Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования размещения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»'

Проблемы правового регулирования размещения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
927
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ADVERTISEMENT / СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ" / NETWORK "INTERNET" / САЙТ / WEB-SITE / РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ / ADVERTISING / ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ / PROTECTION OF THE PARTICIPANTS OF LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ионова Т. А.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при защите прав участников правоотношений, связанных с размещением рекламы в сети «Интернет». Проводится анализ законодательства, регулирующего рекламную деятельность и деятельность электронных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ADVERTISING IN THE PUBLIC INFORMATION-TELECOMMUNICATION NETWORK «INTERNET»

The article considers the problems, arising from the protection of the rights of the participants of legal relations, connected with the placement of advertisement in the public information-telecommunication network «Internet». Analysis of legislation governing the advertising activities and the activities of the electronic mass media.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования размещения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»»

специальный выпуск

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ

«ИНТЕРНЕТ»

Т.А. Ионова,

Преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

Семейное право; международное частное право.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникающие при защите прав участников правоотношений, связанных с размещением рекламы в сети «Интернет». Проводится анализ законодательства, регулирующего рекламную деятельность и деятельность электронных СМИ.

Ключевые слова: реклама, сеть «Интернет», сайт, размещение рекламы, защита участников правоотношений

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ADVERTISING IN THE PUBLIC INFORMATION-TELECOMMUNICATION NETWORK «INTERNET»

T.A. Ionova,

Lecturer of the chair of civil law and process of the Moscow regional branch of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article considers the problems, arising from the protection of the rights of the participants of legal relations, connected with the placement of advertisement in the public information-telecommunication network «Internet». Analysis of legislation governing the advertising activities and the activities of the electronic mass media.

Keywords: advertisement, network «Internet», web-site, advertising, protection of the participants of legal relations

Рассматривая проблематику правового регулирования размещения рекламы в сети «Интернет», остановим внимание на таком немаловажном моменте, как понятийный аппарат исследуемого института.

Говоря об истории развития правового регулирования размещения рекламной информации в сети «Интернет», следует отметить, что появление не только правового регулирования такого размещения, но и самого такого вида размещения рекламы в первую очередь основано на самом факте появления сети Интернет.

Интернет - происходит от английского словосочетания Interconnected Networks, сокращенно Internet, что в переводе означает объединённые сети.

Наиболее часто встречаемое и понимаемое на сегодняшний день определение сети «Интернет» звучит следующим образом - это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов. В общей сложности Интернет есть не что иное, как способ размещения, опубликования, передачи, доведения практически неограниченного объема информации.

Следует отметить, что родиной Интернета являются Соединенные Штаты Америки. История развития и формирования сети «Интернет» берет начало с 1960 г., когда Министерство обороны Соединенных Штатов Америки (США) впервые начинает

специальный выпуск

проект, связанный с созданием компьютерной сети, основной целью которой было сохранение большого и важного объема информации, в случае нанесения по США ядерного удара. Предполагалось, что при нанесении такого удара при начальном этапе разрушения сети информация в аварийном порядке должна была передаваться в заданные пункты обходными, опять же аварийными сетями; указанная сеть получила название ARPANET и была первым прародителем современной сети «Интернет».

Таким образом, в мире появился такой общедоступный и универсальный источник информации, как сеть «Интернет».

Период с 1990 по 2000 гг. для Российской Федерации характеризуется не только появлением интернет-сети, но и широким распространением электронно-вычислительных машин. В связи с определенными историческими событиями этого периода для Российской Федерации указанный этап характеризовался в первую очередь появлением первых современных предпринимателей, появлением первых организационных правовых форм коммерческих организаций, целью деятельности которых являлось получение прибыли. С этих пор перед предпринимателями стоял основной коммерческий вопрос - как и где находить клиентов, нуждающихся в соответствующих товарах, работах и услугах. Поиск клиентов всегда приводит коммерческие структуры к необходимости тем или иным образом рекламировать свою деятельность. Первыми рекламными источниками были в первую очередь печатные средства массовой информации, однако с развитием предпринимательских отношений стало все более очевидно, что печатные издания, во-первых, являются относительно недешевым средством издания, а главное - не позволяют оперативно размещать информацию. Минимальный срок размещения информации в печатном издании составляет не менее месяца и это срок, за который коммерческие структуры подают в редакцию печатного издания тот или иной рекламный текст.

Со временем предпринимательское сообщество осознало, что всемирная сеть «Интернет» является не только доступным в финансовом плане средством размещения рекламной информации, но и удобным в части оперативности и доступности размещения информации, а также позволяет донести рекламную информацию до более широкого круга потенциальных потребителей.

Таким образом, законодатель был вынужден принимать действующее законодательство, регулирующее порядок размещения какой-либо, в том числе рекламной, информации в сети «Интернет».

Здесь следует провести некий сравнительный правовой анализ действующего законодательства в области размещения рекламы в электронных

СМИ - Соединенных штатов Америки и Российской Федерации.

В первую очередь отметим, что законодательство США в рассматриваемой части более развитое, нежели законодательство Российской Федерации. В США правовое регулирование рекламной деятельности главным образом осуществляется на трех уровнях: на федеральном уровне государственной власти, на региональном и местном уровнях. На федеральном уровне государственной власти в США, во-первых, действует широкая нормативная база правового регулирования, а во-вторых, органы исполнительной власти наделяются широкими полномочиями в области контроля за размещением рекламной информации в любых видах изданий. Главным исполнительным органом в этой сфере в США является Федеральная торговая комиссия - здесь следует отметить, что основной целью деятельности указанного органа исполнительной власти является защита добросовестных предпринимателей от недобросовестных способов и средств конкуренции, которые могут использовать соответствующие недобросовестные участники рынка (предпринимательские правоотношения). Помимо вышеуказанного, Федеральная торговая комиссия США осуществляет контроль за качеством рекламной информации, доводимой до потребителей, - эта функция непосредственно возложена на Бюро по защите прав потребителей, которое входит в состав Федеральной торговой комиссии.

Помимо этого, одним из ведущих уполномоченных органов исполнительной власти в США в части контроля за соблюдением рекламного законодательства является Федеральная комиссия связи. Указанная комиссия вправе отозвать лицензию рекламораспространителя, наложить штраф либо вынести предупреждение, кроме того, специфическим полномочием комиссии является возможность инициировать применение не только гражданских видов ответственности, но и уголовных. Федеральная комиссия связи также рассматривает жалобы на рекламу, которая носит оскорбительный характер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в США на федеральном уровне создана широкая сеть органов исполнительной власти, контролирующих законность деятельности рекламораспро-странителей. В Российской Федерации основным органом, осуществляющим контроль в сфере размещения рекламы, является Федеральная антимонопольная служба. «Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в

специальный выпуск

сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну)»[4].

В российской системе органов исполнительной власти отсутствует более детальное разграничение компетенции органов исполнительной власти в части контроля за соблюдением законодательства в области размещения рекламной информации, таким образом, любой спор, вытекающий из действующего рекламного законодательства, решается в Федеральной антимонопольной службе и ее региональных управлениях.

Региональное и местное законодательство США отличается очень подробной и детальной регламентацией рекламных отношений, например, в локальных нормативных актах штатов можно встретить такие термины, как: реклама с исчезающей приманкой, порядок указания источника происхождения рекламируемого товара, качество товара и прочие термины.

Действующее российское законодательство не отличается столь детальным регулированием. Единственным нормативным источником на федеральном уровне является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38 - ФЗ «О рекламе».

Согласно вышеуказанному Федеральному закону «О рекламе»:

• реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования; формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

• объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари),

на привлечение внимания к которым направлена реклама [1].

Федеральный закон «О рекламе» не содержит такого понятия, как «средства массовой информации», вместе с тем, именно СМИ являются основным источником рекламирования товаров, работ и услуг. Для правового анализа регулирования рекламы в электронных СМИ рассмотрим смежное законодательство.

Говоря об электронных СМИ, проанализируем понятие СМИ. Основой правового регулирования деятельности средств массовой информации на территории Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 28.07.2012) «О средствах массовой информации», именно опираясь на указанный закон, будет проведено основное исследование понятийного аппарата рассматриваемого института.

Действующее законодательство закрепляет следующее понятие СМИ. «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)»[2].

При этом, «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы»[2].

С практической точки зрения, средства массовой информации сокращенно «СМИ», (также можно встретить такое наименование, как «Мас-медиа») -это построенные определенным образом системы и структуры, целью создания и построения которых является оперативная передача различного рода информации для широкого круга людей. Определяя признаки средств массовой информации, можно выделить следующие:

• определенная периодичность - средство массовой информации это не одноразовая передача какой-либо новости, а систематический сбор, аккумулирование информации в определенной однородной или разнородных сферах в течение всего периода существования соответствующего СМИ;

• массовость - понятие СМИ предполагает, что информация передается не одному конкретному лицу, а доводится до широкого круга лиц, с ограничениями, установленными действующим законодательством (например, с возрастным ограничением);

• доступность - этот признак очень часто связан с предыдущим, доступность СМИ говорит о возможности любого лица ознакомиться с материалами, публикуемыми таким СМИ;

специальный выпуск

• регистрация в установленном законом порядке - действующее законодательство закрепляет обязательную процедуру регистрации для средств массовой информации - «редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом»[2].

Проводя анализ действующих норм законодательства, можно отметить, что понятие «средства массовой информации» должным образом находит свое правовое отражение. Однако, рассматриваемый нами Закон не содержит в себе понятия электронных средств массовой информации.

Вместе с тем, в Законе фигурирует понятие сетевого издания, а также интересная для исследования фраза: «Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является». Определяя понятие «сетевое издание», Закон гласит: «под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом». Однако анализируя Закон, выявляется, что понятие термина «сайт», а также понятие сети Интернет, в указанном Законе отсутствуют.

Рассматриваемые термины содержатся в Федеральном законе от 27июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

• сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;

• страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет.

Указанные определения при их наличии не вносят порядка в правовое регулирование размещения рекламы в сети «Интернет». Так, отсутствует понятие рекламы в сети «Интернет», не урегулирован вопрос опубликования информации рекламного характера не зарегистрированными в установленном законе порядке владельцев сайтов.

Вместе с тем, для должного уровня функциони-

рования исследуемого института необходимо наличие в действующем законодательстве понятийного аппарата, позволяющего четко разграничивать средства массовой информации. Такой вывод подтверждается, в том числе судебной практикой.

«Как следует из текста искового заявления, ООО «Дизельзипсервис» предлагает своим клиентам двигатели от производителя ОАО «Звезда», а также осуществляет капитальный ремонт двигателя, обеспечивает постгарантийные обязательства и поставку необходимых запасных частей для всех модификаций двигателей. Специализацией ООО «Дизельзипсер-вис» является поставка запасных частей к двигателям высокооборотных двигателей, выпускаемых ОАО «Звезда». ООО «Дизельзипсервис» имеет сервисную базу для дизелей, выпускаемых ОАО «Звезда», обеспечивает своевременное снабжение запасными частями для дизельных двигателей, судовые дизеля, работающие в качестве силовых установок на судах общегражданского флота и судах ВМФ.

Качество услуг, оказываемых ООО «Дизельзип-сервис», истец подтверждает Свидетельством российского речного регистра о признании № СЗФ360, Свидетельством о соответствии предприятия Российского морского регистра судоходства, а также рядом благодарственных писем клиентов. Качество продукции ООО «Дизельзипсервис» подтверждается Сертификатами соответствия, сертификатами качества, выданными ответчиком.

В начале 2011 г. от клиентов ООО «Дизельзип-сервис» истцу стало известно, что на сайте ответчика http://www.zvezda.spb.ru в разделе «Черный список» опубликовано наименование нашей компании с указанием, что «в настоящем разделе публикуется перечень компаний, предлагающих продукцию (двигатели, электростанции и запасные части к ним) неизвестного происхождения и сомнительного качества и использующих при этом традиционные наименования модификаций ОАО «ЗВЕЗДА»». ООО «Дизельзипсервис» заявило, что реализует продукцию различных производителей надлежащего качества. Значительная часть продукции, предлагаемая истцом своим клиентам, произведена ответчиком, который отвечает за качество данной продукции.

В адрес ООО «Дизельзипсервис» поступили обращения клиентов, в которых они просили пояснить информацию, опубликованную на сайте ответчика. Часть клиентов (например, ООО «ДК Ме-талс») отказалось от подписания договора с ООО «Дизельзипсервис» в связи с распространенной информацией. Факт помещения информации на сайте ответчика подтверждается протоколом осмотра доказательств от 01 марта 2011 г. 78ВМ 0868781, протоколом осмотра доказательств от 01 марта 2011 г. 78 ВМ 0868778.

специальный выпуск

По мнению истца, информация, размещенная ответчиком в сети Интернет, не соответствует действительности и наносит вред деловой репутации ООО «Дизельзипсервис». За защитой своих нарушенных прав, истец обратился в суд с настоящим иском. Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что информация, размещенная на сайте, не носит порочащий характер. Кроме того, истцом не доказан факт распространения информации, так как интернет-сайт не обладает признаками средства массовой информации. Одновременно с этим пояснил, что информация, размещенная на сайте истца, о том, что ОАО «ЗВЕЗДА» является компаньоном ООО «Дизельзипсервис», не соответствует действительности. Между сторонами не существовало договорных отношений. Оценив характер размещенной на сайте ответчика информации, суд не установил ее порочность. Кроме того, истцом не доказан факт распространения.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации» (далее - Закон) (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом (ст. 2 Закона (абзац введен Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ)). Главой 2 «Организация деятельности средств массовой информации» Закона установлен порядок регистрации средства массовой информации.

Учитывая, что ОАО «ЗВЕЗДА» установленный порядок регистрации не проходило, то у суда нет оснований для признания интернет-сайта ответчика средством массовой информации. Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил в удовлетворении исковых требований отказать»[5].

Такая судебная практика показывает наличие в действующем законодательстве правовых пробелов. Проанализировав вышеприведенное судебное решение, можно сделать ряд неутешительных выводов. Во-первых, имело место реальное нарушение прав одного из участников гражданских правоотношений, выразившееся в нанесении вреда его деловой

репутации путем размещения неподтвержденной информации о качестве производимого товара другим участником правоотношений. Однако говорить о неправильном применении судом норм права также нельзя. Не беря во внимание порядок отнесения судом той или иной информации к порочащей деловую репутацию истца, суд совершенно верно определил, что отсутствуют основания для применения к ответчику ответственности, предусмотренной для СМИ, в том числе из-за того, что принадлежащий ответчику сайт не был зарегистрирован им в качестве СМИ. Вместе с тем отметим, что в указанном судебном прецеденте истец требовал исключительно размещения опровержения на указанном интернет-ресурсе для восстановления деловой репутации перед потенциальными клиентами истца.

Однако действующее законодательство, включая в себя определение средств массовой информации, совершенно упускает из вида необходимость, в том числе, правового регулирования размещения информации в электронных ресурсах - в сети «Интернет». Таким образом, если интернет-сайт не зарегистрирован в установленном законом порядке как средство массовой информации, то он таковым не является и к владельцу такого интернет-ресурса нельзя применить никакие нормы действующего законодательства, в том числе касающиеся ответственности за размещение в интернет-ресурсах какой-либо рекламной информации.

К сожалению, в условиях российских предпринимательских реалий в совокупности такие недоработки действующего законодательства создают условия для развития недобросовестной конкуренции. Действующее законодательство не содержит оснований для обязательной регистрации интернет-ресурса в качестве сетевого издания, то есть необходимость регистрации того или иного сайта, с периодичностью публикующего информацию о тех или иных событиях, товарах, услугах и компаниях, их производящих (оказывающих), всегда остается на усмотрение создателя и владельца сайта. В то время как у добросовестных участников гражданских (в части предпринимательских) правоотношений, отсутствуют законные способы защиты своих прав. Следует отметить, что указанная проблема является существенной для всех размещаемых видов информации, в первую очередь для рекламной информации, размещаемой участниками предпринимательских правоотношений.

Такие проблемы в действующем законодательстве, исходя из анализа судебной практики, создают реальные препятствия для участников гражданских правоотношений защищать свои личные неимущественные права, в том числе такую важную их составляющую для коммерческого оборота, как дело-

специальный выпуск

вую репутацию. В общем итоге такие препятствия создают общие негативные условия для развития предпринимательства в Российской Федерации, что в конечном счете уже негативно влияет на общие экономические показатели страны.

Размещаемая во всемирной сети «Интернет» реклама в соответствии с действующим законодательством практически не контролируется органами исполнительной власти. Как уже отмечалось ранее, проверка соблюдения законодательства о рекламе возложена на Федеральную антимонопольную службу, в составе которой отсутствуют подразделения, на которых могут быть возложены полномочия по контролю и мониторингу рекламной информации, размещаемой в интернет-ресурсах, в целях защиты прав потребителей от недобросовестной рекламы, защиты прав добросовестных рекламо-распространителей.

Видя негативные показатели применения судами норм законодательства в части размещения рекламной и иной информации в интернет-ресурсах, необходима серьезная модификация действующего законодательства.

Модификацию действующего законодательства можно провести следующим образом.

Во-первых, совершенствование понятийного аппарата возможно включением в действующее законодательство всего лишь одного термина: внести в Федеральный закон «О рекламе» следующие изменения: ст. 3 Федерального закона дополнить п. 13 и изложить его в следующей редакции:

«13) реклама в сети «Интернет» - реклама (как то определено в пункте 1 настоящей статьи), размещенная ее законным правообладателем в форме электронного документа или электронного сообщения с использованием графических, буквенных и иных символов на сайте в сети «Интернет» или на странице любого сайта сети «Интернет».

Во-вторых, основной проблемой правового регулирования исследуемого института на данном этапе является то, что в действующем законодательстве отсутствует классификация интернет-ресурсов, которые могут размещать рекламу, таким образом на данный момент реклама распространяется абсолютно на всех интернет-ресурсах, за отсутствием контроля такая реклама зачастую является недостоверной, а также может содержать информацию, порочащую деловую репутацию других участников правоотношений. Для правового разрешения данной проблемы необходимо Главу 2 Федерального закона «О рекламе» дополнить статьей 21 - «Реклама в сети «Интернет»» в следующей редакции:

«1. Под рекламой в сети «Интернет» понимает-

ся реклама, как то определено в п. 13 ст. 3 настоящего Закона.

2. Размещение рекламы на интернет-сайте возможно исключительно в случае, если данный интернет-сайт является зарегистрированным в установленном законом порядке как средство массовой информации.

3. Средство массовой информации вправе размещать на своем интернет-сайте рекламу только в отношении законных правообладателей рекламируемых товаров, работ или услуг».

Положительный результат таких изменений в действующее законодательство более чем очевиден. Во-первых, такие изменения предполагают, что размещение рекламы будет возможно только в средствах массовой информации, зарегистрировавших свой интернет-сайт, будет прекращено незаконное размещение рекламы на любых интернет-страницах, что в первую очередь создаст более приемлемую среду конкуренции предпринимателей; во-вторых, оградит потребителей от недобросовестной и недостоверной рекламы. Третья часть предложенной статьи направлена на создание конкурентной среды для качественных товаров; особое значение это имеет с очень высоким ростом ввоза в Россию контрафактной продукции, не соответствующей стандартам качества.

Литература

1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // (ред. от 28.07.2012) «О рекламе» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) // «Российская газета», № 51, 15.03.2006 // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, № 12.

2. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 28.07.2012) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2012) // «Российская газета», № 32, 08.02.1992 // «Ведомости СНД и ВС РФ», 13.02.1992, № 7.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета», № 4131, 29.07.2006.

4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 20.12.2012) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // «Российская газета», № 162, 31.07.2004 // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31.

5. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 июля 2012 года по делу № А56-21547/2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.