теры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Однако проблем на дорогах не стало меньше, а наоборот их число увеличилось. За последние три года количество ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров, электромопедов выросло в семь раз. В 2019 году было 142 аварии, в 2022 — уже 941. Число раненых тоже увеличилось в семь раз, с 147 до 976 человек, число погибших — в три раза, с 7 до 19. Самый частый вид происшествий с такими транспортными средствами — наезд авто на электросамокатчика: 95% [2].

С 1 марта 2023 года внесены изменения в пункт 24.1. ПДД [3] Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, должно осуществляться: по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Допускается движение в пешеходной зоне — в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг. Однако в законе имеются и исключения, если в населенном пункте отсутствуют такие элементы организации дорожного движения, что дает основание полагать, что правила интерпретируются каждым участником дорожного движения индивидуально, а следовательно, влекут множественные их нарушения, что влечет травматизм на дорогах. Скорость движения электросамокатов, гироскутеров и других аналогичных устройств не должна превышать 25 км/ч. А если масса такого транспортного средства больше

1 Далее — СИМ.

35 кг, на нем нельзя ездить по пешеходным или велосипедным дорожкам.

Проблема также состоит в том, как и кто будет выявлять и главное фиксировать нарушения правил дорожного движения с использованием средств мобильности. Прежде всего, нельзя забывать, чтобы управлять такими транспортными средствами человеку не нужно изучать правила дорожного движения и получать водительское удостоверение, что способствует нарушению таковых правил и затрудняет процесс установления личности водителя СИМа. Другой не менее важной проблемой выступает отсутствие возможности фиксации скоростного режима передвижения средства индивидуальной мобильности.

В качестве инструмента повышения эффективности работы по выявлению противоправных деликтов с использованием СИМов предлагается создание единого централизованного электронного ресурса в области дорожного движения, подведомственного Госавтоинспекции, который позволит вести учет собственников рассматриваемых средств, а, следовательно, устанавливать водителей и привлекать их к ответственности.

Нельзя не согласиться с Ковальчук В.А. [4], которая утверждает, что назрела необходимость ограничения возраста несовершеннолетних для управления такими средствами на проезжих частях до момента их совершеннолетия, а также обязательное использование в темное время суток световозвращающих элементов на одежде и средстве мобильности.

Другим инструментом профилактики противоправности управления средствами индивидуальной мобильности является активная популяризация соблюдения правил дорожного движения всеми его участниками.

Наравне с предложенным, следует создавать страницы в социальных сетях и разделы (вкладки) на официальных сайтах Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации. Размещать наглядные материалы, которые должны обладать единообразием, соответствовать специально разработанным требованиям оформления. При наполнении данного раздела предлагается использовать дифференцированный подход, учитывающий возраст участников дорожного движения. Более пристальное внимание нужно уделять подрастающему поколению. Материалы следует разделять на три основных категории, соотнесённые с соответствующими образовательными класта-рами. Внутри каждого возрастного блока представлять массив информации, который структурировать по ключевым темам, посвящённым безопасности в области дорожного движения с использованием средств индивидуальной мобильно-

№ 5/2023

сти. В рамках блока, посвящённого системе контроля, помимо размещения стандартных форм контроля, выполненных в виде тестовых заданий, задач, устных и письменных проверочных работ, предлагается реализовать принцип интерактивности, разработав специальные online-тренажёры, интерактивные задания в игровой форме. Нельзя не согласиться с Кетовой К.С. для дошкольного обучения: книжки, содержащие основы правил дорожного движения - плакаты с изображением различных видов транспорта - макеты светофоров, транспортных средств; игры- лото, викторины, конкурсы рисунков, конкурсы сказок; площадки, городки, кластеры [5]. Школьное обучение: младшие классы - старшие классы; книжки по обучению правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах, плакаты с изображением дорожных знаков, сигналов регулировщика, дорожной разметки — стенды с указанием обязанностей пассажиров, компьютерное обучение, смотры-конкурсы агитбригад ЮИД; плакатов, кроссвордов по дорожной тематике — сюжетно-ролевые игры с переодеванием по ролям — КВН для 1—4-х кл., 5—7 кл. — встречи с инспекторами ГИБДД для 1—7 кл.; велодромы, макеты автобуса, автобус.

Основной целью профилактической работы является объединение всех участников общественных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) в единой образовательной среде. Для этого необходима: 1) Слаженная работа педагогов по популяризации важности соблюдения правил дорожного движения и формирования правильного поведения детей на дороге с использованием самокатов, гироскутеров. Здесь речь идёт о разработке комплексных проектов и программ, во взаимодействии с общественными организациями, средствами массовой информации, транспортными организациями, министерствами и ведомствами. 2) Работа с родителями: тематические родительские собрания по кластерам, вовлечение родителей в совместные с детьми игры, разработка программ обучения родителей, в том числе компьютерных, анкетирование родителей на предмет целесообразности покупки для детей средств индивидуальной мобильности или их аренды. 3) Работа непосредственно с детьми, которую могут проводить известные деятели науки, искусства, творческих профессий, артисты, спортсмены, а также волонтёры, юные инспекторы движения, студенты вузов, колледжей, которые в доступной форме могут рассказать детям о значимости соблюдения правил дорожного движения и использования СИМов.

Эффективность профилактики дорожно-транспортного травматизма с использованием средств

индивидуальной мобильности заключается в комплексной организации работы по безопасности дорожного движения с привлечением обширного круга лиц, как из числа сотрудников Госавтоинспекции, педагогов образовательных организаций, так и работников транспортной сферы, студентов образовательных организаций среднего и высшего образования, органов местного самоуправления. Только при продуктивной организации совместной работы можно добиться «нулевого» показателя дорожно-транспортного травматизма.

Применение современных форм и методов обучения и воспитания, инновационных технологий, направленных на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах с использованием СИМов; разработка и внедрение новых современных технологий управления. Для большей наглядности необходимо использовать тренажеры, манекены, лаборатории, специально оборудованные площадки, комплексы.

Достаточно действенным методом профилактики дорожно-транспортного травматизма с использованием СИМов является проведение информационно-пропагандистской работы в период летнего отдыха в пансионатах, домах отдыха, туристических гостиницах, интернатах, в оздоровительных детских лагерях, домах творчества, секциях. Развивающие задачи: воспитание самостоятельности и умения рационально организовывать свой отдых и труд; развитие логического и пространственного мышления, воображения и памяти. Основная цель - сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, создание условий соблюдения Правил дорожного движения. Большим плюсом здесь выступает сам летний отдых, когда и дети, и родители находятся в позитивном расположении духа, активны, готовы к играм и восприятию новой информации, совместной семейной деятельности и коммуникации. Подвижные игры формируют навык действовать в быстро меняющихся условиях, мгновенно реагировать и принимать решение в конкретной дорожной ситуации, что очень значимо в условиях интенсивного движения в городах и населенных пунктах. Дети показывают свои достижения, участвуют в викторинах, конкурсах, соревнованиях. Для родителей можно проводить лектории, мастер-классы, раздавать памятки о правилах поведения на дороге, использования СИМов, защитной амуниции, полезные ссылки для скачивания и домашнего использования в формате онлайн и анимационных тренажеров.

Таким образом, для снижения травматизма на дорогах с использованием средств индивидуальной мобильности следует активно развивать формы и методы проведения целевой агитационно-пропагандистской работы.

№ 5/2023

Список источников

1. Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

2. Ы^рБ: / / оигпа1 .tinkoff.ru/вашока1-в1а1 /

3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 02.06.2023) «О Правилах дорожного движения».

4. Ковальчук В. А. Проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в условиях экстенсивного развития средств индивидуальной мобильности на дороге// Трибуна молодого ученого. Юрист-Правовед. 2022, № 4 (103).

5. Кетова К.С. Обучение ребёнка правилам дорожного движения // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2022. № 4. С. 38—41.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1769 of October 6, 2022 "On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Certain Provisions of Certain Acts of the Government of the Russian Federation".

2. https : //j ournal.tinkoff.ru/samokat-stat /

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1090 of 23.10.1993 (ed. of 02.06.2023) "On the Rules of the road".

4. Kovalchuk V.A. The problem of preventing children's road traffic injuries in conditions of extensive development of means of individual mobility on the road// Tribune of the young scientist. Lawyer-Jurist. 2022, №4 (103).

5. Ketova K.S. Teaching a child the rules of the road // Modern preschool education: theory and practice. 2022. No. 4. pp. 38—41.

Информация об авторе

Е.Г. Капустина — доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author E.G. Kapustina — Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Department of Internal Affairs Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 27.10.2023; одобрена после рецензирования 10.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 27.10.2023; approved after reviewing 10.11.2023; accepted for publication 28.11.2023.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.