Яковлев Виталий Валерьевич
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России
(тел.: 88612584907)
Проблемы предупреждения преступлений, связанных с угоном и кражами автотранспортных средств
Аннотация
Автор в статье предлагает систему профилактических мер по противодействию фактам неправомерных завладений транспортных средств.
Аnnotation
The author in article offers system of preventive measures on counteraction to the facts of a wrongful taking of vehicles.
Ключевые слова: автомототранспорт, уголовное дело, статистика, хищения. Key words: аutomototransport, criminal case, statistics, plunders.
начение транспорта в условиях стремительно возрастающего уровня автомобилизации трудно переоценить, т.к. в России уже насчитывается около 35 млн. единиц транспортных средств, из них свыше 20 млн. - легковых автомобилей. Статистика неправомерных завладений характеризуется значительным числом их краж и угонов и ежегодно регистрируется на уровне 100 тыс. единиц. Однако для этого вида преступлений характерен низкий уровень раскрываемости и высокий уровень латентности. Так, в целом по России на централизованном учете АИПС ''Автопоиск'' ГИАЦ МВД РФ значится уже более одного млн. автомашин, разыскиваемых по каналам Интерпола. Уголовные дела о неправомерном завладении транспортным средством без цели хищения составляют около
3,2 % от общего числа уголовных дел. Как обращают внимание исследователи, автоугоны занимают одно из лидирующих мест в общем списке преступлений и их число ежегодно превышает 90 тысяч.
Показатели хищений автотранспорта значительно разнятся в крупных городах (прежде всего административных центрах субъектов Российской Федерации) и на остальной территории. Так, в Москве удельный вес хищений автомототранспорта в общем количестве преступных хищений в пять раз превышает среднероссийский
показатель и составляет 25-26 %. Например, в Краснодарском крае в г. Краснодаре удельный вес хищений этого вида имущества в общем объеме всех хищений заметно выше (в крае -
15,2 %, в г. Краснодар - 22,9 %). Такое положение вполне объяснимо - именно в крупных городах сосредоточивается автобизнес, здесь наибольшее число приобретателей автомобилей, особенно модных, дорогостоящих моделей машин, и в условиях крупных городов преступникам легче совершать исследуемые преступления.
Несмотря на то, что необходимость разработки уголовной ответственности за неправомерное завладение транспортным средством возникла уже в первой половине XX в., когда автомобили как средства передвижения стали распространяться в России, но до сих пор уголовное законодательство в части противодействия этим негативным явлениям не отвечает современным реалиям.
В части противодействия неправомерному завладению автомобилем или иным транспортным средством недостаточно используются возможности уголовного, уголовно-исполнительного, административного и иного законодательства Российской Федерации и потенциал негосударственных субъектов противодействия этому негативному явлению.
Многочисленные факты неправомерного зав-
З
з
ладения автомобилем или иным транспортным средством наносят населению в России солидный урон. Высокая латентность и низкий уровень раскрытия преступлений, связанных с неправомерным завладением транспортным средством, подрывает веру в деятельность правоохранительных органов, а отсутствие необходимой организационной и правовой инфраструктуры по защите и нормальному пользованию транспортными средствами - в деятельность государственных органов.
Предупреждение преступности - многоуровневая система государственных и общественных мер,направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. Причем, как указывают многие исследователи, оно должно исходить от специализированных и неспециализированных субъектов. Однако исчерпывающий круг возможных субъектов по обеспечению безопасности транспортных средств в настоящее время не определен ни в науке, ни на практике. Реально лишь отдельные подразделения правоохранительных органов, расследующих случаи неправомерного завладения транспортным средством, в той или иной степени занимаются вопросами противодействия преступности в этой сфере. Другие государственные или иные субъекты относятся к сфере предупреждения преступности, в том числе неправомерному завладению транспортными средствами как к второстепенному и не заслуживающему внимания направлению в своей работе.
В то же время, представляется, что круг возможных субъектов предупреждения неправомерного завладения транспортными средствами может быть достаточно широк и в их функциях возможны более конкретные меры противодействия этому виду преступности. Рейтинг субъектов по значимости выглядит следующим образом: правоохранительные органы - 38,8 %, негосударственные объединения по реализации увлеченности лиц автомототранспортом - 21,2 %, средства массовой информации - 20 %, образовательные учреждения - 10,8 %, органы местного самоуправления - 9,2 %.
Результаты исследований показывают необходимость развития негосударственных форм противодействия неправомерному завладению транспортными средствами. Так, 40,8 % экспертов указали на необходимость усилить взаимодействие страховых компаний с организациями, специализирующимися на установке и обслуживании средств охранной сигнализации транспортных средств, 30 % - через коммерческие банки при покупке транспортного средства в кредит активно предлагать страховку транспортного
средства от его неправомерного завладения, а 29,2% - усилить частными детективами розыск застрахованных транспортных средств, подвергнувшихся неправомерному завладению.
Кроме того, при выборе мер по усилению вик-тимологической профилактики неправомерного завладения транспортным средством указывается на возложение обязанности на лиц при покупке (перерегистрации) транспортного средства ставить средства охранной сигнализации (38,8 %) и страховать его от неправомерного завладения (35,2 %), а также на необходимость через СМИ разъяснять недопустимость ряда халатных действий собственника транспортного средства (26 %).
Основным специализированным субъектом предупреждения неправомерного завладения транспортными средствами являются органы внутренних дел, особенно уголовный розыск и ГИБДД. Однако последние нередко не в состоянии в полном объеме выполнять профилактическую работу в данном направлении в связи, в частности, с большой загруженностью. Немаловажным является наличие нездоровой конкуренции интересов представителей этих служб в раскрытии преступлений. В связи с этим считаем необходимым все больше привлекать к противодействию фактам неправомерных завладений транспортных средств патрульно-постовую службу и вневедомственную охрану.
Непосредственная профилактика находит выражение в следующих мерах:
в отношении лиц, попавших в дорожно-транспортное происшествие либо нарушивших правила дорожного движения: предупредительные и воспитательные беседы сотрудников ГИБДД о недопустимости подобного поведения лица, допустившего совершение ДТП, возможных более тяжких последствиях подобного поведения за рулем и т.п.;
в отношении лиц, бросивших открытым или оставивших заведенным свое транспортное средство либо иным образом не соблюдающих элементарные правила безопасности: предупредительные и воспитательные беседы сотрудников ГИБДД, ДПС и иных работников полиции о недопустимости подобного поведения владельца транспортного средства;
постановка на учет подростков, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, но совершивших кражу или угон транспортного средства, проведение с ними, а также их родителями или лицами, их заменяющими, предупредительных и воспитательных бесед, рассмотрение вопроса о принятии дополнительных мер для пресечения отрицательного
______________________________________1Д
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)
влияния на подростка со стороны его социальной микросреды, о возмещении подростком, его родителями или лицами, их заменяющими, ущерба, причиненного совершением общественно опасного деяния, и т.п.;
постановка на учет подростков и иных лиц, задержанных при приготовлении к совершению неквалифицированного угона автомобиля или иного транспортного средства, привлечение их к административной ответственности при выявлении в их действиях признаков административного проступка, рассмотрение вопроса о принудительном лечении (в случае выявления заболевания); применение уголовно-правовых мер к лицам, совершившим неправомерное завладение транспортным средством: принудительных мер воспитательного характера, уголовных наказаний, условного осуждения, принудительных мер медицинского характера.
Профилактика совершения повторного преступления осуществляется в отношении лиц, совершивших преступление, и отбывших уголовное наказание или иную меру уголовно-правового характера:
осуществление контроля за поведением таких лиц со стороны уголовно-исполнительных инспекций и участковых уполномоченных или иных подразделений органов внутренних дел: посещение их на дому, проверка выполнения ими обязанностей и запретов, наложенных судом (например, при условно-досрочном освобождении, освобождении от наказания по болезни) и т.д.;
осуществление контроля за исполнением дополнительного уголовного наказания (например, лишения права на управление определенным транспортным средством) со стороны уголовно-исполнительных инспекций и иных государственных органов, если его срок продолжительнее основного наказания;
проведение со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и иных государственных органов разъяснительных бесед с лицами, отбывшими уголовное наказание или иную меру уголовно-правового характера, а также их родителями по поводу необходимости продолжения учебы (в отношении подростков), трудоустройства на работу, негативных последствий повторного совершения преступлений в период неотбытой части наказания или административных правонарушений (в случае уголовно-досрочного освобождения) и т.д.
В индивидуальной профилактике упор должен делаться не только на привлечении виновного лица к уголовной ответственности (при достижении подростком возраста привлечения к это
тижении подростком возраста привлечения к этому виду ответственности), а на гражданско-правовых аспектах воздействия на правонарушителя (либо его родителей или лиц, их заменяющих) через страховую компанию. Указанные гражданско-правовые меры должны применяться вне зависимости от того, ведется ли расследование уголовного дела, либо оно прекращено ввиду недостижения возраста уголовной ответственности правонарушителя, вследствие амнистии либо иных обстоятельств.
Отдельно следует затронуть проблемы индивидуального профилактического воздействия в отношении лиц, имеющих психические (в частности, клептоманов) и иные заболевания, совершивших неправомерное завладение транспортным средством. Ведь такие лица освобождаются или могут быть освобождены от уголовной ответственности и наказания. Таким образом, здесь на первый план также выходит не наказание правонарушителя (в уголовно-правовом понимании), а воздействие на него гражданско-правовыми средствами и медицинскими мерами. Одновременно следует учитывать, что законодательно перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами, не установлен, что требует как можно более скорого устранения.
В индивидуальной профилактике следует особо обращать внимание на несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности. Считаем криминологически обоснованным определение одинакового 14-летнего возраста привлечения к уголовной ответственности за неправомерное завладение всеми видами транспортных средств. Несовершеннолетние требуют повышенного внимания также в связи с тем, что обычно они еще не имеют права на управление соответствующим видом транспортного средства, которое угоняют или похищают.
Конфискация имущества и штраф как уголовно-правовые меры воздействия к правонарушителю обращаются в собственность государства, которое может создать фонд помощи лицам, пострадавшим от неправомерного завладения транспортного средства. Часть этих средств, полученных от взыскания штрафа и конфискации имущества лиц, неправомерно завладевших ранспортным средством, следует дополнительно перечислять на счета потерпевших от этого преступления. В этом случае будут достигаться две цели: 1) лицо, не застраховавшее свое утраченное транспортное средство, возможно, получит какое-то возмещение; 2) лица, потерпевшие от совершения неправомерного завладения
11
транспортным средством, в меньшей степени будут заинтересованы в сокрытии самого факта совершения преступления, что снизит уровень латентности этих преступлений.
Лишение виновного лица права на управление соответствующим транспортным средством за совершение его неправомерного завладения в настоящее время является правом суда, а не его обязанностью. Данную ситуацию считаем нелогичной и полагаем, что неправомерное зав
ладение транспортным средством лицом, имевшим право на его управление, должно в обязательном порядке влечь за собой лишение этого права. На практике встречаются случаи, когда лицо совершает данное преступление, не имея права на управление соответствующим транспортным средством, однако действующее уголовное законодательство ничего не говорит по поводу того, можно ли налагать запрет на получение виновным лицом права на управление транспортным средством.
_____________________________________12
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)