Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования труда преподавателя вуза'

Проблемы правового регулирования труда преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1026
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / УЧЕБНАЯ РАБОТА / НАУЧНАЯ РАБОТА / LABOR FUNCTION / LECTURER OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL WORK / SCIENCE WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукинова Светлана Алексеевна

В статье рассматриваются малоразработанные в науке трудового права проблемы трудовых отношений преподавателей вузов. Автор анализирует высказанные в науке точки зрения и высказывает свое мнение по поводу проблем, связанных с правовым регулированием труда преподавателя вуза (содержание трудового договора и трудовой функции, оплата труда и пр.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of work of the teacher of higher education institution

The article is dedicated to several problems related to labor relations of lecturers of an institute of higher education which are not well scrutinized by Labor law science. The author analyzes approaches made and suggests her point of view on problems related to a lecturer of an institute of higher education science work, qualifying evaluations and others.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования труда преподавателя вуза»

УДК 349.225:378-057.175(470-571)

С. А. Лукинова

Проблемы правового регулирования труда преподавателя вуза

В статье рассматриваются малоразработанные в науке трудового права проблемы трудовых отношений преподавателей вузов. Автор анализирует высказанные в науке точки зрения и высказывает свое мнение по поводу проблем, связанных с правовым регулированием труда преподавателя вуза (содержание трудового договора и трудовой функции, оплата труда и пр.).

The article is dedicated to several problems related to labor relations of lecturers of an institute of higher education which are not well scrutinized by Labor law science. The author analyzes approaches made and suggests her point of view on problems related to a lecturer of an institute of higher education science work, qualifying evaluations and others.

Ключевые слова: трудовая функция; преподаватель вуза; учебная работа; научная работа.

Key words: labor function; lecturer of an institute of higher education; educational work; science work.

Социально-трудовые отношения в высшем учебном заведении регулируются в настоящее время Трудовым кодексом РФ, а также законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными правовыми актами (законами, подзаконными актами, договорами о труде и локальными актами, среди которых актуальным является Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ)1.

Система законодательства, регулирующая труд педагогических работников совершенствуется (Россия находится в преддверии принятия но-

© Лукинова С. А., 2013

1 О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135; Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 8. Ст. 731.

177

вого закона об образовании, проект которого активно обсуждается общественностью).

Широкий круг правовых норм, содержащихся в этих источниках, свидетельствует о том, что для регулирования труда профессорско-преподавательского состава сформирована надежная правовая база. Это дает основание полагать, что для обеспечения гарантий трудовых прав преподавателей вузов созданы все необходимые условия.

Однако на практике законодательство, регулирующее труд преподавателей вузов, не всегда соблюдается. Причины тому различные - от несовершенства или неверного толкования отдельных норм законодательства до прямого его нарушения2.

Трудовой договор служит основным инструментом обеспечения образовательной деятельности учебного заведения и одновременно регулирования отношений с преподавателем, позволяет обеспечить баланс интересов преподавателя и администрации образовательных организаций.

Однако современная практика регулирования отношений между образовательной организацией и преподавателем идет по пути подрядных начал в педагогической деятельности. В частности, нередко в вузах учебную работу вместо штатных преподавателей выполняют преподаватели с почасовой оплатой труда, что становится практикой многих высших учебных заведений. Причем делается это путем формирования почасового фонда оплаты труда за счет сокращения штатных преподавателей кафедры.

Такая практика лишает преподавателей-почасовиков гарантий, установленных трудовым законодательством, поскольку часовой фонд распределяется путем заключения с преподавателем договора возмездного оказания услуг. В лучшем случае в отношении почасовиков представитель работодателя издает только приказ о приеме на работу.

В случае установления факта фактического регулирования гражданско-правовым договором трудовых отношений, к таким отношениям в силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ применяются положения ТК.

С другой стороны, переложение части нагрузки на почасовой фонд обусловлено проблемой ограничения времени работы по совместительству, которое не может превышать 18 часов в неделю. В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нор-

2 Репринцев Д.Д. Соблюдается ли законодательство, регулирующее труд преподавателей вузов? // [Электр. ресурс] // Консультант Плюс. URL:http:/Лrudovoepravo.ru/2010.

178

мы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Для педагогических работников решение этого вопроса имеет принципиальное значение в условиях довольно низкой заработной платы в сфере образования. Поэтому для преподавателей возможность работать по совместительству полный рабочий день становится весьма существенной.

Ученые подчеркивают, что эффективность законодательства, регулирующего труд преподавателей, снижается, если в нем содержатся нормы, которые изначально обречены на невыполнение.

Так, вплоть до 2005 г. в Законах «Об образовании» (с 1992 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с 1996 г.) содержалось положение о том, что размер среднего должностного оклада педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава устанавливается на уровне, в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности.

Однако, как известно, декларируемое в течение 13 лет это положение не было реализовано. Не решает указанной проблемы и проект нового закона об образовании.

Так, в п. 4 пп. 7 ст. 49 проекта названного закона отмечается, что размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, педагогического стажа, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается3.

В этой связи возникает множество вопросов, на которые, к сожалению, новый закон не содержит ответов - по каким параметрам будет оцениваться сложность работы преподавателя, интенсивность.

Для эффективной реализации норм закона потребуются качественные подзаконные акты, в противном случае нарушения трудовых прав преподавателей при установлении заработной платы неизбежны. Следующая проблема заключается в том, что сложилось мнение на практике, что у преподавателя ненормированный рабочий день и потому не существует ограничений в продолжительности его рабочего дня, а в качестве компен-

3 Об образовании: проект федер. закона // [Электронный ресурс]// Консультант

Плюс.

сации переработки сверх нормальной продолжительности рабочего време-

4

ни преподавателю предоставляется дополнительный отпуск .

Такое мнение ошибочно. Ошибка следует из известных трудностей в учете рабочего времени преподавателя ввиду неоднородности режима его рабочего дня.

Трудовая функция преподавателя вуза регулируется законами, подзаконными актами, в числе которых и локальные. Тем не менее, не столь многочисленные авторы, изучающие данный вопрос, сходятся во мнении5, что правовое регулирование трудовой функции нуждается в совершенствовании.

Причин, как можно предположить, несколько: и субъективных, и объективных, но, наверное, важнейшими из них являются сложная структура трудовой функции преподавателя вуза и наличие в этой структуре творческого элемента, плохо поддающегося всякого рода урегулированию.

К занятию должностей педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, допускаются лица, отвечающие квалификационным требованиям, предусмотренным Единым квалификационном справочником должностей руководителей, специалистов и служащих по соответствующим должностям педагогических, научнопедагогических и руководящих работников образования.

В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» есть должность - преподаватель, но это не преподаватель вуза, поскольку неотъемлемые части его работы отсутствуют. Н.А. Бриллиантова и В.В. Архипов не без основания пишут6, что вместо того, чтобы отсылать педагогических работников к несуществующим квалификационным характеристикам, Правительству РФ и Минобрнауки России следовало бы разработать акт с необходимыми, в том числе при приеме на работу, квалификационными характеристиками для всех должностей педагогических работников и сделать в многочисленных типовых положениях отсылку именно к этому конкретному акту.

В ст. 60 Трудового кодекса РФ работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной трудовым догово-

4 Бондаренко Э.Н. Некоторые правовые проблемы содержания трудовой функции преподавателя вуза [Электр. ресурс] // Консультант Плюс. URL:http://tradovoepravo.ru/2010.

5 Там же.

6 См.: Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Законодательство и экономика. 2008. № 3.

180

ром. Однако выполнить это требование закона в отношении преподавателя вуза невозможно по причине того, что содержание его трудовой функции до сих пор не определено централизованным правовым актом, а локальное регулирование этой проблемы приведет к массовому нарушению трудовых прав преподавателей.

Несколько слов хотелось бы сказать об аттестации преподавателей. Ранее аттестация применялась для установления окладов, с этим еще можно было согласиться, хотя при сохранении конкурса, как отмечают ученые, аттестация «вытесняла» переизбрание, дублировала конкурс, а их параллельное существование ставило преподавателей в гораздо худшее положение по сравнению с остальными специалистами. Это так и есть, потому что появилась еще одна возможность проверки «соответствия».

Сложности в теории и на практике возникают и при нормировании труда преподавателей вузов7. Понятно, что нормировать творческий процесс не только трудно, но, может быть, и невозможно, во всяком случае, в абсолютном варианте. В то же время, пусть косвенно, в некоторых случаях нормирование имеет место: установлены сроки для оппонирования, руководства написанием кандидатских диссертаций.

Но, очевидно, нужно стремиться сделать этот, хотя и примерный, перечень видов научной работы, выполняемой преподавателем вуза, максимально полным. Сейчас в него не входят виды работы, в научном характере которых не может быть сомнений: научное руководство аспирантами, консультирование докторантов; рецензирование и оппонирование диссертаций, выступление на конференциях, особенно иногородних или международных; сбор материала для написания докторских диссертаций или монографий и т. д.

Более полно перечислить виды научной работы, выполняемой преподавателем, можно было бы в локальных актах вуза. Это имеет двоякое значение. Во-первых, формализуется очевидный факт, что данный вид деятельности относится к научной, чем будет признано, что данная работа выполняется в интересах не только преподавателя, но и вуза.

Во-вторых, наполняется содержание важнейшей части трудовой функции, что имеет не только моральное, но и материальное значение:

7 См.: Ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» // СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1289.

181

преподаватель выполняет свою работу, за которую получает заработную плату, возможно, компенсационные и (или) стимулирующие выплаты.

Следующая проблема заключается в том, что ст. 332 ТК РФ предполагает заключение с преподавателями вузов как трудового договора на неопределенный срок, так и срочного трудового договора.

Практика применения указанной статьи показывает, что работодатели игнорируют возможность установления трудовых отношений с преподавателем вузов на неопределенный срок и буквально принуждают к заключению срочных трудовых договоров без указания причин, как этого требует ст. 57 ТК РФ.

Таким образом, реформирование системы высшего профессионального образования России исходит в условиях, когда не сформирована надежная и эффективная правовая база, регулирующая трудовые отношения ключевой фигуры этого процесса - преподавателя вуза.

Данная ситуация создает социальное напряжение, нестабильность и мешает достижению необходимых результатов.

Полагаем, что при принятии нормативных правовых актов о труде преподавателей вузов может быть использован положительный опыт правового регулирования советского периода. Эффективная правовая основа высшей советской школы сыграла не последнюю роль в ее признанных мировым сообществом успехах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.