Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамян С.К., Амиршадян Д.Н.

Статья посвящена изучению проблем правовой защиты единого информационного пространства транспортного комплекса России, в рамках работы рассмотрены интересы государства по его построению. Особое внимание уделено Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, а также единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности. В статье сделаны выводы и определены приоритеты правового разрешения проблем в интересах формирования и сохранения единого информационного пространства транспортного комплекса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ»

УДК 34:002

С.К. Абрамян, Д.Н. Амиршадян

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА ПО ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ

Статья посвящена изучению проблем правовой защиты единого информационного пространства транспортного комплекса России, в рамках работы рассмотрены интересы государства по его построению. Особое внимание уделено Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, а также единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности. В статье сделаны выводы и определены приоритеты правового разрешения проблем в интересах формирования и сохранения единого информационного пространства транспортного комплекса страны.

Ключевые слова: Единое информационное пространство, транспортный комплекс, информационное обеспечение, законодательство, правовая защита, безопасность, информационные технологии.

Важнейшей частью модернизации транспортной системы страны является построение основ единой информационной среды всех заинтересованных в этом процессе ведомств.

Правовая основа единого информационного пространства транспортного комплекса России призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение соответствующих конституционных прав и свобод граждан и организаций.

При этом, при построении единой информационной среды правовая охрана и защита прав и интересов субъектов должна осуществляться в привязке к основным объектам защиты в области информационной безопасности: защите информации, защите от информации, защите информационных систем.

Говоря об особенностях организации и осуществления защиты единого информационного пространства транспортного комплекса страны, а также прав и интересов государства по его формированию и сохранению, зачастую применяется такой подход, в котором вместо единой информационной среды транспортного комплекса защищается лишь совокупность ее объектов и прав на них. Хотя в ряде случаев в перечне объектов защиты и называется единое информационное пространство, но на деле содержание защиты не раскрывается, по-видимому, прежде всего, в силу нормативной неразработанности и недостаточного теоретического осмысления данного вопроса.

Так, опираясь на положения Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (далее - Концепция), можно утверждать, что законодательное обеспечение создания и развития единого информационного пространства (информационное законодательство) должно регулировать весь комплекс общественных отношений, возникающих в транспортной сфере, связанных с производством, использованием и распространением информации. [1] Однако, на наш взгляд, законодательное обеспечение формирования единой информационной среды и информационного законодательства не является идентичным, как отмечается в Концепции.

Законодательное обеспечение создания и развития единой информационной среды транспортной отрасли, как и любой другой, должно быть направлено на обеспечение:

- соблюдения конституционного права каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», а именно, знакомиться с различной документацией, непосредственно затрагивающей права и свободы человека;

- возможностей контроля деятельности органов власти со стороны граждан и общественных организаций;

- использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности, путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения государственной антимонопольной политики;

© Абрамян С.К., Амиршадян Д.Н., 2019.

- согласованности решений органов власти в области создания и использования единой информационной среды;

- информационной безопасности;

- активного информационного обмена в системе международного сотрудничества, в том числе тесного информационного взаимодействия со странами-членами СНГ;

- ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании и использовании информационных ресурсов, в частности, персональной ответственности руководителей органов власти за качество формирования и обеспечение доступа к информационным ресурсам. [2]

В свою очередь, в соответствии с концепцией СНГ, первоочередными направлениями деятельности государств участников Содружества по развитию национальной нормативно-правовой базы в интересах формирования информационного пространства являются:

1) регулирование отношений собственности на информацию, информационные ресурсы и технологии, а также обеспечение доступа к ним;

2) гарантирование безопасности функционирования информационных систем;

3) защита авторских прав субъектов на основе международного права. [3]

На наш взгляд, недостатком такого подхода является рассредоточение по отдельным направлениям объектов информационной безопасности, что при невыделении правового регулирования обеспечения информационной безопасности в качестве самостоятельного направления может привести к неполноте охвата нормами права общественных отношений в этой области. Аналогичный недостаток содержится и в первом рассмотренном подходе.

Также важен тот факт, что организационные и технические способы защиты информации должны предусматривать:

- предотвращение угрозы информационной безопасности личности, общества, государства;

- предупреждение несанкционированных действий по уничтожению, искажению, блокированию, копированию информации;

- недопущение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

- сохранение конфиденциальности информации и имеющейся документации;

- сертификацию создаваемых средств и систем обеспечения информационной безопасности, используемых для построения единой информационной среды;

- подготовку кадров и их обучение в целях создания в федеральных и региональных системах служб информационной безопасности;

- создание информационно-справочного фонда по проблемам информационной безопасности и информационно-аналитического обеспечения организаций, участвующих в формировании единого информационного пространства.

Все вышеперечисленное применимо к построению единого информационного пространства транспортного комплекса страны.

К тому же наряду с предотвращением в целом угрозы информационной безопасности транспортного комплекса и его субъектов следует учитывать в отдельности и такие факторы как возможность возникновения утечки, утраты информации, а также ее подделки, что, в свою очередь, требует применения определенных мер защиты.

Для информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти по реализации организационных, экономических, правовых и иных установленных государством мер в области транспорта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, предназначена единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ). Данная система представляет собой государственный информационный ресурс, реализующий обеспечение деятельности МВД России, ФСБ России, уполномоченных подразделений транспортной безопасности Минтранса России, Росавиации, Росжелдора, Роавтодора, Росморречфлота, Ространснадзора в сфере обеспечения транспортной безопасности на безвозмездной основе.

ЕГИС ОТБ разработана в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р.

Статьей 11 Федерального закона от 09.02.2007 №2 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказом Минтранса России от 19.07.2012 № 243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных» определены условия и порядок доступа к ЕГИС ОТБ.

В области создания и функционирования ЕГИС ОТБ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти выступает Министерство транспорта Российской Федерации. Оператор системы -ФГУП «ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации». [4]

Анализируя процесс рассмотрения и решения вопросов защиты единой информационной среды транспортного комплекса России, отметим, что недостатки, имеющиеся на федеральном уровне, можно встретить и на региональном и муниципальном уровнях.

Так, согласно Концепции, к примеру, следует защищать любую документированную информацию, то есть «создавать в ее отношении условия хранения, предотвращения несанкционированного доступа и введение особого режима на распространение», хотя подобные меры возможны только по отношению к информации, доступ к которой ограничен на основании федерального закона. [1] Такой подход прямо противоречит принципу свободного и равного доступа всех к открытой информации. Аналогичная попытка покушения на этот принцип прослеживается и в норме, когда регистрация пользователей на региональном уровне выставляется как обязательное условие пользования ресурсами единой информационной среды.

С учетом изложенного, можно сделать вывод, что проблемы создания, развития и защиты информационного пространства транспортного комплекса страны, требующие нормативно-правового регулирования, заключаются в следующем:

1.Нормативные акты, направленные на регулирование построения единого информационного пространства и его защиту как единого целого, так и по отдельным объектам, неполны и противоречивы. Необходимо создать единую терминологию, общие концептуальные подходы к определению содержания объектного состава и структуры единой информационной среды.

2. Следует определить основу и приоритеты разноуровневого интегрирования единого информационного пространства транспортного комплекса страны. Здесь наряду с едиными протоколами и сопоставимым оборудованием нужны единые правовые принципы и правила функционирования и взаимодействия. Требуется определить приоритеты видов государственных информационных ресурсов, к которым в той или иной степени открытости каждому будет гарантирован доступ.

3.Необходимо закрепить за органами власти ответственность за формирование единого информационного пространства, а также назначить государственных заказчиков по важнейшим направлениям развития единого информационного пространства транспортного комплекса России.

4.Требуется организация проведения и информирование общества по итогам полноценного мониторинга состояния информационной среды транспортной системы страны на всех уровнях и по всему объектному составу.

5.Необходима разработка комплекса информационных стандартов (в том числе в области информационной безопасности транспортного комплекса), развитие системы сертификации информационных продуктов, услуг и систем; проведение лицензирования деятельности организаций по отдельным направлениям построения единой информационной среды и ее защиты в соответствии с законодательством; экспертиза проектов федеральных и региональных информационных систем.

6.Следует ограничить информационную экспансию крупных зарубежных фирм, их стремление навязать национальным информационным системам собственные условия существования в мировом информационном пространстве, которые могут предоставить развитым западным странам односторонние политические и экономические преимущества. Россия в результате информационного неравенства, с одной стороны, рассматривается как субъект информационной экспансии странами СНГ, а с другой, сама является объектом информационной экспансии со стороны развитых стран Запада. Поэтому с учетом обеих указанных тенденций нужно принимать законодательные решения в данном направлении. [2]

Исходя из перечисленных проблем, для их правового разрешения в интересах формирования единого информационного пространства транспортного комплекса России необходимо обеспечить разработку первоочередных законодательных и нормативных актов, создающих правовую основу развития единой информационной среды транспортной отрасли страны, определяющих требования к стандартизации технологических процессов и сертификации информационных продуктов, технических и программных средств.

Наряду с законопроектами в отношении отдельных объектов единого информационного пространства в этот перечень могут быть включены такие федеральные законопроекты как: «Об информационной безопасности», «Об обеспечении информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации», «Об информационном обеспечении транспортного комплекса России».

Нужно объединить усилия органов власти и широкой общественности для решения исключительно важной в настоящее время для национальной безопасности страны задачи - эффективного и безопасного построения единого информационного пространства, в частности, транспортной системы России. Теоретическое осмысление этих проблем и правовое обоснование их решения является важнейшей задачей юридической науки, что, на наш взгляд, тесно связано со становлением информационного права.

Библиографический список

1.Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 № Пр-1694). - URL: http://ww.consultantra/cons/cgi/onlinexgi?req=doc&base=EXP&n=240699 #017832171593235357.

2.Коростелева С.В. Актуальные проблемы информационного права / Материалы круглого стола. Труды по интеллектуальной собственности. Т.2. - М.: ИМПЭ, 2000.

3.Решение Совета глав правительств СНГ «О Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств» (принято в г. Москве 18.10.1996). - URL: http://docs.cntd.ru/document/1901969.

4.Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности. - URL: https://www.mintrans.ru/activities/94/7/9.

АБРАМЯН СЮЗАННА КАРОЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

АМИРШАДЯН ДИАНА НЕЛЬСОНОВНА - магистрант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.