Некоторые актуальные проблемы современной правовой системы России
Васильева Ирина Олеговна
аспирант ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», кафедра правовой культуры и защиты прав человека юридического института, irina-vasileva-1993@mail.ru
В статье рассматриваются основные актуальные проблемы функционирования современной российской правовой системы. В частности, затрагиваются проблемные вопросы защиты прав и свобод личности, мониторинга и анализа как правотворческой, так и правоприменительной деятельности государства. В статье затронуты также проблемные аспекты взаимодействия федерального и регионального уровня власти, выражающиеся в противоречии установленных норм по регулированию различных правоотношений; необходимость повышения качества правотворческой деятельности законотворцев; оптимизация правоприменительной деятельности с целью эффективного претворения в жизни принимаемых нормативно-правовых актов; вопросы отсутствия эффективного взаимодействия международного права с национальной правовой системой России для сбалансированного функционирования единой правовой системы с учетом современных международных принципов и стандартов. Кроме того, проанализированы проблемные аспекты понятий «правовая система», «гражданское общество» и «правовое государство», рассмотрение которых в совокупности определить в последующем национальное развитие по причине того, что тип общества и государства будут придавать характерные признаки правовой системе, которая в свою очередь стремится всегда оказывать положительное или отрицательное влияние на общественное развитие. Все рассмотренные проблемные вопросы современной правовой системы направлены на более глубокое осмысление общественно-государственных процессов с целью совершенствования общей государственной политики при решении важнейших правовых, социальных, экономических и других задач цивилизованного государства.
Ключевые слова: правовая система, проблемы правоприменения, реализация прав и свобод, международные нормы и принципы, гражданское общество, правовое государство
По сравнению с периодом 90-х годов XX века перед отечественной правовой системой появились новые цели, обусловленные изменением многих ценностных параметров ее функционирования в общественной жизни. В связи с наметившейся позитивной динамикой развития всех элементов правовой системы, которую характеризуют такие процессы как демократизация, в основном по западному типу, стремление построить правовое государство, обеспечить реализацию механизмов защиты прав и свобод личности, обеспечить роль судебной практики в названной сфере, определенные изменения в структуре самого права и в концепции современного правопонимания, повышается исследовательский интерес к перечисленным проблемам.
Основные проблемные аспекты современной правовой системы России требуют исследования и анализа в сфере функционирования и защиты прав личности, мониторинга и своевременного анализа не только законотворческой, нормотвор-ческой, но и в целом правотворческой деятельности в государстве. Особое внимание следует уделить исследованию взаимодействия международного и внутригосударственного права в условиях направленного воздействия со стороны европейских государств в условиях развития инфокомму-никационных технологий, которые во многом изменяют мировоззрение и правосознание российского гражданина в сфере формирования гражданского общества и становления правового государства.
Одним из проблемных вопросов современной правовой системы России является то, что несмотря на нормативное закрепление общепризнанных прав и свобод человека и гражданина как основы ценностей любого цивилизованного государства в российском законодательстве, эффективного механизма реализации реальных гарантий претворения их в жизнь до настоящего времени не разработано, в связи с чем задачей государства становится проведение государством активной правовой политики в этой сфере. В отношении прав и свобод должна проводиться определенная политика, которая бы увязывала в единую систему
5'
-С
гп
о
а
Н
А У
т; А
существующие проблемы и, что самое главное, указывала бы пути их решения [9, с.21]. В связи с этим, правовая политика должна быть скоординирована с правовой системой с тем, чтобы направить деятельность государственных органов и органов местного самоуправления на реализацию механизмов охраны и защиты прав личности в стране. Очевидно, что через концептуальную составляющую законотворческой политики проявляются ее сущность, характерные черты и основные начала.
Для эффективного функционирования правовой системы по-прежнему заслуживает внимания концепция повышения качества в работе право-установления, в деятельности законодателей. Качество принимаемых нормативных правовых актов в стране объективно зависит от деятельности по подготовке, рассмотрению, принятию, изданию законов и подзаконных актов. Механизм обеспечения процесса законотворчества представляет собой сложное новое правовое явление в теории права, имеющее не только научную, но и практическую значимость. Его дальнейшее изучение позволит выявить дефекты современного российского законодательства, решить многочисленные законотворческие задачи, сформулировать практические рекомендации по улучшению процесса законотворчества, вывести законотворчество на новый этап развития [3, с.44-46].
Российская правовая система сегодня развивается достаточно активно как на федеральном, так и на региональном уровнях, порой забывая про определенные конституционные предметы ведения, опережая друг друга или дублируя регулирование определенных сфер, что порождает большое число нормативных документов с нормами, порой противоречащими друг другу, при том, что некоторые сферы до настоящего времени без надлежащего законодательного регулирования, что в свою очередь существенно затрудняет правоприменение. В связи с этим, представляется, что более пристального внимания заслуживает на настоящий момент оптимизация правоприменительной деятельности государственной власти, направленной на эффективное обличение принятых законодателями норм в реалии современной жизни. Кроме того, не стоит забывать, что совершенствование целостности правовой системы необходимо осуществлять, не отрываясь от нравственных, исторических, социокультурных основ российского государства, в противном случае не стоит ожидать эффективности от формально-юридических предписаний. Именно разработка системообразующего принципа действия правовой системы позволит эффективно противостоять имеющимся в ней негативным тенденциям, таким как некоторый правовой инфантилизм, правовой х нигилизм другие искаженные формы общественен ного сознания населения.
оп Проблемным, но решаемым, остается вопрос о соотношения законодательства России федераль-£ ного и регионального уровней. Без четко налажен-2 ной системы взаимодействия федеральных и ре-
гиональных органов государственной власти в области правотворчества невозможно обеспечить единство и стабильность правовой системы. Совершенствование правовой системы невозможно без устранения коллизий и несоответствий между законодательными актами федерального и регионального уровня, т.к. противоречия между ними приводят к существенному снижению эффективности всей правовой системы, дискредитации закона как основного источника права, тем самым серьезно подрывая общую идею законности [6, с. 64]. Кроме того, довольно реальным является то, что субъекту РФ проще продублировать своим нормативным актом уже существующий на федеральном уровне, обеспечив себя деятельностью, не неся за это никакой ответственности. И хотя само по себе данное повторение не является противозаконным, усложнение восприятия регламентированных норм является неоправданным и зачастую может привести к явным противоречиям в трактовке и коллизиям. Поэтому современное законодательство должно выступать единой, внутренне согласованной системой правовых актов [10, с.152]. В связи с чем, процесс правотворчества региональных и федеральных властей должен осуществляться в полном соответствии с Конституцией РФ, регламентирующей перечень вопросов, относящихся к компетенции субъекта и федеральных властей, а в сфере правоотношений, относящихся к компетенции как региональной так и федеральной властей еще на стадии проработки законопроектов осуществлять их детальную проработку с учетом мнения представителей власти субъекта.
Еще одной актуальной проблемой для российской действительности зачастую остается не недостаточная правовая регламентация отдельных сфер правоотношений, а возможность реализации и предоставление гарантий реального воплощения установленных принятыми законодателями правовых норм. К сожалению, на данный момент в связи с недостаточно отработанным механизмом право-реализации продолжает сохраняться диспропорция между правотворческой деятельностью и правоисполнительной. Это негативным образом отражается на состоянии правовой системы, стабильности правовой действительности и приводит к понижению уровня правового развития общества [5, с. 63]. Необходимо стремиться к достижению баланса между действия уполномоченных органов по подготовке, принятию, совершенствованию нормативно-правовых актов и организационно-правовой деятельностью государственной власти правоприменительной деятельности по их реализации, призванному сформировать гармоничную правовую систему, включающую в себя как единое качественное законодательство, так и эффективные практические методы его реализации. Только при достижении единства правотворческой и правоприменительной деятельности можно считать правовую систему действующей максимально эффективно и в дальнейшем на этой основе осуществлять преобразование иных ее элементов.
Еще одним важным проблемным вопросом современной правовой системы России является ее соотношение с действующей Конституцией, оказывающей определяющее влияние на формирование правовой системы, определяя основные условия ее функционирования, тем самым являясь эталоном для организации правотворческой и для правоприменительной деятельности в любом государстве. Нельзя не заметить, что нормы Конституции слабо регламентируют сущность и понимание понятия «правовая система», в Конституции нет норм, которые регламентировали бы принципы построения и функционирования в российском государстве системы права и правовой системы в целом. Только положение ч. 4. ст. 15, где закреплено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» кратко формулирует лишь один из составных элементов правовой системы, не включая в нее множество остальных. В связи с этим, ввиду отсутствия надлежащего правового закрепления современного состояния российской правовой системы и отсутствия ее единой концептуальной разработки обесценивается ее значение и возможности для дальнейшего отражения в данной категории нормативного и под-нормативных элементов правовой действительности.
Ради справедливости следует напомнить, что в программе «Пути и формы укрепления Российского государства», утвержденной Указом Президента РФ от 29 апреля 1994 года имеет место быть раздел программы под названием «Развитие правовой системы Российской Федерации после принятия новой Конституции Российской Федерации»^, ст.84], который не потерял своей актуальности и сегодня как и вся программа в целом. Ее просто незаслуженно забыли, так же как и проблему исследования самого понятия «правовая система» с тем, чтобы определиться с ее современным правопониманием, что по-прежнему крайне необходимо.
Достаточно востребованным и объективно необходимым является дискуссионный и проблемный аспект процессов воздействия друг на друга международного и внутригосударственного права. Особенно ярко проявляется влияние международных правовых норм на основы становления механизмов защиты прав и свобод личности в современной России. В качестве примера можно проанализировать и сравнить положения ряда международных принципов, регламентирующих защиту прав человека с содержанием главы 2 Конституции Российской Федерации, нормы которой регламентируют обозначенную сферу. Более того, время диктует или навязывает необходимость в разработке интеграционных механизмов по объединению международного правового пространства, точнее по поглощению международным правовым пространством внутригосударственного права с целью дальнейшего воздействия на него и регулирования в случае необходимости.
Нельзя не отметить и тот факт, что на практике зачастую правоприменитель испытывает трудности, порожденные проблемой отсутствия принципов и механизмов, позволяющих реально сочетать международное и внутригосударственное право в реальной практической деятельности. Тогда как «в процессе правоприменения... необходимо полностью и корректно учитывать соответствующие принципы и нормы международного права» [15, с.61] очевидно, что «международное право существенно отличается от внутреннего национального права каждой отдельной страны» [16, с.102]. На современном этапе развития взаимодействия национальной российской правовой системы со стандартами международного права главная проблема стоит не столько в необходимости формального (юридического) соответствия ее институтов стандартам (образцам) международного права, т.к. становление современной российской правовой системы происходило при активной рецепции международных стандартов, связанных с формированием множества новых правовых институтов, а в определении поиска эффективных механизмом реализации правоприменителями признанных положений международного права. Вышесказанное указывает на то, что принципы взаимодействия следует исследовать и применять обеими сторонами процесса взаимодействия, в чем и заключается его значение и роль. Применение принципов и норм, общепризнанных в международном праве, ратифицированных российским государством, должно повсеместно являться юридическим основанием принимаемых российскими судами решений. К сожалению, на данный момент международные стандарты в практике российских судов используются не в полном объеме. При этом следует помнить и руководствоваться верховенством внутригосударственных принципов и ценностей права с тем, чтобы применяя международные нормы, позволяя им проникать в национальное право, не лишать себя национальной специфики и православных, российских ценностей, оставаясь на уровне самосознания общества и страны. Международные представления о справедливом правосудии не могут быть реализованы на национальном уровне без воплощения в устройстве суда целого ряда характеристик, касающихся его институционального оформления [13, с.18]. При этом, ратифицированное международное и национальное законодательство должны действовать как единый нормативный комплекс в деятельности судов, в связи с чем поиск механизмов сбалансированного применения международного права с учетом специфики российской правовой системы представляет большой практический интерес [8, с.54]. Полагаем, что практическая правоприменительная деятельность, особенно российских судов, должна в необходимых условиях соответствовать нормам международного права, согласованным с нормами и принципами национального права и составляющим с ними единую правовую систему, т.к. соблюдение и реализация принципа сочетания международного и национального права
5'
-о Й -С
гп
о
я
Н
А У
т; А
X
2
о
о сч
N.
О!
в практике судебных и иных органов государственной власти может в определенной степени содействовать повышению эффективности российской правовой системы в конкретных ситуациях. Все большее значение приобретает идея создания и закрепления на официальном уровне концепции национальных интересов Российской Федерации, которая бы определяла ориентиры правовой политики как во внутригосударственной, так и в международной сфере с учетом современных международных принципов и стандартов, правовых способов укрепления и защиты национально-государственного авторитета страны в глобальном мире [2, с.29-33].
Формирование с последующим развитием гражданского общества по- прежнему актуальная сфера в российской правовой системе, при том, что сама идея создания гражданского общества в России определена как приоритетное направление государственной правовой политике. В связи с этим, идея развитого гражданского общества продолжает подвергаться широкой дискуссии, направленной на выявление наиболее спорных ее вопросов.
К примеру, основной недоработкой представляется отсутствие до настоящего времени нормативной регламентации понятия гражданского общества. При том, что становление гражданского общества в России нельзя не рассматривать во взаимосвязи со сферой развития и функционирования всей правовой системы государства, которая не может не восприниматься как базовая основа формирования гражданского общества, и именно она окажет наибольшее воздействие на развитие созданных уже институтов гражданского общества.
Проходящая уже некоторое время переоценка российских ценностей под влиянием западного воздействия через систему информационного общения на человека оказывает порой и негативное воздействие в плане формирования правового сознания личности, социальных групп и российского общества в целом, что непосредственно влияет на формирование гражданского общества и функционирование правовой системы в целом. В настоящее время сохраняется необходимость соотнесения личных, общественных и государственных интересов в рамках самой правовой системы России, что позволяет дать представление о степени обеспечения согласованности частных и публичных интересов, уровень достижения которой влияет на социально-правовое положение личности в обществе [1, с. 60]. Здесь большое значение имеют институты гражданского общества, посредством которых создается определенный баланс личных и общественных интересов [14, с.24]. Кроме того, представляется, что механизм реализации общественной инициативы как институциональной формы непосредственной демократии, реализующей положения ст. 32 Конституции РФ о праве участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства, требует более тщательного нормативного регулирования, учиты-
вая ее потенциальную востребованность и эффективность [11, 71 - 74].
Следует отметить, что концепция «правового государства» в отличие от идеи «гражданского общества» отражена в определенной степени в ст. 1 Конституции РФ, отсутствие законодательного определения понятия «правовое государство» затрудняет реализацию его идеи, препятствуя выработке единых представлений о его воплощении и функционировании в российском государстве. В связи с чем, представляется необходимость более подробно определить основные принципы построения правового государства, возможно, на долгосрочную перспективу, с тем, чтобы можно было иметь общее представление и концепцию функционирования в России основных его положения. Несмотря на то, что построение правового государства многими исследователями оценивается весьма критически, нельзя не отметить необходимость внедрения его основ в рамках национальной правовой системы. К примеру, профессор М.Н. Марченко, подчеркивая роль правового государства как идеала, не только выделяет его признаки, но и систематизирует данные об условиях и предпосылках построения правового государства и рассматривает пути и формы взаимодействия правового государства и гражданского общества [7, с. 126 - 138, 621 - 642].
Возможно именно соотношение гражданского общества, правовой системы и правового государства позволит определить в последующем национальное развитие по причине того, что тип общества и государства будут прямо влияют на формирование правовой системе, которая в свою очередь стремится всегда оказывать положительное или отрицательное влияние на общественное развитие. Та или иная правовая система может способствовать либо препятствовать общественному прогрессу. Это зависит от целей, задач и социальной природы того общества, в котором она существует [4, с.230].
Рассмотренные проблемные аспекты современной правовой системы, направлены на более глубокое осмысление общественно-государственных процессов с целью совершенствования общей государственной политики при решении важнейших правовых, социальных, экономических и других задач цивилизованного государства. Объективно реформы и преобразования государственной и общественной жизни объективно регулируются созданной в стране правовой системой, без эффективного воздействия и участия которой не можно представить дальнейшее развитие правового государства, создание развитого гражданского общества и наличие реальных механизмов соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в целом. Все это способствует тому, что в условиях динамичных реформ российского государства значение правовой системы России неуклонно возрастает. Позитивные моменты развития отечественной правовой системы заключаются также в восприятии принципов и норм международного права, позволяющего сбалансировано сочетать их с идеями национального характера пра-
вовой системы российского государства для достижения наибольшей эффективности.
В заключение следует заметить, что эффективное воздействие правовой системы на общественные отношения возможно, но только в том случае, если в государстве созданы соответствующие условия для развития самой правовой системы, в связи с чем, необходимо более пристальное внимание уделить изучению наиболее актуальных проблем ее функционирования.
Литература
1. Байниязова З. С. Актуальные вопросы развития Российской правовой системы на современном этапе ее развития //Ленинградский юридический журнал. 2010. №1. С. 58-70. URL: https://cyberlemnka.m/ar"tide/n/aktualnye-voprosy-razvitiya-rossiyskoy-pravovoy-sistemy-na-sovremennom-etape-ee-razvitiya (дата обращения: 15.07.2019).
2. Желдыбина Т.А. Законотворческая политика как фактор обеспечения единства российского законодательства// Государственная власть и местное самоуправление. 2015. №8. С. 29-33
3. Желдыбина Т.А. Практический аспект механизма обеспечения процесса законотворче-ства//Российская юстиция.2017. №6, С.44-46
4. Иванников И. А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д., 2003. 352 с.
5. Концепции развития российского законодательства / Под. ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М., 2004. 847 с.
6. Лукашева Е. А. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2005. № 5. С. 64.
7. Марченко М.Н.. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование). М., 2015. 648 с.
8. Малько А. В. Правовая политика в условиях правовой реформы в современной России // Правовая политика России: теория и практика. М., 2006. С. 54.
9. Рыбаков О. Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб., 2004. 350 с.
10. Рыбаков О. Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб., 2004. 350 с.
11.Сергеева А.А. Об отдельных проблемах реализации общественных инициатив граждан // Конституционное и муниципальное право. 2015. №8. С. 71 - 74.
12. «Собрание законодательства РФ», 09.05.1994, №2, ст. 84. Указ Президента РФ от 29.04.1994 N 848 "Об исследовательской программе "Пути и формы укрепления российского государства" URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=EXP&n=227896#006264948506675538 (дата обращения: 10.07.2019).
13.Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) / кол. авторов ; под. ред. д. ю. н. Т.Г. Морщаковой. — Москва: Мысль, 2012. 584 с.
14.Становление гражданского общества в России / Под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов, 2000. 158 с.
15.Тихомиров Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права. 1999. 3/4. С. 87.
16.Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния // Журнал российского права.2002. № 1. С. 102.
17.Адыгезалова Г.Э. Развитие российской системы права: строительное право как отрасль права // Юридическая наука. 2019. № 4. С. 3-6.
18.Адыгезалова Г.Э. Эволюция права: от слова к цифре // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2019. № 1. С. 7-10.
19. Политические учения ХХ-ХХ1 вв. / Егоров В.Г., Абрамов А.В., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., Березкина О.С., Вититнев С.Ф., Козьякова Н.С., Лавренов С.Я., Синчук Ю.В., Федорченко С.Н. Москва, 2015
Some actual problems modern legal system of Russia Vasilyeva I.O.
North Caucasus Federal University
The article discusses the main current problems of the functioning of the modern Russian legal system. In particular, the problematic issues of protecting the rights and freedoms of the individual, monitoring and analysis of both law-making and law-enforcement activities of the state are touched upon. The article also touches upon the problematic aspects of interaction between the federal and regional authorities, which are expressed in contradiction of the established norms for the regulation of various legal relations; the need to improve the quality of lawmaking lawmakers; optimization of law enforcement and the goal of effective implementation in the life of the adopted legal acts; issues of the lack of effective interaction of international law with the national legal system of Russia for the purpose of the functioning of a single legal system, taking into account modern international principles and standards. In addition, the problematic aspects of the concepts of "legal system", "civil society" and "rule of law" were analyzed, the consideration of which in the aggregate determine the national development in the future due to the fact that the type of society and the state will give characteristic features to the legal system, which in its queue always seeks to have a positive or negative impact on social development. All considered problematic issues of the modern legal system are aimed at a deeper understanding of social and state processes in order to improve the overall state policy in solving the most important legal, social, economic and other tasks of a civilized state. Keywords: legal system, law enforcement problems, realization of rights and freedoms, international norms and principles, civil society, rule of law References
1. Bainiyazova Z. S. Actual issues of the development of the Rus-
sian legal system at the present stage of its development // Leningrad Journal of Law. 2010. No1. S. 58-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7aktualnye-voprosy-razvitiya-rossiyskoy-pravovoy-sistemy-na-sovremennom-etape-ee-razvitiya (accessed: 07.15.2019).
2. Zheldybina T.A. Legislative policy as a factor in ensuring the
unity of Russian legislation // State power and local self-government. 2015. No8. S. 29-33
3. Zheldybina T.A. The practical aspect of the mechanism for ensur-
ing the lawmaking process // Russian Justice. 2017. No. 6, S.44-46
4. Ivannikov I. A. Problems of state and law of Russia at the begin-
ning of the XXI century. Rostov n / a., 2003.352 s.
5'
-C
m
о
a
А У
т; А
5. Concepts for the development of Russian legislation / Under. ed.
T. Ya. Khabrieva, Yu. A. Tikhomirova, Yu. P. Orlovsky. M., 2004.847 s.
6. Lukasheva E. A. Improving the activities of the state - a neces-
sary condition for ensuring human rights // State and law. 2005. No. 5. P. 64.
7. Marchenko MN. The rule of law and civil society (theoretical and
legal research). M., 2015.648 s.
8. Malko A. V. Legal policy in the context of legal reform in modern
Russia // Legal policy of Russia: theory and practice. M., 2006.S. 54.
9. Rybakov O. Yu. Russian legal policy in the field of protection of
individual rights and freedoms. St. Petersburg, 2004.350 s.
10. Rybakov O. Yu. Russian legal policy in the field of protection of individual rights and freedoms. St. Petersburg, 2004.350 s.
11. Sergeeva A.A. On certain problems of the implementation of public initiatives of citizens // Constitutional and municipal law. 2015. No8. S. 71 - 74.
12. "Meeting of the legislation of the Russian Federation", 05/09/1994, No. 2, Art. 84. Decree of the President of the Russian Federation of 04.29.1994 N 848 "On the research program" Ways and forms of strengthening the Russian state "URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EX P&n=227896 # 006264948506675538 (accessed: 07/10/2019).
13. Standards of fair justice (international and national practices) / count. authors; under. ed. D. Yu. n T.G. Morshchakova. - Moscow: Thought, 2012.584 s.
14. The Formation of Civil Society in Russia / Ed. O.I. Tsy-bulovskaya. Saratov, 2000.158 s.
15. Tikhomirov Yu.A. Implementation of international legal acts in the Russian legal system // Journal of Russian Law. 1999.3 / 4. S. 87.
16. Tikhomirov Yu.A. International legal acts: nature and methods of influence // Journal of Russian Law. 2002. No. 1. S. 102.
17. Adygezalova G.E. The development of the Russian system of law: construction law as a branch of law // Legal Science. 2019.No 4.P. 3-6.
18. Adygezalova G.E. The evolution of law: from word to number // Legal Bulletin of the Kuban State University. 2019.No 1. S. 710.
19. Political teachings of the XX-XXI centuries. / Egorov V.G., Abramov A.V., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Berezkina O.S., Vititnev S.F., Kozyakova N.S., Lavrenov S.Ya., Sinchuk Yu.V., Fedorchenko S.N. Moscow, 2015
X <j>
0 cs
N.
01