М.В. Г ончарова,
кандидат юридических наук, доцент, ВНИИ МВД России, г. Москва
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВА КОРЫСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
THE PROBLEMS OF PREVENTION OFRELAPSE OF MERCENARY CRIMES
В статье рассмотрены актуальные проблемы осуществления профилактической деятель -ности органов внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний в отношениирециди-вистов, совершивших корыстные преступления. Автором выделены проблемы ресоциализации та -ких преступников.
The article deals with actual problems of prevention activities connected with mercenary repeat offender which realization by the internal affairs and Federal Penitentiary Service. Author is allocated the problems of resocialization such offenders.
По данным ГИАЦ МВД России, в 2012 г. доля корыстной преступности составила 51,4%. Более чем в половине раскрытых корыстных преступлений оказываются виновными лица, ранее судимые. Структура этой преступности определяется такими видами преступлений, как кража, мошенничество, присвоение или растрата. Анализ ее состояния показывает, что доля повторных корыстных преступлений ежегодно увеличивается в структуре расследованных преступлений в среднем на 10%, растет число повторных краж (+6,8%) и мошенничеств (+6,2%), а также лиц, совершающих эти преступления и присвоения или растраты (+7,6%). Другие негативные тенденции рецидив -ной корыстной преступности проявляются в увеличении кратности и интенсивности составляющих ее деяний, специального рецидива, а также тесных связях с профессиональной и маргинальной преступностью.
Стабильно высокие с тенденцией к увеличению показатели рецидива корыстных преступ-лений, значительность его социальных послед -ствий свидетельствуют о слабой эффективности деятельности, связанной с организацией и осуществлением мероприятий по борьбе с такими преступлениями, т.е. о проблемах предупрежде -ния рецидива корыстных преступлений.
Предупреждение рецидива корыстных преступлений является составной частью преду-преждения рецидивной преступности и пре-ступности в целом. Эта деятельность специфич -на, поскольку направлена на лиц, к которым ранее уже применялись меры уголовно-правового воздействия за совершение корыстных преступ -лений, и осложняется широким спектром социальных и психологических противоречий, проявляющихся на общественном и личностном уровнях. На общественном уровне в этом смысле имеют значение трудности социально -
экономического и политического развития страны, на личностном — идейно -нравственный кри -зис общественного сознания.
Дополнительно личность рецидивиста харак -теризуется уже сформировавшимися асоциальными установками и криминальной мотивацией на совершение корыстных преступлений. Исправить рецидивистов, перевоспитав в достойных членов общества, чрезвычайно сложная задача, поскольку это сложившиеся взрослые люди, с устоявшейся системой собственных ценностей, выработанным годами стереотипом поведения и стойкой антиобщественной установкой. В этой ситуации практика применения субъектами профилактики традиционных мер убеждения, оказания помощи и принуждения не оправдывает себя и не приводит к желаемому результату.
В целом, характеризуя профилактическую деятельность государственных и общественных институтов, необходимо отметить, что она должным образом не организована, поскольку система профилактики преступности в Российской Федерации находится в стадии становления, что обусловливает сохранение на современном этапе негативных тенденций рецидивной корыстной преступности. Недостатки организации находят проявление на самых разных этапах предупреждения рецидива корыстны к преступлений.
Одним из важнейших направлений предупреждения рецидива корыстных преступлений выступает оперативно-розыскная профилактика, которая включает предупреждение замышляе-мых и подготавливаемых преступлений и раскрытие противоправных посягательств. Необхо -димость проведения оперативно -розыскных мероприятий связана с тем, что рассматриваемая категория преступников в своем составе имеет значительное число «профессионалов» активно поддерживает и продвигает воровские традиции
и криминальную субкультуру, квалифицирован -но скрывает и маскирует приготовление к со -вершению преступлений, намерена в дальней -шем продолжать преступную деятельность.
В соответствии с Федеральные законом «Об оперативно -розыскной деятельности»[1] опера -тивно-розыскную профилактику рецидива корыстных преступлений осуществляют органы внутренних дел и Федеральная служба исполне -ния наказаний. Несмотря на схожесть конечных целей профилактики рецидива корыктных пре -ступлений, оперативно-розыскная деятельность этих субъектов проводится обособленно. Более того, отсутствует нормативный акт, регулирующий вопросы взаимодействия аппаратов испра-вительных учреждений уголовно'-исполнитель-ной системы и полиции по вопросам предупреждения рецидивной преступности, в частности не предусмотрено предоставление результатов оперативно -розыскной деятельности, что порождает существенные упущения.
Среди рецидивистов значителен удельныш вес лиц с психическими аномалиями, не исклю -чающими вменяемости. Предупреждение с их стороны повторных корыстных посягательств имеет определенную специфику и будет эффективно только в том случае, когда привлекаются специалисты психиатрических учреждений. Так, участие психиатров необходимо при осуществлении :
- социально-психиатрической профилактики антиобщественного поведения несовершеннолетних;
- медицинской и психиатрической помощи ранее судимыш! лицам, страдающим психическими аномалиями, алкоголизмом, наркоманией, в связи с их ресоциализацией;
- социально-психиатрической профилактики дезадаптивных правонарушений (бродяжничество и др.) [2].
Решение этих задач способствует достижению целей профилактики рецидива корыстных преступлений.
В настоящее время основы взаимодействия органов внутренних дел с психиатрическими учреждениями при предупреждении преступ -лений урегулированы совместным приказом Минздрава РФ и МВД РФ от 30 апреля 1997 г. № 133/269 «О мерах по предупреждению
общественно опасных действий лиц, страда -ющих психическими расстройствами». Однако этот нормативный акт регламентирует лишь вопросы установления личности, постановки на учет психически больных, а также принудитель -ной госпитализации и розыска психически больных, находящихся на активном диспансерном наблюдении или амбулаторном принудительном наблюдении или лечении. Поскольку взаимодействие между правоохранительными органами и психиатрическими учреждениями по вопросам профилактики преступлений, в том числе рецидивных корыстных, совершаемых
лицами с психическими аномалиями, не всегда отлажено, а медицинские достижения исполь-зуются органами внутренних дел слабо, все это снижает эффективность предпринимаемых в отношении рецидивистов профилактических мероприятий.
Требуются дополнительные практические разработки, специальные инструкции, детально регламентирующие порядок применения профилактических мероприятий и уточняющие функции, права и обязанности органов внутренних дел и органов здравоохранения. Необходима разработка соответствующих методик и рекомендаций по проведению расследования и судебного разбирательства в отношении лиц с патопсихологическими особенностями, совершивших правонарушения, более широкое участие психологов и психиатров на всех стадиях уголовного процесса [3].
Одной из острых проблем предупреждения рецидива корыстных преступлений является во -прос о возможности исправления осужденных корыстных рецидивистов в современных исправительных учреждениях. Страх повторного осуждения и заключения в места лишения свободы не является эффективным превентивным средст -вом для рассматриваемых преступников. Время, когда считалось, что применение того или иного вида режима отбывания наказания способно закрепить в сознании преступника установку на несовершение новых преступлений, если не из уважения к обществу и закону, то хотя бы из страха перед последующими лишениями, ушло. Соответственно, меры наказания и способы его осуществления должны быть иными.
Учреждения уголовно-исполнительной системы, осуществляющие предупреждение рецидива корыстной преступности в местах лишения свободы и работу по социальной адаптации осужденнык, в идеале должны иметь возможности и ресурсы для позитивного развития личности, формирования уважительного отношения к честному труду, пра-вовык убеждений и привымки правомерного социального поведения. Отбышание наказания должно быть организовано таким образом, чтобы искупление вины не носило характер пытки, порождающей только негативные эмоции и протест, препятствуя коррекции личности. В связи с этим бытовое устройство, труд, обучение, медицинское и социальное обеспечение, организация свободного времени и прочие составляющие исправительного процесса требуют совершенствования.
В двадцатых годах прошлого столетия С.В. Познышев писал: «В будущем, вероятно, каждый тип преступников найдет себе место в особой “социальной клинике” с соответствую -щими его особенностям методами “социального лечения”. Но в настоящее время об этом можно лишь мечтать и строить планы для будущего» [4]. Эти слова известного юриста еще долго не утратят своей актуальности.
Пребышание в местах лишения свободы сопровождается влиянием негативных факторов на личность осужденного, носящих социальный ха -рактер и в своей совокупности представляющих социально-экономические, социально-психологические, демографические, социально-правовые, психолого-педагогические и криминологические издержки [5]. Эти издержки выражаются в замкнутости межличностного общения, необходимости выживать в постоянных конфликтных ситуациях, взаимозаражении отрицательными представлениями между осужденныыми, однообразии социальных функций, подчинении режиму, исключающем принятие самостоятельных решений, возможности выполнять не более 10% социально одобряемый функций из тех, что понадобятся на свободе[6] и т.д. Суровые условия отбытия наказания увеличивают число психически травмированных лиц и лиц с психическими аномалиями, а также соматически больнык.
Исправление рецидивистов осложнено не только их спецификой, определяемой неодно -кратными судимостями, социальной запущен -ностью, враждебностью и т.д., но и профес-сиональной деформацией сотрудников испра-вительных учреждений — черствостью, непо -ниманием целей наказ ания, тр адиционным применением исключительно карательных средств воздействия.
Представляется, что деятельность исправи -тельных учреждений по предупреждению ре -цидива корыстных преступлений должна быть кардинально пересмотрена и складываться из комплекса мероприятий, способных исправить осужденного и сформировать у него отказ от преступной деятельности. Совершенствование пенитенциарной системы позволит вести про -филактическую работу с осужденными на ка -чественно новом уровне.
Современное правосудие основано на кон -цепции наказания виновного, каре за содеянное. Суд устанавливает виновность и соответствую -щую меру наказания, при этом вопрос о возмещении ущерба или минимизации причиненного вреда носит формальный характер. Осуждае-мыш пассивно участвует в уголовном процессе, ожидая приговора, сосредоточен на тяжести собственного положения, а не на причинах и последствиях своего преступления для других. Такое карательное правосудие противопостав-ляется правосудию восстановительному, кото -рое основано на возмещении ущерба, причи-ненного жертве или потерпевшему от преступ -ления, возвращении осужденного в правопос-лушное общество и отказе от дальнейшей пре -ступной деятельности. При этом вопрос обеспе -чения безопасности общества от преступности не снимается [7].
Начатое реформирование системы правоохранительной деятельности и исполнения наказания исходит из необходимости совершенствования существующей карательной практики, ее гумани-
зации, но не отказа от нее. Далеко от этой идеи и общественное мнение. Одним из вариантов осуществления профилактического воздействия является внедрение в правоохранительную и правоприменительную деятельность принципов восстановительного правосудия. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусмотрено формирование системы с оциальной р еабилитации гр аждан, освоб одивших-ся из мест лишения свободы1, и осужденнык к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, создание службы1 пробации, обеспечивающей социальную адаптацию перечисленный лиц.
Формирование самой службы пробации требует принципиально новых подходов кадрового обеспечения и финансирования, исключающего традиционное нищенское суще -ствование государственных социальных уч-реждений.
Ежегодно из исправительных учреждений России освобождается около 300 тыс. человек, отбывших наказание. Большая часть этих лиц испытывает трудности, связанные с трудоуст-ройством, регистрацией по месту жительства, социальным одиночеством и др. Нередко именно эти обстоятельства обусловливают совершение повторных преступлений в первый год после освобождения. В связи с этим соци -альная адаптация предполагает решение цело -го круга вопросов (социальных, психологиче-ских, медицинских), позволяющих осужден -ному начать новую жизнь. Однако их решение в момент, когда лицо отбыло наказание, является запоздалым. Деятельность по социальной адаптации необходимо начинать уже на стадии предварительного заключения, когда лицо подвергается мерам процессуального принуж -дения, особенно связанным с задержанием и заключением под стражу.
Анализ существующей практики ресоциа -лизации осужденных рецидивистов позволяет сделать вывод о том, что такая деятельность в основном начинается и ограничивается либо последними месяцами пребывания осужден -ного в местах лишения свободы, либо индивидуальной инициативой администраций ис-правительны1х учреждений. Причиной такого положения выступает отсутствие правовой базы, регламентирующей порядок социальной адаптации осужденных, и конкретных механизмов и рычагов оказания помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы или отбывающим наказание без изоляции от общества.
Таким образом, комплексный подход к проблемам предупреждения рецидива коры -стных преступлений позволит по-новому раскрыть и систематизировать целый ряд вопросов, составляющих теоретический и прикладной потенциал криминологической
проблематики рецидивной корыстной пре-ступности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об оперативно -розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 28.06.2013 г.).
2. Антонян Ю.М., Виноградов М.В., Голумб Ц.А. Преступное поведение лиц с психическими аномалиями и его профилактика // Вопросы борьбы с преступностью. — 1980. — Вып. 32. — С. 59.
3. Кузнецов П.В. Особенности профилактики правонарушений лиц с психическими аномалиями // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции по проблеме профилактики правонарушений (16 ноября 1995 г.). — М., 1997. — С. 163.
4. Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. — М., 1923. — С. 165.
5. Рудник В.И. Отрицательные последствия применения уголовного наказания в виде лише -ния свободы и основные меры их нейтрализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Киев, 1990.
— С. 15.
6. Зелинский А.Ф. Рецидив преступлений: структура, связи, прогнозирование. — Харьков, 1980. — С. 67.
7. Павлова Т.И. Использование принципов восстановительного правосудия в работе пени -тенциарного психолога // Вопросы ювенальной юстиции. — 2009. — № 5.
REFERENCES
1. Ob operativno-rozy isknoy deyatelnosti: Fed-eralnyiy zakon RF ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ (v red. ot 28.06.2013 g.).
2. Antonyan Yu.M., Vinogradov M.V., Golumb Ts.A. Prestupnoe povedenie lits s psihicheskimi anomaliyami i ego profilaktika // Voprosyi borbyi s prestupnostyu. — 1980. — Vyip. 32. — S. 59.
3. Kuznetsov P.V. Osobennosti profilaktiki pra-vonarusheniy lits s psihicheskimi anomaliyami // Materialyi Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po probleme profilaktiki pravonarush-eniy (16 noyabrya 1995 g.). — M., 1997. — S. 163.
4. Poznyishev S.V. Osnovyi penitentsiarnoy nauki. — M., 1923. — S. 165.
5. Rudnik V.I. Otritsatelnyie posledstviya pri-meneniya ugolovnogo nakazaniya v vide lisheniya svobodyi i osnovnyie meryi ih neytralizatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — Kiev, 1990. — S. 15.
6. Zelinskiy A.F. Retsidiv prestupleniy: struk-tura, svyazi, prognozirovanie. — Harkov, 1980. — S. 67.
7. Pavlova T.I. Ispolzovanie printsipov vossta-novitelnogo pravosudiya v rabote penitentsiarnogo psihologa // Voprosyi yuvenalnoy yustitsii. — 2009.
— № 5.