Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА)'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА)»

кандидата юридических наук, Белгород - 2013, [электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/munitsipalnye-uslugi-kak-element-kompetentsii-organov-mestnogo-samoupravleniya#ixzz4SXa9GPan (дата обращения 24.09.2016) 3. Шестаков В.А. Совершенствование организации предоставления государственных услуг // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Москва - 2010, [электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-organizatsii-predostavleniya-gosudarstvennykh-uslug#ixzz4SjZ8JCZR (дата обращения 14.11.2016)

Михненкова Е.С.

магистрант УИ (ф) РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА) На текущий момент процесс предоставления государственных и муниципальных услуг продолжает совершенствоваться. "Значительная часть муниципальных услуг состоит в совершении муниципальными образованиями в лице их органов, организаций в отношении физических или юридических лиц юридически значимых действий, результаты которых имеют, на первый взгляд, во многом техническое, но очень важное для повседневной жизни человека значение: речь идет об оформлении справок, свидетельств, иных удостоверяющих документов и т.п. Такие услуги объединяет одно: их предоставление должно быть максимально приближено к месту проживания, а само содержание, качество этих услуг должно соответствовать установленным муниципальным образованием стандартам, определяющим требования к такого рода муниципальным услугам. Закон № 210-ФЗ предусматривает включение стандартов предоставления муниципальных услуг в административные регламенты. В этом плане стандартизацию в сфере предоставления муниципальных услуг не случайно считают отличительным признаком, разграничивающим смежные частно-правовой и публично-правовой институты

м4

услуг"4.

Основной тренд развития данного института - это ускорение процессов и переход на электронные формы взаимодействия, либо на взаимодействие с помощью многофункциональных центров. Еще одной позитивной тенденцией

4 Филимонова Е.А. Муниципальные услуги в Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации // диссертация кандидата юридических наук, Ростов-на-Дону, 2013 [электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/municipalnye-uslugi-v-rossijskoj-federacii-pravovoe-regulirovanie-i-praktika.html (дата обращения 23.12.2016)_

является внедрение межведомственного информационного взаимодействия. Это означает сокращение количества документов, предоставляемых заявителем при обращении, так как данные документы органы власти получают в рамках межведомственного взаимодействия. Однако, данные процессы находятся в начальной стадии, в связи с чем необходимо выделить ряд проблем при переходе на новую систему:

- Медленный процесс внедрения электронных государственных и муниципальных услуг. На текущий момент только 5 из 13 услуг, предоставляемых Земельным комитетом Администрации города Екатеринбурга осуществляются в электронной форме. При этом перечень услуг, предоставляемый Земельным комитетом не соответствует, списку на сайте Госуслуг, что вводит заявителей в заблуждение.

- Технические и организационные недостатки. Сформированная инфраструктура электронного взаимодействия недостаточно управляема и имеет ограничения по развитию. Необходимо отметить, что имеются сложности в документообороте между различными уровнями власти. Если процессы с федеральными органами власти уже отработаны, то межведомственное взаимодействие с региональными органами власти вызывает затруднения.

Однако, это технические проблемы, для решения которых требуется время. Людям необходимо привыкнуть к новым возможностям получения муниципальных услуг, органам власти доработать механизмы их предоставления. При этом остается нерешенным ряд концептуальных вопросов.

Во-первых, это отсутствие утвержденного на уровне Свердловской области порядка разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг, что осложняет процесс стандартизации предоставления муниципальных услуг и не позволяет сделать данные процедуры прозрачными и понятными для граждан. В качестве решения данной проблемы предлагается разработать необходимый нормативно-правовой акт на основе Постановления Правительства Свердловской области от 16.11.2011 № 1576-ПП "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".

Во-вторых, на региональном уровне недостаточно подробно проработан вопрос стандартизации сайтов муниципалитетов, в том числе раздела, посвященного муниципальным услугам. Вследствие чего возникает такая ситуация, когда муниципальные органы власти формально размещают на своих сайтах необходимую информацию, но при этом пользователь либо не может ее найти, либо не может в полной мере ей воспользоваться. На уровне Свердловской области утвержден стандарт "Открытый муниципалитет",

регламентирующий данные вопросы, однако он не представляет собой продуманную схему расположения необходимой информации. В результате каждый муниципалитет располагает информацию на сайте по своему усмотрению. Таким образом, изначальная цель не может быть достигнута.

При этом необходимо отметить и ряд специфичных для сферы земельных отношений проблем. Одной из самых востребованных услуг, предоставляемой Земельным комитетом остается услуга "Предоставление в собственность бесплатно земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства". Подобного рода услуги, связанные с непосредственной выгодой для заявителя должны не только удобно и качественно предоставляться, но и быть максимально прозрачными и понятными. То есть Земельный комитет Администрации Екатеринбурга должен работать в двух направлениях: совершенствования процесса оказания услуг и совершенствование процессов консультирования граждан. Только при сочетании этих двух подходов возможно добиться удовлетворительных оценок граждан. В противном случае, если гражданину будет не понятен процесс или очередность получения конечного продукта, в данном случае земельного участка для пользования, как бы качественно не были организованы каналы взаимодействия, заявитель останется недоволен.

Таким образом, в процессе предоставления муниципальных услуг остается ряд нерешенных проблем, как технических так и организационных. Кроме того, для данной сферы очень важны механизмы обратной связи. Чтобы совершенствовать механизмы предоставления муниципальных услуг необходимо в первую очередь понять проблемы с которыми сталкиваются граждане при их получении.

Также при оценке качества предоставления муниципальных услуг имеет смысл разграничить два подхода. Первый заключается в самом процессе получения услуги, другими словами в уровне обслуживания. Именно в эту категорию попадают установленные Указами Президента критерии:

"а) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации (далее - граждане) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году - не менее 90 процентов;

б) доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году - не менее 90 процентов;

в) доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году -не менее 70 процентов;

г) снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году - до 2;

д) сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году - до 15 минут"5.

Второй подход заключается в качестве исполнения данной услуги. "Качество исполнения услуги характеризуется ее соответствием как требованиям действующей нормативно-технической документации, так и пожеланиям конкретного потребителя услуги, согласованным при приеме заказа. Данный подход в целом применим относительно качества предоставления государственных услуг, при этом качество исполнения может быть оценено как соответствие услуги требованиям административного регламента и законодательства в данной сфере, а качество обслуживания - как обеспечение условий получения услуги, а также соответствия оказания услуги установленным нормам времени"6.

Использованные источники:

1. «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 20112013 годы» Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р [электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Филимонова Е.А. Муниципальные услуги в Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации // диссертация кандидата юридических наук, Ростов-на-Дону, 2013 [электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/municipalnye-uslugi-v-rossijskoj-federacii-pravovoe-regulirovanie-i-praktika.html (дата обращения 23.12.2016)

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" [электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" [электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Костина С.Н. Современные проблемы оценки качества оказания государственных услуг (на примере УрФО) // Вопросы управления, Выпуск № 2 (39) апрель 2016 г.

4. Костина С.Н. Современные проблемы оценки качества оказания государственных услуг (на примере УрФО) // Вопросы управления, Выпуск № 2 (39) апрель 2016 г.

Михненкова Е. С.

магистрант УИ (ф) РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья посвящена вопросам, связанным с проблемами внедрения электронных государственных и муниципальных услуг, значимости информационных технологий для развития современного государства.

Ключевые слова: электронные услуги, проблемы.

The article has information about problems of introduction of electronic municipal services. It has information about significance of information technologies for development of modern state.

Keywords: electronic services, problems.

Значимость информационных технологий, глобальность их распространения в современном мире давно превзошли самые смелые прогнозы и ожидания. Развитые страны стремятся активно использовать новые технологии в своей управленческой и административной деятельности, более того многие исследования в данной области финансируются в том числе и государством. Не является исключением и Россия. Данные процессы начали происходить у нас чуть позже, свою модель мы строим на имеющемся опыте западных стран, в частности Франции.

Концепция e-government, в переводе на русский «электронное правительство», появилась на Западе в конце 1990-х годов как идея широкого внедрения современных информационных, компьютерных технологий в работу государственных структур с целью повышения эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Эта концепция сопровождалось другой -идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, предоставляющей услуги своим гражданам.

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

В международной практике уже накоплен достаточный опыт (как положительный, так и отрицательный) по разработке и реализации этапов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.