Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРИНЦИПЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОГНОЗИРУЕМОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Амиршадян Диана Нельсоновна

В статье рассмотрены основные принципы построения единого информационного пространства транспортного комплекса России, а также особенности их реализации для участников транспортно-логистической цепи. На основе анализа применения изложенных в работе принципов сделаны выводы и предложены приоритетные направления, осуществление которых смогло бы сделать использование единого информационного пространства транспортной отрасли России более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Амиршадян Диана Нельсоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

УДК 656.078

Д.Н. Амиршадян

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

В статье рассмотрены основные принципы построения единого информационного пространства транспортного комплекса России, а также особенности их реализации для участников транспортно-логи-стической цепи. На основе анализа применения изложенных в работе принципов сделаны выводы и предложены приоритетные направления, осуществление которых смогло бы сделать использование единого информационного пространства транспортной отрасли России более эффективным.

Ключевые слова: Единое информационное пространство, транспортный комплекс, принципы, информационные ресурсы, прогнозируе-мость, институциональность, мониторинг.

Создание единого информационного пространства - сложнейший комплексный процесс автоматизации.

Единая информационная среда транспортного комплекса является частью инфраструктуры транспортной отрасли страны и включает в себя три уровня:

1) Информационная среда верхнего контура управления транспортным комплексом (Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных ему служб и агентств);

2) Информационная среда технологической интеграции участников транспортного процесса и различных видов транспорта, а также развития интеллектуальных транспортных систем;

3) Информационная среда транспортных услуг и информационного обслуживания клиентов.

Задачи развития единой информационной среды управленческого уровня заключаются в предоставлении эффективных каналов обратной связи и наполнении информационных баз, поддерживающих обеспечение государственного регулирования и принятие соответствующих решений в сфере транспорта.

Развитие единого информационного пространства технологической интеграции участников транспортного процесса и различных видов транспорта направлено на обеспечение эффективного информационного взаимодействия участников транспортно-логистического процесса, доступа к необходимой нормативно-справочной информации и услугам. Единая информационная среда развития интеллектуальных транспортных систем решает задачи унификации и стандартизации применения и интеграции в составе интеллектуальных транспортных систем различных составляющих элементов навигации, позиционирования и мониторинга.

Ключевыми задачами развития единой информационной среды клиентов являются предоставление клиентам доступа к информации по услугам в сфере транспорта и обеспечение наиболее эффективного сбыта этих услуг. [1]

Однако о существующем на сегодняшний день информационном пространстве транспортного комплекса России в целом нельзя сказать, что оно является единым и используется достаточно эффективно.

Нынешняя ситуация на рынке транспортных услуг, централизация управления перевозочными процессами, различия в уровне развития технологий и мощностей отдельных предприятий транспортного комплекса и другие факторы определяют снижение точности и обоснованности оперативных решений участниками транспортного рынка страны. В таких условиях именно создание единого информационного пространства выступает одним из важнейших подходов снижения неопределенностей, имеющихся в настоящее время в транспортной отрасли России.

Формирование единого информационного пространства транспортного комплекса базируется на ряде принципов, которые являются основополагающими для данного процесса:

1) полнота информации, то есть ее достаточность для принятия решений;

2) прогнозируемость, предполагающая выполнение прогноза ожидаемого состояния объекта или процесса в транспортно-логистической цепи на основе статистических данных;

© Амиршадян Д.Н., 2019.

Научный руководитель: Абрамян Сюзанна Кароевна - кандидат юридических наук, доцент, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 8-2(95)

3) актуальность сведений, то есть их соответствие текущему моменту времени;

4) целостность, определяющая функционирование системы при обязательном представлении информации обо всех участниках и транспортно-логистических процессах;

5) институциональность, где нормативно-правовое обеспечение транспортной отрасли направлено на обязательное «сотрудничество» участников транспортных процессов на базе единого информационного пространства;

6) безопасность - информация о различных процессах в транспортно-логистической цепи, представленная в едином информационном пространстве, не может быть использована против самих участников, за исключением интересов конечных потребителей и рынка в целом. [2]

Реализация указанных принципов для участников транспортно-логистической цепи имеет особенности, которые представлены в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1

Особенности реализации принципов единого информационного пространства транспортного комплекса_

№ п/п Наименование принципа Особенности реализации

1 Полнота информации Проверка целостности данных и экспертных оценок, анализ сведений с использованием существующих интеллектуальных информационно-технических средств

2 Прогнозируемость Применение имитационных и математических моделей в прогнозировании процессов для получения оптимальности решений, формирование профилей моделей проектирования для участников рынка

3 Актуальность сведений Необходимость указания новизны информации с помощью четырех констант: дата, время размещения, интервал времени от создания до завершения, максимальная ориентация данных на производственный процесс

4 Целостность Обеспечение функционирования системы при обязательном представлении информации обо всех участниках, транспортно-логи-стических процессах

5 Институциональность Применение универсальных точек доступа и терминалов. Отслеживание работы сотрудников на основе истории пользовательских запросов, оптимизация и интеллектуализация интерфейса

6 Безопасность Защищенность данных на стороне сервера с применением шифрования данных

В соответствии с рассмотренными принципами формирование единого информационного пространства в интересах развития транспортного комплекса предлагается осуществлять по таким основным направлениям, как:

- объединение в информационное пространство всех ресурсов, необходимых для решения задач транспортной отрасли;

- оперативное и качественное удовлетворение информационных потребностей участников транс-портно-логистических процессов;

- установление единого порядка предоставления информационных ресурсов для включения в единое информационное пространство, а также доступа к ним;

- обеспечение взаимодействия и совместимости различных информационных ресурсов единого информационного пространства;

- развитие инфраструктуры единой информационной среды, в частности телекоммуникационных средств, обеспечивающих ее функционирование.

Так как принятие качественных решений на рынке транспортно-логистических услуг невозможно без актуальной и достоверной информации о состоянии имеющихся проблем в транспортной отрасли, важным направлением является обоснование совокупности исходных данных, необходимых при формировании решений по проблемным вопросам, и разработка технологий, обеспечивающих их формирование, накопление и соответствие текущему периоду.

Для обеспечения непрерывности процессов сбора, актуализации и оперативного анализа данных необходимо в единой информационной среде создать подсистему, обеспечивающую проведение мониторинга проблем в транспортной отрасли.

Такой мониторинг должен осуществляться путем постоянного слежения за ситуацией, складывающейся на рынке транспортно-логистических услуг, с целью своевременного информирования органов

управления о ее развитии, а в случае необходимости акцентирования их внимания на актуальных фактах, событиях и процессах. [3]

С целью установления общего порядка предоставления информационных ресурсов для включения в единое информационное пространство необходимо осуществить переход к стандартизованному электронному представлению всех видов документации: финансово-экономической, научно-технической, нормативно-правовой и пр.

Одним из важнейших направлений развития единой информационной среды является разработка нормативных документов, регламентирующих вопросы ее функционирования, особенно в части координации работы в области создания и развития собственных информационных систем. Данный процесс должен быть тесно увязан с работами по созданию и внедрению различных ведомственных телекоммуникационных и информационно-аналитических систем.

Обеспечение взаимодействия и совместимости различных ведомственных информационных ресурсов единого информационного пространства в соответствии с основным принципом построения открытых информационных систем может быть достигнуто путем построения и использования соответствующего профиля (согласованного набора базовых стандартов, специфицирующих интерфейсов, форматов обмена данными). [4]

Кроме того, в интересах системности проведения работ по формированию единого информационного пространства транспортного комплекса страны необходима разработка соответствующей концепции, в которой будут определены цели, учтены принципы и намечены основные этапы построения транспортной информационной среды.

Таким образом, следует отметить, что создание и внедрение единого информационного пространства транспортного комплекса России - достаточно продолжительный и постепенный процесс, так как включает в себя исследование рынка транспортных услуг на территории всей страны.

Построение единой информационной среды в соответствии с рассмотренными принципами и направлениями позволит сделать рынок транспортных услуг открытым и доступным абсолютно для всех его участников, улучшить качество транспортных услуг, осуществить решение задач по обслуживанию транспортных потоков, таких как мониторинг и прогнозирование процессов, складывающихся в транспортной отрасли России.

Библиографический список

¡.Концепция создания автоматизированной системы управления транспортным комплексом Российской Федерации (АСУ ТК). - URL: https://asutk.ru/Pages/Общая%20информац;ия%20об%20АСУ%20ТК.aspx

2.Порицкий И.А., Мамаев Э.А. Принципы и положения единого информационного пространства рынка транспортных услуг // Инженерный вестник Дона, 2013. - № 1 (24). - С. 15-22.

3.Баханович Д.Н., Стифеев А.Л. Принципы и направления развития единого информационного пространства в интересах военного строительства // Вооружение и экономика, 2009. - № 1 (5). - С. 43-50.

4.Турлаев Р.С., Кузменко Ю.Г. Формирование единого транспортно-логистического информационного пространства Российской Федерации // Фундаментальные исследования, 2015. - № 2 (24) - С. 5467-5472.

АМИРШАДЯН ДИАНА НЕЛЬСОНОВНА - магистрант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.