ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ Иванов С.Е.
Иванов Сергей Евгеньевич - студент, кафедра уголовно-правовых и специальных дисциплин, юридический факультет, Московский гуманитарный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассмотрены главные проблемы правовой системы России, найдены решения для эффективной работы правовой системы, проанализирована юридическая система, а также выявлены проблемные аспекты современной правовой системы.
Ключевые слова: правовая система, юридическая система, правоисполнительная деятельность, гражданское общество, Конституция РФ.
В данной статье рассмотрены основные актуальные вопросы функционирования современных правовых систем Российской Федерации. Затронуты такие проблемы, как контроль и анализ правотворческой и правоприминения государства, защита прав человека и свобод человека. В статье также затрагиваются такие проблемы, связанные с взаимодействием федеральных и региональных органов власти, которые противоречат установленным нормам регулирования различных правовых отношений; оптимизация правоприминения, направленная на эффективное претворение в жизнь принятых нормативных актов, вопрос об отсутствии эффективного сотрудничества между международным правом и национальной правовой системой России, чтобы сбалансировать функционирование единой правовой системы в соответствии с современными международными принципами и стандартами. Кроме этого, анализируются проблемные стороны понятий правовой системы, гражданского общества, правового государства, рассмотрения которых в целом определяют национальное формирование, поскольку тип общества или государства придадут характерные черты правовой системы, стремящейся в свою очередь всегда положительно или негативно влиять на развитие общества. Все изложенные проблемы современной юридической системы ориентированы на глубокое понимание общественно-правовых процессов, направленных на совершенствование общегосударственной политики в целях решения важнейших юридических, социальных и экономических задач цивилизованных государств.
По сравнению с 90-ми годами ХХ века отечественная правовая система стала обладать новыми целями, обусловленными изменением множества ценностных характеристик ее функционирования в обществе. В силу наметившейся положительной динамики развития каждого элемента права, характеризующегося такими процессами, как демократизация в основном западного типа, стремлением к созданию правового государства, обеспечению реализации механизма защиты прав личности и свобод человека, обеспечению роли суда в этой сфере, определенными изменениями в структуре правового законодательства и концепции современных правопониманий, исследовательский интерес к указанным проблемам повышается.
Главные проблемы современной российской правотворческой системы требуют исследований и анализов в области функционирования, защиты прав человека, контроля и своевременной оценки не только законодательной, но в целом правовой деятельности государства. Следует обратить внимание и на исследование взаимодействия между международным и внутренним правом в условиях, направленных на развитие технологий, в значительной степени изменяющих мироощущение и правовое сознание гражданина России в области формирования гражданских обществ и формирования правового общества.
Для эффективной работы правовой системы до сих пор заслуживает внимание концепция повышенного качества в деятельности правоустанавливающих органов, в деятельности законодательных органов. Качество принятых в стране нормативно-правовых актов объективно влияет на деятельность по подготовке, рассмотрению, изданию законов и нормативно-правовых актов. Механизм подготовки законотворческого процесса является сложным новейшим правовым явлением в теории правосудия, имеющим не только научно-практическую важность. Ее дальнейшее исследование позволит выяснить недостатки современной российской законодательной системы, решить множество законотворческих задач, формулировать практическую рекомендацию для улучшения законотворческого процесса, вывести законодательство на новую стадию развития.
Российская юридическая система сегодня достаточно активно развивается на федеральном и региональном уровне, иногда забывая об определенных конституционных предметах ведения, опережая друг друга, дублируя законодательство определенных областей, порождая большое количество нормативно -правовых документов и норм, иногда противоречащих друг другу при этом некоторые области до сих пор не имеют надлежащей законодательной регулировки, что существенно мешает правоприменению. Таким образом, считается, что на сегодняшний день более пристальное внимание заслуживает оптимизация правоприменения государственной власти в целях эффективного внедрения норм, принятых законодательными органами в реальную жизнь. Также не следует забывать о том, что необходимо совершенствовать целостность правовой системы без отрыва от нравственно-исторических, социально-культурных основ государства Российской Федерации, иначе не стоит ждать эффективности формальных и юридических рекомендаций. Именно формирование системообразующих принципов действия правовых систем позволит эффективно противостоять существующим в них негативных трендам, например,
некоторым правовым инфантилизмом, правовым нигилизмом и другим искаженным формам общественного сознания народа.
Проблемным, но решаемым остается вопрос о соотношении российского законодательства на федеральном и региональном уровнях. Без налаженного взаимодействия федерального и регионального органов власти в сфере правотворчества нельзя обеспечить единую и стабильную правовую систему без налаженного взаимодействия федерального и регионального органов власти. Невозможно совершенствовать правовую систему без устранения противоречий между федеральными и региональными законами, поскольку конфликты между ними приводят к существенному уменьшению эффективности всего правового законодательства, дискредитацию закона в качестве основного носителя права, таким образом серьезно уничтожая общее представление о законности. К тому же довольно реально, что субъект РФ легче продублирует свой нормативный акт, который уже существует в федеральном масштабе, обеспечивая себя своей деятельностью, и не несет ответственности за это. И хотя это повторение само по себе не противозаконно, упрощение восприятия регламентированной нормы является необоснованным и часто может вызвать явные противоречия в толковании. Таким образом, современное право должно представлять собой единую, внутренне согласованную систему правовых актов.
Еще одна актуальная проблема российской реальности — это недостаточно правовая регламентация отдельных сфер правовой деятельности. В настоящее время, из-за недостаточно развитого механизма правореализации, продолжает оставаться диспропорция правотворческой деятельности с правоисполнительной деятельностью. Это негативно влияет на состояние юридической системы, стабильность правовой реальности, а также приводит к ухудшению уровня юридического развития в обществе. Необходимо добиться достижения баланса между действиями уполномоченного органа подготовки, принятия, совершенствования нормативных правовых актов, а также организационной деятельности органов государственной власти по их осуществлению, направленных на формирование гармоничной правовой системы, включающей в себя и единый качественный законодательство и эффективную практическую практику его осуществлению. Только достигнув единства правовой деятельности и правоприменения, можно считать правосистему действующей максимально эффективно и дальше на этом основании осуществлять переработку других элементов ее системы. Только достигнув единства правовой деятельности и правоприменения, можно считать правосистему действующей максимально эффективно и дальше на этом основании осуществлять переработку других элементов ее системы.
Еще один важный проблемный вопрос современной правосистемы России - ее отношение к действующей Конституции, которая оказывает определяющее воздействие на развитие правосистемы, определяет основные условия функционирования правосистемы, а также является эталоном организации правотворческих и правоприменительных действий в любой стране. Нельзя забывать, что Конституция слабо регламентирует суть и понятие «правовая система», в Конституции не предусмотрены нормы, регламентирующие принципы и функционирование систем права в российском государстве. Таким образом, в связи с отсутствием надлежащих правовых закреплений современного российского правового состояния, отсутствием ее единого концептуального развития, обесцениваются его значимость и шансы дальнейшего ее отражения в этой категории нормативно-правовых элементов.
Довольно востребованным и абсолютно необходимым является дискуссионный и проблемный аспект процессов взаимодействий между международными и внутренними правами. Особенно наглядно проявляется влияние международных норм на основе формирования механизмов обеспечения защиты прав и свобод человека в современной Российской Федерации. Кроме того, время диктует и навязывает потребность в разработке интегральных механизмов объединения международного права, точнее поглощения международного права внутригосударственным правом, чтобы оказывать дальнейшее воздействие на него или же регулирование.
Формирование с последующим развитием гражданского общества является все еще актуальной сферой российской юридической системы, в то время как сама идея о создании гражданского сообщества в России является приоритетным направлением государственной юридической политики. Таким образом, идея развития гражданского сообщества продолжает проходить широкое обсуждение, направленное на выявление самых спорных вопросов ее развития.
Прошедшая уже какое-то время оценка ценностей России, под воздействием западного влияния через информационную систему, порой оказывает негативное влияние в плане формирования правового осознания личности, социальной группы и Российского общества, которое непосредственно сказывается на формировании гражданских обществ и функционирования правовой системы. На данный момент существует необходимость соотносить личные, общественные и государственные интересы в рамках российской правовой системы, позволяя представить степень согласованности между частными и публичными интересами, уровень их достижения влияет на социальную и правовую позицию личности в обществе. Здесь важны институты гражданских обществ, благодаря которым возникает определенный баланс между личными и общественными интересами.
Отметим, что понятие «правовое общество» отождествляется с идеей «гражданское общество» в определенной мере в Конституции Российской Федерации, недостаточное законодательное определение понятия «правовое общество» мешает реализации ее идей, мешает выработать единые представления о ее
воплощении, функционировании в государстве. Поэтому представляется необходимым более детально определить принципы формирования правовой системы, возможно, в долгосрочной перспективе, для того, чтобы в России было общее видение и концепция функционирования основных ее положений. Хотя многие исследователи оценивают построение правовой системы очень критически, нельзя не отметить, что необходимо внедрить ее в основы национальной правовой системы.
Возможно именно соотношение гражданского общества, правовой системы и правового государства позволит определить в последующем национальное развитие по причине того, что тип общества и государства будут прямо влиять на формирование правовой системы, которая в свою очередь стремится всегда оказывать положительное или отрицательное влияние на общественное развитие. Та или иная правовая система может способствовать либо препятствовать общественному прогрессу. Это зависит от целей, задач и социальной природы того общества, в котором она существует.
Рассмотренные проблемные аспекты современной правовой системы, направлены на более глубокое осмысление общественно-государственных процессов с целью совершенствования общей государственной политики при решении важнейших правовых, социальных, экономических и других задач цивилизованного государства. Объективно реформы и преобразования государственной и общественной жизни объективно регулируются созданной в стране правовой системой, без эффективного воздействия и участия которой невозможно представить дальнейшее развитие правового государства, создание развитого гражданского общества и наличие реальных механизмов соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в целом. Все это способствует тому, что в условиях динамичных реформ российского государства значение правовой системы России неуклонно возрастает. Позитивные моменты развития отечественной правовой системы заключаются также в восприятии принципов и норм международного права, позволяющего сбалансированно сочетать их с идеями национального характера правовой системы российского государства для достижения наибольшей эффективности.
В заключение следует заметить, что эффективное воздействие правовой системы на общественные отношения возможно, но только в том случае, если в государстве созданы соответствующие условия для развития самой правовой системы, в связи с чем необходимо более пристальное внимание уделить изучению наиболее актуальных проблем ее функционирования.
Список литературы
1. Желдыбина Т.А. Законотворческая политика как фактор обеспечения единства российского законодательства// Государственная власть и местное самоуправление, 2015. № 8. С. 29-33.
2. Желдыбина Т.А. Практический аспект механизма обеспечения процесса законотворчества // Российская юстиция, 2017. № 6. С. 44-46.
3. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д., 2003. 352 с.
4. Концепции развития российского законодательства / Под. ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004. 847 с.
5. Лукашева Е.А. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право, 2005. № 5. С. 64.
6. Марченко М.Н., Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование). М., 2015. 648 с
7. Малько А.В. Правовая политика в условиях правовой реформы в современной России // Правовая политика России: теория и практика. М., 2006. С. 54.
8. Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб., 2004. 350 с.
9. Сергеева А.А. Об отдельных проблемах реализации общественных инициатив граждан // Конституционное и муниципальное право, 2015. № 8. С. 71-74.
10. Тихомиров Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права, 1999. 3/4. С. 87.
11. Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния // Журнал российского права, 2002. № 1. С. 102.