Л.В. НАУМОВА
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В 1985-1995 гг.:
НА МАТЕРИАЛАХ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: мотивация труда, преподаватели вузов, вознаграждение, материальное стимулирование.
Исследована актуальная проблема вознаграждение труда в виде заработной платы, премий, надбавок и доплат, т.е. материальное стимулирование, которое является одной из составляющих мотивации труда. Цель работы - выявить роль вознаграждения как фактора мотивации труда преподавателей вузов в 1985-1995 гг. на материалах Тверской области.
L.V. NAOUMOVA
COMPENSATION AS THE FACTOR OF HIGH SCHOOL PROFESSORS' LABOUR MOTIVATION IN 1985-1995: ON MATERIALS OF TVER REGION
Key words: labour motivation, high school professors, compensation, material incentives.
The work examines the urgent problem of labour compensation like the salary, the premium, extra charges and surcharges. The main aim of the issue is determination of the labour compensation role of the scientific and pedagogical staff of universities on the base of the research carried out on the materials of Tver region in the period of 1985-1995.
Вознаграждение за труд - проблема, которая встает перед большинством организаций в процессе формирования системы мотивации труда для повышения эффективности производства.
Главная цель исследования - изучение одного из важнейших факторов мотивации труда преподавателей высших учебных заведений в 1985-1995 гг. на материалах Тверской области - фактора вознаграждения. Для раскрытия поставленной цели сформулированы задачи: изучить законодательную трудовую базу по основной заработной плате и материальному поощрению преподавателей вузов в последние годы существования Советского Союза и первые постсоветские годы; выяснить на примере Тверского государственного университета стимулирующую роль вознаграждения преподавателей за труд на основе архивных данных.
Исследование выполнялось с привлечением литературы по данной проблематике и опубликованных (законодательная и нормативно-правовая база) и неопубликованных источников, хранящихся в государственных архивах (делопроизводственная документация вузов).
Отечественные исследователи чаще всего приравнивают понятие фактора вознаграждения к заработной плате, оплате труда или материальному поощрению, характеризуя его как награду за труд [1, с. 30]. Не вызывает сомнений тот факт, что вознаграждение является определяющим фактором в системе мотивации трудовой деятельности [16, с. 16]. Таким образом, суть вознаграждения заключается в выдачи заработной платы и других видов материального поощрения в качестве не только оплаты за труд, но и некой награды за достигнутые результаты с целью повышения мотивации труда.
Необходимость изучения вознаграждения в рамках государства заключается в исследовании его нормативно-правовой базы, с учетом ее регулирующей роли во всех сферах жизни общества. Выбор переходного периода Российской истории для изучения вознаграждения обусловлен различиями процесса трудовой деятельности в разных экономических системах.
Получение гарантированной оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством являлось одним из элементов права на труд, прописанного в Главе 7
Конституции СССР 1977 г. [5]. Таким образом, положение о гарантированности выдачи заработной платы в установленные сроки являлось незыблемым.
Оплата труда в Советском Союзе производилась на основе утвержденных в централизованном порядке тарифных ставок [3].
В 1987 г. вопреки КЗоТу РСФСР 1971 г. и всему советскому трудовому законодательству Совет министров РСФСР, обозначив усиление работы по реализации активной социальной политики, постановил осуществлять совершенствование оплаты труда, не допуская уравнительности, обеспечивая обоснованную дифференциацию в оплате труда и не ограничивая ее максимальным пределом, тем самым поставив оплату труда в зависимость от конкретного вклада каждого работника в конечные результаты труда [7]. Затем, один за одним утверждались постановления государственных органов власти о реформировании оплаты труда для «снятия ограничений в возможности зарабатывать деньги» [6].
Профессорско-преподавательский состав вузов в качестве работников народного образования при реализации программы перехода к рыночной экономике претерпел огромные изменения в размерах заработной платы и в отнесении каждого работника к определенной категории оплаты. Так, Госкомтруд в 1991 г. предусмотрел выделение отдельной группы высококвалифицированных специалистов, для которых при отсутствии у них ученых званий и степеней устанавливались оклады, предусмотренные соответственно для доцентов и старших преподавателей, имеющих ученые степени кандидата наук или профессоров, не имеющих ученой степени доктора наук [11].
Сам размер оклада преподавателям высшей школы в постсоветский период намного отличался от того, что был ранее. Он был значительно ниже и выдавался нерегулярно. В 1992 г. каждый квартал Правительство РФ устанавливало новый размер заработной платы для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава вузов, пока в декабре 1992 г. не была введена Единая тарифная сетка по оплате труда бюджетной сферы (ЕТС). Она была призвана стать государственной гарантией уровня оплаты труда работников учреждений науки и научного обслуживания, находящихся на бюджетном финансировании [12].
В СССР должностные оклады работников высшей школы напрямую зависели от научной деятельности, выражавшейся в написании и защите диссертационных работ на соискание ученых степеней кандидата или доктора наук [13]. В РФ этот критерий перестал быть столь выраженным, за присуждение ученых степеней с конца 1993 г. стали устанавливаться ежемесячные доплаты в размере 50% их должностных окладов [11], таким образом переводя их в категорию доплат.
Для рубежа 1980-1990-х годов было характерно введение огромного числа доплат и надбавок компенсационного характера (например, за высокую результативность работы, за высокое качество работы, за напряженность и интенсивность труда и т.п.) в целях поддержания материальной заинтересованности научно-педагогических работников по осуществлению своей профессиональной деятельности [12]. При введении ЕТС для работников бюджетной сферы, Министерство труда РФ отменило все ранее применявшиеся доплаты и надбавки, связанные с квалификацией и сложностью выполняемых работ [15].
Помимо основного оклада трудовое законодательство СССР предусматривало ежегодные премии Министерства высшего и среднего специального образования СССР для педагогических работников вузов за достижения в учебно-воспитательной и научно-методической работе [9].
В Советском Союзе работникам за образцовое выполнение трудовых обязанностей, успехи в социалистическом соревновании, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде, а также за другие достижения в работе выдавалось материальное поощрение в виде премий [4]. Кодекс законов о труде 1971 года также предусматривал вознаграждение по итогам годовой работы [4]. Данный вид вознаграждения устанавливался в зависимости от личных результатов труда, а также для лучших трудовых коллективов, признанных победителями социалистического соревнования, для оказания положительного влияния на улучшение трудовой дисциплины, на закрепление кадров и в повышении эффективности и качества работы [10].
Трудовые коллективы в Советском Союзе играли важную роль в обсуждении и решении вопросов использования средств на материальное поощрение, главным образом, путем выдвижения работников для данного вида поощрения [5].
Изучая процесс применения системы вознаграждения на конкретном примере, можно судить о плановости использования организацией данного фактора.
Нарастающие изменения внутри государства непосредственным образом сказывались и на функционировании вузов. Согласно протоколам заседаний ученого совета Тверского государственного университета, при изменениях, касающихся вопросов оплаты труда преподавателям, в университете имели место серьезные и продолжительные дискуссии. Так, с началом первого этапа введения новых должностных окладов профессорско-преподавательскому составу вузов, с 01.09.1987, появляются раздоры на кафедрах и факультетах университета [3, Д. 6303. Л. 35]. Бесконечные «видимые» повышения заработной платы постоянно вызывали негодования. Общее настроение преподавателей можно выявить на основании выступлений членов ученого совета. Так, например, заведующий кафедрой В.М. Рудяк высказал всеобщее отношение к происходящим изменениям следующим образом: «Даже после повышения высшая зарплата в университете меньше раза в три зарплаты сварщика экскаваторного завода» [3, Д. 7508. Л.10] или тезис выступления начальника профсоюзного комитета сотрудников университета: «Сейчас (06.09.1993. -прим. Л.Н.) практически ни один сотрудник не может свести концы с концами» [3, Д. 7942. Л. 12]. Таким образом, несправедливость распределения денежного фонда между работниками различных профессий, особенно наиболее и наименее престижных, а также несвоевременность выдачи заработной платы демотивировало преподавателей вузов к дальнейшей трудовой деятельности.
Использование денежного фонда в Тверском госуниверситете, в том числе материального поощрения, было прописано во внутривузовских методических пособиях, которые имели тенденцию к постоянным исправлениям и переписываниям: Положение о порядке формирования и использования фондов экономического стимулирования университета, Положение о премиях университета за лучшую научно-исследовательскую работу по итогам за год или за достижения в области науки и техники, Положение об организации внутривузовского хозрасчета, Временное положение о доплатах и надбавках работникам университета и т.п.
Выплата вознаграждения в виде материального поощрения началась с конца 1980-х годов, с каждым годом увеличивая свои темпы роста в несколько раз. Так, например, поощрение преподавателей Тверского государственного университета до 1992 г. в среднем по вузу происходило 66 раз в год, после - в среднем 190 раз в год.
Зависимость размера вознаграждения от должности в целом отсутствовала. Так, декан факультета порой получал меньше размер денежного вознаграждения, чем ассистент, старший преподаватель получал больше доцента. Такая система распределения денежного поощрения не могла мотивировать
преподавателей к совершенствованию научно-педагогической деятельности в целях получения вышестоящей должности.
Причины выплат вознаграждений до 1988 г. имели более или менее стабильный характер, т.е. они выплачивались за победу в социалистическом соревновании, смотре-конкурсе кабинетов и лабораторий, за изобретательскую и рационализаторскую деятельность, а также к юбилеям, что, действительно, заслуживало этих видов поощрения. Начиная с 1988 г. к вышеуказанным причинам стали присоединяться вознаграждения за организацию, проведение и участие в различных спортивно-развлекательных мероприятиях, за работу в предвыборной кампании 1990 г. и за работу в приемной комиссии. В 1991 г. ситуация меняется: прежние «советские» причины остаются в прошлом, на первый план выходят такие, как работа в приемной комиссии, организация и участие в различных научных мероприятиях и результаты по итогам за год.
С переходом к рыночной экономике в системе стимулирования появляется новшество, притом в большом количестве, - выплата вознаграждения в счет средств от приема студентов на отдельные факультеты, обучающихся на внебюджетной основе. Заслуги самих преподавателей здесь мало просматривались. Также, в 1992 г. за подготовку и проведение аттестации и за выполненную работу по подготовке к новому учебному году были вознаграждены все преподаватели вуза. Таким образом, по сути, это все было не материальное поощрение, а доплаты, которые могли повысить в какой-то степени общий доход преподавателя, но не могли сыграть своей мотивационной роли вследствие того, что поощрялся весь профессорско-преподавательский состав вуза. Таким образом, денежная надбавка несла в себе функцию компенсации за проявленное недовольство [2, с. 111].
Таким образом, вознаграждение, которое является неотъемлемой частью стимулирования трудовой деятельности, совместно с побуждением и принуждением необходимо использовать в качестве направляющего звена в политике вуза в целях повышения не только мотивации труда научно-педагогических кадров, но и престижности профессии преподавателя высшей школы, уровня квалификации молодых специалистов и интенсивности развития науки.
Литература
1. Волгин Н.А. Доходы и занятость: мотивационный аспект / Н.А. Волгин. М.: Луч, 1994.
2. Воробьев Г.Г. Человеческие ресурсы и современная служба персонала / Г.Г Воробьев // Социс. 1996. № 11.
3. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф.Р-1213. Оп. 1.
4. Кодекс законов о труде РсФсР: утв. ВС РСФСР 9 декабря 1971 // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50.
5. Конституция (Основной закон) СССР: прин. ВС СССР 7 октября 1977 // Свод Законов СССР. 1990. Т. 3.
6. Об основных направлениях стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике: Постановление ВС СССР от 19 октября 1990 № 1733-1 // Ведомости СНД и Вс СССР. 1990. № 44.
7. Об усилении работы по реализации активной социальной политики и повышении роли Государственного комитета по труду и социальным вопросам: Постановление Совмина РСФСР от 31 августа 1987 № 359 // СП РСФСР. 1987. № 17.
8. Об утверждении новых размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений: Постановление Госкомтруда СССР от 20 марта 1991 № 70 // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1991. № 7.
9. Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде: Закон СССР от 15 июля 1970 // Свод законов СССР. 1990. Т. 2.
10. Об утверждении рекомендаций о порядке и условиях выплаты работникам предприятий и организаций народного хозяйства вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год: Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10 августа 1983 № 177/П-13 // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1983. № 11.
11. О мерах по материальной поддержке ученых России: Указ Президента РФ от 16 сентября 1993 № 1372 // Российская газета. 1993.03.11. № 205.
12.0 мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров: Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 марта 1987 № 327 // Свод законов СССР. Т. 3.
13. О народном образовании: Закон РСФСР от 2 августа 1974 // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 3.
14.0 порядке оплаты труда профессорско-преподавательского состава, научного, учебновспомогательного и административно-хозяйственного персонала высших учебных заведений: Инструктивное письмо Минвуза СССР от 17 октября 1961 № И-6 // Бюллетень Минвуза СССР. 1962. № 1.
15. О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников науки и научного обслуживания Российской Федерации: Постановление Минтруда РФ от 4 декабря 1992 № 48 // СПС Консультант Плюс.
16. Шавель С.А. Социальная сфера и мотивация творческой активности: автореф. дис. ... докт. социол. Наук / С.А. Шавель. Минск, 1990.
НАУМОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА родилась в 1984 г. Окончила Тверской государственный университет. Аспирантка кафедры документационного обеспечения управления Тверского университета. Область научных интересов - мотивация труда. Автор 5 научных работ.