УДК 349.232; 378
О.Г. Шмелева
А.В. Лебедева
оплата труда педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования
В статье проводится анализ практики реализации действующего законодательства, регулирующего трудовую деятельность, в части оплаты труда педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования.
Ключевые слова: оплата труда, заработная плата, педагогические работники, трудовая деятельность педагогических работников, качество образования.
Традиционно в последние два десятилетия самый высокий уровень оплаты труда наблюдался в финансовом и топливно-энергетическом секторах экономики. Система образования, являясь составной частью экономики, финансируемой за счет средств бюджетов различных уровней власти, предлагала заработные платы ниже средних статистических показателей.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Указе от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [1] постановил обеспечить реальное увеличение заработной платы педагогических работников. Реализация вышеуказанных нормативных правовых актов и иных, направленных на достижение декларируемых целей, на практике вызвала немало вопросов.
Одним из основных субъектов, чья деятельность регламентирована в данном нормативно-правовом акте, является «педагогический работник». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], «педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Таким образом, к данной категории работников будут относиться и ректор вуза, и представители профессорско-преподавательского состава. Это подтверждает и Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, принятая постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 [3] и включающая в себя:
1) должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу;
2) должности руководителей образовательных организаций.
Особенности регулирования оплаты труда педагогических работников в Российской Федерации вытекают из следующих основных нормативных правовых актов:
- указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики» [5];
- указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [6];
- постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» [7];
- единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год: решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11 [9];
- письма Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2013 г. № ИР-485/08 «О дополнительных методических разъяснениях по вопросу повышения оплаты труда педагогических работников» [12].
Сопоставим существующую систему расчета средней заработной платы педагогического работника, как отчетного показателя Правительства РФ перед Президентом РФ, и реалии трудовой деятельности среднего педагогического работника. Предполагается, что повышение уровня оплаты труда в системе высшего профессионального образования должно способствовать привлечению в систему образования молодых талантливых преподавателей, стимулированию работающего профессорско-преподавательского состава к более эффективному осуществлению деятельности, а в результате - к росту конкурентоспособности и востребованности выпускников отечественных вузов.
В качестве главной стратегической цели государственной программы Российской Федерации «О развитии образования» на 20132020 гг. устанавливается «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики» [5].
Качество российского образования может оцениваться различными показателями. Образовательные учреждения, как отмеча-
ют ректор Горно-алтайского государственного университета В. Бабин и ректор СПб-ГУП А. Запесоцкий, выполняют не только роль передатчика накопленных знаний. На их базе также ведется обширная научно-исследовательская работа, формирующая основы для будущих нововведений в технике и технологии производства товаров и услуг, создаются рабочие места (в регионах от 10 до 20 процентов населения работают в системе образования), сохраняется культурное наследие и университетские традиции [15]. Как показала практика, оценить количественными показателями качество образования и его эффективность достаточно сложно. В рамках данного исследования выделим факторы, оказывающие основное, на наш взгляд, влияние на качество высшего профессионального образования:
- педагогические работники образовательных организаций;
- руководители образовательных организаций;
- материально-техническая база образовательных организаций;
- абитуриенты (качество их подготовки).
Поскольку объектом исследования в целом являются трудовые отношения, а педагогические работники являются основным производящим звеном в системе образования, проанализируем, как действующее законодательство направляет поведение этой категории субъектов права.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» [8] четко раскрывает особенности режима труда и отдыха различных категорий педагогических работников в системе образования для всех её уровней. Например, для профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) установлена 36-часовая рабочая неделя, которая определяется с учетом выполнения преподавательской работы, включая осуществление учебной, научно-исследова-
тельской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и иных видов работы.
Письмо Министерства образования РФ от 26 июня 2003 г. № 14-55-784ин/15 «Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования» [11] устанавливает элементы учебной работы и ее нормативы на учебный год (800-900 часов).
Из вышесказанного видно, что деятельность педагогических работников в достаточной мере регламентирована. Исходя из выполнения норм труда, работодатель производит оплату труда, выплату заработной платы.
Государство, желая сформировать гибкую, подотчетную обществу систему непрерывного профессионального образования, развивающую человеческий потенциал, обеспечивающую текущие и перспективные потребности социально-экономического развития, повышая престижность работы в системе образования, увеличивает оплату труда (заработную плату) в системе образования.
В Трудовом кодексе РФ в ст. 129 [4] заработная плата определена, как «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» [4].
Применительно, например, к профессорско-преподавательскому составу вуза это значит, что в состав заработной платы преподавателя в образовательной организации высшего профессионального образования будет включаться:
- заработная плата за выполнение основ-
ной работы (до 900 часов учебной нагрузки в год);
- заработная плата за внутреннее совместительство на 0,5 ставки в данной образовательной организации (до 450 часов учебной нагрузки в год);
- почасовая оплата до 300 часов за учебный год, не являющаяся совместительством.
На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» [12] работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования из числа профессорско-преподавательского состава продолжительность рабочего времени устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Таким образом, обучая бюджетных и коммерческих студентов, преподаватель может на одном рабочем месте выполнить от 1200 до 1350 часов только учебной нагрузки. Годовой объем рабочего времени преподавателя составляет примерно 1584 часа (36 часов в неделю умножаем на 44 рабочие недели). У преподавателя на иные виды работ остается от 234 до 384 часов. Следует подчеркнуть следующее - выполнение учебной нагрузки преподавателем не предполагает ведения иных видов обязательных работ, например, совместной научно-исследовательской работы со студентами, собственной научной деятельности (написание статей, монографий, проведение исследований и т.д.), учебно-методической работы (разработка учебных программ, учебных пособий, планов семинарских и практических занятий и т.д.). Как правило, это является частью учебно-методической подготовки профессорско-преподавательского состава к проведению учебного занятия.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2013 г. № ИР-485/08 «О дополнительных методических разъяснениях по вопросу повышения оплаты труда педагогических работников» [12] указывает на то, что показатель средней заработной платы педагогического работника образовательной организации будет рассчитан на основе всей
суммы доходов, полученных в ней, вне зависимости от того, по основному месту работы эти начисления произошли, или нет.
В 2012-2014 гг. произошел рост средней заработной платы в системе образования. Например, как отмечается в Докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования, среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования составила 45,4 тыс. рублей в первом полугодии 2014 г. (прирост по отношению к аналогичному периоду 2013 года - 21,1%) и по итогам первого полугодия 2014 г. составила 144,2% от среднемесячной заработной платы по Российской Федерации [14]. Причин тому несколько:
- рост базовых окладов;
- изменение системы оплаты труда.
На основании Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год [9] государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования, самостоятельно разрабатывают положения об оплате труда в рамках соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством. На практике передача образовательным организациям права самостоятельно устанавливать правила оплаты труда привела к конфликтам. Основными причинами разногласий явились: большой разрыв в размере заработной платы профессорско-преподавательского состава и руководителей образовательных организаций; нежелание руководителей образовательных организаций участвовать в развитии социально-партнерских отношений; сложность и непрозрачность вводимых систем оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» [13] основными принципами государственной
статистики являются: полнота, достоверность, научная обоснованность предоставления и общедоступность официальной статистической информации; применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии.
Как правило, сравнивая показатели средней заработной платы по отраслям, используют данные за конкретный месяц. В отношении сферы образования эта методика не работает, так как распределение учебной нагрузки в течение учебного года весьма неравномерно. Поэтому наиболее целесообразным представляется использование в качестве отчетного периода - учебный год.
Официальная статистика указывает на рост средней заработной платы в системе образования, но не в рамках действующих норм труда в данной сфере деятельности. Как было показано выше, рост учебной нагрузки преподавателя приводит к тому, что он поверхностно выполняет иные виды работ: научно-исследовательскую, учебно-методическую, организационно-методическую.
Особенностью профессиональной деятельности педагогических работников является то, что при её интенсификации (например, численность студентов в группе составляет более 25 человек, практические занятия ведут не два, а один преподаватель), как правило, снижается качество.
Таким образом, основная цель, сформулированная в государственной программе Российской Федерации «О развитии образования» на 2013-2020 гг., может быть реально достигнута только при соблюдении разработанных норм труда педагогических работников. Необходимо внести изменения в действующие нормативные правовые акты, определяющие порядок исчисления средней заработной платы в системе образования, связав её именно с выполнением норм труда по основному месту работы, ограничив 1 ставкой. Нормы труда педагогических работников в большинстве случаев установлены на учебный год, следовательно, он и должен быть расчетным периодом.
ЛИТЕРАТУРА
1. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/5361-ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-ot-7-maya-2012-goda-597 (дата обращения: 24.12.2014).
2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1), ст. 7598.
3. Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций : постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 33, ст. 4381.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 17, ст. 2058.
6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 // Российская газета. - 2012. - 9 мая.
7. Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры : постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 // Российская газета. - 2003. - 16 августа.
8. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений : приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 // Российская газета. - 2006. - 12 августа.
9. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год : решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11 // Российская газета. - 2015. - 12 января.
10. О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников : приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 // Российская газета. - 2011. - 11 февраля.
11. Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования : письмо Министерства образования РФ от 26 июня 2003 г. № 14-55-784ин/15 // Бюллетень Минобразования РФ. - 2003. - № 11.
12. О дополнительных методических разъяснениях по вопросу повышения оплаты труда педагогических работников : письмо Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2013 г. № ИР-485/08 // Официальные документы в образовании. - 2013. - № 30.
13. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 7 декабря.
14. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. URL: http://government. ru/media/files/n1ZAKpAX56U.pdf (дата обращения: 22.12.2014).
15. Запесоцкий А. Убить вуз / А. Запесоцкий. URL: http://www.rg.ru/2012/11/13/zapesock ij.html (дата обращения: 24.12.2014).
© Лебедева А.В., 2015 © Шмелева О.Г., 2015 Статья получена: 28.01.2015