Научная статья на тему 'Проблемы правовой регламентации деятельности органов местного самоуправления по тушению пожаров'

Проблемы правовой регламентации деятельности органов местного самоуправления по тушению пожаров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / MUNICIPAL GOVERNMENT / FIRE SAFETY / EXTINGUISHING OF FIRES / DIFFERENTIATION OF AUTHORITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евдокимов А. С.

Исследуются вопросы тушения пожаров муниципалитетами в рамках реализации полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Анализируются основные положения законодательства, его противоречия и недостатки. По результатам анализа приводятся предложения по устранению правовых недоработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF A LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF LOCAL GOVERNMENTS ON SUPPRESSIONS OF FIRES

The article is devoted to the study of the issue extinguishing of fires by municipality within the limits of authority realization on maintenance of primary measures of fire safety. The author analyses the basic regulations of the legislation, its contradiction and lacks. By results of the analysis offers on removal of legal defects are resulted.

Текст научной работы на тему «Проблемы правовой регламентации деятельности органов местного самоуправления по тушению пожаров»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ

А.С.ЕВДОКИМОВ,

соискатель Саратовского юридического института МВД России

[email protected]

Аннотация. Исследуются вопросы тушения пожаров муниципалитетами в рамках реализации полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Анализируются основные положения законодательства, его противоречия и недостатки. По результатам анализа приводятся предложения по устранению правовых недоработок.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, пожарная безопасность, тушение пожаров, разграничение полномочий.

PROBLEMS OF A LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF LOCAL GOVERNMENTS ON SUPPRESSIONS OF FIRES

A.S. EVDOKIMOV, competitor of the Saratov legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation. The article is devoted to the study of the issue extinguishing of fires by municipality within the limits of authority realization on maintenance of primary measures of fire safety. The author analyses the basic regulations of the legislation, its contradiction and lacks. By results of the analysis offers on removal of legal defects are resulted.

Key words: Municipal government, fire safety, extinguishing of fires, differentiation of authority.

С 1 января 2006 г. на территории России начала работать новая система организации местного самоуправления, определенная Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 К вопросам местного значения поселений, городских округов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности (п. 9 ч. 1 ст. 14, п. 10 ч. 1 ст. 16).

Закрепив в качестве вопроса местного значения «первичные меры пожарной безопасности», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не раскрыл содержания самого понятия. Определение «первичные меры» дано в Федеральном законе «О пожарной безопасности» : реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Отдельные положения Федерального закона «О пожарной безопасности», регламентирующие реализацию органами местного самоуправления полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, противоречивы. Это относится прежде всего к одному из самых глобальных

вопросов - осуществлению тушения пожаров.

Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», определив основные полномочия органов местного самоуправления, фактически отобразила содержание деятельности муниципалитетов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

При всей важности вопроса тушения пожаров, приобретающего актуальность в отдаленных от подразделений пожарной охраны населенных пунктах, его правовая регламентация вызывает недоумение. Так, в 2007 г. в определение «первичные меры пожарной безопасности», данное Федеральным законом «О пожарной безопасности», внесены изменения. До внесения изменений определение звучало так: «первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил

по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения». Из определения исключена фраза «являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения». Вместе с тем: дано определение организации тушения пожаров: совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Законодатель исключил тушение пожаров из полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Однако в ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» внесена формулировка «локализация пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы».

Определение понятия «локализация пожаров» содержится в Боевом уставе пожарной охраны, утвержденном приказом МВД России от 5 июля 1995 г. № 257 «Об утверждении нормативных правовых актов в области организации деятельности Государственной противопожарной службы». Локализация пожара — стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

В соответствии с приказом МЧС России от 10 декабря 2008 г. № 760 «О формировании электронных баз данных учёта пожаров (загораний) и их последствий» пожар считается локализованным, если отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара (увеличение площади пожара) и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами. Пожар считается ликвидированным, если прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Само по себе принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы не является завершенным комплексом тушения пожара, необходимо пожар после локализации ликвидировать. Ситуация, когда пожар локализован, но не ликвидирован, представляется абсурдом.

Вопрос об организации тушения пожаров в населенных пунктах, создание подразделений пожарной охраны неоднозначен. Согласно ст. 16

Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся осуществление тушения пожаров в населенных пунктах. К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации в области пожарной безопасности относятся организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (ст. 18). Эти же положения отражены и в п. 31 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации».

Статьей 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин, а в сельских поселениях - 20 мин. При этом норматив численности государственной противопожарной службы конкретно не определен. Ранее был установленный Федеральным законом «О пожарной безопасности» (ст. 10 в ред. от 29 июня 2004 г.) норматив численности одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на 650 человек населения. Этот норматив был исключен в 2004 г.

Вместе с тем ст. 11.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено создание муниципальной пожарной охраны на территории муниципальных образований. Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (ст. 4).

Основываясь на вышеперечисленных нормах законодательства, можно сделать вывод о том, что на сегодня нет четкого разграничения полномочий по тушению пожаров между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В случае, если в населенном пункте, находящемся на определенном удалении от подразделений Государственной противопожарной службы, происходит пожар, по вполне понятным причинам боевые расчеты прибывают туда через определенные временные промежутки. Пожар сам по себе довольно страшное бедствие, которое может унести десятки жизней, уничтожить здания и нанести огромный материальный вред. Поги-

бающим в огне людям вряд ли интересно, к чьим полномочиям относится тушение пожаров. Полностью уничтоженный дом от пожара — страшное горе для людей. Почему-то на такие вещи обращается внимание только после каких-либо трагедий. Почему изначально не задаться вопросом о безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих на определенной территории, не побеспокоиться об их имуществе, праве на жилье, частную собственность. Ведь все эти права являются конституционными, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Несмотря на правовую неопределенность, решить проблему тушения пожаров без участия органов местного самоуправления невозможно. Именно муниципальная пожарная охрана с функцией по тушению пожаров - выход из сложившейся ситуации, ведь создание подразделений Государственной противопожарной службы в каждом населенном пункте нецелесообразно и экономически не выгодно.

Неполное и непоследовательное законодательное регулирование вышеуказанных вопросов вызывает непонимание, а как следствие — определенные трудности при его реализации. Необ-

ходимо внести изменения в законодательство, которыми четко регламентировать вопросы по тушению пожаров в населенных пунктах.

Надо решить основную проблему - заменить формулировку «локализация пожаров» в ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» на «тушение пожаров». Одновременно разграничить полномочия по тушению пожаров между органами государственной власти и органами местного самоуправления, определить в каких населенных пунктах необходимо создавать подразделения Государственной противопожарной службы, а в каких — муниципальную пожарную охрану, введя оценочный критерий по количеству населения, проживающего в населенных пунктах. Только после установления этого критерия полномочия по тушению пожаров будет осуществляться на должном уровне и органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Необходимо предусмотреть государственную поддержку органам местного самоуправления по вопросам создания подразделений пожарной охраны, материальное стимулирование органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти, в законе установить социальные гарантии для пожарных и определить их государственную обеспеченность.

СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ

А. С. ЕГОРОВА,

преподаватель кафедры предварительного расследования

Московского университета МВД России

Аннотация. Анализ норм федерального законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, юридической литературы позволяют сделать вывод об отсутствии четкого и детального механизма временного отстранения обвиняемого или подозреваемого от должности в уголовном судопроизводстве. В общем порядке рассмотрение ходатайств о временном отстранении от должности подозреваемого или обвиняемого следует рассматривать в судебном заседании по правилам состязательного процесса. Специальный порядок отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности требует закрепления в УПК обязанности рассмотрения представления Генерального прокурора РФ об отстранении от должности Судебной коллегией Верховного Суда РФ.

Ключевые слова: судебный контроль, должностное лицо, основания отстранения от должности, общий и специальный порядок отстранения от должности.

THE JUDICIAL CONTROL OVER LEGALITY AND VALIDITY DISCHARGES FROM A POST

A.S. EGOROVA,

the teacher of chair Preliminary investigation the Moscow university

of the Ministry of nternal Affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.