Научная статья на тему 'Проблемы правовой регламентации различных аспектов административной деликтности'

Проблемы правовой регламентации различных аспектов административной деликтности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ДЕЛИКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / НОРМЫ МОРАЛИ / НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО / НУДИЗМ / НАТУРИЗМ / ОГОЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ / ADMINISTRATIVE OFFENCE / OFFENCES / LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENCES / RULES OF MORALITY / RULES OF CONDUCT IN SOCIETY / PUBLIC PLACE / NUDISM / NATURISM / EXPOSURE IN PUBLIC PLACES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пестов Р.А.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в условиях правовой регламентации оголения в общественных местах. В этой связи автором статьи особое внимание уделяется терминологическому «прояснению» понятия «общественное место», что обусловлено необходимостью определения правового статуса зон для оголения и принятия правовых норм, запрещающих оголение в общественных местах за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF VARIOUS ASPECTS OF ADMINISTRATIVE DELICTATE

In the article the problems arising in the conditions of legal regulation of denudation in public places are considered. In this connection, the author of the article pays special attention to the terminological "clarification" of the notion of "public place", which is caused by the need to determine the legal status of the denudation zones and to adopt legal norms prohibiting denudation in public places, except in cases stipulated by the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы правовой регламентации различных аспектов административной деликтности»

Юридические науки

УДК 34

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ

Р.А. Пестов, Ростовский юридический институт МВД России (Ростов-на-Дону, Россия),

e-mail: 71985927828@ya.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникающие в условиях правовой регламентации оголения в общественных местах. В этой связи автором статьи особое внимание уделяется терминологическому «прояснению» понятия «общественное место», что обусловлено необходимостью определения правового статуса зон для оголения и принятия правовых норм, запрещающих оголение в общественных местах за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова: административное правонарушение, деликт, законодательство об административных правонарушениях, нормы морали, нормы поведения в обществе, общественное место, нудизм, натуризм, оголение в общественных местах.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF VARIOUS ASPECTS OF ADMINISTRATIVE DELICTATE

Abstract. In the article the problems arising in the conditions of legal regulation of denudation in public places are considered. In this connection, the author of the article pays special attention to the terminological "clarification" of the notion of "public place", which is caused by the need to determine the legal status of the denudation zones and to adopt legal norms prohibiting denudation in public places, except in cases stipulated by the legislation of the Russian Federation.

Keywords: administrative offence, offences, legislation on administrative offences, rules of morality, rules of conduct in society, public place, nudism, naturism, exposure in public places.

Иногда курьезные факты, происходящие с лидерами государств, невольно обращают внимание общества на правовой вакуум по некоторым «щекотливым» вопросам. Так, в ходе официального мероприятия (пресс-конференции) 2013 года в присутствии Президента России В.В. Путина и лидеров стран Европейского союза, четыре активистки из группы «FEMEN» попытались оголиться (на спинах девушек были надписи с нецензурной бранью).

Такие акции не редкость, но эта запомнилась, прежде всего, благодаря комментарию Президента России В.В. Путина, в соответствии с которым «голыми можно быть на

W n W

нудистских пляжах, а не во время политических мероприятий». В этой связи возникает целый ряд вопросов. Какой статус имеет нудистский пляж? В чем заключается его правовое положение? В чем состоит деликтность оголения?

Прежде чем ответить на эти вопросы обратимся к понятию «общественное место». Еще в 17 веке английском монархом Георгом II был введен штраф за игру на биллиарде в общественных местах, однако конкретного понятия общественного места тогда не указывалось.

Среди специалистов высказываются различные мнения, о том, что такое общественное место. Большинство авторов относят к общественным местам, во-первых, места, открытые для доступа всех желающих; во-вторых, места потенциального нахождения или скопления граждан. В этой связи все общественные места можно классифицировать по следующим основаниям:

Во-первых, места постоянного нахождения, на которых граждане могут находиться независимо от времени суток (к ним относят парки, улицы, скверы).

Во-вторых, места нерегулярного, но периодического нахождения, то есть посещение этих мест возможно в определенные часы. В этот же период времени эти места будут подпадать под категорию общественных мест (театр, магазин, спортивные сооружения).

В-третьих, места, которые становятся общественными при проведении различных мероприятий, обычно вне населенных пунктов (при проведении музыкальных фестивалей, спортивных игр).

Среди норм международного права [1] необходимо отметить понятие мест общего пользования, под которыми понимаются части любого здания, земельного участка, улицы, водного пути или других мест, которые доступны или открыты для населения, будь то постоянно, периодически или время от времени, и включают любой коммерческий, деловой, культурный, исторический, просветительский, культовый, государственный, развлекательный, рекреационный или аналогичный объект, который таким образом доступен или открыт для населения. Но можем ли мы провести параллели между местами общего пользования и общественными местами?

В настоящее время легального толкования общественного места не дается в нашем законодательстве, в отличие от массового скопления граждан, под которым понимается место проведения публичного мероприятия [6] с заявленной численностью участников не менее 100 человек.

Отсутствие легального толкования заполняется указанием мест, исходя из следующих статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

6.24. КоАП РФ. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

20.1. КоАП РФ. Мелкое хулиганство;

20.2.2. КоАП РФ. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка;

20.20. КоАП РФ. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах;

20.21. КоАП РФ. Появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Важно отметить, что последние три статьи относятся к главе, в которой общественная безопасность и общественный порядок являются объектом посягательств.

Рассматривая общественное место через призму статьи 20.20. КоАП РФ отметим, что пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ [5] указывает на недопущение распития или употребления алкоголя в других общественных местах, к которым относит: детские площадки, зоны рекреационного назначения (пляжи, парки, леса,

сады, водные объекты в пределах территорий, используемых для туризма, спорта и отдыха).

Статья 20.21. КоАП РФ в качестве общественного места «предлагает» рассматривать транспортные средства общего пользования, парки, стадионы, скверы, улицы и другие общественные места.

Важным для правоприменительной практики явился Пленум Верховного суда Российской Федерации № 45 от 15.11.2007 [10] который разъяснил, что явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.

Новеллой законодательства 2013 года стало принятие Федерального закона № 15-ФЗ [3], статьей 12 которого установлен запрет курения табака на отдельных объектах, территориях, и в помещениях. Перечень состоит из 13 пунктов. Таким образом, статьей 6.24. КоАП РФ установлен перечень определенных мест.

Иное перечисление мест дает совместный Приказ «О едином учете преступлений» [7], согласно которого к числу общественных мест относятся зоны общего пользования в черте населенных пунктов или за их пределами и предназначенные для использования людьми или же во время отдыха, обслуживания граждан и при массовых мероприятиях. Также данным нормативным актом указывается, что преступление является совершенным в общественном месте, если оно осуществилось в населенном пункте, водной акватории, объектах транспорта, предназначенных для общего пользования гражданами в период реализации общественных функций.

При этом Приказом МВД № 80 от 29.01.2008 [8], устанавливающий правила несения службы подразделениями патрульно-постовой службы полиции на объектах транспорта, улицах и иных общественных местах, список мест, выступающих в качестве общественных,

Г-ч « ч/ ч/

не предусматривает. В этой связи первостепенной задачей законодателя, на наш взгляд, должна выступать деятельность, связанная, во-первых, с терминологическим «прояснением» понятия «общественное место»; во-вторых, деятельность, направленная на формирование единых подходов и способов правовой регламентации.

В августе 2014 года на сайте Фонда Российских общественных инициатив [12] был сформулирован тезис, целью которого являлся установленный на федеральном уровне запрет располагать пляжи для лиц, желающих оголяться около религиозных, спортивных или детских учреждений. По мнению авторов предложения, это было необходимо сделать для защиты верующих и несовершеннолетних лиц от случайного наблюдения натуристов. Разделяя озабоченность автора в этом вопросе [13, 14], хотелось бы особо подчеркнуть, что рассмотрение противоправного поведения физических лиц в данном аспекте требует определения причинности факторов, играющих роль в динамике административной деликтности.

В 1974 году в рамках 14 конгресса Международной Федерации Натуристов было дано понятие натуризма как стиля жизни, при котором люди находятся в обществе в нагом виде с целью реализации благоприятных условий для уважения окружающей среды и людей. В качестве положительных идей, закрепленных в принципах международной организации необходимо отметить включение в такой образ жизни занятий спортом, отказ от приема или употребления табака, алкоголя или наркотических средств.

В нашей стране действительными членами Международной Федерации Натуристов от России являются Национальная Федерация Натуризма и Федерация натуристов «Телорд».

В истории нашей страны известно движение «Долой стыд», основным постулатом которого являлось «равенство и демократия через оголение». Контрмеры были предусмотрены 74 статьей Постановления ВЦИК от 22.11.1926 [9], в которой хулиганство определялось как озорное действие, сопряженное с явным неуважением к обществу.

Зарубежный опыт показывает, что запрет оголения может вызвать общественный резонанс. В Аргентине женщины устроили акцию протеста. Одним из требований выступающих явилось требование не нарушать их права загорать «топлес» [11].

Сравнительной-правовой анализ российского сегмента телекоммуникационной сети интернет показывает, что в каждом субъекте Российской Федерации имеются интернет-сообщества, представляющие группы, клубы или общественные организации натуристов. Очевидно, что в условиях перманентных социальных трансформаций, характеризующих современное российское общество [15, с. 11-19], различные борцы за права социальных меньшинств в той или иной степени всегда преступают условную «демаркационную линию», разделяющую различные этносы, культуры и цивилизации [16].

Выходом из ситуации нам представляется введение правового режима, устанавливающего создание зон для натуристов. Решения о создании и ликвидации таких зон должны приниматься государственными органами власти субъектов Российской Федерации по согласованию с институтами муниципальной власти. Расположение таких зон от общеобразовательных религиозных или спортивных организаций не может быть менее 1000 метров. Необходима разработка правил поведения в таких зонах.

Важным элементом является введение части 3 статьи 20.1. КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за оголение в общественных местах за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Литература:

1. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Заключена в г. Нью-Йорке 15.12.1997 // Бюллетень международных договоров, 2001. № 11. С. 5-14.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

3. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Парламентская газета, № 7, 01-07.03.2013.

4. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Российская газета, № 131, 23.06.2004.

5. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Российская газета, № 231, 29.11.1995.

6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» // Российская газета, № 3, 11.01.2013.

7. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) «О едином учете преступлений» // Российская газета, № 13, 25.01.2006.

8. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 27, 07.07.2008.

9. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 «О введении в действие Уголовного Кодекса РСФСР в редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным Кодексом РСФСР») // Утратил силу в связи с изданием Указа Президиума ВС РСФСР от 28.03.1961.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 1, 2008.

11. Голые и независимые // Газета «Щит и меч» от 02.03.2017 № 7(1551).

12. Нудистские пляжи вдали от детских глаз. Сайт Российских общественных инициатив. https://www.roi.ru/4405/

13. Пестов Р.А. Институты церковного права в государственно-конфессиональных отношениях. Дисс. канд. юр. наук. Ростов-на-Дону, 2006. - 130 с.

14. Рыдченко К.Д., Пестов Р.А. Полномочия должностных лиц полиции в сфере содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей // Философия права, 2015. № 5(72). С. 87-91.

15. Лубский А.В., Лубский Р.А. Адаптация народов Юга России к социальным трансформациям: проблемы методологии исследования // Научная мысль Кавказа, 2008. № 4(56).

16. Драч Г.В., Лубский Р.А., Эфендиев Ф.С. Этнос. Культура. Цивилизация. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2005.

References:

1. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor'be s bombovym terrorizmom. Zaklyuchena v g. N'yu-lorke 15.12.1997 // Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov, 2001. № 11. S. 5-14.

2. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» ot 30.12.2001 № 195-FZ (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 07.01.2002, № 1 (ch. 1), st. 1.

3. Federal'nyi zakon ot 23.02.2013 № 15-FZ (red. ot 28.12.2016) «Ob okhrane zdoro-v'ya grazhdan ot vozdeistviya okruzhayushchego tabachnogo dyma i posledstvii potrebleniya tabaka» // Parlamentskaya gazeta, № 7, 01-07.03.2013.

4. Federal'nyi zakon ot 19.06.2004 № 54-FZ (red. ot 03.07.2016) «O sobraniyakh, mi-tingakh, demonstratsiyakh, shestviyakh i piketirovaniyakh» // Rossiiskaya gazeta, № 131, 23.06.2004.

5. Federal'nyi zakon ot 22.11.1995 № 171-FZ (red. ot 03.07.2016) «O gosudarstven-nom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noi i spirtosoderzhashchei produktsii i ob ogranichenii potrebleniya (raspitiya) alkogol'noi produktsii» // Rossiiskaya gazeta, № 231, 29.11.1995.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2012 № 1425 «Ob opredelenii organami gosudarstvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii mest massovogo skopleniya grazhdan i mest nakhozhdeniya istochnikov povyshennoi opasnosti, v kotorykh ne dopuskaetsya roznichnaya prodazha alkogol'noi produktsii, a takzhe opredelenii organami mestnogo samoupravleniya granits prilegayushchikh k nekotorym organizatsiyam i ob"ektam territorii, na kotorykh ne dopuskaetsya roznichnaya prodazha alkogol'noi produktsii» // Rossiiskaya gazeta, № 3, 11.01.2013.

7. Prikaz Genprokuratury Rossii № 39, MVD Rossii № 1070, MChS Rossii № 1021, Minyusta Rossii № 253, FSB Rossii № 780, Minekonomrazvitiya Rossii № 353, FSKN Rossii № 399 ot 29.12.2005 (red. ot 20.02.2014) «O edinom uchete prestuplenii» // Rossiiskaya gazeta, № 13, 25.01.2006.

8. Prikaz MVD Rossii ot 29.01.2008 № 80 (red. ot 12.02.2015) «Voprosy organizatsii deyatel'nosti stroevykh podrazdelenii patrul'no-postovoi sluzhby politsii» // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti, № 27, 07.07.2008.

9. Postanovlenie VTsIK ot 22.11.1926 «O vvedenii v deistvie Ugolovnogo Kodeksa RSFSR v redaktsii 1926 goda» (vmeste s «Ugolovnym Kodeksom RSFSR») // Utratil silu v svyazi s izdaniem Ukaza Prezidiuma VS RSFSR ot 28.03.1961.

10. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 15.11.2007 № 45 «O sudebnoi praktike po ugolovnym delam o khuliganstve i inykh prestupleniyakh, sovershennykh iz khuli-ganskikh pobuzhdenii» // Byulleten' Verkhovnogo Suda RF, № 1, 2008.

11. Golye i nezavisimye // Gazeta «Shchit i mech» ot 02.03.2017 № 7(1551).

12. Nudistskie plyazhi vdali ot detskikh glaz. Sait Rossiiskikh obshchestvennykh initsiativ. https://www.roi.ru/4405/

13. Pestov R.A. Instituty tserkovnogo prava v gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniyakh. Diss. kand. yur. nauk. Rostov-na-Donu, 2006. - 130 s.

14. Rydchenko K.D., Pestov R.A. Polnomochiya dolzhnostnykh lits politsii v sfere sodeistviya fizicheskomu, intellektual'nomu, psikhicheskomu, dukhovnomu i nravstvennomu razvitiyu detei // Filosofiya prava, 2015. № 5(72). S. 87-91.

15. Lubskii A.V., Lubskii R.A. Adaptatsiya narodov Yuga Rossii k sotsial'nym trans-formatsiyam: problemy metodologii issledovaniya // Nauchnaya mysl' Kavkaza, 2008. № 4(56).

16. Drach G.V., Lubskii R.A., Efendiev F.S. Etnos. Kul'tura. Tsivilizatsiya. Rostov n/D.: SKNTs VSh, 2005.

— • —

Сведения об авторе

Роман Аркадьевич Пестов, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России (Ростов, Россия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.