Научная статья на тему 'Основные направления интеграции федеральных государственных информационных систем и пространственных данных'

Основные направления интеграции федеральных государственных информационных систем и пространственных данных Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
706
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / FEDERAL STATE INFORMATION SYSTEMS / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ / SPATIAL DATA / ИНФРАСТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ / SPATIAL DATA INFRASTRUCTURE / СИСТЕМНЫЙ РЕЕСТР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / SYSTEM REGISTRY OF INFORMATION SYSTEMS / ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / INTEGRATION OF INFORMATION RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INFORMATION INTERACTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Черных Андрей Михайлович

Цель работы: разработка системы информационного взаимодействия информационных ресурсов федеральных государственных информационных систем и инфраструктуры пространственных данных с целью интеграции данных и информационного обеспечения запросов пользователей в интересах решения задач управления государством и отдельными территориями. Метод: классификация системных ресурсов федеральных государственных информационных систем и видов информационного взаимодействия с системами обработки пространственных данных, используемых в социально-производственной деятельности государства. Результаты: обоснование архитектуры системного реестра федеральных государственных информационных систем и пространственных данных в интересах социально-производственной деятельности государства, определение видов информационного взаимодействия информационных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Черных Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF INTEGRATION OF FEDERAL STATE INFORMATION SYSTEMS AND SPATIAL DATA

Purpose of the work: development of a system of information interaction of information resources of federal state information systems and spatial data infrastructure with the aim of integrating data and informational support of users' requests in the interests of solving problems of state and individual territories management. Method used: classification of system resources of federal state information systems and types of information interaction with the spatial data processing systems used in the social and production activities of the state. Results: substantiation of the architecture of the system registry of federal state information systems and spatial data in the interests of social and production activities of the state, identification of types of information interaction of information structures.

Текст научной работы на тему «Основные направления интеграции федеральных государственных информационных систем и пространственных данных»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ

Черных А.М. *

Ключевые слова: право, информация, информационные ресурсы, федеральные государственные информационные системы, пространственные данные, инфраструктура пространственных данных, системный реестр информационных систем, интеграция информационных ресурсов, информационное взаимодействие.

Аннотация.

Цель работы: разработка системы информационного взаимодей-ствия информационных ресурсов федеральных государственных информационных систем и инфраструктуры пространственных данных с целью интеграции данных и информационного обеспечения запросов пользователей в интересах решения задач управления государством и отдельными территориями.

Метод: классификация системных ресурсов федеральных государ-ственных информационных систем и видов информационного взаимодей-ствия с системами обработки пространственных данных, используемых в социально-производственной деятельности государства.

Результаты: обоснование архитектуры системного реестра феде-ральных государственных информационных систем и пространственных данных в интересах социально-производственной деятельности государ-ства, определение видов информационного взаимодействия информационных структур.

Р01: 10.21681/1994-1404-2018-2-47-56

Обеспечение национальных интересов и реализация стратегических национальных приоритетов Российской Федерации (РФ) на современном этапе развития невозможно без широкого применения информационных и коммуникационных технологий. Развитие информационного общества и формирование национальной «цифровой экономики» является прорывной областью, позволяющей поднять на новый уровень экономику и социальную жизнь государства. В ряде международных правовых актах определены принципы создания информационного общества и подходы к его созданию, в частности, в Окинавской хартии глобального информационного общества (2000 г.), Декларации принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 г.), Плане действий Тунисского обязательства (2005 г.) и др.

Для определения целей и задач по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики и обеспечение национальных интересов, в Российской Федерации введена в действие «Стратегия развития информационного общества на 2017 - 2030

годы».1 Принятие настоящей Стратегии призвано способствовать обеспечению национальных интересов для решения задач повышения эффективности государственного управления, развития экономики и социальной сферы. Обеспечение национальных интересов при этом осуществляется путем реализации приоритетов по формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений. Целью развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации является обеспечение свободного доступа граждан и организаций, органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления к актуальной информации на всех этапах ее создания и распространения. Устойчивое функционирование информационной инфраструктуры Российской Федерации необходимо и должно обеспечивать единство государственного регулирования, централизованные мониторинг и управление функционированием информационной инфраструктуры РФ на уровне информационных систем и центров обработки данных. В настоящее время информационные

1 Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru. 10 мая 2017 г.

* Черных Андрей Михайлович, кандидат технических наук, доцент кафедры информа-ционного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия, Российская Федерация, г. Москва. Е-mail: [email protected]

данные становятся новым активом, главным образом, за счет их альтернативной ценности, возникающей по мере накопления и применения данных в новых целях, использования для реализации новых задач [2].

В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы Правительством принята Программа2 «Цифровая экономика Российской Федерации». Положения Программы направлены на создание условий для гармоничного развития общества в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан страны. Россия достигла значительных успехов в развитии цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе за счет установления требований по использованию информации из смежных федеральных информационных систем, в частности, из систем обработки пространственных данных.

Программа представлена несколькими уровнями, которые взаимодействуя, оказывают наибольшее влияние на жизнь граждан, общества и государства в целом. Решение задачи интеграции федеральных государственных информационных систем (ФГИС) и инфраструктуры пространственных данных на уровне среды (создающей условия для развития платформ и технологий их эффективного взаимодействия с субъектами органов власти) различных сфер деятельности должно охватывать нормативное правовое регулирование государства. Одним из направлений, касающихся формированию исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность [6]. По этому направлению предполагается внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан, создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах [11, 12].

В России создана и успешно развивается система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Граждане имеют возможность направить в электронной форме индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и государственные органы. Рассматривая уровень современного развития информационного общества в Российской Федерации, можно об-

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28

июля 2017 г. № 1632-р Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru. 3 августа 2017 г.

ратиться к одному из ключевых индикаторов развития информационного общества в странах мира, которым является рейтинг стран по индексу IDI (ICTDevelopment Index) развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - ICT). Индекс формируется Международным союзом электросвязи (МСЭ - International Telecommunication Union, ITU) на основе статистических данных, предоставляемых практически всеми странами мира. Индекс представляет собой интегрированную оценку развития информационного общества, к основным параметрам измерения которого относятся, в частности, уровень развития инфраструктуры, интенсивность и потенциал использования ИКТ и др. Эти параметры отражаются в соответствующих многоаспектных прагматических индексах.

В 2016 г. анализировались показатели по 175 странам. По сравнению с предыдущим годом Россия, несмотря на рост значения индикатора IDI с 6,79 до 6,95, потеряла одну позицию в рейтинге, переместившись с 42-го на 43-е место. В 2017 году Россия переместилась с 43-го на 45-е место (индикатор - 7,07), что вызывает опасения в наметившейся тенденции к отставанию в информационном развитии государства.

В рейтинге уровня развития электронного правительства (E-Government Development Index), который содержится в обзоре одного из подразделений Организации объединённых наций, Россия за 2016 г. занимает 35 место (анализ проводится 1 раз в 2 года). Рейтинг построен на основе обобщённого индекса, включающего состояние web-присутствия органов государственной власти, состояние телекоммуникационной инфраструктуры и человеческого капитала. Представленные рейтинги говорят о практически среднем уровне информатизации российского общества и органов государственного управления Российской Федерации.

Широкомасштабные работы по развёртыванию и эксплуатации Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие ФГИС для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, позволили решить задачу эффективного использования накопленных данных (в настоящее время в России зарегистрировано свыше 300 ФГИС). Данные информационные системы решают задачи в интересах более чем 80 министерств, ведомств и подведомственных организаций.

Крупнейшими ФГИС (по числу пользователей), в частности, являются:

- Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (около 3 млн. пользователей);

- Единая автоматизированная информационная система таможенных органов (300 тыс.);

- Автоматизированная информационная система «Налог» (около 200 тыс.);

- Государственная автоматизированная система (ГАС) РФ «Правосудие» (свыше 100 тыс.);

- Информационная система Федеральной службы судебных приставов (63,5 тыс.) и др.

Некоторые информационные системы не имеют ограничений на подключение пользователей. Это касается, в первую очередь, систем, предназначенных для работы с конечными пользователями, например, Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), а также ведомственные порталы, на которых оказываются госуслуги.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России), которое занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием отношений в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), в 2016 г. активно проводило работы по интеграции данных различных ФГИС. Основные работы в этом направлении сосредоточены на связывании информационных ресурсов различных министерств, ведомств и органов территориального управления между собой. Межведомственное взаимодействие осуществляется путём создания современной, отвечающей требованиям по информационной безопасности [4, 5], системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) [1].

Информатизация отечественной системы судопроизводства ведётся в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»3, предусматривающей выполнение комплекса мероприятий по следующим направлениям:

• информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы;

• внедрение современных информационных технологий в сфере судебно-экспертной деятельности, включая укрепление их материально-технической базы и оснащение лабораторий судебной экспертизы современной приборной базой;

• внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая создание единой автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов и электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде.

В частности, в целях развития информационно-коммуникационных технологий в Верховном Суде Российской Федерации и судах общей юрисдикции в рамках программы предполагается осуществление мероприятий:

3 Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 (ред. от 23.12.2016). «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru. 20 декабря 2017 г.

• создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства [7 - 9]: Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также обеспечение высокого уровня ее доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями за счет развития и внедрения программно-технических решений ГАС РФ «Правосудие» в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

• создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид4;

• создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела5;

• создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и других ведомств в электронном виде;

• оснащение судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи [3].

Интеграция в 2015 г. ЕПГУ с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) позволяет определить информационные ресурсы, которые будут использованы в процессе предоставления услуг населению государством. Определен перечень базовых государственных информационных ресурсов и систем (национальных баз данных), используемых в системе государственного управления органами власти и местного самоуправления, при предоставлении государственных или муниципальных услуг. Данный перечень определен Постановлением6 Правительства РФ «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг

4 Практически выполнено в Информационной системе Верховного Суда РФ.

5 Согласно положениям Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // РГ. - 2016. -29 июн.

6 Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспе-

чивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» // РГ. - 2011 - 2 ноя.

(осуществление функций)». Постановление определяет порядок действий операторов государственных информационных систем, обеспечивающих круглосуточный доступ граждан и организаций к необходимым сведениям. При этом следует осуществлять проверку этих данных на предмет полноты и достоверности (безошибочности [2]).

В настоящее время ведутся работы по созданию до 2020 г. «цифрового правительства», как новой стадии развития «электронного правительства». Это новый этап трансформации системы предоставления услуг на основе использования возможностей удаленного доступа оп-Ппе и цифровой трансформации административных процедур. Основу создаваемой интегрированной информационной системы составляют: СМЭВ, Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) и Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) - для межведомственного электронного обмена статистическими данными и оборотом электронных документов.

Для регистрации участника в СМЭВ определены следующие категории, входящие в информационную структуру7:

1. Органы исполнительной власти (ОИВ)- органы государственной или региональной власти (управления), выполняющие исполнительные функции - на территории Российской Федерации федеральные ОИВ, а на территории субъекта Российской Федерации региональные ОИВ.

2. Органы местного самоуправления (ОМСУ) - основным критерием определения принадлежности участника к ОМСУ является его указание в Уставе муниципального образования.

3. Кредитные организации (КО), входящие в перечень опубликованный Центральным банком Российской Федерации.

4. Аккредитованные Удостоверяющие центры (УЦ).

5.Органы записей актов гражданского состояния

(ЗАГС).

6. Многофункциональные центры предоставления услуг (МФЦ).

7. Бюро кредитных историй (БКИ).

8. Брокеры - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность.

9. Управляющие - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами.

10. Депозитарии - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность.

11. Управляющие компаний специализированных обществ - управляющие компаний инвестиционных

7 Обзор информатизации госсектора 2016. «Система межведомственного электронного взаимодействия» [Электронный ресурс] / интернет-портал TAdviser.ru, 2016. - Режим доступа: http://www. tadviser.ru

фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

12. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

13. Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц.

14. Банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, которое привлекается кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций.

15. Иная организация - организация, не участвующая в предоставлении государственных и муниципальных услуг, но имеющая необходимость информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами и иными органами и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Взаимодействие внутри организации производится по внутренним каналам участника взаимодействия.

Сейчас запросы с использованием СМЭВ формируются как письмо, где необходимо правильно указывать адрес получателя (тогда письмо дойдет). Современная (модернизованная) СМЭВ будет ориентирована на запрос по электронной почте, где адрес можно выбрать из справочника один раз и сохранить как шаблон, в том числе и на сложные запросы в виде определенного пакета данных. Разработка правил предоставления возможности министерствам, ведомствам, государственным и муниципальным органам управления связывать данные в информационных системах, чтобы уникальные адреса-идентификаторы в обоих ресурсах создавали предпосылки последующего обращения и быстрого индексирования запросов из одного ресурса в другой, позволит повысить эффективность в решении задач управления и информационного обеспечения пользователей ресурсов, а также при статистическом анализе и моделировании сложных процессов социального и экономического развития [11]. Осуществление государственных функций по обеспечению получения запрашиваемых данных в пакетном режиме даст возможность рассылки обновлений информации из одного информационного ресурса в другой, что позволит уменьшить затраты на логическую обработку данных и повысит оперативность предоставления данных различным слоям пользователей ФГИС.

Электронное взаимодействие различных информационных ресурсов физически строится на основе технологий баз данных, так называемых Oracle8-узлов, расположенных на нескольких Центрах обработки данных «Ростелекома» на территории России. К региональным узлам подключены местные информационные системы (статистические, финансовые, кадастровые и др.), порталы государственных услуг, единая система

8 Oracle Corporation - крупная американская корпорация, специализирующаяся на выпуске программных систем управления базами данных (СУБД).

идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие информационные объекты [14].

В сложившихся международных условиях в стране ведутся работы по переходу от использования СУБД Oracle в пользу промышленных свободно-распространяемых баз данных с открытым исходным кодом. Процесс перехода на свободно распространяемое или программное обеспечение отечественного производства может занять определённое время и потребует сохранения единой системы обработки данных. На современном этапе работ возникла необходимость использования информационных систем обработки пространственных данных. Поэтому в ходе разработки и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, а также технических регламентов, стандартов, нормативно-технических документов, классификаторов, регулирующих создание и использование инфраструктуры пространственных данных, необходимо предусмотреть вопросы использования государственными информационными системами пространственно-ориентированной информации [12]. Создание и интеграция государственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также информационных ресурсов, содержащих пространственные данные муниципальных образований, на основе использования ЕСИА позволят создать новый тип связи для участников информационного обмена [2].

Основные виды информационного взаимодействия ФГИС на базе МСЭВ, рассмотренные в известной концептуальной модели взаимодействия [1], включают:

- взаимодействие I вида - взаимодействие между порталами государственных услуг (ПГУ) и органами исполнительной власти (ОИВ) ПГУ - ОИВ / ОИВ - ПГУ;

- взаимодействие II вида - межведомственное взаимодействие (ОИВ1 - ОИВ2);

- взаимодействие III вида - внутриведомственное взаимодействие через СМЭВ (ОИВ - ОИВ);

- взаимодействие IV вида - взаимодействие между ИПШ и федеральным казначейством (ФК) (ИПШ - ФК);

- взаимодействие V вида - взаимодействие между ОИВ и ФК (ОИВ - ФК).

При этом интеграция пространственных данных ФГИС при информационном взаимодействии представляется как многоуровневый процесс различной сложности. Градация взаимодействия может иметь несколько уровней:

- глубокая многоуровневая интеграция - A (All);

- частичная многоуровневая интеграция - P (Poly);

- одноуровневая интеграция - M (Mono).

Анализ информационного (электронного) взаимодействия существующих ФГИС и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации позволяет сформировать соответствующий реляционный системный реестр, отражающий наличие нескольких уровней использования пространственных данных

участниками информационного обмена, а также виды информационного взаимодействия (см. таблицу).

Проблема использования на платформе ЕСИА данных получаемых от систем глобального позиционирования, дистанционного зондирования, геоинформационных носит не только технический, но и правовой характер [10]. Создаваемая инфраструктура пространственных данных Российской Федерации, включающая в себя пространственные данные, базовые пространственные данные, метаданные и др. компоненты, при интеграции с другими информационными системами предоставит доступ пользователям к цифровым данным о пространственных объектах, включающим сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно-времен-ной системе; разрешенным к открытому опубликованию цифровым данным об объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и служащих основой позиционирования других пространственных объектов; а также к данным, которые позволяют описывать содержание, объем, положение в пространстве, качество и другие характеристики пространственных данных и пространственных объектов9

Существующие информационные системы построены на основе технологии информационной базы данных, поэтому введение полей с пространственной информацией и дополнительной таблицы идентификаторов в базах данных различных ФГИС позволит связать существующую пространственную информацию об объектах с данными ФГИС. На настоящий момент решение задачи широкого внедрения и использования в интересах экономического и социального развития, накопленных в России в рамках создаваемой инфраструктуры пространственных данных ресурсов (базовых пространственных данных, метаданных и др. информации имеющей пространственную привязку), требуется введение идентификаторов на основе пространственно-координированной информации (см. рисунок).

Анализ концептуальной модели информационного взаимодействия ФГИС [1] и систем обработки пространственных данных (СОПД) [10] показывает, что около 90 % связей в рамках единой информационной структуры включают в себя информацию о пространственной составляющей [13].

Таким образом, организация федеральных информационных ресурсов с учётом пространственных характеристик наиболее полно отражают содержание связей системы межведомственного электронного взаимодействия. Данный подход позволяет обрабатывать информационные ресурсы в полном объёме с учётом данных, распределенных в пространстве (поскольку пользователи ФГИС и существующая система

9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1157-р // Сайт Правительства Российской Федерации - http://www.government.ru

Таблица

Архитектура системного реестра информационного взаимодействия ФГИС и систем обработки

пространственных данных

№ п/п ФГИС Оператор Виды и параметры взаимодействия

I II III V VI

1 Единая информационная система по техническому регулированию (ЕИСТР) Росстандарт Р Р Р М М

2 Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН) Минкульт Р Р Р М М

3 Государственная автоматизированная система (ГАС) РФ «Выборы» ЦИК, Федеральный центр информатизации А А Р М М

4 Автоматизированная информационная система обязательного страхования (АИС) ОСАГО Российский союз автостраховщиков А А Р М М

5 Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) Росалкогольрегулирование А А Р М М

6 Автоматизированная система контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории РФ (АСКП) А А Р М М

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Единая информационная система ФМС России (ЕИС ФМС) Федеральная миграционная служба (ФМС) А А Р М М

8 Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (СГИО СХ) Минсельхоз А А А М Р

9 Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) ФГУП «Защита ИнфоТранс» А А Р М Р

10 Система государственной статистики Множество операторов (субъекты официального статистического учета) А А А М Р

11 Автоматизированная информационная система «Единый федеральный реестр туроператоров» (АИС ЕФРТ) Ростуризм А А Р М Р

12 Федеральная база данных геномной информации (ФБДГИ) Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр МВД РФ» А А Р М Р

13 Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) Фонд кино М М М М М

14 ГАС РФ «Правосудие» Судебный департамент А А Р М М

15 Автоматизированная информационная система проектного управления (АИС ПУ) Минпромторг Р Р Р М М

16 Портал госуслуг Минкомсвязи А А А Р М

17 Реестр госуслуг Минкомсвязи, Минэкономразвития А А А Р Р

18 Федеральная государственная информационная система досудебного (внесудебного) обжалования (ФГИС ДО) А А Р М М

19 Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП) А А Р М М

№ п/п ФГИС Оператор Виды и параметры взаимодействия

I II III V VI

20 Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) Федеральное казначейство M M M M M

21 Банк данных исполнительных производств (БД ИП) Федеральная служба судебных приставов A A A Р Р

22 Единая автоматизированная информационная система технического осмотра (ЕАИС ТО) МВД РФ A A A Р M

23 Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) Минэнерго A A A M Р

24 Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (ГФД ГЭМ) Минприроды A A A M Р

25 Федеральная государственная информационная система «Мониторинг» Минэкономразвития A A A Р Р

26 Федеральная государственная информационная система «Мониторинг лицензирования» M M - - M

27 Реестр запрещенных сайтов - - - - -

28 Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных (СППД) Роскомнадзор M M - - -

29 Государственная информационная система (ГИС СМИ) Р M - - M

30 Реестр примерных основных образовательных программ (ПООП) Федеральный институт развития образования, Российская академия образования Р Р Р M M

31 Государственная информационная система государственного надзора в сфере образования (ГНО) Р Р Р M M

32 Государственная информационная система «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам» (ГИС Реестр) M M - M M

33 Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФРДО) Рособрнадзор A A Р M M

34 Реестр апостилей - - - - -

35 Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся (ФИС ГИА) M M M M M

36 Федеральная информационная адресная система (ФИАС) ФНС A A Р M M

37 Единая информационная система (ЕИС) закупок Минэкономразвития, Федеральное казначейство Р Р Р M M

38 Портал госслужбы Минтруд, Минкомсвязи Р Р M M M

№ п/п ФГИС Оператор Виды и параметры взаимодействия

I II III V VI

39 Федеральная информационная система государственной научной аттестации (ФИС ГНА) Минобрнауки Р М М М М

40 Федеральная государственная информационная система Росаккредитации Росаккредитация А А Р М М

41 Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз) Рослесхоз А А А Р Р

42 ЭРА-ГЛОНАСС Минтранс, Акционерное общество «Глонасс» А А А Р Р

43 Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) Минкомсвязь, Почта России А А А Р Р

44 Федеральная государственная информационная система «Учет результатов проведения специальной оценки условий труда» (ФГИС СОУТ) Минтруд А А Р Р М

45 Единая информационная система нотариата (ЕИСН) Федеральная нотариальная палата Р Р Р М М

46 Государственная информационная система промышленности Минпромторг А А А М М

47 Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) Росприроднадзор А А А М М

48 Государственная информационная система учёта объектов негативного воздействия на окружающую среду (Реестр объектов НВОС) А А А Р М

49 ФГИС «Работа в России» Роструд Р Р Р М М

50 Единый реестр проверок Генпрокуратура А А Р М Р

51 Федеральная государственная информационная система «Единый фонд геологической информации» (ЕФГИ) Роснедра А А А Р Р

52 ФГИС «Единый государственный реестр недвижимости» (ЕГРН) Росреестр А А А М Р

53 Государственная автоматизированная система РФ «Управление» Росказначейство А А Р М М

государственного управления имеют территориально распределенную структуру) [10]. Существенная часть данных, обрабатываемых ФГИС, также имеет пространственную ориентацию (системы проектирования, кадастровые, землепользования, технической инвентаризации и др.). Кроме того, успешно развиваются системы обработки пространственных данных (геоинформационные системы, системы дистанционного зондирования, глобальные системы позиционирования и др.).

В результате рациональная организация информационных ресурсов страны с учетом пространственных

данных на основе интеграции ФГИС и СОПД позволит не только надежно хранить, активно пополнять, наглядно эксплицировать и своевременно предоставлять актуальные данные по запросам пользователей, но и проводить моделирование процессов социального и экономического развития в интересах управления государством и отдельными территориями.

Рассмотренная архитектура системного реестра информационного взаимодействия ФГИС и СОПД может служить основой для создания единой базы данных видов и параметров информационного взаимодействия крупномасштабных информационных систем.

Рецензент: Федичев Андрей Валерьевич, к.т.н, доцент, г. Москва Литература

1. Амелин Р. В. Правовой режим государственных информационных систем / Под ред. С. Е. Чаннова. - М.: Гросс-Медиа, 2016. - 338 с.

2. Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем. Тезаурус. - М.: Наука, 2005. - 248 с.

3. Ловцов Д. А. Проблемы правового регулирования электронного документооборота // Информационное право. - 2005. - № 2. - С. 28 - 31.

4. Ловцов Д. А. Обеспечение информационной безопасности в российских телематических сетях // Информационное право. - 2012. - № 4. - С. 3 - 7.

5. Ловцов Д. А., Верхоглядов А. А. Информационная безопасность судебных автоматизированных информационных систем: правовое регулирование и юрисдикция // Российское правосудие. - 2008. - № 8. - С. 55 - 64.

6. Ловцов Д. А., Сергеев Н. А. Управление безопасностью эргасистем. - М.: РАУ - Университет, 2001. 224 с.

7. Ловцов Д. А., Ниесов В. А. Модернизация информационной инфраструктуры судопроизводства - ключевое направление оптимизации нагрузки на судебную систему // Российское правосудие. - 2014. - № 9. - С. 30 - 40.

8. Ловцов Д. А., Ниесов В. А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2013. № 5. С. 13 - 18.

9. Ловцов Д. А., Ниесов В. А. Системные вопросы развития организационно-правового обеспечения электронного судопроизводства // Российское правосудие. - 2016. - № 51. - С. 64 - 78.

10. Ловцов Д. А., Черных А. М. Геоинформационные системы. - М.: Росс. акад. правосудия, 2012. - 188 с.

11. Ловцов Д. А., Черных А. М. Модернизация системы судебной статистики на основе новой геоинформационной технологии // Правовая информатика. - 2015. - № 1. - С. 21 - 26.

12. Ловцов Д. А., Черных А. М. Судебная статистика в информационном государстве: организационно-правовые аспекты развития // Труды X Междунар. науч.-прак. конф. «Верховенство права и правовое государство: проблемы теории и практики» (13 - 16 апреля 2015 г.) / РГУП. - М.: РГУП. - С. 300 - 305.

13. Митчелл Э. Руководство по ГИС-анализу. - Ч. 1: Пространственные модели и взаимосвязи. - М.: Стилос, 2000. - 198 с.

14. Наследов А. Д. IBM SPSS 20 Statistics и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2013.

MAIN DIRECTIONS OF INTEGRATION OF FEDERAL STATE INFORMATION SYSTEMS AND SPATIAL DATA

Chernykh Andrew, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Information Law, Computer Science and Mathematic soft the Russian State University of Justice, Russian Federation, Moscow. E-mail: [email protected]

Keywords: information, information resources, federal state information systems, spatial data, the spatial data infrastructure, the system registry of information systems, the integration of information resources, information interaction.

Absract.

The development of a system of information interaction of information resources of federal state information systems and spatial data infrastructure with the aim of integrating data and informational support of users' requests in the interests of solving problems of state and individual territories management..

Method used: classification of system resources of federal state information systems and types of information interaction with the spatial data processing systems used in the social and production activities of the state.

Results: substantiation of the architecture of the system registry of federal state information systems and spatial data in the interests of social and production activities of the state, identification of types of information interaction of information structures.

References

1. Amelin R. V. PravovoP rezhim gosudarstvenny'kh informatcionny'kh si-stem / Pod red. S. E. Channova. - M.: GrossMedia, 2016. - 338 s.

2. Lovtcov D. A. Informatcionnaia teoriia e'rgasistem. Tezaurus. - M.: Nauka, 2005. - 248 s.

3. Lovtcov D. A. Problem/ pravovogo regulirovaniia e'lektronnogo dokumentooborota // Informatcionnoe pravo. -2005. - № 2. - S. 28 - 31.

4. Lovtcov D. A. Obespechenie informatcionnor bezopasnosti v rossiPskikh telematicheskikh setiakh // Informatcionnoe pravo. - 2012. - № 4. - S. 3 - 7.

5. Lovtcov D. A., Verhogliadov A. A. Informatcionnaia bezopasnosf sudeb-ny'kh avtomatizirovanny'kh informatcionny'kh sistem: pravovoe regulirovanie i iurisdiktciia // RossiPskoe pravosudie. - 2008. - № 8. - S. 55 - 64.

6. Lovtcov D. A., Sergeev N. A. Upravlenie bezopasnosfiu e'rgasistem. - M.: RAU - Universitet, 2001. 224 s.

7. Lovtcov D. A., Niesov V. A. Modernizatciia informatcionnoP infrastruktury' sudoproizvodstva - cliuchevoe napravle-nie optimizatcii nagruzki na sudebnuiu sistemu // RossiPskoe pravosudie. - 2014. - № 9. - S. 30 - 40.

8. Lovtcov D. A., Niesov V. A. AktuaPny'e problemy' sozdaniia i razvitiia edinogo informatcionnogo prostranstva sudebnoP sistemy' Rossii // Informatcionnoe pravo. 2013. № 5. S. 13 - 18.

9. Lovtcov D. A., Niesov V. A. Sistemny'e voprosy' razvitiia organizatcion-no-pravovogo obespecheniia e'lektronnogo sudoproizvodstva // RossiPskoe pravosudie. - 2016. - № 51. - S. 64 - 78.

10. Lovtcov D. A., Cherny'kh A. M. Geoinformatcionny'e sistemy\ - M.: Ross. akad. pravosudiia, 2012. - 188 s.

11. Lovtcov D. A., Cherny'kh A. M. Modernizatciia sistemy' sudebnoP statistiki na osnove novoP geoinformatcionnoP tekhnologii // Pravovaia informatika. - 2015. - № 1. - S. 21 - 26.

12. Lovtcov D. A., Cherny'kh A. M. Sudebnaia statistika v informatcionnom gosudarstve: organizatcionno-pravovy'e aspekty' razvitiia // Trudy' X Mezhdunar. nauch.-prak. konf. «Verhovenstvo prava i pravovoe gosudarstvo: problemy' teorii i praktiki» (13 - 16 aprelia 2015 g.) / RGUP. - M.: RGUP. - S. 300 - 305.

13. Mitchell E\ Rukovodstvo po GIS-analizu. - Ch. 1: Prostranstvenny'e modeli i vzaimosviazi. - M.: Stilos, 2000. - 198 s.

14. Nasledov A. D. IBM SPSS 20 Statistics i AMOS: professionaPnyT statisticheskiP analiz danny'kh. - SPb.: Peter, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.