Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА НА ТЕРРИТОРИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА НА ТЕРРИТОРИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
радиочастотный спектр / радиочастотный ресурс / закон / сотовая связь / использование радиочастотного ресурса.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муслимов Ш.Р.

В представленной статье освещаются существующие проблемы правового регулирования радиочастотного спектра на территории Кыргызской Республики Отмечается, что все проблемные аспекты в заявленной области связаны с неполнотой правового регулирования, так как в действующем законодательстве КР не дается определений основных понятий, что преимущественно не характерно для законодательства иных стран, в которых дается более широкое и полное толкование. На основе анализа законодательства предложено принять и ввести в действие закон «О радиочастотном спектре», так как только указанный нормативно-правовой акт восполнит существующие пробелы и, как следствие, надлежащим образом урегулирует использование радиочастотного спектра в Республике. Оценивается значение радиочастотного спектра для цифровизации и развития страны, формулируется вывод о том, что он необходим для развития сетей сотовой связи, а также для цифрового телевидения, однако программы по развитию данных направлений едва ли будут обладать эффективностью в том случае, если не будет обеспечено надлежащее правовое регулирование заявленной сферы. Основным выводом, к которому приходит автор статьи, состоит в необходимости принятия соответствующего закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА НА ТЕРРИТОРИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

МУСЛИМОВ Шухрат Рахимович,

к.т.н., доцент кафедры «Сети связи и системы коммутации» Кыргызско-Российский славянский университет (КРСУ), е-mail: mail@law-books.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА НА ТЕРРИТОРИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. В представленной статье освещаются существующие проблемы правового регулирования радиочастотного спектра на территории Кыргызской Республики Отмечается, что все проблемные аспекты в заявленной области связаны с неполнотой правового регулирования, так как в действующем законодательстве КР не дается определений основных понятий, что преимущественно не характерно для законодательства иных стран, в которых дается более широкое и полное толкование. На основе анализа законодательства предложено принять и ввести в действие закон «О радиочастотном спектре», так как только указанный нормативно-правовой акт восполнит существующие пробелы и, как следствие, надлежащим образом урегулирует использование радиочастотного спектра в Республике. Оценивается значение радиочастотного спектра для цифровизации и развития страны, формулируется вывод о том, что он необходим для развития сетей сотовой связи, а также для цифрового телевидения, однако программы по развитию данных направлений едва ли будут обладать эффективностью в том случае, если не будет обеспечено надлежащее правовое регулирование заявленной сферы. Основным выводом, к которому приходит автор статьи, состоит в необходимости принятия соответствующего закона.

Ключевые слова: радиочастотный спектр, радиочастотный ресурс, закон, сотовая связь, использование радиочастотного ресурса.

MUSLIMOV Shukhrat Rakhimovich,

Ph.D., Associate Professor, Department of Communication

Networks and Switching Systems Kyrgyz-Russian Slavic University (KRSU)

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF RADIO FREQUENCY SPECTRUM IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Annotation. The presented article highlights the existing problems of legal regulation of the radio frequency spectrum in the territory of the Kyrgyz Republic. It is noted that all problematic aspects in the declared area are related to the incompleteness of legal regulation, since the current legislation of the Kyrgyz Republic does not provide definitions of basic concepts, which is mainly not typical for the legislation of other countries in which a broader and more complete interpretation is given. Based on the analysis of the legislation, it is proposed to adopt and introduce the law "On the radio frequency spectrum," since only this regulatory act will fill the existing gaps and, as a result, properly regulate the use of the radio frequency spectrum in the Republic. The significance of the radio frequency spectrum for digitalization and development of the country is assessed, the conclusion is formulated that it is necessary for the development of cellular networks, as well as for digital television, but programs for the development of these areas are unlikely to be effective if proper legal regulation of the declared sphere is not provided. The main conclusion to which the author of the article comes is the need to adopt an appropriate law.

Key words: radio frequency spectrum, radio frequency resource, law, cellular communication, use of radio frequency resource.

На современном этапе развития право- так как его использование оказывает влияние на вое регулирование радиочастотного развитие городской инфраструктуры и цифрови-спектра приобретает особое значение, зацию страны. Так, эффективное управление

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11• 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-366-368 NIION: 2018-0076-11/22-1165 MOSURED: 77/27-023-2022-11-1363

ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ

радиочастотным спектром, под которым стоит понимать максимальное использование радиочастотного спектра на фоне соблюдения основных условий электромагнитной совместимости, необходимо для внедрения сетей сотовой связи нового поколения, а также для развития телекоммуникационных систем в целом. В Кыргызской Республике вопросы управления радиочастотным спектром актуальны

В связи с тем, что на территории страны остро стоит вопрос о переходе на наземное цифровое вещание, а достижение данной цели едва ли представляется возможным в отсутствие эффективного управления радиочастотным спектром [1, с.87].

Одновременно с этим, в заявленной области наблюдается достаточно широкий спектр проблемных аспектов, связанных с управлением радиочастотным спектром, в частности, можно наблюдать неполноту его правового регулирования. Например, на практике достаточно активно применяются такие термины, как «радиочастотный спектр» и «радиочастотный ресурс», при этом в Законе Кыргызской Республики от 2 апреля 1998 года № 31 «Об электрической и почтовой связи» (далее Закон № 31) в ст. 2 раскрыт только термин «радиочастотный спектр» [2]. Системный анализ этого законодательного акта показывает, что под радиочастотным спектром понимают совокупность электромагнитных волн (радиоволн с частотами в пределах 3 кГц - 3000 ГГц), распространяющихся в пространстве без искусственного волновода, используемая при организации радиосвязи, эфирного теле- и радиовещания и в других случаях передачи электрического сигнала без физических соединений. В свою очередь, определение понятия «радиочастотный ресурс» в законодательстве КР нет, что оценивается в качестве пробела правового регулирования, так как такое понятие имеет основополагающее значение (по крайней мере, в нормативных актах некоторых стран). Интерес представляет тот факт, что в данный термин применим и в Положении «О лицензировании деятельности по использованию радиочастотного спектра» (в ред. Постановления Правительства КР от 12.11.2019 г. № 601) [3].

Говорить об отсутствии надлежащего правового регулирования также можно на фоне сравнительно-правового анализа законодательства других стран, так как в некоторых странах данные понятия определены надлежащим образом. Например, в Законе Республики Казахстан «О связи» от 05.07.2004 г. № 567-11 содержится не только понятие «радиочастотный спектр», но и понятие «национальные ресурсы в области связи», что является аналогом радиочастотного ресурса, а понимают под ним ресурсы радиоча-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

стот, нумерации и орбитальных позиций спутников связи [4]. Чуть менее полно данные понятия урегулированы на территории Республики Таджикистан, в законе «Об электрической связи» от 10.05.2002 г. № 56. Так, в ст. 1 данного закона дается определение понятию «радиочастотный спектр», а термин «радиочастостный ресурс» не определяется и практически не используется, что не позволяет говорить о возможности имплемен-тации правовых норм Республики Таджикистан для Кыргызской Республики [5].

Полагаем, что объективной необходимостью является принятие на территории Кыргызской Республики Закона «О радиочастотном ресурсе», который максимально полно и емко урегулировал бы данную сферу, посредством установления правовой основы пользования радиочастотным ресурсом, а также определения полномочий органов власти в отношении условий использования радиочастотного ресурса на территории Кыргызской Республики. Более того, данный закон смог бы определить все права, обязанности и ответственность органов государственной власти, в полной мере осуществляющих управление и регулирование в заявленной сфере, равно как права и обязанности юридических лиц и физических лиц, которые пользуются или только намерены пользоваться радиочастотным ресурсом КР. Полагаем, что именно на фоне той полноты правового регулирования, которая могла бы быть обеспечена принятием соответствующего закона, предложение о принятии данного закона на территории Кыргызстана видится вполне обоснованным.

Кроме того, в целях максимально эффективного управления радиочастотным спектром необходимостью является автоматизация системы управления, в том числе, на фоне применения ряда информационных технологий, а именно, спектра специализированных программных продуктов, позволяющих автоматизировать все процессы управления: во-первых, формирование интегрированной базы данных радиочастотных присвоений и расчетов электромагнитной стоимости. Во-вторых, это автоматизация работ по планированию радиочастотного спектра. В-третьих, это получение информации относительно того, насколько загружен радиочастотный спектр, что необходимо в целях планирования его использования. Кроме того, стоит провести автоматизацию работ по международной координации в данной сфере [6, с.17].

Таким образом, надлежащее правовое регулирование радиочастотного спектра является объективной необходимостью не только для совершенствования правовой базы в целом, в том числе, по сравнению с иными государствами, но и для усиления и ускорения процессов цифровиза-

ции на территории данной страны. Так, известно, что радиочастотный спектр является основой перехода на цифровое телевещание в Республике, что прописано в Постановлении Правительства КР № 692 от 02.11.2011 года «О переходе на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике» [7]. Для достижения указанной цели было предусмотрено строительство сети цифрового наземного эфирного вещания, введен новый оператор («Цифровые технологии»), однако деятельность в этом направлении едва ли будет эффективной в отсутствие надлежащей регламентации радиочастотного спектра и ресурса, что и обуславливает внесение тех изменений и дополнений, которые были предложены в рамках настоящего исследования.

Список литературы:

[1] Аданбаев А.М. Технические и регулятор-ные аспекты перехода на цифровое наземное телевизионное вещание в Кыргызской Республике // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 5(47). С.85-89.

[2] Закон Кыргызской Республики от 2 апреля 1998 № 31 «Об электрической и почтовой связи» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sar.kg/ upload/file/Recponpa4.pdf (дата обращения: 11.12.2022).

[3] Постановление Правительства КР от 12.11.2019 № 601 «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по использованию радиочастотного спектра» от 17 ноября 2017 года № 754 В целях эффективного использования радиочастотного спектра Кыргызской Республики, в соответствии...» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://portalpnk.kg/2019/11/05/postanovlenie-pravitelstva-kyrgyzskoj-respubliki-g-bishkek-ot-12-noyabrya-2019-goda-601/ (дата обращения: 11.12.2022).

[4] Закон Республики Казахстан от 05.07.2004 г. № 567-11 «О связи» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1049207 (дата обращения: 12.12.2022).

[5] Закон Республики Таджикистан от 10.05.2002 № 56 «Об электрической связи» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30572029 (дата обращения: 12.12.2022).

[6] Сыгымбаев А.А., Мойдунов Т.Т. Выделение радиочастотного ресурса для развития технологий интернета вещей и межмашинной радиосвязи // Инженер: научное и периодическое изда-

ние инженерной академии Кыргызской Республики. 2020. № 20-21. С.10-18.

[7] Постановление Правительства КР № 692 от 02.11.2011 года «О переходе на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/95430 (дата обращения: 11.11.2022).

Spisok literatury:

[1] Adanbaev A.M. Tekhnicheskie i regulya-tornye aspekty perekhoda na cifrovoe nazemnoe tel-evizionnoe veshchanie v Kyrgyzskoj Respublike // Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016. № 5(47). S.85-89.

[2] Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 2 aprelya 1998 № 31 «Ob elektricheskoj i pochtovoj svyazi» [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://sar.kg/ upload/file/Recponpa4.pdf (data obrashcheniya: 11.12.2022).

[3] Postanovlenie Pravitel'stva KR ot 12.11.2019 № 601 «O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Kyrgyzskoj Respubliki «Ob utverzhdenii Polozheniya o licenzirovanii deyatel'nosti po ispol'zovaniyu radiochastotnogo spektra» ot 17 noya-brya 2017 goda № 754 V celyah effektivnogo ispol'zovaniya radiochastotnogo spektra Kyrgyzskoj Respubliki, v sootvetstvii...» [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://portalpnk.kg/2019/11/05/ postanovlenie-pravitelstva-kyrgyzskoj-respubli-ki-g-bishkek-ot-12-noyabrya-2019-goda-601/ (data obrashcheniya: 11.12.2022).

[4] Zakon Respubliki Kazahstan ot 05.07.2004 g. № 567-11 «O svyazi» [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1049207 (data obrashcheniya: 12.12.2022).

[5] Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 10.05.2002 № 56 «Ob elektricheskoj svyazi» [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://online.zakon.kz/Docu-ment/?doc_id=30572029 (data obrashcheniya: 12.12.2022).

[6] Sygymbaev A.A., Mojdunov T.T. Vydelenie radiochastotnogo resursa dlya razvitiya tekhnologij interneta veshchej i mezhmashinnoj radiosvyazi // Inzhener: nauchnoe i periodicheskoe izdanie inzhen-ernoj akademii Kyrgyzskoj Respubliki. 2020. № 20-21. S.10-18.

[7] Postanovlenie Pravitel'stva KR № 692 ot 02.11.2011 goda «O perekhode na cifrovoe teleradi-oveshchanie v Kyrgyzskoj Respublike» [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/95430 (data obrashcheniya: 11.11.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11• 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.