УДК 656.078
Д.Н. Амиршадян
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
В статье рассмотрены основные принципы построения единого информационного пространства транспортного комплекса России, а также особенности их реализации для участников транспортно-логи-стической цепи. На основе анализа применения изложенных в работе принципов сделаны выводы и предложены приоритетные направления, осуществление которых смогло бы сделать использование единого информационного пространства транспортной отрасли России более эффективным.
Ключевые слова: Единое информационное пространство, транспортный комплекс, принципы, информационные ресурсы, прогнозируе-мость, институциональность, мониторинг.
Создание единого информационного пространства - сложнейший комплексный процесс автоматизации.
Единая информационная среда транспортного комплекса является частью инфраструктуры транспортной отрасли страны и включает в себя три уровня:
1) Информационная среда верхнего контура управления транспортным комплексом (Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных ему служб и агентств);
2) Информационная среда технологической интеграции участников транспортного процесса и различных видов транспорта, а также развития интеллектуальных транспортных систем;
3) Информационная среда транспортных услуг и информационного обслуживания клиентов.
Задачи развития единой информационной среды управленческого уровня заключаются в предоставлении эффективных каналов обратной связи и наполнении информационных баз, поддерживающих обеспечение государственного регулирования и принятие соответствующих решений в сфере транспорта.
Развитие единого информационного пространства технологической интеграции участников транспортного процесса и различных видов транспорта направлено на обеспечение эффективного информационного взаимодействия участников транспортно-логистического процесса, доступа к необходимой нормативно-справочной информации и услугам. Единая информационная среда развития интеллектуальных транспортных систем решает задачи унификации и стандартизации применения и интеграции в составе интеллектуальных транспортных систем различных составляющих элементов навигации, позиционирования и мониторинга.
Ключевыми задачами развития единой информационной среды клиентов являются предоставление клиентам доступа к информации по услугам в сфере транспорта и обеспечение наиболее эффективного сбыта этих услуг. [1]
Однако о существующем на сегодняшний день информационном пространстве транспортного комплекса России в целом нельзя сказать, что оно является единым и используется достаточно эффективно.
Нынешняя ситуация на рынке транспортных услуг, централизация управления перевозочными процессами, различия в уровне развития технологий и мощностей отдельных предприятий транспортного комплекса и другие факторы определяют снижение точности и обоснованности оперативных решений участниками транспортного рынка страны. В таких условиях именно создание единого информационного пространства выступает одним из важнейших подходов снижения неопределенностей, имеющихся в настоящее время в транспортной отрасли России.
Формирование единого информационного пространства транспортного комплекса базируется на ряде принципов, которые являются основополагающими для данного процесса:
1) полнота информации, то есть ее достаточность для принятия решений;
2) прогнозируемость, предполагающая выполнение прогноза ожидаемого состояния объекта или процесса в транспортно-логистической цепи на основе статистических данных;
© Амиршадян Д.Н., 2019.
Научный руководитель: Абрамян Сюзанна Кароевна - кандидат юридических наук, доцент, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 8-2(95)
3) актуальность сведений, то есть их соответствие текущему моменту времени;
4) целостность, определяющая функционирование системы при обязательном представлении информации обо всех участниках и транспортно-логистических процессах;
5) институциональность, где нормативно-правовое обеспечение транспортной отрасли направлено на обязательное «сотрудничество» участников транспортных процессов на базе единого информационного пространства;
6) безопасность - информация о различных процессах в транспортно-логистической цепи, представленная в едином информационном пространстве, не может быть использована против самих участников, за исключением интересов конечных потребителей и рынка в целом. [2]
Реализация указанных принципов для участников транспортно-логистической цепи имеет особенности, которые представлены в нижеследующей таблице 1.
Таблица 1
Особенности реализации принципов единого информационного пространства транспортного комплекса_
№ п/п Наименование принципа Особенности реализации
1 Полнота информации Проверка целостности данных и экспертных оценок, анализ сведений с использованием существующих интеллектуальных информационно-технических средств
2 Прогнозируемость Применение имитационных и математических моделей в прогнозировании процессов для получения оптимальности решений, формирование профилей моделей проектирования для участников рынка
3 Актуальность сведений Необходимость указания новизны информации с помощью четырех констант: дата, время размещения, интервал времени от создания до завершения, максимальная ориентация данных на производственный процесс
4 Целостность Обеспечение функционирования системы при обязательном представлении информации обо всех участниках, транспортно-логи-стических процессах
5 Институциональность Применение универсальных точек доступа и терминалов. Отслеживание работы сотрудников на основе истории пользовательских запросов, оптимизация и интеллектуализация интерфейса
6 Безопасность Защищенность данных на стороне сервера с применением шифрования данных
В соответствии с рассмотренными принципами формирование единого информационного пространства в интересах развития транспортного комплекса предлагается осуществлять по таким основным направлениям, как:
- объединение в информационное пространство всех ресурсов, необходимых для решения задач транспортной отрасли;
- оперативное и качественное удовлетворение информационных потребностей участников транс-портно-логистических процессов;
- установление единого порядка предоставления информационных ресурсов для включения в единое информационное пространство, а также доступа к ним;
- обеспечение взаимодействия и совместимости различных информационных ресурсов единого информационного пространства;
- развитие инфраструктуры единой информационной среды, в частности телекоммуникационных средств, обеспечивающих ее функционирование.
Так как принятие качественных решений на рынке транспортно-логистических услуг невозможно без актуальной и достоверной информации о состоянии имеющихся проблем в транспортной отрасли, важным направлением является обоснование совокупности исходных данных, необходимых при формировании решений по проблемным вопросам, и разработка технологий, обеспечивающих их формирование, накопление и соответствие текущему периоду.
Для обеспечения непрерывности процессов сбора, актуализации и оперативного анализа данных необходимо в единой информационной среде создать подсистему, обеспечивающую проведение мониторинга проблем в транспортной отрасли.
Такой мониторинг должен осуществляться путем постоянного слежения за ситуацией, складывающейся на рынке транспортно-логистических услуг, с целью своевременного информирования органов
управления о ее развитии, а в случае необходимости акцентирования их внимания на актуальных фактах, событиях и процессах. [3]
С целью установления общего порядка предоставления информационных ресурсов для включения в единое информационное пространство необходимо осуществить переход к стандартизованному электронному представлению всех видов документации: финансово-экономической, научно-технической, нормативно-правовой и пр.
Одним из важнейших направлений развития единой информационной среды является разработка нормативных документов, регламентирующих вопросы ее функционирования, особенно в части координации работы в области создания и развития собственных информационных систем. Данный процесс должен быть тесно увязан с работами по созданию и внедрению различных ведомственных телекоммуникационных и информационно-аналитических систем.
Обеспечение взаимодействия и совместимости различных ведомственных информационных ресурсов единого информационного пространства в соответствии с основным принципом построения открытых информационных систем может быть достигнуто путем построения и использования соответствующего профиля (согласованного набора базовых стандартов, специфицирующих интерфейсов, форматов обмена данными). [4]
Кроме того, в интересах системности проведения работ по формированию единого информационного пространства транспортного комплекса страны необходима разработка соответствующей концепции, в которой будут определены цели, учтены принципы и намечены основные этапы построения транспортной информационной среды.
Таким образом, следует отметить, что создание и внедрение единого информационного пространства транспортного комплекса России - достаточно продолжительный и постепенный процесс, так как включает в себя исследование рынка транспортных услуг на территории всей страны.
Построение единой информационной среды в соответствии с рассмотренными принципами и направлениями позволит сделать рынок транспортных услуг открытым и доступным абсолютно для всех его участников, улучшить качество транспортных услуг, осуществить решение задач по обслуживанию транспортных потоков, таких как мониторинг и прогнозирование процессов, складывающихся в транспортной отрасли России.
Библиографический список
¡.Концепция создания автоматизированной системы управления транспортным комплексом Российской Федерации (АСУ ТК). - URL: https://asutk.ru/Pages/Общая%20информац;ия%20об%20АСУ%20ТК.aspx
2.Порицкий И.А., Мамаев Э.А. Принципы и положения единого информационного пространства рынка транспортных услуг // Инженерный вестник Дона, 2013. - № 1 (24). - С. 15-22.
3.Баханович Д.Н., Стифеев А.Л. Принципы и направления развития единого информационного пространства в интересах военного строительства // Вооружение и экономика, 2009. - № 1 (5). - С. 43-50.
4.Турлаев Р.С., Кузменко Ю.Г. Формирование единого транспортно-логистического информационного пространства Российской Федерации // Фундаментальные исследования, 2015. - № 2 (24) - С. 5467-5472.
АМИРШАДЯН ДИАНА НЕЛЬСОНОВНА - магистрант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.