Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств каннабисной группы'

Проблемы правового регулирования противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств каннабисной группы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркотические средства каннабисной группы / каннабиноиды / марихуана / гашиш / гашишное масло / тетрагидроканнабинол / незаконный сбыт наркотиков / наркосодержащее растение рода Cannabis / оперативно-розыскное противодействие / рекреационное потребление наркотиков / мониторинг сети Интернет / наркопотребитель / правовое регулирование / drugs of the cannabis group / cannabinoids / marijuana / hashish / hash oil / tetrahydrocannabinol / illegal sale of drugs / drug-containing plant of the genus Cannabis / operational-search countermeasures / recreational drug use / Internet monitoring / drug user / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Роман Валерьевич Исаков

Рассмотрены и структурированы актуальные проблемы и сложности, возникающие у правоохранительных органов при организации противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств каннабисной группы. Приведены особенности и причины, обусловившие широкое использование продуктов каннабиса в незаконном обороте наркотиков. Обоснована необходимость внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с оборотом наркотических средств каннабисной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Роман Валерьевич Исаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of countering crimes related to illicit trafficking of narcotic drugs of the cannabis group

The current problems and difficulties encountered by law enforcement agencies in organizing counteraction to crimes related to illicit trafficking of narcotic drugs of the cannabis group are considered and structured. The features and reasons that led to the widespread use of cannabis products in drug trafficking are given. The necessity of making changes to the existing regulatory legal acts regulating issues related to the turnover of narcotic drugs of the cannabis group is substantiated.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств каннабисной группы»

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-103-110 EDN: https://elibrary.ru/zbhpnw NIION: 2003-0059-5/23-787 MOSURED: 77/27-003-2023-05-986

Проблемы правового регулирования противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств каннабисной группы

Роман Валерьевич Исаков

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия,

roman_isakov1987@icloud.com

Аннотация. Рассмотрены и структурированы актуальные проблемы и сложности, возникающие у правоохранительных органов при организации противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств каннабисной группы. Приведены особенности и причины, обусловившие широкое использование продуктов каннабиса в незаконном обороте наркотиков. Обоснована необходимость внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с оборотом наркотических средств каннабисной группы.

Ключевые слова: наркотические средства каннабисной группы, каннабиноиды, марихуана, гашиш, гашишное масло, тет-рагидроканнабинол, незаконный сбыт наркотиков, наркосодержащее растение рода Cannabis, оперативно-розыскное противодействие, рекреационное потребление наркотиков, мониторинг сети Интернет, наркопотребитель, правовое регулирование

Для цитирования: Исаков Р. В. Проблемы правового регулирования противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств каннабисной группы // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 103-110. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-103-110. EDN: ZBHPNW.

Original article

Problems of legal regulation of countering crimes related to illicit trafficking of narcotic drugs of the cannabis group

Roman V. Isakov

Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Ryazan', Russia, roman_isakov1987@icloud.com

Abstract. The current problems and difficulties encountered by law enforcement agencies in organizing counteraction to crimes related to illicit trafficking of narcotic drugs of the cannabis group are considered and structured. The features and reasons that led to the widespread use of cannabis products in drug trafficking are given. The necessity of making changes to the existing regulatory legal acts regulating issues related to the turnover of narcotic drugs of the cannabis group is substantiated.

Keywords: drugs of the cannabis group, cannabinoids, marijuana, hashish, hash oil, tetrahydrocannabinol, illegal sale of drugs, drug-containing plant of the genus Cannabis, operational-search countermeasures, recreational drug use, Internet monitoring, drug user, legal regulation

For citation: Isakov R. V. Problems of legal regulation of countering crimes related to illicit trafficking of narcotic drugs of the cannabis group. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):103-110. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-103-110. EDN: ZBHPNW.

Наркотические средства каннабисной группы на протяжении многих лет являются наиболее широко потребляемыми в мире. По последним данным Организации Объединенных Наций, каннабиноиды употребляют около 209 млн человек, что составляет 4,0 % взрослого населения [1, с. 1]. На фоне постепенного увеличения потребителей (количество лиц употребляющих каннабинойды увеличилось на 24 % по сравнению с 2010 г.) все больше государств прово© Исаков Р. В., 2023

дит политику, направленную на легализацию кан-набисных наркотиков, приводящей к расширению глобального теневого наркорынка [2]. Указанная тенденция не дает оснований к оптимизму, а напротив, свидетельствует об увеличении незаконных операций, а следовательно, росту общеуголовной преступности.

По нашему убеждению, нивелировать обозначенную угрозу возможно путем целенаправленного про-

тиводействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств каннабисной группы, включающего актуальную правовую базу, отвечающую современным потребностям правоохранительной деятельности. Изучение общеюридической и специальной литературы показало, что комплексное исследование правовой основы рассматриваемого противодействия до настоящего времени не проводилось, в связи с чем возникла объективная необходимость в анализе правового аспекта исследуемой проблемы.

Несмотря на общемировую тенденцию либерального отношения к каннабису и его продуктам, российские законодательные органы продолжают придерживаться изначальной политики, связанной с осуществлением строгого контроля за оборотом наркотических средств данной группы, а также культивированием наркосодержащего растения Cannabis (конопля), являющегося основным источником поступления каннабиноидов в незаконный оборот.

Нормативно-правовая база, регулирующая оборот каннабисных наркотиков, а также устанавливающая меры ответственности за нарушение антинаркотического законодательства достаточно обширна. И далеко не во всех случаях подобное многообразие правовых актов позитивно влияет на результаты противодействия, поскольку они принимаются органами как законодательной, так и исполнительной власти, не всегда учитывающими интересы субъектов оперативно-розыскной деятельности.

В отечественном законодательстве базовым законом, регулирующим вопросы, связанные с оборотом наркотиков, является Федеральный закон от 8 августа 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон о наркотиках) [3]. В рассматриваемом нормативном правовом акте даются разъяснения основных понятий оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов, закрепляются организационные основы деятельности в сфере противодействия их незаконному обороту, разъясняются особенности правоотношений, связанных с оборотом подконтрольных средств и веществ в зависимости от режима их обращения и другие вопросы.

На наш взгляд, данный федеральный закон достаточно сложен для сотрудников правоохранительных органов, поскольку его эффективное использование связано с необходимостью уяснения положе-

ний других подзаконных актов, дополняющих или детализирующих его. По нашему мнению, сам Закон о наркотиках провоцирует возникновение значительного числа нормативных правовых актов, носящих исключительно бланкетный характер.

Беря за основу при анализе законодательства, регулирующего противодействие незаконному обороту каннабисных наркотиков, положения общей теории права, отметим, что по юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на международно-правовые, федеральные и подзаконные. При этом в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 3 Закона о наркотиках международно-правовые акты имеют приоритет над российскими законами, но только в части непротиворечащей Конституции Российской Федерации [4].

Законодательство, связанное с каннабисными наркотиками, разделено на нормативные правовые акты, регулирующие их законный оборот и на нормативно-правовые акты, направленные на организацию противодействия незаконному обороту. При этом в Российской Федерации, в отличие от большинства стран мира, оборот наркотических средств каннабисной группы полностью запрещен, исключением выступает только промышленная деятельность, связанная с культивированием технических сортов конопли, которая подлежит обязательному лицензированию [5].

Сорта конопли, разрешенные к легальному культивированию в промышленных целях, определены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 101 «Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования для производства используемых в медицинских целях и (или) ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, для культивирования в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, а также требований к сортам и условиям их культивирования» (далее — Постановление № 101) [6]. В соответствии с данным нормативным правовым актом на территории Российской Федерации возможно выращивание технической конопли в промышленных целях, основными регионами ее посева являются республики Адыгея и Мордовия, а также Орловская, Курская, Нижегородская, Пензенская, Новосибирская области, суммарная площадь которых составляет более 10 тыс. га [7].

JURISPRUDENCE

Вместе с этим, законодатель устанавливает жесткие требования к субъектам, осуществляющим законное культивирование конопли. Эти требования направлены, прежде всего, на предотвращение утечки растений в незаконный оборот и связаны с обеспечением охраны и контроля [8]. Нарушение установленного порядка оборота и культивирования конопли влекут различные формы ответственности, наступающей в зависимости от обстоятельств нарушения, вины и признаков субъекта.

Ключевым звеном незаконного оборота наркотиков всегда является наркопотребитель. Зависимость, вызванная потреблением психоактивных веществ, приводит к деградации личности, способствует тому, что наркоман, находясь под воздействием абстинентного синдрома легко идет на совершение любого противоправного деяния ради получения средств на очередную дозу. Несмотря на реструктуризацию российского нелегального наркорынка в сторону увеличения доли синтетики, наркотики каннабисной группы по-прежнему широко распространены. По нашему убеждению, раннее употребление марихуаны, провоцирует наркопотребителя к дальнейшему переходу на так называемые «тяжелые наркотики», в том числе и инъекционные. Именно по этой причине некоторые наркологи называют раннее потребление каннабисных наркотиков «входными воротами» [9, с. 17].

Современная ситуация осложнена развитием новых эффективных методов выращивания конопли в условиях помещений, позволяющих использовать современных систем полива, освещения, вентиляции, автоматических средств внесения удобрений в среду произрастания семени (ростка). Такие технические методы не привязаны к каким-либо климатическим или территориальным условиям и в подавляющем большинстве случаев предназначены для повышения содержания в конопле основного наркотически активного элемента — тетрагидроканна-бинола (далее — ТГК).

Другим фактором, осложняющим наркоситуацию в стране является легкодоступность каннабисных наркотиков и сложившийся в обществе, и особенно у молодого населения страны, стереотип о якобы безвредности наркотических средств каннабисной группы и как следствие — отсутствие наказания за их потребление. Однако необходимо учитывать, что само немедицинское потребление наркотика признается

административным правонарушением, предусмотренным ст. 6.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [10], где максимальное наказание составляет до 15 суток ареста, при возможности полного освобождения от ответственности, если виновный добровольно соглашается пройти лечение от наркомании. Кроме этого, в орбиту административного законодательства попадают и лица, совершившие незаконное культивирование конопли, если эти действия исключают признаки преступления, предусмотренного ст. 231 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [11].

Важное место в противодействии незаконному обороту наркотическим средствам каннабисной группы занимает уголовное законодательство. Так, гл. 25 УК РФ содержит перечень статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение наркопреступлений, предметом которых могут быть каннабисные наркотики. В частности, процесс документирования рассматриваемой преступной деятельности, должен заключаться в сборе, анализе, систематизации оперативно значимой информации, содержащей признаки преступлений, предусмотренных УК РФ. Безусловно, знание норм уголовного закона, является приоритетным при определении основных сил и средств оперативно-розыскной деятельности.

Как уже отмечалось нами ранее, культивирование наркосодержащего растения конопля выступает основным источником поступления каннабисных наркотиков в незаконный оборот. Без семян конопли данный преступный процесс полностью невозможен, при этом для получения наркосырья используются только строго определенные сорта.

Особенностью растения Cannabis является отсутствие в его семенах каких-либо психоактивных веществ. В этой связи на сегодняшний день оборот семян конопли под меры государственного контроля не подпадает, а следовательно их сбыт, приобретение, перевозка и хранение не влекут наступления какой-либо ответственности. По нашему мнению, данное обстоятельство выступает дополнительным катализатором преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств каннабисной группы.

Несмотря на тот факт, что законодатель предпринял в 2020 г. попытку восполнить существующий правовой пробел посредством принятия Постановления № 101, которое конкретизировало сорта конопли,

разрешенные к культивированию, предъявив к ним требование по содержанию в сухой массе листьев и соцветий верхних частей одного растения массовую долю ТГК не более 0,1 %, данная законотворческая мера никак не отразилась на рынке семян, повсеместно используемых для выращивания наркосырья.

Большинство интернет-магазинов, используя имеющуюся законодательную неурегулированность, реализуют рассматриваемые семена, предназначенные исключительно для незаконного выращивания конопли, конечной целью которого является изготовление (производство) каннабисных наркотиков. При этом на подобных ресурсах открыто декларируется информация о процентном содержание ТГК в вызревшем растении, указываются конкретные рекомендации по его выращиванию и уходу, а также описывается эффект, получаемый от потребления наркотика, изготовленного (произведенного) на основе выращенного наркосырья. Данный вывод подтверждается также и результатами проведенного анкетирования сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков, абсолютное большинство которых приравнивает информацию о лицах, заказывающих семена с интернет-ресурсов, к оперативно значимой и используют ее с целью организации дальнейшего оперативно-розыскного противодействия.

По нашему мнению, отсутствие контроля за оборотом семян конопли стимулирует совершенствование методов производства наркотиков, в результате чего на нелегальном рынке представлен широкий ассортимент продуктов каннабиса с катастрофически высоким уровнем содержания ТГК, который за последние десять лет возрос до 40 % [1, с. 2]. Подобные семена конопли поступают на территорию Российской Федерации из-за рубежа, в частности из стран, где легализовано употребление каннабисных продуктов в рекреационных целях.

На основе мониторинга сети Интернет, проведенного в рамках сбора эмпирического материала, автором установлено, что на сегодняшний день Англия, Голландия, Испания и Канада являются лидерами в этой отрасли. На территориях указанных государств располагаются многочисленные банки семян конопли (сидбанки), осуществляющие селекционное и генетическое разведение и выведение ее новых сортов с более высоким содержанием ТГК. В основе такого способа лежит технология отбора однородного по-

томства конопли с высоким содержанием наркотически активного ТГК, унаследованного от родительских растений. С этой целью скрещиваются два родительских сорта, затем из числа их потомства отбираются фенотипы с наибольшим содержанием ТГК, которые скрещиваются между собой. Описанная процедура повторяется до необходимого увеличения показателей содержания ТГК.

На наш взгляд, активные научные исследования в области выведения новых сортов конопли с экстремально высоким содержанием ТГК существенно влияют на глобальный рынок наркотиков не только в сторону увеличения объема каннабисных наркотиков, но и появления принципиально новых видов рассматриваемых веществ. Результаты исследования показывают, что каннабисная продукция вышла за рамки давно известных каннабисных наркотиков, таких как марихуана, гашиш и гашишное масло и представлена как пищевой продукцией, так и жидкостями для электронных сигарет, которые на сегодняшний день вызывают большой интерес у молодого населения нашей страны.

Подобная тенденция подтверждается результатами изученных уголовных дел, связанных с незаконным культивирование конопли и изготовлением (производством) из нее марихуаны. Полученная информация свидетельствует, что наркопреступники отдают предпочтение только хорошо зарекомендовавшим сортам семян конопли европейских производителей, поскольку они более устойчивы к агрессивной внешней среде, а наркотики, изготовленные (произведенные) из выращенного наркосырья, обладают хорошим спросом и более высокой стоимостью.

По нашему убеждению, одним из действенных способов решения рассматриваемой проблемы является ограничение ввоза, реализации, хранения семеня наркосодержащего растения конопли, для чего необходимо внести в действующее законодательство изменения, направленные на ограничение их свободного оборота. Одновременно с этим, изъятие из свободного оборота семян конопли, на практике, позволит сотрудникам оперативных подразделений законно проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц, причастных к их незаконному обороту.

Стоит отметить, что принятие Постановления № 101 активизировало на территории Российской

JURISPRUDENCE

Федерации использование технической конопли в промышленных целях. В настоящее время она широко используется в тканых и нетканых материалах (геотекстиль, брезент, броня и др.), а также пищевой промышленности. Также с 2020 г. в маркетплейсах началась реализация «Конопляного чая», изготовленного из сырья сортов технической конопли, культивируемой в установленном законодательством порядке.

Однако, имеющиеся правовые пробелы в области оборота каннабисных наркотических средств приводят к существенному нарушению законодательства. В первую очередь это связано с использованием устаревших методик определения вида наркотических средств, получаемых из конопли, согласно которым «Конопляный чай» является наркотическим средством марихуаной, несмотря на то факт, что при его производстве использовалось сырье, отвечающее предъявленным законодателем требованиям.

Подобное химическое исследование (экспертиза) наркотических средств каннабисной группы проводится в соответствии с методическими рекомендациями «Определение вида наркотических средств, получаемых из конопли и мака» [12, с. 1-24], типовыми экспертными методиками исследования вещественных доказательств [13, с. 25-40], информационным письмом ЭКЦ МВД России «Особенности производства экспертиз наркотических средств и психотропных веществ растительного происхождения, а также наркосодержащих растений и их частей» и «Анатомическим атласом полезных и некоторых ядовитых растений» [14, с. 112-116].

Согласно указанным методикам, эксперту достаточно выявить в представленном на химическое исследование (экспертизу) веществе только факт наличия ТГК, в независимости от его количественного содержания, что входит в противоречие с положениями Постановления № 101, разрешающими использование конопли с процентным содержанием ТГК менее 0,1 %. Данные противоречия приводят к необоснованному привлечению к уголовной ответственности невиновных лица (в умысле которых не усматривается действий, направленных на изготовление наркотических средств и их сбыт).

Так, индивидуальный предприниматель Ш. через личный кабинет маркетплейсов «Ozon» и «Wildber-ris», размещал к продаже пищевую продукцию под названием «Конопляный чай». Перед началом реа-

лизации продукции Ш. получил от производителей документы, подтверждающие легитимность продукции: экспертизы, исследования, постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, акты апробации конопли, документы технических условий, документы на приобретение семян конопли разрешенных сортов.

В феврале 2021 г. в отношении Ш. сотрудниками ОНК УМВД России по городскому округу Домодедово Московской области было проведено несколько ОРМ — проверочная закупка. В ходе поведенных мероприятий осуществлялось приобретение продукции с маркировкой «Конопляный чай» в маркетплейсхах «Ozon» и «Wildberris».

Несмотря на тот факт, что комплексной химико-ботанической судебной экспертизой установлено, что в растительной массе, изъятой в ходе проверочной закупки, содержание ТГК менее 0,1 % и она получена от наркосодержащего растения вида Конопля посевная (Cannabis sativa L.) семейства Коноплевые (СаппаЬасеае) сорта «Гляна», внесенного в Государственный реестр селекционных достижений и разрешенного для культивирования сортов конопли в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, в отношении гражданина Ш. было возбуждено уголовное дело по п. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, а также избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Рассматриваемое событие вызвало общественный резонанс, следствием которого стало более детальное изучение правового регулирования деятельности, связанной с культивированием. В мае 2021 г. уголовное дело в отношении Ш. было прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием события преступления.

По нашему мнению, данное решение, несмотря на ряд имеющихся на сегодняшний день противоречий, является единственно правильным и законным. Анализ материалов прекращенного уголовного дела показал, что следователь при принятии процессуального решения, руководствовался следующими положениями нормативных правовых актов:

♦ п. 1 Постановления № 101, в соответствии с которым разрешено культивирование в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, на территории Российской Федерации сортов конопли, внесенных в Государственный реестр селекцион-

ных достижений, допущенных к использованию, с учетом районирования мест произрастания конопли;

♦ ч. 4 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» [15], согласно которому сорта «Гляна» вида Конопля посевная (Cannabis sativa L.) внесены в Государственный реестр селекционных достижений;

♦ ст. 3 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [16], которой установлено, что промышленное производство (промышленность) — определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2), совокупность видов экономической деятельности, относящихся к обрабатывающему производству (в том числе производство пищевых продуктов и напитков). Выращивание обыкновенной конопли, как вид экономической деятельности, включено в ОКВЭД-2, принятый и введенный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст;

♦ п. 4 ст. 2.1 Закона о наркотиках, в соответствии с которым меры контроля, предусмотренные п. 3 настоящей статьи, не применяются в отношении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ), и их частей.

В соответствии с вышеуказанными нормами, а также с учетом собранных по делу доказательств, следствие пришло к выводу, что изъятые по уголовному делу вещества не относятся к наркотическим средствам и таким образом, действия производителей и продавцов пищевой продукции под наименованием «Конопляный чай», не противоречат действующему законодательству, регламентирующему оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации.

Проведенное исследование показало, что современная нормативно-правовая база, регулирующая оборот каннабиса, не является абсолютной, в ней имеются как выявленные в ходе исследования пробелы, связанные с отсутствием государственного контроля за оборотом семян конопли, так и отдельные неурегулированности, приводящие к существенному нарушению прав и свобод человека. Нами умышленно не рассматривались нормативные правовые акты, регламентирующие оперативно-розыск-

ную деятельность, поскольку они содержат в себе сведения составляющие государственную тайну.

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования нормативно-правового законодательства в области незаконного оборота каннабисных наркотиков нами предлагается следующее.

1. Дополнить ст. 1 Закона о наркотиках определением «оборот семян наркосодержащих растений» и изложить ее в следующей редакции: «оборот наркотических средств, психотропных веществ и семян наркосодержащих растений — разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, а также семян наркосодержащих растений, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации».

2. Внести в постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (ред. от 15 июня 2022 г.) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [17] все семена наркосодержащих растений, кроме семян сортов включенных в Постановление № 101, изложив его название в новой редакции: «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также семян наркосодержащих растений подлежащих контролю в Российской Федерации».

3. Ввести уголовную ответственность за нарушение правил оборота семян наркосодержащих растений посредством внесения изменений в ст. 228.2 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, а также семян наркосодержащих растений».

4. Разработать и внедрить в практическую деятельность экспертных подразделений новую методику определения вида наркотических средств, получаемых из конопли, основанную на необходимости установления процентного содержания ТГК, а также вида и сорта наркосодержащего растения, из которого изготовлено (произведено) поступившее на химическое исследование (экспертизу) вещество, определив при этом, что наркотическими признаются только объекты с процентным содержанием, превышающим показатели в 0,1 % ТГК.

JURISPRUDENCE

Список источников

1. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2022 г. / ООН. Вена, 2023 // URL//: https:// www.incb.org.

2. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 48. Ст. 7710.

3. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 29 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.

5. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1085 (ред. от 28 ноября 2020 г.) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 130.

6. Постановление правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 101 «Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования для производства используемых в медицинских целях и (или) ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, для культивирования в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, а также требований к сортам и условиям их культивирования» // СЗ РФ. 2020. № 77. Ст. 830.

7. Жданова Е. В. Незаконный оборот наркотиков каннабисной группы и тенденции использования каннабиса в легальном обороте // Научный портал МВД России. 2021. № 4 (56). С. 69-75.

8. Постановление правительства РФ от 13 марта 2020 г. № 274 «О порядке установления требований к режиму охраны посевов растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» // СЗ РФ. 2020. № 12. Ст. 1771.

9. Розенбаум М. Безопасность прежде всего. Подростки, наркотики и образовательные программы:

реалистичный подход (Drug Policy Alliance) / пер. с англ. Иркутск : СПИД Фонд «Восток Запад»», 2002.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14 апреля 2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. (ред. от 29 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

12. Определение вида наркотических средств, получаемых из конопли и мака: метод. рек. / В. И. Сорокин и др.; под ред. Э. А. Бабаяна. М. : ЭКЦ МВД России, РФЦСЭ МО России, 1995.

13. Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств. Ч. II / под ред. А. Ю. Семенова; общ. ред. В. В. Мартнынова. М. : ЭКЦ МВД России, 2012.

14. Никитин А. А., Папкова И. А. Анатомический атлас полезных и некоторых ядовитых растений. Л. : Наука, 1982.

15. Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 454-ФЗ «О семеноводстве» // СЗ РФ. 2022. № 1. Ст. 23.

16. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (ред. от 1 мая 2022 г.) «О промышленной политике в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1. Ст. 41.

17. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (ред. от 15 июня 2022 г.) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198.

References

1. Report of the International Narcotics Control Board for 2022 / UN. Vienna, 2023 // URL//: https:// www.incb.org.

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 733 of November 23, 2020 «On Approval of the Strategy of the State Anti-Drug Policy of the Russian Federation for the period up to 2030» // CL RF. 2020. No. 48. Art. 7710.

3. Federal Law No. 3-FZ of January 8, 1998 «On Narcotic Drugs and psychotropic substances» (ed. of December 29, 2022) // CL RF. 1998. No. 2. Art. 219.

4. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with

amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // Rossiyskaya Gazeta. 2020. July 4th.

5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1085 of December 22, 2011 (ed. of November 28, 2020) «On licensing activities for the trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, cultivation of narcotic plants (together with the «Regulations on licensing activities for the trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, cultivation of narcotic plantsy» // CL RF. 2012. No. 1. Art. 130.

6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 101 dated February 6, 2020 «On the Establishment of Varieties of Narcotic Plants Permitted for Cultivation for the Production of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances Used for Medical Purposes and (or) Veterinary Medicine, for Cultivation for Industrial Purposes Not Related to the Production or Manufacture of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances, as well as Requirements to varieties and conditions of their cultivation» // CL RF. 2020. No. 77. Art. 830.

7. Zhdanova E. V. Illicit drug trafficking of the cannabis group and trends in the use of cannabis in legal circulation // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 4 (56). P. 69-75.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of March 13, 2020 No. 274 «On the procedure for establishing requirements for the regime of protection of crops containing narcotic drugs or psychotropic substances or their precursors» // CL RF. 2020. No. 12. Art. 1771.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Rosenbaum M. Safety first of all. Teenagers, drugs and educational programs: a realistic approach

(Drug Policy Alliance) / translated from English. Irkutsk : AIDS Foundation «East West», 2002.

10. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (ed. of April 14, 2023) // CL RF. 2002. No. 1. Art. 1.

11. Criminal Code of the Russian Federation adopted by the State Duma 24 May 1996: approved by the Federation Council on June 5, 1996 (as amended on December 29, 2022) // CL RF. 1996. No. 25. Art. 2954.

12. Determination of the type of narcotic drugs obtained from cannabis and poppy: method. rec. / V. I. So-rokin et al.; edited by E. A. Babayan. M. : ECC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, RFTSSE of the Ministry of Defense of Russia, 1995.

13. Standard expert methods for the study of material evidence. Part II / edited by A. Yu. Semenov; general ed. V. V. Martninov. M. : ECC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012.

14. Nikitin A. A., Papkova I. A. Anatomical atlas of useful and some poisonous plants. L. : Nauka, 1982.

15. Federal Law No. 454-FZ of December 30, 2021 «On seed production» // CL RF. 2022. No. 1. Art. 23.

16. Federal Law No. 488-FZ of December 31, 2014 (as amended on May 1, 2022) «On Industrial Policy in the Russian Federation» // CL RF. 2015. No. 1. Art. 41.

17. Decree of the Government of the Russian Federation of June 30, 1998 No. 681 (ed. of June 15, 2022) «On approval of the list of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation» // CL RF. 1998. No. 27. Art. 3198.

Информация об авторе

Р. В. Исаков — старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

R. V. Isakov — Senior Lecturer of the Department of Operational Investigative Activities of the Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 12.05.2023; одобрена после рецензирования 05.07.2023; принята к публикации 05.09.2023.

The article was submitted 12.05.2023; approved after reviewing 05.07.2023; accepted for publication 05.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.