Научная статья на тему 'Правовые аспекты использования радиочастотного спектра'

Правовые аспекты использования радиочастотного спектра Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
782
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР / РЕГЛАМЕНТ РАДИОСВЯЗИ / КОНВЕРСИЯ / ЧАСТОТНЫЙ РЕСУРС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО РАДИОЧАСТОТАМ / RADIO SPECTRUM / RADIO COMMUNICATION REGULATIONS / CONVERSION / FREQUENCY RESOURCE / RUSSIAN STATE COMMISSION FOR RADIO FREQUENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савченко Елена Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению правовых аспектов использования радиочастотного спектра. В частности, рассматриваются источники правового регулирования использования радиочастотного спектра, анализируется понятие «конверсия радиочастотного спектра», рассматриваются основные проблемы, возникающие в процессе государственного регулирования использования радиочастотного спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Aspects of the Use of Radio Spectrum

The paper is devoted to considering the legal issues of using the radio spectrum. The paper, inter alia, deals with the sources of legal regulation of using the radio spectrum, analyses the concept of "conversion of the radio frequency spectrum", and considers the main problems that arise during the process of governmental regulation of using the radio spectrum.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты использования радиочастотного спектра»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Е. А. Савченко*

Правовые аспекты использования радиочастотного спектра

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правовых аспектов использования радиочастотного спектра. В частности, рассматриваются источники правового регулирования использования радиочастотного спектра, анализируется понятие «конверсия радиочастотного спектра», рассматриваются основные проблемы, возникающие в процессе государственного регулирования использования радиочастотного спектра.

Ключевые слова: радиочастотный спектр, регламент радиосвязи, конверсия, частотный ресурс, Государственная комиссия по радиочастотам.

001: 10.17803/1994-1471.2016.67.6.124-132

Одним из видов государственного регулирования в сфере связи является регулирование использования радиочастотного спектра, которое, как это следует из пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи), является исключительным правом Российской Федерации.

Высокая значимость данного сектора государственного регулирования подчеркивается тем, что в его основе лежат нормы не только российского права, но и международных договоров Российской Федерации, в том числе:

1. Конвенции Международного союза электросвязи (вместе с Определением некоторых терминов, используемых в настоящей Конвенции и в административных регламентах Между-

народного союза электросвязи), которая заключена в Женеве 22 декабря 1992 г.1

Данная Конвенция закрепляет понятие электросвязи, осуществляемой посредством радиоволн, понимая под последними электромагнитные волны, которые распространяются в свободном пространстве без искусственной направляющей среды. Конвенция разделяет радиоволны на две группы:

— с частотами ниже 3 000 ГГц;

— с частотами выше 3 000 ГГц, на которые Конвенция распространяется только в части требований, установленных пунктами 149—154. Следует отметить, что данная Конвенция является не первым международно-правовым актом, определяющим правовое регулирование радиоволн. Ее предшественниками являлись:

1 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5370.

© Савченко Е. А., 2016

* Савченко Елена Алексеевна, соискатель отдела административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ [email protected]

117218, Россия, Москва, Большая Черемушкинская, 34

— Международная конвенция электросвязи (Мадрид, 1932 г.)2;

— Международная конвенция электросвязи (Атлантик-Сити, 1947 г.)3;

— Международная конвенция электросвязи (Буэнос-Айрес, 1952 г.)4;

— Международная конвенция электросвязи (Монтре, 1965 г.)5;

— Международная конвенция электросвязи (Найроби, 1982 г.)6 .

Учитывая, что предметы регулирования всех указанных конвенций совпадали, принятие каждой из них сопровождалось одновременной отменой ранее принятого международного акта.

Так, статья 58 Устава Международного союза электросвязи, который принят одновременно с Конвенцией Международного союза электросвязи в Женеве 22 декабря 1992 г., предусматривает, что Устав и Конвенция отменяют и заменяют в отношениях между договаривающимися сторонами Международную конвенцию электросвязи (Найроби, 1982 г.)7 .

2. Регламент радиосвязи вместе с Резолюцией № 2 относительно справедливого использования на равных правах всеми странами геостационарной орбиты и полос частот для служб космической радиосвязи и Резолюцией № 507 относительно заключения соглашений и составления соответствующих планов для радиовещательной спутниковой службы, которые приняты в Женеве 6 декабря 1979 г.8

Применение указанного Регламента и сопутствующих ему документов в настоящее время предусмотрено Конвенцией Международного союза электросвязи 1992 г.

В разделе I Регламента закреплены определения отдельных применяемых в данной сфере терминов. Так, под электросвязью Регламент понимает любую передачу, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений всякого рода по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам, а под радиосвязью традиционно для международных актов — электросвязь, осуществляемую посредством радиоволн.

При этом Регламент выделяет два вида радиосвязи:

а) наземная — любая применяемая на планете Земля радиосвязь, за исключением космической радиосвязи или радиоастрономии;

б) космическая — любая радиосвязь, при которой используется одна или несколько космических станций, или один или несколько отражающих спутников, или другие космические объекты.

Регламент закрепляет понятие радиоастрономии, то есть астрономии, основанной на приеме радиоволн космического происхождения.

К международным актам, регулирующим порядок использования радиосвязи в части своих норм можно отнести Конвенцию о Международной организации морской спутниковой

Правопреемство государств в отношении многосторонних договоров. Исследования, подготовленные Секретариатом Комиссии международного права Генеральной Ассамблеи ООН. 1970. С. 1—49. Международная конвенция электросвязи, Атлантик-Сити, 1947 г. Заключительный протокол к Конвенции. Дополнительные протоколы к Конвенции. Резолюции, рекомендации и пожелания. М., 1949. 91 c.

Международная конвенция электросвязи, Буэнос-Айрес, 1952 г. Заключительный протокол к Конвенции. Дополнительные протоколы к Конвенции. Резолюции, рекомендации и пожелания. М., 1954. 157 c.

Международная конвенция электросвязи (Монтре, 1965 г.). Заключительный протокол к Конвенции. Дополнительные протоколы к Конвенции. Резолюции, рекомендации и пожелания. М., 1969. 172 с. URL: http://www.imodocs.com/txt/data_www/texts/m_k_ehlektrosvjazi82.php3.

Устав Международного союза электросвязи (принят в г. Женеве 22.12.1992 г.) (с изм. от 06.11.1998 г.) // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5370.

Регламент радиосвязи (Вместе с Резолюцией № 2 относительно справедливого использования на равных правах всеми странами геостационарной орбиты и полос частот для служб космической радиосвязи, Резолюцией № 507 относительно заключения соглашений и составления соответствующих планов для радиовещательной спутниковой службы) (принят в г. Женеве 06.12.1979) // Борьба СССР за мирное использование космоса. М., 1985. Т. 2. С. 176—184.

2

3

4

5

8

связи (ИНМАРСАТ), которая заключена в Лондоне 3 сентября 1976 г.9 Статья 28 этого документа предусматривает уведомление Международного союза электросвязи об используемых частотах с предоставлением предусмотренных Регламентом радиосвязи сведений.

Под использованием радиочастотного спектра действующее законодательство Российской Федерации понимает совокупность мероприятий, которые направлены на установление и обеспечение соблюдения порядка использования радиочастотного спектра.

Как уже отмечалось выше, данное право в силу части 1 статьи 22 Закона о связи относится к исключительной компетенции самого российского государства, что исключает участие других субъектов законотворческой деятельности в правовом регулировании данного сектора, осуществляемой в том числе и в порядке делегирования полномочий, что подтверждается неоднократными разъяснениями Конституционного Суда РФ о том, что предметом делегирования ни при каких обстоятельствах не может выступать нормотворчество, осуществляемое по вопросам, регулирование которых Конституция РФ относит к исключительной прерогативе федерального законодателя10.

Из данной нормы также следует, что регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется посредством целого комплекса мероприятий, среди которых отдельно выделяются следующие:

— экономические, то есть те, которые предполагают использование экономических методов, приемов и разработок;

— организационные — основанные на применении методов управления;

— технические, связанные с повышением уровня технического развития и материальной обеспеченности применяемых средств радиосвязи, а также их совершенствование. Все указанные выше мероприятия должны

быть связаны с конверсией радиочастотного спектра, то есть с совокупностью действий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра.

Следует отметить, что определение конверсии радиочастотного спектра в РФ на протяжении длительного периода времени давалось крайне обще — как «совокупность действий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения». При этом перечень таких действий в законе не определялся, хотя Закон о связи провозглашал конверсию в качестве принципа регулирования радиочастотного спектра, осуществляемого посредством указанных в Законе о связи мероприятий уполномоченными органами11 .

В этой связи в научной юридической литературе высказывались различные точки зрения относительно содержания данного понятия.

Так, В. А. Коваль и В. О. Тихвинский называли конверсией радиочастотного спектра «сложный

9 Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) (вместе с Процедурой разрешения споров, предусмотренных статьей 31 Конвенции и статьей XVI Эксплуатационного соглашения) (заключена в г. Лондоне 03.09.1976) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 305—324.

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. № 7-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1519 ; постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. № 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и постановления Правительства Российской Федерации «О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3199 (постановление).

11 Цветков С. А., Черток Д. В., Якименко В. С., Яньшин С. Н. Конверсия радиочастотного спектра в России: мифы и реалии // Электросвязь. 2012. № 9. С. 8.

многофакторный процесс, который осуществляет регулятор в области связи (Министерство связи и массовых коммуникаций России) в ходе реализации комплекса работ по управлению радиочастотным спектром на национальном уровне»12.

В. Э. Веерпалу определял конверсию радиочастотного спектра как «совокупность действий по реализации правовых, экономических и технических мер с целью высвобождения радиочастотного спектра, занятого РЭС правительственного назначения, для развития рынка инфокоммуникаций и экономики России»13 .

Для уточнения понятия о конверсии Федеральным законом от 21.07.2014 № 228-ФЗ в Закон о связи внесены изменения, а понятие конверсии определено как экономические, организационные и технические мероприятия, направленные на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения14

Как неоднократно отмечалось в судебной практике, обеспечение конверсии радиочастотного спектра достигается в том числе путем установления платы за использование радиочастотного спектра15 .

Высвобождение частотного ресурса, занятого действующим радиооборудованием как военного, так и гражданского назначения, в другие полосы частот и перевод такого оборудования

в другие полосы частотности, безусловно, представляет собой процесс перераспределения. В этой связи обоснованным представляется вывод В. Э. Веерпалу о том, что конверсия радиочастотного спектра представляет собой частный случай его перераспределения16

Однако в нормативных правовых актах органов государственной власти Российской Федерации эти понятия рассматриваются как равнозначные, ставя в один ряд высвобождение (в том числе и конверсию радиочастотного спектра), рефарминг, перераспределение радиочастот или радиочастотных каналов между пользователями и иные необходимые действия с целью высвобождения радиочастотного спектра17 .

Можно отметить, что существование конверсии обусловлено делением радиоэлектронных средств связи по назначению на гражданские, правительственные и используемые совместно. По этому показателю Российская Федерация в сравнении со странами Европы и Америки имеет разительное отличие, которое проявляется в крайне малом использовании радиочастотного ресурса гражданскими средствами и превалировании средств, используемых для правительственных и военных нужд, в то время как в странах Европы и Америки средства радиосвязи государственного и оборонного значения используются в равном или меньшем объеме18.

12 Коваль В. А., Тихвинский В. О. Комплексная взаимоувязанная модель оценки эффективности конверсии радиочастотного спектра // Электросвязь. 2013. № 3. С. 1.

13 Веерпалу В. Э. Методы проведения перераспределения и конверсии радиочастотного спектра // T-Comm. Транспорт и коммуникации. 2012. № 6. С. 12.

14 Федеральный закон от 21.07.2014 № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О связи» // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4229.

15 Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № АПЛ12-300 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 19.03.2012 г. № АКПИ12-99, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 3 постановления Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 171 и пунктов 3 (абзацы первый, второй), 5, 6 Правил установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 171» // Бюллетень ВС РФ. 2012. № 11 ; постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2014 № Ф05-10323/14 по делу № А40-188205/13-56-414 // СПС «КонсультантПлюс».

16 Веерпалу В. Э. Указ. соч. С. 12.

17 Решение ГКРЧ при Минкомсвязи России от 08.09.2011 № 11-12-02 (ред. от 03.09.2013) «Об использовании радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами стандарта ЦП и последующих его модификаций» // СПС «КонсультантПлюс».

18 Быховский М. А., Харитонов Н. И., Девяткин Е. Е. Цели и задачи современного этапа конверсии радиочастотного спектра в Российской Федерации // Электросвязь. 2006. № 1. С.18.

Регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации осуществляет Государственная комиссия по радиочастотам (далее — Комиссия), которая обладает статусом межведомственного коллегиального органа по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ), за которым закреплено полновластие в области регулирования радиочастотного спектра.

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Государственной комиссии по радиочастотам, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 № 33619 (далее — Положение о ГКРЧ). Состав Комиссии утвержден распоряжением Правительства РФ от 02.07.2004 № 901-р20 .

Следует отметить, что в силу статьи 22 Закона о связи и Положения о ГКРЧ регулирование использования радиочастотного спектра является исключительной компетенцией Комиссии. В этой связи при принятии решений о выделении спорных полос радиочастот Комиссия выступает в качестве государственного органа, реализующего публичные полномочия, предоставленные ему действующим законодательством о связи, что подтверждается сложившейся судебной практикой21 .

При этом решения ГКРЧ не являются нормативными правовыми актами, а потому не подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых

актов федеральных органов исполнительной власти»22. Данный довод также подтверждается сложившейся судебной практикой23 .

В силу п. 15 Положения о ГКРЧ решения Комиссии обязательны для всех органов исполнительной власти и российских и иностранных юридических и физических лиц, на что неоднократно указывалось в судебных актах, к примеру, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 № 09АП-2312/2015 по делу № А40-157669/1424.

Решением Комиссии, принятым в пределах предоставленных ей полномочий, выделяется конкретная полоса радиочастот в зависимости от типа, модели, наименования и страны производителя радиоэлектронного средства. Такое решение является разрешением, выдаваемым в письменной форме, на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для ввоза на территорию РФ радиоэлектронных средств.

Напримеру, решением ГКРЧ при Минин-формсвязи России от 31.01.2005 № 05-04-0100125 выделены полосы радиочастот для ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Данным решением утвержден перечень радиоэлектронных средств гражданского применения и высокочастотных устройств, которые могут использоваться в Российской Федерации исключительно на основании разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного в соответствии с решением Комиссии, и при условии регистрации в установленном действующим законодательством порядке.

Отрицательное заключение члена Комиссии является основанием для отказа в выдаче соответствующего разрешения. При этом такое

19 Постановление Правительства РФ от 02.07.2004 № 336 (ред. от 16.12.2014) «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по радиочастотам» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2905.

20 Распоряжение Правительства РФ от 02.07.2004 № 901-р (ред. от 11.05.2015) «О составе Государственной комиссии по радиочастотам» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2922.

21 Постановление ФАС Московского округа от 28.02.2014 № Ф05-1409/2014 по делу № А40-52084/ 13-134-497 // СПС «КонсультантПлюс».

22 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 № 17АП-4636/2010-АК по делу № А50-1749/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

23 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 № 17АП-4636/2010-АК по делу № А50-1749/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

24 СПС «КонсультантПлюс».

25 СвязьИнформ. 2005. № 4—7.

заключение может быть выдано, например, при отсутствии в заявке назначения радиоэлектронного средства, конкретного района его применения, места установки и района использования с точностью до единицы административного деления Российской Федерации и других данных, ввиду отсутствия которых невозможна необходимая оценка совокупности технических параметров, касающихся работы радиоэлектронного средства26

Решение о выделении полосы радиочастот соответствующему субъекту выдается на определенный срок, что соответствует Конституции РФ, Конвенции Международного союза электросвязи (Регламент радиосвязи, принят в Женеве 06.12.1979), статьям 22—24 Закона о связи, Положению о ГКРЧ и Таблице распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2006 № 439-23. Законодательством Российской Федерации и международно-правовыми актами бессрочное выделение полос радиочастот пользователям радиочастотного спектра не предусмотрено.

Следует отметить, что разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру является одним из принципов использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, который закреплен в части 4 статьи 22 Закона о связи.

Понятие «использование радиочастотного спектра» закреплено пункте 4 статьи 2 Закона о связи и означает обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для достижения не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации целей, в том числе оказания услуг электросвязи. Из буквального толкования данной нормы следует, что возможность использования полосы радиочастот законодатель связывает с получением соответствующего разрешения, то есть официального документа, выданного управомоченным органом на определенный срок и дающего право на использование радиочастот в конкретном диапазоне. Такое разрешение выдает Комиссия посредством рас-

пределения существующих полос радиочастот в соответствии с утвержденной таблицей.

Кроме того, пункт 4 статьи 2 Закона о связи указывает на фактическое пользование радиочастотным спектром, которое может иметь место в двух разных смыслах:

— во-первых, фактическое пользование может сопровождать выданное уполномоченным органом разрешение, которое дает право на использование конкретной полосы радиочастот, и в этом случае будет представлять собой фактическую реализацию предоставленного права путем обязательного использования радиочастотного спектра;

— во-вторых, фактическое пользование может иметь место и без соответствующего разрешения, ввиду чего возникает вопрос о том, распространяется ли данное определение на случаи незаконного использования радиочастотного спектра.

К примеру, нарушение правил регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, заключающееся в использовании на определенной частоте незарегистрированного Радиоэлектронного средства, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Установление правил регистрации средств связи, иных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, являющихся источниками электромагнитного излучения, предусмотрено пунктом 5 статьи 22 Закона о связи, в силу которой использование таких средств и устройств без регистрации недопустимо.

Соответствующий порядок регистрации и перечень подлежащих ей радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств утверждены постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»27 (далее — Порядок регистрации).

Целью такой регистрации является учет источников электромагнитного излучения, оказывающих влияние на обеспечение надлежащего использования радиочастот.

26 Определение ВАС РФ от 05.04.2013 № ВАС-3252/13 по делу № А40-11406/12-119-115 // СПС «КонсультантПлюс».

27 СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации предусмотренная им регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

При принятии положительного решения о регистрации средства или устройства заявителю выдается свидетельство о регистрации, которое оформляется, согласно пункту 14 Порядка регистрации, отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство, является именным документом и дает его владельцу право на использование указанного в нем средства и (или) устройства.

Согласно прямому указанию в Законе о связи (абзац 3 части 5 статьи 22) отдельные радиоэлектронные средства индивидуального использования в целях приема сигналов теле- и (или) радиоканалов, радиопейджеров, бытовых электронных изделий и средств персональной радионавигации, которые не содержат в себе радиоизлучающих устройств, регистрации не подлежат и могут использоваться на территории Российской Федерации с учетом установленных для них ограничений.

Кроме того, согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 17.07.1996 № 832 «Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»28 радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства на территории Российской Федерации могут быть реализованы только тем покупателям, которые получили и имеют разрешение на их приобретение, в течение указанного в нем срока действия.

Перечень радиоустройств, для приобретения которых не требуется разрешение органов государственного надзора за связью в Российской Федерации, утвержден пунктом 4 поста-

новления Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 № 832.

Таким образом, в настоящее время действующее законодательство разграничивает основания для использования радиочастотного спектра, относя к ним следующее:

1) в отношении радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в уполномоченном органе, такими основаниями является факт регистрации самого средства или устройства, а также разрешение на их использование, выданное Комиссией;

2) в отношении радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, в отношении которых абзацем 2 пункта 16 Порядка регистрации не предусмотрено получение разрешения на использование, — факт регистрации самого средства или устройства.

К таким радиоэлектронным средствам и (или) высокочастотным устройствам относятся судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река-море) плавания и бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах.

Порядок выдачи разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах, предусмотрен приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 29029 .

Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации утверждены и действуют два административных регламента Федерального агентства воздушного транспорта по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на указанные радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства: — для используемых на гражданских воздушных судах (бортовые радиостанции) — приказ Минтранса России от 26.07.2012 № 27530;

28 СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3724.

29 Приказ Минтранса РФ от 21.12.2010 № 290 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах» (зарегистрирован в Минюсте РФ 31.01.2011 № 19639) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 8.

30 Приказ Минтранса России от 26.07.2012 № 275 (ред. от 23.07.2014) «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах» (зарегистрирован в Минюсте России 16.08.2012 № 25202) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 9.

— для используемых на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река-море) плавания (судовые радиостанции) — приказ Минтранса России от 16.09.2014 № 29 231; 3) в отношении радиоэлектронных средств и низкочастотных устройств, не подлежащих регистрации, таким основанием является фактическое пользование данным устройством.

Необходи мо отметить, что деление устрой ств по указанным выше критериям и определение законных оснований для их использования на практике иногда вызывают трудности. Так, постановлением ФАС Центрального округа от 22.01.2014 по делу № А64-1333/201332 признано недействительным предписание уполномоченного органа об устранении заявителем нарушения, выразившегося в использовании беспроводного доступа на радиочастотах без разрешения на их использование. В обоснование принятого решения суд указал, что пункт 5 статьи 22 ФЗ Закона о связи запрещает использование без регистрации только тех устройств, регистрация которых предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами. Если используемое устройство не входит в соответствующий Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, который утвержден постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 № 539, и является устройством малого радиуса действия, не подлежащим ввиду присущих ему технических характеристик регистрации, оно

может использоваться без соответствующего свидетельства и (или) разрешения.

Размеры разовой и ежегодной платы, а также порядок их взимания, распределения и использования определяются Правительством РФ исходя из принципа дифференциации используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых для их использования технологий (часть 4 статьи 23 Закона о связи).

В настоящее время размеры разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра, а также правила их установления и взимания утверждены постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 17133 .

Невнесение указанной платы является основанием для прекращения действия разрешения на использование радиочастотного спектра34, а также для предъявления со стороны уполномоченного органа требования о прекращении использования радиочастот или радиочастотных каналов и демонтаже радиочастотного оборудования35 .

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что регулирование порядка использования радиочастотного спектра в Российской Федерации в настоящее время можно признать сложившимся и отвечающим основным требованиям и стандартам, установленным международно-правовыми актами, участником которых является Российская Федерация.

Однако анализ норм действующего законодательства и правоприменительной практики

31 Приказ Минкомсвязи России от 16.09.2014 № 292 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по выдаче разрешений на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река-море) плавания» (зарегистрирован в Минюсте России 22.01.2015 № 35637) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.01.2015).

32 СПС «КонсультантПлюс».

33 Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 № 171 (ред. от 13.11.2013) «Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы» (вместе с Правилами установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы) // СЗ РФ. 2011. № 12. Ст. 1648.

34 Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2015 № 307-ЭС15-1243 по делу № А56-72559/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

35 Определение ВАС РФ от 29.07.2014 № ВАС-10213/14 по делу № А40-167022/2013-98-1452 // СПС «КонсультантПлюс».

показывает, что требуется проведение работы по усовершенствованию и выработке норм и нормативов в следующей части: 1) конкретизация отдельных норм законодательства о связи, в том числе по перечню мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра;

2) установление четкого перечня характеристик для радиоэлектронных средств и низкочастотных устройств, не подлежащих регистрации;

3) выработка конкретных сроков и оснований для пересмотра таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами РФ.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Борьба СССР за мирное использование космоса, 1957—1985. Документы и материалы : в 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Г. Газенко, Ю. М. Колосов, Г. М. Корниенко, В. Г. Макаров, А. С. Пирадов, Р. З. Сагдеев, П. П. Севостьянов. — М. : Политиздат, 1985. — 479 c.

2 . Быховский М. А., Харитонов Н. И, Девяткин Е. Е. Цели и задачи современного этапа конверсии радио-

частотного спектра в Российской Федерации // Электросвязь. — 2006. — № 1. — С. 17—22.

3 . Веерпалу В. Э. Методы проведения перераспределения и конверсии радиочастотного спектра //

T-Comm. Транспорт и коммуникации. — 2012. — № 6. — С. 12—16.

4 . Коваль В. А., Тихвинский В. О. Комплексная взаимоувязанная модель оценки эффективности конвер-

сии радиочастотного спектра // Электросвязь. — 2013. — № 3. — С. 1—4.

5 . Цветков С. А., Черток Д. В., Якименко В. С., Яньшин С. Н. Конверсия радиочастотного спектра в Рос-

сии: мифы и реалии // Электросвязь. — 2012. — № 9. — С. 8—12.

Материал поступил в редакцию 18 сентября 2015 г.

LEGAL ASPECTS OF THE USE OF RADIO SPECTRUM

SAVCHENKO Elena Alekseevna — post-graduate student of the Department of Administrative Law and Procedure of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation [email protected]

117218, Russia, Moscow, ul. Bolshaya Cheriomushkinskaya, 34

Review. The paper is devoted to considering the legal issues of using the radio spectrum. The paper, inter alia, deals with the sources of legal regulation of using the radio spectrum, analyses the concept of "conversion of the radio frequency spectrum", and considers the main problems that arise during the process of governmental regulation of using the radio spectrum.

Keywords: radio spectrum, radio communication regulations, conversion, frequency resource, Russian State Commission for Radio Frequencies.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Bor'ba SSSR za mirnoe ispol'zovanie kosmosa, 1957—1985. Dokumenty i materialy : v 2 t. T. 1 / redkol.: O. G. Gazenko, Ju. M. Kolosov, G. M. Kornienko, V. G. Makarov, A. S. Piradov, R. Z. Sagdeev, P. P. Sevost'janov. — M. : Politizdat, 1985. — 479 c.

2 ByhovskijM. A., HaritonovN. I., Devjatkin E. E. Celi i zadachi sovremennogo jetapa konversii radiochastotnogo spektra v Rossijskoj Federacii // Jelektrosvjaz'. — 2006. — № 1. — S. 17—22.

3 . Veerpalu V. Je. Metody provedenija pereraspredelenija i konversii radiochastotnogo spektra // T-Comm.

Transport i kommunikacii. — 2012. — № 6. — S. 12—16. 4. Koval' V. A., Tihvinskij V. O. Kompleksnaja vzaimouvjazannaja model' ocenki jeffektivnosti konversii

radiochastotnogo spektra // Jelektrosvjaz'. — 2013. — № 3. — S. 1—4. 5 . CvetkovS. A., Chertok D. V., Jakimenko V. S., Jan'shin S. N. Konversija radiochastotnogo spektra v Rossii: mify i realii // Jelektrosvjaz'. — 2012. — № 9. — S. 8—12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.