Научная статья на тему 'Реформирование заработной платы преподавателей в системе высшего образования'

Реформирование заработной платы преподавателей в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION FUNDING / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / AVERAGE SALARIES / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / SALARY REFORMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салаватов Магомеднаби Ильмияминович

Целью данного исследования является анализ заработной платы профессорско-преподавательского состава (ППС) в российских вузах и выявление проблем, ограничивающих ее реформирование. Методы. В работе применен графический метод исследования. Результаты. Выявлено, что в последние годы средние зарплаты преподавателей в системе высшего образования растут, но при этом сокращается численность ППС и одновременно осуществляется увеличение индивидуальной учебной нагрузки. Выводы. Исследование продемонстрировало факт несоответствия уровня оплаты труда преподавателей и выполняемой им нагрузки. На реформирование заработной платы, кроме неэффективного финансирования, влияют еще и внутренние факторы вузов, которые ограничивают ее рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF LECTURERS’ SALARIES IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The aim of this study is to analyze the salaries of the higher-education teaching staff (HETS) in Russian universities and the identification of problems restricting reform. Methods. The work applied the graphical method of study. Results. It is revealed that in recent years the average salaries of teachers in higher education are growing, but at the same time the number of HETS and at the same time is the increase in individual teaching load. Conclusions. The study demonstrated the mismatch of the level of remuneration of lecturers and their load. The salary reforming, in addition to inefficient funding is affected by internal factors of universities that limit its growth.

Текст научной работы на тему «Реформирование заработной платы преподавателей в системе высшего образования»

Экономические науки / Economical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 339.138

DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-104-108

Реформирование заработной платы преподавателей

в системе высшего образования

© 2018 Салаватов М. И.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования является анализ заработной платы профессорско-преподавательского состава (ППС) в российских вузах и выявление проблем, ограничивающих ее реформирование. Методы. В работе применен графический метод исследования. Результаты. Выявлено, что в последние годы средние зарплаты преподавателей в системе высшего образования растут, но при этом сокращается численность ППС и одновременно осуществляется увеличение индивидуальной учебной нагрузки. Выводы. Исследование продемонстрировало факт несоответствия уровня оплаты труда преподавателей и выполняемой им нагрузки. На реформирование заработной платы, кроме неэффективного финансирования, влияют еще и внутренние факторы вузов, которые ограничивают ее рост.

Ключевые слова: финансирование образования, средняя заработная плата, реформирование заработной платы.

Формат цитирования: Салаватов М. И. Реформирование заработной платы преподавателей в системе высшего образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 104-108. DOI: 10.31161/1995-06672018-12-1-104-108.

The Reform of Lecturers' Salaries in the Higher Education System

© 2018 Magomednabi I. Salavatov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of this study is to analyze the salaries of the higher-education teaching staff (HETS) in Russian universities and the identification of problems restricting reform. Methods. The work applied the graphical method of study. Results. It is revealed that in recent years the average salaries of teachers in higher education are growing, but at the same time the number of HETS and at the same time is the increase in individual teaching load. Conclusions. The study demonstrated the mismatch of the level of remuneration of lecturers and their load. The salary reforming, in addition to inefficient funding is affected by internal factors of universities that limit its growth.

Keywords: education funding, average salaries, salary reforming.

For citation: Salavatov M. I. The Reform of Lecturers' Salaries in the Higher Education System. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 104-108. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-104-108. (In Russian)

Введение

В последнее время финансирование образования в Российской Федерации является одной из наболевших проблем государства. Для улучшения качества образования, ее доступности для большинства граждан страны,

обеспечения образовательных структур всеми необходимыми ресурсами требуется, прежде всего, разработать действенный хозяйственный механизм финансирования образования, так как нехватка финансовых ресурсов в сфере образовательных услуг может

спровоцировать как снижение уровня образования, так и осуществление замедления ее экономического роста, а также ухудшение уровня жизни педагогов из-за низких оплат труда и снижение реальной заработной платы.

В Российской Федерации финансирование образования осуществляется в основном за счет внебюджетных и бюджетных средств [1].

Вопрос о действенности функционирующих в системе высшего образования финансовых инструментов, в частности в сфере финансирования оплат труда работников, не утратил свою актуальность и в условиях ограничения бюджетных средств, невзирая на сокращение числа студентов и профессорско-преподавательского состава (III 1С), закрытия некоторых вузов и т. д.

Материалы и методы исследования

Штатная численность ППС в вузах постепенно сокращается. За последние годы этот показатель снизился на одну треть. Основное снижение пришлось на 2013 -2014 годы (см. рис. 1). Сокращение профессорско-преподавательского состава происходило на фоне повышения заработной платы в учреждениях системы высшего образования. Средняя заработная плата ППС в Российской федерации в 2013 повысилась на 30 % по сравнению с предыдущим годом, а в 2016 году прирост достиг 9 % по отношению к 2015 году (рис. 2). Снижение темпов прироста средней заработной платы профессорско-преподавательского состава, зародившееся в 2014 году, продолжается [3].

* Источник: Росстат, расчеты Аналитического центра

Рис. 1. Изменение численности студентов, профессорско-преподавательского состава вузов и количества образовательных организаций высшего образования*

Совсем недавно кабинет министров РФ рассматривал вопрос о реформировании сферы образования в целом и вузов, в частности. Одной из важнейших причин явилась низкая, не отвечающая современной рыночной конъюнктуре, заработная плата каждого отдельного преподавателя системы высшего образования. Проведенные исследования правительством продемонстрировали, что в сущности, выпла-

чиваемая заработная плата абсолютно не соответствует установленным нагрузкам, что в некоторой степени и послужило началу реформ.

Президентский указ о постепенном увеличении оплаты труда работникам бюджетной сферы с 2012 по 2018 год был подписан в мае 2012 года. В нем заложена реализация повышения заработной платы бюджетной категории работников в два временных этапа:

- 1-й этап - с 2012 по 2014;

- 2-й этап - с 2015 по 2018.

3

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 1. 2018

••• ОЭРи JOURNAL. Уо!. 12. N0. 1. 2018

Источник: Росстат

Рис. 2. Средняя заработная плата ППС в российских вузах, руб.

60000

50000

40000

30000

20000

10000

55 028

50 703 49 861

40 428 42 822

И 1Шш щЩ ¿шш 00Ш щш

щт

Щ-Щ ШЩ ШхШ щш уШШ 1111

шШ

2013 2014 2015 2016 2017*

К 2017 году оплата должна составлять от 100 % до 200 % от средней региональной зарплаты. В соответствии с указом, начиная с 2012 года зарплата педагогов должна была соответствовать среднему по региону и не опускаться ниже этой величины. К 2018 году оплата труда преподавателей колледжей и работников Министерства культуры должна повыситься до того же уровня, а у врачей и педагогов вузов - превзойти среднюю по региону вдвое.

Но, к сожалению, не все майские указы президента на сегодняшний день реализованы, возникли определенные трудности с их выполнением. На майском совещании 2017 года Владимир Путин попросил правительство изучить альтернативные варианты с тем, чтобы исправить эту ситуацию. Им было предложено проиндексировать заработные платы бюджетной категории работников с учетом инфляции, не включенных в майские указы от 2012 года. Кроме того, президент подчеркнул, что не во всех регионах Российской Федерации обязательства с повышением заработной платы претворяются на деле

[5].

Результаты и их обсуждение

Средняя зарплата педагогов (по данным Росстат) в Российской Федерации за 2016г.

составил 55 тыс. рублей (рис.2). Данная величина заработной платы позволила бы создать условия в большинстве регионов страны для достойного образа жизни, но такие оклады там отсутствуют. Тем не менее, эта среднестатистическая величина формируется из существенно отличающихся между собой показателей. Максимальная величина зарплат на Дальнем Востоке и в регионах севера составляет 75 тыс. рублей, в Москве - 66 тыс. рублей. А самые низкие зарплаты - менее 20 тыс. рублей имеют педагоги в Калмыкии и в северокавказских республиках. В итоге, основная часть педагогов получают оплату труда в размере до 25 тыс. рублей.

Между тем, такая тенденция складывается по всей стране, в том числе и в Республике Дагестан. В вузах региона сверх меры раздуваются административные штаты. В некоторых учреждениях системы высшего образования менеджеров уже едва ли не больше, чем самих ППС, к тому же доходы управленцев, без сомнения, выше. Не исключено, что осуществляется масштабное вредительство, способное развалить всю систему высшего образования в регионе.

С тем, чтобы как-то реализовать директивы правительства и платить менеджерам и профессорско-преподавательскому составу

больше, руководство республиканских вузов, на которых и накладывалось разыскивание финансовых средств для существенного повышения в последнее время, следует по пути «оптимизации», т.е. сокращения. Индивидуальная учебная нагрузка возросла до 900 часов в год. Увеличилось соотношение неаудиторных и аудиторных занятий в пользу последнего. На треть, на половину сокращаются ставки, контракты не всегда продлеваются. В унизительных конкурсах вынуждены участвовать и авторитетные учёные с большим багажом знаний и нет никаких гарантий, что они останутся работать. Зачастую создается впечатление, что благодаря размытым критериям конкурса в вузах избавляются от неугодных преподавателей, независимо от их статуса, авторитета и званий.

При этом сэкономленную часть фонда оплаты труда, в результате оптимизации, можно распределить между оставшимися. Тот факт, что от этого пострадают система и качество подготовки бакалавров и магистров, давно мало кого тревожит. Средняя школа, при которой доступность образования уже длительное время зависит от финансовых ресурсов родителей, нанимающих репетиторов, деградирует как учебное заведение, призванное прежде сформировать и поставить на ноги молодое поколение, потому как ни тем, ни другим уже не занимается. Схожая обстановка сейчас формируется и в учреждениях высшего образования, где рушатся целые научные школы и традиции, а интересы профессорско-преподавательского состава, студентов и, в конечном счете, республики и в целом всей страны уступают свое место другим приоритетам.

На сегодняшний день ряд средств массовой информации пишут о том, что Министерство образования и науки берет на себя обязанности по выявлению дополнительных финансовых средств на повышение заработной платы ППС, снимая эти функции с самих вузов. Финансовые ресурсы будут перераспределены с других статей расходов министерства. Об этом информирует РИА Новости,

1. Глотова И. И., Саркисова Р. А. Проблемы финансирования образования в Российской Федерации // Экономические науки. 2013. № 17-1. С. 29-30.

2. Карпов А. Вузовским преподавателям повысят за рплаты. Но не всем... // Новости города Ростова-на-

ссылаясь на руководителя ведомства Ольги Васильевой [2].

По предварительным прогнозам, оплата труда профессорско-преподавательского состава вузов в 2018 г. будет пересмотрена и увеличена. Вот только вопрос о размере увеличения и о том, из каких источников это произойдет, остается открытым.

Заключение

Образовательная реформа, начатая в 2012 году, должна была способствовать повышению уровня жизни преподавателей образовательных учреждений, улучшению качества педагогической деятельности и престижа профессии. Но наше государство переживает нынче не лучшие времена. Инициативы переменить ситуацию, осуществить преобразования и высвободить финансовые ресурсы в бюджете для реализации обязательств непременно затронут педагогические коллективы всех уровней образования. И намеченный рост оплаты труда педагогов, по всей видимости, будет реализован. Вот только вследствие экономического кризиса и роста цен повышение оплаты труда для педагогов, к большому сожалению, не будет означать существенного улучшения качества жизни [4].

Таким образом, на данном этапе становится очевидным факт несоответствия уровня оплаты труда преподавателей и выполняемой им нагрузки, в том числе и под воздействием выявленных проблем. Нехватка бюджетных средств для финансирования статей, направленных на образование, проявляется не только на количестве, но и на качестве образования, которые будут отражаться на знаниях будущих специалистов, а также и педагогов. И они будут вынуждены ради достойной жизни в обществе приспосабливаться к современным реалиям деградирующего образования в России. Все это лишний раз свидетельствует о несовершенстве финансовых механизмов оплаты труда профессорско-преподавательского состава, следовательно, необходимы дальнейшие реформы заработной платы с учетом выявленных проблем.

Дону и юга России 04.03.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://big-rostov.ru/ vuzovskim-prepodavatelyam-povysyat-zarplaty-no-ne-vsem/ [дата обращения: 29.01.2018].

3. Бюллетень о сфере образования. Выпуск 12. Июнь, 2017. С. 9-10.

Литература

4. Какая будет зарплата у учителей в 2017 году. Повышение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.2014godloshadi.ru/novosti-na-2014-god/1129-kakaya-budet-zarplaty-uchiteley-v-2017-godu-povyshenie.html [дата об-

1. Glotova I. I., Sarkisova R. A. Problemy finansiro-vaniya obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Problems of financing education in the Russian Federation]. Economic science. 2013. No. 17-1. Pp. 29-30. (In Russian)

2. Karpov A. Vuzovskim prepodavatelyam povy-syat zarplaty. No ne vsem... [University lecturers' salaries will increase. But not for everybody...]. News of the city of Rostov-on-Don and the South of Russia 04.03.2017. [Electronic resource]. Access mode: https://big-rostov.ru/vuzovskim-prepodavatelyam-povy-syat-zarplaty-no-ne-vsem/ [accessed 29.01.2018].

3. Bulletin on education. Issue 12. June, 2017. Pp. 9-10. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Салаватов Магомеднаби Ильмиямино-вич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, дизайна и предпринимательства, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

5. Путин поручил поднять зарплаты бюджетникам, не попавшим под "майские" указы. РИА Новости, 24.05.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/society/20170524/

1495028126.htmL[дата обращения: 12.01.2018].

4. What the teachers' salaries will be. Increase. [Electronic resource]. Access mode: http://www.2014godloshadi.ru/novosti-na-2014-god/1129-kakaya-budet-zarplaty-uchiteley-v-2017-godu-povyshenie.html [accessed 15.01.2018].

5. Putin poruchil podnyat' zarplaty byudzhet-nikam, ne popavshim pod "mayskiye" ukazy [Putin instructed to raise salaries for public sector workers, who do not fall under the "May" decrees]. RIA Novosti, 24.05.2017. [Electronic resource]. Access mode: https://ria.ru/society/ 20170524/ 1495028126.html [accessed 12.01.2018].

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Magomednabi I. Salavatov, Ph. D. (Economics), assistant professor, the chair of Economics, Design and Business Studies, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ращения: 15.01.2018]. References

Принята в печать 16.01.2018 г.

Received 16.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.