Научная статья на тему 'Заработная плата преподавателя вуза: сравнительно-правовой анализ'

Заработная плата преподавателя вуза: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2019
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / UNIVERSITY TEACHER / LECTURER OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL WORK / SCIENCE WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукинова Светлана Алексеевна

В статье анализируются российские и зарубежные правовые акты, касающиеся заработной платы преподавателей вузов. Внесение предложения по совершенствованию регулирования заработной платы преподавателей высшей школы в России, с учетом метода сравнительного правоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Salary of the teacher of higher education institution: comparative and legal analysis

The modern problems of the labour-legal status of high school teachers in Russia are designated in this article. The article analyzes the legal acts of the Russian and foreign wage academics. The method of comparative law allowed the author to make suggestions to improve the regulation of wages teachers in higher education in Russia.

Текст научной работы на тему «Заработная плата преподавателя вуза: сравнительно-правовой анализ»

СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 349.232:378-057(4/7)

С. А. Лукинова*

Заработная плата преподавателя вуза: сравнительно-правовой анализ

В статье анализируются российские и зарубежные правовые акты, касающиеся заработной платы преподавателей вузов. Внесение предложения по совершенствованию регулирования заработной платы преподавателей высшей школы в России, с учетом метода сравнительного правоведения.

The modern problems of the labour-legal status of high school teachers in Russia are designated in this article. The article analyzes the legal acts of the Russian and foreign wage academics. The method of comparative law allowed the author to make suggestions to improve the regulation of wages teachers in higher education in Russia.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, заработная плата, зарубежный опыт.

Key words: university teacher, lecturer of an institute of higher education; educational work; science work.

Анализ трудоправового статуса преподавателя вуза показал, что в России по-прежнему актуальной остается проблема установления размера заработной платы преподавателей, которая может быть успешно решена в том числе с учетом положительного зарубежного опыта [1]. По мнению Н.А. Абузяровой, введение новых систем оплаты труда педагогов должно прежде всего решить проблему усиления мотивации их труда [2].

Так, вплоть до 2005 г. в законах «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) содержалось положение о том, что размер среднего должностного оклада педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава устанавливается на уровне, в два раза превышающем показатели средней заработной платы работников промышленности.

* © Лукинова С. А., 2015

293

Однако, как известно, декларируемое в течение 13 лет это положение не было реализовано на практике.

О. Дмитриева полагает [3], что планируемые темпы роста заработной платы работников образования остаются невыполненными, базовые оклады остаются недостаточно высокими, А.Ф. Нуртдинова считает, что на смену продуманной ЕТС пришла непродуманная система оплаты труда бюджетников [4].

Так, в п. 4 пп. 7 ст. 49 проекта закона об образовании отмечалось, что размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, педагогического стажа, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается.

В этой связи возникает множество вопросов, на которые, к сожалению, новый закон не содержит ответов, например, по каким параметрам будет оцениваться сложность работы преподавателя, интенсивность, качество и результативность труда преподавателя. Эти критерии в законе отсутствуют, хотя наличествует огромное количество определений различных терминов, что, по мнению многих ученых, делает закон более похожим на словарь, нежели на акт высшей юридической силы.

Для эффективной реализации норм закона потребуются качественные подзаконные акты, в противном случае нарушения трудовых прав преподавателей при установлении заработной платы неизбежны.

Новая система оплаты труда преподавателей вузов вводится распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 290-р, которым утверждена «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 г.» [5]. Средняя зарплата преподавателей должна сравняться со средней зарплатой по экономике региона.

На 1 этапе - 2012-2013 гг. - предусмотрена разработка необходимой правовой базы и только на 2 этапе (2014-2015) будут установлены показатели, характеризующие эффективность деятельности работников, подготовка профессиональных стандартов и введение базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.

В настоящее время фонд, предназначенный для выплаты компенсирующих и стимулирующих доплат, иногда на 90 % расходуется на доплаты административному персоналу [6].

294

В законе также отсутствуют четкие определения каждого употребляемого элемента заработной платы (надбавки, доплаты, поощрительные выплаты и др.). Их указание позволит ликвидировать многочисленные злоупотребления и противоречия в организации и стимулировании труда, упростить расчеты по заработной плате, повысить для работников, прежде всего бюджетной сферы, гарантии получения искомых денежных сумм [7].

В этой связи интересен опыт зарубежных стран, касающийся заработной платы преподавателей вузов. Данные о зарплате, условиях контрактов, льготах и компенсациях преподавателей государственных университетов 28 стран были собраны группой из трех десятков исследователей в Center for International Higher Education в Бостоне и подготовлены к публикации в виде книги под названием «Зарплаты профессуры. Глобальный сравнительный анализ компенсаций и других условий трудовых договоров» под редакцией Филипа Альтбаха, Лиз Рейзберг, М. Юдке-вич, Г. Андрущака и И. Ф. Пачеко [8].

Цифры зарплаты профессоров до уплаты налогов были пересчитаны на доллары, с поправкой на сравнительную покупательную способность в различных странах. Кроме того, исследователи сравнили зарплаты с внутренним валовым продуктом на душу населения, чтобы узнать, как ценится работа вузовских преподавателей по сравнению с трудом их соотечественников в других сферах, и выяснить социальное значение профессии преподавателя в обществе.

Выяснилось, что в среднем опытный профессор в Швейцарии получает 17 073 франков в месяц. Это на 3 тыс. франков больше, чем в Канаде и почти вдвое больше, чем в Германии, где профессора считаются государственными служащими. Даже откорректированные с учетом швейцарской покупательной способности цифры показывают, что для иностранных профессоров работа в швейцарских вузах оправдывает вложенные усилия. По расчетам Григория Андрущака, кандидата экономических наук, научного сотрудника Лаборатории институционального анализа НИУ ВШЭ, заработная плата профессора в Швейцарии в три раза превышает внутренний валовой продукт на душу жителя - такая цифра может служить индикатором среднего дохода в стране. «В Швейцарии, таким образом, наивысшие академические зарплаты для развитых стран», - говорит экономист.

В некоторых странах профессорам едва хватает денег на жизнь. К примеру, в Казахстане университетский преподаватель получает вполовину меньше, чем человек равной с ним квалификации, который трудится в другой сфере.

295

Скромна зарплата вузовских преподавателей в России, хотя с 2008 г. (в подготовке исследования использовался, главным образом, этот период) «она повысилась в полтора раза», - утверждает Григорий Андрущак. К сожалению, наша страна оказалась единственной, где преподавателям вузов платят меньше, чем в среднем составляет валовый внутренний продукт на душу населения - всего 60 %. В частности, для российских педагогов предусматривается право на длительный отпуск сроком до одного года, предоставляемый педагогическим работникам через каждые десять лет их непрерывной преподавательской работы, а также право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия педагогам в приобретении книгоиздательской продукции и периодических изданий.

В Республике Таджикистан педагогические работники к очередному ежегодному отпуску получают так называемое лечебное пособие в размере месячного оклада. В Эстонской Республике и в Германии педагоги государственных учреждений народного образования признаются государственными служащими и на них распространяются права и льготы, предусмотренные для государственных служащих.

Закон Азербайджанской Республики предусматривает постепенное доведение размера заработной платы педагогических работников до уровня заработной платы работников образования развитых европейских государств, право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет и ограничение учебной нагрузки педагогов общеобразовательных учебных заведений 12 ч в неделю, а профессорско-преподавательского состава вузов - 450-500 ч. в год.

Например, в Эфиопии (четвертой с конца списка по уровню оплаты профессуры) месячная зарплата профессора университета в 30 (!) раз превышает ВВП на душу населения, что явственно доказывает, насколько ценятся в этой стране научные кадры и образование в целом. Кроме заработной платы, гонораров и других финансовых форм вознаграждения за труд вузы привлекают и бонусами - в особенности в тех странах, где зарплаты невысоки. К примеру, преподавателям в той же Эфиопии или Японии компенсируют расходы на жилье. В Мексике каждому профессору полагается подарок к Рождеству: две бутылки сидра и замороженная индейка, а при заключении брака - бонус. В Индии, например, политика ограничения населения проводится также и через университеты: профессор-мужчина имеет право на оплаченную государством операцию по ва-зектомии, а женщина - стерилизации, что, несомненно, экономит им

296

расходы на предохранение и высвобождает время от воспитания детей, чтобы посвятить его науке.

Закономерен вопрос - гарантируют ли топ-зарплаты профессоров наивысшее качество обучения в той или иной стране? «То, что швейцарские университеты настолько ценятся в мире, объясняется исключительной результативностью их работы. В Швейцарии немало высших школ международного значения, для такой маленькой страны это исключительный факт», - пояснил Филип Альтбах.

Однако неравенство проявляется не только в разнице преподавательских зарплат в различных государствах, но и между университетами одной и той же страны. Такие примеры отмечены и в Швейцарии: согласно прежде никогда не обнародовавшимся цифрам от Швейцарской университетской конференции, старший научный сотрудник Федеральной политехнической школы Цюриха (ETH) или Лозанны (EPFL) получает в год на 90 тыс. франков больше, чем преподаватель небольшого и относительно молодого Университета Люцерна. В целом преподаватели вузов немецкоязычной части страны зарабатывают больше, чем их коллеги из Университетов Фрибурга или Лозанны [9].

Альтбах подчеркивает также, что в большинстве стран зарплаты преподавателей варьируются в зависимости от их предмета: медицина, юриспруденция и экономические дисциплины входят в число наиболее высокооплачиваемых. А в целом «университеты платят больше в тех секторах, где наибольшая конкуренция в профессиональной жизни». Полных сравнительных данных по Швейцарии нет, но исследователи обратили внимание на то, что столь известная бизнес-школа, как Университет Санкт-Галлена, полностью следует этой тенденции. Швейцария находится на первом месте по размеру вознаграждения преподавателей вузов, и в среднем университетские профессора зарабатывают 17 тыс. франков в месяц.

Увеличивается разница между ведущими научноисследовательскими центрами и обычными вузами, и для вступающих на рынок труда все важнее иметь диплом именно престижного университета. В Швейцарии это еще не настолько сильно заметно. Возможно, это связано с тем, что лишь 18 % выпускников школ выбирают для себя высшее образование. Нет также гарантии, что Швейцарии удастся сохранить свое лидирующее место в области научных исследований: классические

исследовательские программы, как и в США, Японии и Г ермании, требуют участия самых талантливых ученых мира, и находить их с каждым годом все сложнее.

297

Важно отметить, что в различных российских вузах существуют совершенно разные нормы на выполнение одних и тех же видов нагрузки. В то же самое время уровень ставок ППС держится на одном уровне. Такая ситуация, по мнению исследователей в соответствии с теорией справедливости Дж. Адамса, может быть одной из основных причин демотивации персонала [10].

В рамках теории справедливости Дж. Адамс утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу. Как результат, люди могут сделать вывод о справедливости или несправедливости их вознаграждения в организации. Согласно теории Дж. Адамса справедливый подход к системе оплаты труда является важнейшим мотиватором эффективной и продуктивной деятельности. В этой связи проблема измерения трудоемкости учебной нагрузки ППС является не просто актуальной, более того, ее игнорирование может привести к снижению качества предоставления образовательных услуг.

Но, очевидно, нужно стремиться сделать этот, хотя и примерный, перечень видов научной работы, выполняемой преподавателем вуза, максимально полным. Сейчас в него не входят такие виды работы, в научном характере которых не может быть сомнений, а именно: научное руководство аспирантами, консультирование докторантов; рецензирование и оппонирование диссертаций, выступление на конференциях, особенно иногородних или международных; сбор материала для написания докторских диссертаций или монографий и т. д.

Более полно перечислить виды научной работы, выполняемой преподавателем, можно было бы в локальных актах вуза.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Полагаем, что указанное соотношение должно быть указано непосредственно в законе, так же как и продолжительность рабочего времени и ежегодного оплачиваемого отпуска преподавателя.

Эффективная реализация конституционных положений и норм нового закона РФ «Об образовании» возможна только при наличии другого участника образовательных отношений - педагога, способного на высоком

298

профессиональной уровне осуществлять обучение и воспитание обучающихся, прививать им знания, навыки и умения в соответствии с требованиями, закрепленными Всеобщей декларацией прав человека и вышеуказанным законом.

Социальные и иные льготы и гарантии, которые предоставляет закон работникам сферы образования, как раз и являются наиболее ярким показателем степени общественного признания труда педагога, а также подлинного желания государства иметь в качестве учителей и воспитателей общества его наиболее достойных представителей.

Из анализа прав, социальных льгот и гарантий, закрепленных законами об образовании государств - участников СНГ и государств Балтии, трудно сделать оптимистичный вывод о правильном понимании законодателем роли и значения педагогических кадров в современном обществе и мире. Значительная часть государств в лучшем случае ограничилась сохранением прав и льгот, которые предоставляло педагогам Советское государство (удлиненные отпуска, шестичасовой рабочий день, некоторые преимущества в получении жилой площади и пенсионном обеспечении) [11].

Вызывает тревогу наметившаяся в России в последние 10 лет тенденция к отказу от принципа верховенства закона в закреплении основных трудовых прав преподавателей высшей школы и повышению роли подзаконных актов, что резко снижает уровень гарантий трудовых прав работников и приводит на практике к нарушению важнейших международноправовых и конституционных принципов и прежде всего принципа равной оплаты за труд равной ценности.

Полагаем, что следует согласиться с предложением Е.Н. Козиной, которая предлагает законодательно закрепить норму-гарантию, согласно которой базовая часть заработной платы по отношению к надтарифной должна составлять не менее 60 % [12].

В России работники и представительные органы работников бюджетного сектора вынуждены самостоятельно бороться за стимулирующие выплаты, тогда как в большинстве развитых стран работники альтернативного сектора экономики получают значительные премии к заработной плате из государственного бюджета. Например, в США работники альтернативного сектора получают за свой труд более 7 долл. в час [13].

Полагаем, что при принятии нормативных правовых актов о труде преподавателей вузов в России может быть использован положительный опыт правового регулирования зарубежных стран и советского периода. Особенно это относится с нормированием труда преподавателей высших

299

учебных заведений. Так, в СССР при планировании учебной нагрузки учитывалось не номинальное количество учебных часов на проведение лекционных и семинарских (практических) занятий ( как это делается сейчас), а реальное количество часов, включая подготовку к проведению этих занятий в пропорции 1 к 3 в отношении лекционных занятий и 1 к 2 - в ожидании семинарских (практических) занятий.

Эффективная правовая основа высшей советской школы сыграла не последнюю роль в ее признанных мировым сообществом успехах.

Кроме того, национальные законодатели при установлении заработной платы преподавателей вузов могут использовать Рекомендацию о труде учителей, принятую в 1966 г. межправительственной конференцией, созванной по инициативе ЮНЕСКО с участием МОТ [14].

Рекомендация в частности, содержит следующие правила:

1) заработная плата педагогов должна рассчитываться на годовой основе;

2) срок продвижения от минимального к максимальному уровню шкалы условной заработной платы не должен превышать 10-15 лет;

3) педагоги должны получать специальные надбавки к заработной плате при приеме их на временную работу.

Таким образом, реформирование системы высшего профессионального образования в России, к сожалению, проходит в условиях несформировавшейся надежной и эффективной правовой базы, регулирующей трудовые отношения ключевой фигуры этого процесса - преподавателя высшей школы.

Список литературы

1. Абузярова Н.А. Правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере // Журн. рос. права. - 2012. - № 5. - С. 45.

2. Adams J. S. Inequity in social exchange // In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 2). - New York: Academic Press, 1965.

3. Дмитриева О. «Политический цикл» - новый, бюджетная политика -прежняя // Рос. экон. журн. - 2008. - № 11.

4. Киселев И.Я. Сравнительной и международное трудовое право: учеб. для вузов. - М.: Дело, 1999.

5. Козина Е. В. Соотношение базовой части заработной платы и надтарифных выплат // Труд. право. - 2010. - № 8.

6. Лукинова С.А. Региональный опыт правового регулирования труда: историко-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2000.

7. Лукинова С.А. Проблемы правового регулирования труда преподавателя вуза // Ленингр. юрид. журн. - 2013. - № 2 (32).

300

8. Нуртдинова А. Ф. Заработная плата. Государственное и коллективнодоговорное регулирование // Право и экономика. - 1999. - № 7.

9. "Paying the Professoriate. A Global Comparison of Compensation and Contracts". - Routledge, New York. - 2012.

10. Сенников Н. М. О некоторых правовых проблемах введения новой системы оплаты труда работников образования // Труд. право. - 2008. - № 3.

11. Сойфер В. Г., Желтов О. Б. Правовые проблемы оплаты труда: теория и практика // Труд. право. - 2007. - № 6.

12. Swiss professors among best paid in the world///http:www.nashagazeta.ch9770

13. Сырых В.М. Вступительная статья к изданиям серии «Законодательство об образовании». - М., 2003. - Т. 2, 3.

14. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

301

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.