Научная статья на тему 'О статусе преподавателя вуза в трудовом праве'

О статусе преподавателя вуза в трудовом праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1046
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / УЧЕБНАЯ РАБОТА / НАУЧНАЯ РАБОТА / LABOR FUNCTION / LECTURER OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL WORK / SCIENCE WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукинова Светлана Алексеевна

Статья посвящена отдельным малоразработанным в науке трудового права проблемам трудовых отношений преподавателей вузов. Автор анализирует высказанные в науке точки зрения и высказывает свое мнение по поводу проблем, связанных с правовым регулирование труда преподавателя вуза (содержание трудового договора и трудовой функции, оплата труда и пр.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LECTURER OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION LABOR FUNCTION: SEVERAL PROBLEMS OF ITS SUBSTANCE

The article is dedicated to several problems related to labor relations of lecturers of an institute of higher education which are not well scrutinized by Labor law science. The author analyzes approaches made and suggests her point of view on problems related to a lecturer of an institute of higher education science work, qualifying evaluations and others.

Текст научной работы на тему «О статусе преподавателя вуза в трудовом праве»

О СТАТУСЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ТРУДОВОМ ПРАВЕ

Лукинова С. А.

Статья посвящена отдельным малоразработанным в науке трудового права проблемам трудовых отношений преподавателей вузов.

Автор анализирует высказанные в науке точки зрения и высказывает свое мнение по поводу проблем, связанных с правовым регулирование труда преподавателя вуза (содержание трудового договора и трудовой функции, оплата труда и пр.).

Ключевые слова: трудовая функция; преподаватель вуза; учебная работа; научная работа.

LECTURER OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION LABOR FUNCTION: SEVERAL PROBLEMS OF ITS SUBSTANCE

Lukinova S. A.

The article is dedicated to several problems related to labor relations of lecturers of an institute of higher education which are not well scrutinized by Labor law science. The author analyzes approaches made and suggests her point of view on problems related to a lecturer of an institute of higher education science work, qualifying evaluations and others.

Key words: labor function; lecturer of an institute of higher education; educational work; science work.

Под правовым статусом педагогического работника ФЗ «Об образовании» 2012 г. понимает совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Социально-трудовые отношения в высшем учебном заведении регулируются в настоящее время довольно многочисленными правовыми актами: Трудовым кодексом РФ, законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными правовыми актами, среди которых актуальным является Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении РФ1.

Однако на практике законодательство, регулирующее труд преподавателей вузов, не

1 ФЗ « Об образовании» 2012 г., Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135; Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731.

всегда соблюдается. Причины тому различные - от несовершенства или неверного толкования отдельных норм законодательства до прямого его нарушения.2

Трудовой договор служит основным инструментом обеспечения образовательной деятельности учебного заведения и одновременно регулирования отношений с преподавателем, позволяет обеспечить баланс интересов преподавателя и администрации образовательных организаций.

Однако современная практика регулирования отношений между образовательной организацией и преподавателем идет по пути подрядных начал в педагогической деятельности.

В случае установления факта фактического регулирования гражданско-правовым договором трудовых отношений к ним применимы части 3 ст. 11 ТК РФ.

Ученые подчеркивают, что эффективность законодательства, регулирующего труд преподавателей, снижается, если в нем содержатся нормы, которые изначально обречены на невыполнение.

2 Репринцев Д.Д.Соблюдается ли законодательство, регулирующее труд преподавателей вузов?// ([Электронный ресурс] / /СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://trudovoepravo.ru/2010.- Загл. с экрана

ее

Так, вплоть до 2005 г. в законах «Об образовании» (с 1992 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с 1996 г.) содержалось положение о том, что размер среднего должностного оклада педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава устанавливается на уровне, в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности.

Однако, как известно, декларируемое в течение 13 лет это положение не было реализовано. Не решает указанной проблемы и проект нового закона об образовании.

Так, в п. 4 пп. 7 ст. 49 проекта названного закона отмечается, что размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, педагогического стажа, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается.3 Принятый закон решил проблему оплаты труда преподавателей кардинально - он ничего не говорит о ней.

Следующая проблема заключается в том, что сложилось мнение на практике, что у преподавателя ненормированный рабочий день и потому не существует ограничений в продолжительности его рабочего дня, а в качестве компенсации переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени преподавателю предоставляется дополнительный отпуск.4

Такое мнение ошибочно. Ошибка вытекает из известных трудностей в учете рабочего времени преподавателя ввиду неоднородности режима его рабочего дня.

Трудовая функция преподавателя вуза регулируется законами, подзаконными актами, в числе которых и локальные. Тем не менее не столь многочисленные авторы, изучающие данный вопрос, сходятся во мнении5, что правовое регулирование трудовой функции нуждается в совершенствовании.

3 Проект Федерального закона «Об образовании // ([Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

4 Бондаренко Э. Н. Некоторые правовые проблемы содержания трудовой функции преподавателя вуза ([Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://trudovoepravo.ru/2010. - Загл. с экрана.

5 Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Некоторые про-

блемы регулирования труда педагогических работников

// Законодательство и экономика. 2008. № 3.

Причин, как можно предположить, несколько: и субъективных, и объективных, но, наверное, важнейшими из них являются сложная структура трудовой функции преподавателя вуза и наличие в этой структуре творческого элемента, плохо поддающегося всякого рода урегулированию.

К занятию должностей педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, допускаются лица, отвечающие квалификационным требованиям, предусмотренным Единым квалификационном справочником должностей руководителей, специалистов и служащих по соответствующим должностям педагогических, научно-педагогических и руководящих работников образования.

В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» есть должность «преподаватель», но это не преподаватель вуза: неотъемлемые части его работы отсутствуют. Н. А. Бриллиантова и В. В. Архипов не без основания пи-шут6, что вместо того, чтобы отсылать педагогических работников к несуществующим квалификационным характеристикам, Правительству РФ и Минобрнауки России следовало бы разработать акт с необходимыми, в том числе при приеме на работу, квалификационными характеристиками для всех должностей педагогических работников и сделать в многочисленных типовых положениях отсылку именно к этому конкретному акту.

Полагаем, что еще более запутает и обострит ситуацию ст. 47 нового ФЗ «Об образовании», говорящая о том, что конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.

Ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещает работодателю требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. Однако выполнить это требование закона в отношении преподавателя вуза невозможно по причине того, что содержание его трудовой функции до сих пор не определено централизованным правовым актом, а локальное регулирование этой проблемы приведет к массовому нарушению трудовых прав преподавателей.

6 Там же.

Сложности в теории и на практике возникают и при нормировании труда преподавателей вузов.7

Понятно, что нормировать творческий процесс не только трудно, но, может быть, и невозможно, во всяком случае, в абсолютном варианте.

В соответствии со ст. 47 ФЗ «Об образовании» 2012 г. п. 6. в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и

7 См.: Статья 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797; Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» // СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1289.

нормативно-правовому регулированию в сфере образования.8

Следующая проблема заключается в том, что ст. 332 ТК РФ предполагает заключение с преподавателями вузов как трудового договора на неопределенный срок, так и срочного трудового договора.

Практика применения указанной статьи показывает, что работодатели игнорируют возможность установления трудовых отношений с преподавателем вузов на неопределенный срок и буквально принуждают к заключению срочных трудовых договоров без указания причин, как этого требует ст. 57 ТК РФ.

Таким образом, реформирование системы высшего профессионального образования России протекает в условиях, когда не сформирована надежная и эффективная правовая база, регулирующая трудовые отношения ключевой фигуры этого процесса - преподавателя вуза.

Данная ситуация создает социальное напряжение, нестабильность и мешает достижению необходимых результатов.

Полагаем, что при принятии нормативных правовых актов о труде преподавателей вузов может быть использован положительный опыт правового регулирования советского периода.

Эффективная правовая основа высшей советской школы сыграла не последнюю роль в ее признанных мировым сообществом успехах.

К сожалению, принятый в декабре 2012 года ФЗ «Об образовании» не решил обозначенные проблемы.

Об авторе

Лукинова Светлана Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, т.(8652)354446, каіМгаер @шаі1. ги

8 Федеральный закон «Об образовании» от 26 декабря 2012 г. Ст. 47 // [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.