Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования защиты детей от негативного влияния сети Интернет'

Проблемы правового регулирования защиты детей от негативного влияния сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1353
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОГРАММНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PREVENTION / THE INTERNET / MINORS / SOFTWARE REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеева Ж. П., Капустина И. Ю.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем, связанных с предупреждением негативного влияния сети Интернет на развитие несовершеннолетних детей и подростков; рассматриваются отрицательные факторы, влияющие на психику несовершеннолетних детей при возникновении интернет-зависимости. Авторами делается вывод о необходимости правового регулирования данного вопроса ввиду отсутствия эффективно действующей нормативной правовой базы в данной сфере при имеющихся общих нормах конституционного и гражданского права и некоторых других законодательных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with issues related to preventing the negative impact of the Internet on the development of under-age children and adolescents; a conclusion is made on the need for legal regulation of this issue in the absence of an effective regulatory framework in this area, with the existing general norms of constitutional and civil law and some other legislative acts.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования защиты детей от негативного влияния сети Интернет»

2017'2

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PROTECTION OF CHILDREN FROM NEGATIVE INFLUENCE OF INTERNET

NETWORK

УДК 347.63

Ж.П. ДОРОФЕЕВА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

И.Ю. КАПУСТИНА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

ZH.P. DOROFEEVA,

candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

I.YU. KAPUSTINA,

candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем, связанных с предупреждением негативного влияния сети Интернет на развитие несовершеннолетних детей и подростков; рассматриваются отрицательные факторы, влияющие на психику несовершеннолетних детей при возникновении интернет-зависимости.

Авторами делается вывод о необходимости правового регулирования данного вопроса ввиду отсутствия эффективно действующей нормативной правовой базы в данной сфере при имеющихся общих нормах конституционного и гражданского права и некоторых других законодательных актов.

Ключевые слова: профилактика, предупреждение, сеть Интернет, несовершеннолетние, программное регулирование.

Abstract: the article deals with issues related to preventing the negative impact of the Internet on the development of under-age children and adolescents; a conclusion is made on the need for legal regulation of this issue in the absence of an effective regulatory framework in this area, with the existing general norms of constitutional and civil law and some other legislative acts.

Keywords: prevention, prevention, the Internet, minors, software regulation.

В настоящее время социальные сети занимают особое место среди наиболее посещаемых интернет-ресурсов подростками. Так, например, в феврале 2015 года социальные сети «ВКонтакте» и <^сеЬоок» стали самыми популярными сайтами в мире. Таким образом, можно с уверенностью полагать, что социальные сети сегодня - это новое и достаточно значимое явление не только в сетевом пространстве, но и в современном социуме в целом. На данный факт указывают многие обстоятельства, в том числе возможность самореализации для большого количества людей, возможность активного влияния на общественное мнение, особые условия для участия социальных сетей в жизни современного общества, в формировании новостного потока, а также создании уникальных литературных, изобразительных, аудиовизуальных произведений [1, с. 31].

Кроме того, очень важным и страшным отрицательным нюансом являются иллюзии такого

общения. Сейчас молодые люди очень часто знакомятся по переписке. В сети можно просто притвориться совершенно другим человеком. Стать тем, кем не являешься, так как воображаемое представление о собеседнике не сходится с реальным ни внутренним, ни внешним содержанием. Такой уход от действительности в сфере общения - еще один негативный фактор в вопросе, который мы рассматриваем, -влияние социальных сетей на несовершеннолетних детей.

Каждый день новые пользователи регистрируются в сети, находят себе друзей, общение и нишу интересов.

Вред социальных сетей связан и с влиянием на психику. Нездоровую зависимость молодежи от социальных сетей признают в основном взрослые. Этому тоже есть несколько причин. Многие родители помнят еще то время, когда не было Интернета, свое совершенно иное детство без соцсетей, блогов, сообществ в сети и зна-

ПРАКТИКА

комств онлайн. Но как говорилось выше, время неумолимо движется вперед.

И чтобы вопрос об отрицательном влиянии социальных сетей на детей не коснулся семьи или ребёнка, нужно постараться сделать так, чтобы реальная жизнь его захватывала куда больше, чем виртуальная. Чтобы при выборе погулять на улице или посидеть у планшета, он выбирал первое, а никак не второе. Ведь всему нужна золотая середина. И в этом непростом вопросе тоже. Все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной нами темы.

Ни для кого уже не секрет, что многие семьи на современном этапе развития общества, так или иначе, сталкиваются с проблемой интернет-зависимости своих детей. Причем данный факт подтверждают сами подростки. Очевидно, что в социальных сетях несовершеннолетние лица, более подверженные окружающим негативным факторам, имеют возможность удовлетворить социальные потребности и в общении, и в одобрении, и в признании ввиду того, что в реальной жизни они их не удовлетворяют. Причин, к сожалению, может быть много, и они различны. К примеру, неполная семья, гиперопека или чрезмерная занятость родителей, недопонимание со стороны старших, «непринятие» в кругу своих знакомых и др. И здесь важно отметить, что зачастую сами взрослые являются первостепенной причиной того, что дети «отдаляются от них», пытаясь найти понимание или же развлечения вне семьи. Родители стараются не обременять своих детей ответственностью, отчего у последних и появляется больше возможностей проводить время в виртуальном пространстве, где они могут стать «сильными и классными».

В интернет-зависимость уходит множество морально подавленных детей. Причем отметим, что ответственность зачастую должна ложиться на плечи родителей. Однако, надо заметить, что дети нередко сами лишают себя возможности общаться вживую. А ведь это еще одна из социальных потребностей, закономерная для этого возраста, - быть признанным противоположным полом. И опять «на помощь» приходит Интернет, где у них появляется возможность быть тем, кем хотелось бы, быть неким существом, которое всех убивает, чувствуя себя сильным и крутым. Через такой суррогат удовлетворяются все его потребности. При этом полностью отсутствуют или игнорируются все социальные нормы и запреты.

Учитывая, что ребенок проходит в своем психологическом развитии определенные стадии, отличающиеся друг от друга, можно констатировать, что они отражаются на интересах детей при пользовании Интернетом. Согласно социо-

логическим исследованиям [4], 88% 4-летних выходят в сеть Интернет вместе со своими родителями. А к 8-9 годам дети уже выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Что касается времени нахождения в сети, то больше четверти детей тратят на такое времяпрепровождение от 7 до 14 часов в неделю. А примерно каждый пятый ребенок находится в Интернете более 20 часов в неделю. Надо отметить, что около 80% российских детей пользуются сетью совершенно бесконтрольно, выходя в Интернет через мобильные телефоны. Более того, более 80% детей-подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них имеется более 100 друзей. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым, а примерно 39% - посещают порносайты, 19% - наблюдают сцены насилия, 16% - увлекаются азартными играми, 14 % - интересуются наркотическими веществами и алкоголем, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% детей.

Таким образом, можно определенно говорить о двух аспектах влияния сети Интернет на ребенка: положительном - позитивном опыте, открывающем возможности получения и накопления знаний, быстрый доступ к необходимым научным источникам, онлайн-общение с родителями и т.п.; и отрицательном - постоянном риске воздействия вредной информации от других пользователей сети Интернет на психику и здоровье ребенка. Поэтому на современном этапе развития общества существует очевидная проблема, связанная с регулированием распространения вредной информации в сети Интернет.

Несмотря на то, что государство пытается бороться с вредоносным влиянием интернет-информации на человека, в том числе несовершеннолетних, проблема, к сожалению, остается нерешенной.

Российское специальное законодательство, касающееся Интернет, еще проходит свой путь становления. Но надо отметить, что на сегодняшний день еще не существует отдельной отрасли законодательства, которая регулирует отношения в Интернете. Кроме того, существующая судебная практика является не обширной, так как правоприменительная активность органов государственной власти в указанной сфере оставляет желать лучшего. Также необходимо констатировать факт отсутствия эффективно действующей нормативной базы в данной сфере (области) при имеющихся общих нормах конституционного и гражданского права и некоторых других законодательных актов.

2017'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

К причинам такого положения дел в первую очередь следует отнести недостаточную теоретическую проработку отдельных фундаментальных нормативных положений, а также субъективно настороженное отношение правоприменительных органов к Интернету.

Да, в России уже сейчас существует и активно развивается законодательство в сфере информации, существует также обширный пласт нормативных правовых актов органов связи и иных органов исполнительной ветви власти. Но, учитывая специфику российского правого поля, сегодня возникают острые проблемы в области эффективности правового регулирования сети Интернет, включая правовую регламентацию по защите прав детей от негативного ее влияния. Нередко можно встретить информацию, содержащую дискуссию по данному вопросу.

Нельзя не согласиться с мнением А.В. Минба-леева, который считает, что «...только в случае ограничения прав на использование и запрета на распространение вредной информации можно гарантировать защиту других социальных ценностей, например, основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства, нравственности, здоровья,прав и законных интересов других лиц» [3, с. 127].

Актуальность вопросов регулирования вредной информации также связана с возможностью беспрепятственного доступа к сети Интернет и развитием мобильных устройств, позволяющих общаться в Интернете почти с любого места.

Поэтому применение мер по защите детей от вредной информации, которая наносит вред их здоровью или развитию, должно осуществляться на любом из этапов распространения информации в сети Интернет. Кроме мер самоуправления, необходимо брать во внимание правовые нормы, социальные нормы и технические меры. К правовым мерам можно отнести:

1) запрет пользователям сети Интернет отправлять вредную информацию во избежание ответственности за нарушение данного запрета. Данная мера работает в рамках блокирования интернет-ресурсов на предмет распространения вредной информации;

2) возложение на интернет-провайдеров и хостинг-провайдеров обязанности обнаруживать и задерживать вредную информацию, которая передается через их собственные серверы, дополненное установлением ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности. Мера работает лишь при официальном заявлении о блокировании сайта с размещенной вредной информацией. Премо-дерация и поиск вредной информации по ключевым словам в настоящее время еще не реали-

= ПРАКТИКА

зованы. Это связано с большой дополнительной нагрузкой на сервис-провайдеров и хостинг-провайдеров, что может сказаться на повышении абонентской платы для пользователя услуг;

3) обязывание администрации образовательных учреждений дополнительно фильтровать трафик на предмет вредной для детей информации.

Обязательная фильтрация информации, которая поступает на серверы интернет-провайдеров или хостинг-провайдеров от клиента или наоборот, может послужить мерой самоуправления при добровольном принятии данной функции. Стоит отметить, что многие сервис-провайдеры предоставляют специальные детские тарифы на услуги подключения к сети Интернет, а поисковые системы и социальные сети включают безопасный поиск по умолчанию [2].

Без сомнения, регулирование распространения информации в сети Интернет необходимо. Но не стоит забывать, что ограничивать и защищать детей от вредной информации необходимо и в обыденной жизни: дома, на улице, в школе и т.д. Данная проблема решается намного сложнее. Для этого необходимы воспитательные, культурно-просветительские меры, направленные на формирование у детей навыков самостоятельного противостояния угрозам в обыденных отношениях и коммуникационных интернет-отношениях.

Но необходимо отметить, что весь спектр отношений, который складывается между ребенком и социумом, включая Интернет, невозможно предусмотреть в нормах права, поэтому считаем необходимым и целесообразным использование программно-целевого регулирования вопросов рассматриваемой нами области.

Так, всеми субъектами, которые осуществляют превентивную работу в указанной области, в пределах своей компетенции должны проводиться различные профилактические мероприятия. Представляется, что соответствующая часть программно-целевого комплекса должна разрабатываться теми субъектами, которые отвечают за определенную область превентивной работы, например, муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, правоохранительными органами, территориальной социальной комиссией и т.д. На основе чего исполнительные органы муниципального образования (администрация (управа) города, района) должны сформировать единый программно-целевой комплекс, подлежащий утверждению субъектом Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.

ПРАКТИКА

Для эффективной реализации проблемных аспектов профилактики и предупреждения отрицательного влияния Интернета на подростков и детей, которые могут быть отражены в соответствующем программно-целевом комплексе, целесообразно разработать общую систему профилактики и предупреждения негативного влияния Интернета на ребенка в соответствии с местом проведения1; разработать комплекс мер по предупреждению негативного влияния Интернета на несовершеннолетних; разработать систему взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в компетенцию которых входит превентивная работа; в рамках муниципального образования

1 Например, в общественных местах, в общеобразовательных учреждениях, в семье, на улице и т.д.

создать условия для соответствующего культурного, спортивного, правового, нравственного и военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан, в том числе и несовершеннолетних правонарушителей; разработать систему межведомственного взаимодействия между специальными субъектами превентивного воздействия и общеобразовательными и общественными организациями по рассматриваемым нами вопросам.

Кроме того, федеральным органам исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, необходимо «не затягивать» подготовку актов, своевременно учитывая предложения Роспотребнадзо-ра, правоприменительную практику и состояние дел в рассматриваемой области.

Литература

1. Антонян Ю.М., Тимошина Е.М. Причины преступности в России. - Москва, 2013.

2. Маурин В.С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества: дис. ... канд. юрид. наук. — Москва, 2004. -190 с.

3. Минбалеев А.В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества: монография. — Челябинск: Цицеро, 2012. — 374 с.

4. «Дети Интернета» - исследования и статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/kyrsbezteah.

— References —

1. Antonyan Yu.M., Timoshina E.M. Prichiny prestupnosti v Rossii. - Moskva, 2013.

2. Maurin V.S. Pravovoy analiz vrednoy informatsii v usloviyakh informatsionnogo obshchestva: dis. ... kand. yurid. nauk. — Moskva, 2004. -190 s.

3. Minbaleyev A.V. Teoreticheskiye osnovaniya pravovogo regulirovaniya massovykh kommunikatsiy v usloviyakh razvitiya informatsionnogo obshchestva: monografiya. — Chelyabinsk: Tsitsero, 2012. — 374 s.

4. «Deti Interneta» - issledovaniya i statistika. [Elektronnyy resurs]. URL: https://sites.google.com/site/kyrsbezteah.

(статья сдана в редакцию 12.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.