Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ'

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамян С.К., Амиршадян Д.Н.

Статья посвящена изучению нормативных основ создания единого информационного пространства транспортного комплекса России. Рассмотрены основные положения действующего законодательства в сфере информатизации, особое внимание уделено Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. На основе анализа нормативно-правовой базы формирования единого информационного пространства транспортной системы России в работе сделаны выводы и определены приоритеты осуществления государственной политики, которая в кратчайшие сроки смогла бы обеспечить создание единого информационного пространства транспортного комплекса страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамян С.К., Амиршадян Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

Ю

Р

И

Д

И Ч

Е С К И Е

НАУКИ

УДК 34:002

С.К. Абрамян, Д.Н. Амиршадян

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Статья посвящена изучению нормативных основ создания единого информационного пространства транспортного комплекса России. Рассмотрены основные положения действующего законодательства в сфере информатизации, особое внимание уделено Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. На основе анализа нормативно-правовой базы формирования единого информационного пространства транспортной системы России в работе сделаны выводы и определены приоритеты осуществления государственной политики, которая в кратчайшие сроки смогла бы обеспечить создание единого информационного пространства транспортного комплекса страны в целом.

Ключевые слова: Единое информационное пространство, транспортный комплекс, государственная политика, информатизация, информационные технологии, законодательство, нормативно-правовой акт.

На современном этапе реализация приоритетных направлений социальной, экономической и правовой политики в России осуществляется исходя из интересов формирующегося информационного общества. Проведение многоэтапных реформ, подготовка и принятие нормативных актов - важнейшие шаги, предпринимаемые государством к достижению поставленной цели. Одним из таких шагов является создание единого информационного пространства транспортного комплекса России.

Прежде всего, следует отметить, что, хотя термин «единое информационное пространство» на сегодняшний день получил достаточно широкое применение, до сих пор ни в научной литературе, ни в нормах действующего законодательства нет единого определения данного понятия.

С научной точки зрения, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущность изучаемого явления подход, предложенный Бачило И.Л., Лопатиным В.Н., Федотовым М.А. Под единым информационным пространством авторами подразумевается совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных

© Абрамян С.К., Амиршадян Д.Н., 2019.

потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета. [1]

Как ранее было отмечено, понятие «единое информационное пространство» не имеет законодательного закрепления, однако в настоящее время в России действует ряд нормативно-правовых, концептуальных документов, документов стратегического планирования, ставящих одной из основных целей развития государства построение в нем информационного общества.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением Президента РФ и принятой в 1995 году, единое информационное пространство рассматривается как совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. [2]

Концепция устанавливает основные направления государственной политики, правовые основы, а также элементы организации и координации работ в сфере формирования и развития единого информационного пространства России.

Положения данной Концепции распространяются на все сферы деятельности общества, в том числе на транспортный комплекс, охватывая все регионы и территории страны.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы отмечается важность формирования единого информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, в том числе, для решения задач обеспечения национальной безопасности.

Под информационным пространством, согласно Стратегии, понимается совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры. [3]

Основополагающего документа, определяющего основные цели, задачи и приоритеты формирования единого информационного пространства, главным образом, в отрасли транспорта, в России на сегодняшний день не существует, однако в основе планов развития транспортной системы лежит Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, в которой отмечается необходимость создания единого информационного пространства, обеспечивающего снижение издержек взаимодействия различных видов транспорта, субъектов грузоперевозок, государственных контрольных, таможенных, пограничных и других органов, участвующих в осуществлении данных процессов. [4]

Особое внимание в Транспортной стратегии уделено внедрению современных систем, технологий и методов управления. Практически все заявленные Транспортной стратегией цели развития транспортного комплекса России предполагают применение технологий глобальных спутниковых систем и, в частности, отечественной ГЛОНАСС.

Кроме того, в целях создания единого информационного пространства Транспортная стратегия предусматривает выполнение таких мероприятий, как:

1)разработка и развитие автоматизированной системы управления транспортным комплексом;

2)внедрение электронного документооборота и спутниковых систем навигации;

3)создание информационной среды для построения интеллектуальных транспортных систем на трассах федерального значения, в крупных транспортных узлах и т.д.

Создание многоуровневого единого информационного пространства в качестве поля для взаимодействия всех участников транспортного процесса может стать важным шагом на пути к формированию инфраструктуры единого транспортного пространства.

В Морской доктрине Российской Федерации вопросы создания единого информационного пространства рассматриваются в рамках раздела об информационном обеспечении морской деятельности. Являясь основой для принятия решений на всех уровнях реализации национальной морской политики, информационное обеспечение морского транспорта предусматривает развитие глобальных информационных систем, которые, в свою очередь, направлены на формирование единого информационного пространства в области морской деятельности.

Согласно Морской доктрине Российской Федерации, информационные ресурсы и средства информационных систем в сфере морского транспорта должны быть интегрированы в общую инфраструктуру информационного обеспечения морской деятельности и развиваться на ее основе. [5]

Большую значимость в процессе построения единого информационного пространства имеют нормативно-правовые акты, принятые в период с 2006 по 2011 год:

1)Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», закрепляющий основные принципы регулирования отношений в информационной

сфере, особенности распространения информации, а также особенности государственного регулирования в сфере применения информационных технологий;

2)Федеральный закон от 09.02.2009 N° 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», действие которого распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3)Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», в контексте положений которого раскрываются особенности и перспективы электронной формы взаимодействия в различных сферах общественной жизни в рамках информационного пространства страны.

Данные законодательные акты выступают в качестве базовых составляющих информационного общества, к построению которого стремится Россия. Они распространяются на все направления государственной политики в части создания единого информационного пространства.

Таким образом, на федеральном уровне осуществляется политика, направленная на формирование нового и обновление уже действующего законодательства в сфере информатизации и информационных технологий, которая имеет непосредственное отношение к процессу формирования единого информационного пространства, в том числе транспортного комплекса России.

На региональном уровне вопросы построения информационного общества регулируются в рамках подзаконных актов, при этом в большинстве субъектов РФ самостоятельная правовая база либо недостаточно проработана, либо и вовсе отсутствует.

Есть и такие регионы, которые в вопросе создания нормативной базы построения информационного пространства шагнули дальше, чем федеральное законодательство. В них приняты специализированные законы, посвященные вопросам внедрения информационных технологий и характеристике правового режима информационных ресурсов при осуществлении региональной политики (Закон Московской области от 10.07.2009 № 80/2009-0З «О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации», Закон Краснодарского края от 01.07.2008 № 1517-КЗ «Об информационных системах и информатизации Краснодарского края», Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18.03.1998 № 18-ОЗ «Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа», Закон г. Москвы от 24.10.2001 № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы»).

Создание, поддержание и развитие единого информационного пространства транспортного комплекса России - проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно. Необходим комплексный учет политических, социально-экономических и правовых аспектов информатизации общества, а также всестороннее использование международного организационного, технологического и нормотворческого опыта, полученного при развитии информационных пространств.

Построение в России единой информационной среды транспортного комплекса станет возможным тогда, когда политика государства в этой области будет закреплена нормативно-технической базой формирования и развития информационной инфраструктуры. Такая политика нуждается в методологических основах создания комплекса нормативно-технических документов - профиля информационной транспортной инфраструктуры. [6]

На основании проведенного анализа нормативных основ создания единого информационного пространства транспортной системы России также можно сделать вывод о том, что в данном направлении в стране необходимо начать выстраивать четкую государственную политику, основанную на всесторонней поддержке регионов, что, в свою очередь, в ближайшем будущем может позволить наиболее эффективным образом организовать единое информационное пространство транспортного комплекса страны в целом. К тому же государственная политика должна опираться на действенную нормативно-правовую базу, исходящую из интересов гражданского общества и преследующую глобальную цель, заключающуюся в создании единой информационной среды взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса.

Библиографический список

1.Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. - 789 с.

2.Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 № Пр-1694). - URL: http://ww.consultantra/cons/cgi/onlinexgi?req=doc&base=EXP&n=240699 #017832171593235357.

3.О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. - URL: http://wwwxonsultantru/cons/cgi/onlinexgi?req= doc&base=LAW&n=216363 &fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3485756182152566#024578956434793842.

4.О Транспортной стратегии Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 12.05.2018). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=297899&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.5895338314164957#05285653398381083.

5.Морская доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 26.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

6.Золоева З.Т. Правовые аспекты создания единого информационного пространства Российской Федерации // Гуманитарные и юридические исследования, 2014. - № 3. - С. 96-101.

АБРАМЯН СЮЗАННА КАРОЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

АМИРШАДЯН ДИАНА НЕЛЬСОНОВНА - магистрант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.