Научная статья на тему 'Есть ли в действительности особенности регулирования труда педагогических работников?'

Есть ли в действительности особенности регулирования труда педагогических работников? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
737
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / НАУЧНЫЙ РАБОТНИК / ИЗБРАНИЕ ПО КОНКУРСУ / АТТЕСТАЦИЯ / СРОЧНЫЙ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / REGULATION OF LABOR / TEACHERS / SCIENTISTS / ELECTION OF THE CONTEST / CERTIFICATION / FIXED-TERM CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поленова Инна Владимировна

В статье анализируются изменения, внесенные в законодательство РФ по вопросам регулирования труда педагогических работников, рассматриваются спорные по мнению автора положения Трудового кодекса РФ, требующие доработки и корректировки, а также исследуются противоречия, нестыковки в трудовом законодательстве, на уровне федеральных законов и подзаконных нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS THERE REALLY SPECIFIC LABOR REGULATIONS TEACHING STAFF?

This article analyzes the changes made to the legislation of the Russian Federation on the regulation of the labor of teachers, considered controversial in my opinion the provisions of the Labour Code that require revision and correction, as well as identifying contradictions inconsistencies in labor law at the level of federal laws and by-laws.

Текст научной работы на тему «Есть ли в действительности особенности регулирования труда педагогических работников?»

УДК: 349.2 ББК: 67.405

Поленова И.А.

ЕСТЬ ЛИ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ТРУДА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ?

Polenova I.A.

IS THERE REALLY SPECIFIC LABOR REGULATIONS TEACHING STAFF?

Ключевые слова: регулирование труда, педагогический работник, научный работник, избрание по конкурсу, аттестация, срочный трудовой договор.

Keywords: regulation of labor, teachers, scientists, election of the contest, certification, fixed-term contract.

Аннотация: в статье анализируются изменения, внесенные в законодательство РФ по вопросам регулирования труда педагогических работников, рассматриваются спорные по мнению автора положения Трудового кодекса РФ, требующие доработки и корректировки, а также исследуются противоречия, нестыковки в трудовом законодательстве, на уровне федеральных законов и подзаконных нормативных актов.

Abstract: this article analyzes the changes made to the legislation of the Russian Federation on the regulation of the labor of teachers, considered controversial in my opinion the provisions of the Labour Code that require revision and correction, as well as identifying contradictions inconsistencies in labor law at the level of federal laws and by-laws.

Общеизвестно, что регулирование труда педагогических работников осуществляется федеральными законами России - это, прежде всего, Трудовым кодексом РФ, а также подзаконными нормативными актами, такими как, постановления Правительства Российской Федерации, приказы

Министерства образования и науки РФ и другие.

При этом важно, чтобы регулирование труда педагогических работников в этих нормативных актах отвечало ряду требований.

Во-первых, основные положения этого регулирования должны быть отражены в законах России, прежде всего, в Трудовом кодексе РФ.

Во-вторых, регулирование труда педагогических работников в федеральных законах должно основываться на положениях Конституции России и не противоречить международным конвенциям, которые ратифицировала Российская Федерация.

В-третьих, подзаконные акты регулирования труда педагогических работников не должны противоречить

федеральным законам. В случаях, если такое противоречие обнаруживается, то на практике приоритет отдается законам РФ. Подзаконные акты, которые противоречат федеральным законам, должны быть немедленно изменены или отменены.

В-четвертых, новшества, вводимые в трудовое законодательство, регулирующие труд педагогических работников, должны с одной стороны, улучшать правовое положение работников, а, с другой стороны, сохранять преемственность в урегулировании труда этих работников, поддерживать то, что прижилось и оправдало себя на практике.

Анализ нормотворческих актов конца 2014 и начала 2015 годов, направленных на регулирование труда педагогических работников, показывает, что многие из существующих требований по организации правового регулирования труда этой категории работников не только не соблюдаются, но и грубо нарушаются.

Итак, есть ли в действительности особенности регулирования труда педагогических работников, в чем проявляется нарушение этого регулирования?

Так, например, Федеральными законами от 22.12.2014 № 443-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «"О науке и государственной научно-технической

политике» в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» и от 31.12.2014 № 489-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Трудовой кодекс РФ. Так, в рамках главы 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников»1 предусмотрено, что это правовое регулирование касается уже не научно-педагогических работников, а только педагогических работников, относящихся к профессорско-

преподавательскому составу в организации, осуществляющей образовательную

деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных

программ.

Представляется, что сделанная замена понятий неудачна. Понятно, что Трудовой кодекс "выделил" для научных работников самостоятельную главу 52.1 «Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей»2, которая должна по идее законодателя регулировать труд только научных работников. Считаем, что неудачность такой замены, точнее такого новшества, состоит в следующем.

Во-первых, любое высшее учебное заведение всегда возлагало на педагогического работника три обязательных функции: первая - заниматься обучением; вторая - заниматься воспитательной работой (в совокупности их можно назвать педагогикой), и одновременно была третья функция, обязательная для работника высшей школы, - заниматься наукой. Поэтому они и назывались исторически (с учетом их основной функциональности) - «научно-

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Там же.

педагогические работники». Традиционно к ним относили собственно профессорско-преподавательский состав и «чистых» научных работников вуза, в частности, младших научных сотрудников, старших научных сотрудников.

Во-вторых, это деление необоснованно и потому, что научные сотрудники лабораторий, институтов, проблемных групп высших учебных заведений или академических структур ведут занятия и поэтому являются одновременно

педагогическими работниками.

В-третьих, введение подобных новелл неоправданно и потому, что в самой структуре высшего учебного заведения все больше появляется научно-исследовательских подразделений: опытно-конструкторских бюро, исследовательских,

междисциплинарных проблемных групп и даже целых институтов, а также бизнес-инкубаторов, технопарков и прочее. Все они -«нечистые», «неклассические» научные работники, а работники высшей школы, работающие одновременно на науку и образование. Как их именовать?

В-четвертых, вместо того, чтобы делать трудовое законодательство более компактным, и в тоже время понятным, доступным для работы, его делают громоздким, тяжелым, вязким, трудно понятным, запутанным.

Следующее наше мнение относительно новелл касается несогласованности между ранее действующими положениями Трудового кодекса и новыми федеральными законами по изменению, например, статьи 332 Трудового кодекса РФ, согласно части третьей научно-педагогический работник, который принимался на неопределенный срок, обязан был проходить избрание по конкурсу один раз в пять лет. Сейчас это требование убрали. Федеральным законом от 22.12.2014 № 443-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической

политике» в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей»

предусмотрели, что эта категория

«бессрочников» продляет свою возможность работать путем прохождения аттестации. Вроде бы логично. И вроде бы в интересах личности преподавателя. На самом же деле это не так. В чем минусы данной новеллы для образовательного учреждения?

Во-первых, нарушается принцип избрания по конкурсу преподавателей высшей школы. Фактически у кафедр, факультетов, вузов отобрали возможность обновления кадрового состава, повышения его качества и конкурентоспособности указанных подразделений.

Во-вторых, данное нововведение по своей сути направлено на создание, формирование в указанных коллективах келейщины, замкнутого кружочка сблизившихся и привыкших друг к другу людей, что, в конечном итоге, приведет к застою творческой мысли, инициативы, породит угодничество и коррупцию. В связи с проведением в отношении педагогических работников аттестации еще одна новелла вызывает недоумение. Согласно части седьмой статьи 332 Трудового кодекса РФ, если научно-педагогический работник не был избран или не изъявил желание участвовать в конкурсе, то с ним трудовой договор прекращался в соответствии с пунктом четыре статьи 336 Трудового кодекса РФ. Получается, что не избрание по конкурсу, как основание прекращения трудового договора убрали, а с работающим преподавателем, с которым трудовой договор заключен на неопределенный срок, можно расторгнуть договор, как с не прошедшим аттестацию.

Но ведь текущая аттестация - это одно, а продление трудовых отношений - это другое. Здесь должно быть обоюдное волеизъявление сторон. А при аттестации волеизъявления одной из сторон нет. Аттестация, видимо, необходима, но как промежуточная дополнительная ступень при подборе кадров.

В увязке с этой новеллой находится еще одно «новшество», указанное в части пятой статьи 332 Трудового кодекса РФ. Теперь не проводится конкурс только на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой, а что касается должностей научно-педагогических

работников, занимаемых беременными

женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, с которыми договор был заключен на неопределенный срок, то их исключили. Сейчас получается, что женщины обязаны пройти конкурс в период своей беременности. Однако, согласно части второй статьи 261 Трудового кодекса РФ, в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Получается коллизия норм. Кто и какой нормой будет руководствоваться? Разберутся? Неизвестно.

Что касается женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с которыми трудовой договор был заключен на неопределенный срок, то они, в связи с тем, что не проходят избрание по конкурсу, а подвергаются аттестации, попадают в особую зависимость от узкого круга лиц, которые эту аттестацию проводят. По сути дела, помимо отмеченной нами коррупционной составляющей, здесь огромное поле для самоуправства и произвола чиновников.

Есть еще одна, на наш взгляд, просто поразительная новелла. Речь идет об абзацах третьем и четвертом части второй, а также части третьей статьи 331 Трудового кодекса РФ.

Абзац 3 части 2 статьи 331 ТК РФ1:

Старая редакция:

«...Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и

несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

государства, а также против общественной безопасности; ...»

Новая редакция:

«.Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и

несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; ...»

Абзац 4 части 2 статьи 331 ТК РФ1:

Старая редакция:

«.Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. »

Новая редакция:

«.Имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.»

Часть 3 статьи 331 ТК РФ2:

Старая редакция - отсутствует

Новая редакция:

«.Лица, из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую

психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и

несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по

нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.».

Что сказать по поводу этого новшества? Оказалось, что все лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, указанные в абзаце третьем части второй статьи 331 Трудового кодекса РФ, кроме лиц, совершивших половые преступления, могут заниматься педагогической деятельностью, если "добро" дает комиссия по делам несовершеннолетних субъекта РФ. Вот это да!

Преступления средней тяжести - это все неосторожные преступления, за которые предусмотрена санкция в Уголовном кодексе РФ свыше 3-х лет, а за умышленные - не превышает 5 лет. Это очень серьезные преступления, которые могут влечь особо тяжкие последствия (например,

ч. 6 ст.2 64 УК РФ предусматривает гибель нескольких людей), а мы им разрешаем заниматься педагогической деятельностью.

Мы полагаем, что подобные новшества помимо нарушения этико-правовых аспектов порождают семена невиданного

злоупотребления властью и роста коррупции.

Мы затронули лишь один аспект противоречий, нестыковок в трудовом законодательстве России на уровне федеральных законов. Нам представляется, что таких нестыковок, разночтений, противоречий обнаружится еще больше при сравнении Трудового кодекса с подзаконными актами, например, с

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Там же.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

приказами Министерства образования и науки РФ. Прежде всего, это касается соотношения согласованности Трудового кодекса РФ и приказа Минобразования и науки РФ от 4 декабря 2014 № 1536 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-

педагогических работников",

зарегистрированного в Минюсте РФ 16 января 2015 года. Текст приказа был опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации»

(www.pravo.gov.ru) 16 января 2015 г, приказ вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Но в тексте самого Положения содержатся пункты со ссылкой на части третью и четвертую статьи 332 Трудового кодекса РФ, которые с 01.01.2015 утратили силу, а также часть пятую статьи 332 Трудового кодекса РФ, которая была изменена. Своевременно не внесены изменения и в Положение «О порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-

педагогических работников»1.

Все эти разночтения в законодательстве необходимо выявлять, анализировать, предлагать пути их разрешения в интересах российского законодательства и практики его применения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31. 12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

3. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей: Федеральный закон от 22.12.2014 № 443-ФЗ //

1 Приказ Минобразования и науки РФ от 28.07.2014 № 795« Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников»// «Российская газета». - 2014. - 29 августа. - № 196.

Официальный интернет-порталл правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 23.12.2014.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2014 № 489-ФЗ // Официальный интернет-портале правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 31.12.2014.

5. Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников: Приказ Минобразования и науки РФ от 4 декабря 2014 № 1536 // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.

6. Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников: Приказ Минобразования и науки РФ от 28.07.2014 № 795» // «Российская газета». -2014. - 29 августа. - № 196.

7. Якушин, В.А. Институт наказания в условиях глобализации // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -Тольятти: ВУиТ, 2013. - № 49(79)2013. -С.108-145.

Егоров И.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.