2.6. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОРУЖИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Кодзокова Ляца Арсеньевна, канд. юрид. наук, майор полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]
Аннотация: Проблема ответственности за преступления, которые связаны с оборотом огнестрельного оружия, является одной из наиболее актуальных. Незаконное владение оружием ведет к обострению криминогенной обстановки, формирует предпосылки для совершения общественно опасных деяний против личности и собственности. Нерешенными являются вопросы определения разновидностей, режима хранения и транспортировки оружия.
Ключевые слова: оборот и виды оружия, государственное регулирование, разрешения и ограничения, противоправные действия, криминогенная обстановка.
PROBLEMS OF THE LEGAL REGULATION OF THE TURNOVER OF ARM AT THE PRESENT STAGE
Kodzokova Lyatsa Arsenyevna, PhD aat law, Police Major. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Institute of advanced training. Department: law enforcement organization chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The problem of liability for crimes related to trafficking in firearms is one of the most urgent. Illegal possession of weapons leads to an aggravation of the criminal situation, forms prerequisites for committing socially dangerous acts against the individual and property. The issues of determining the species, the regime of storage and transportation of weapons are not resolved. Keywords: turnover and types of weapons, state regulation, permits and restrictions, illegal actions, crime situation.
Оружие является средством повышенной опасности, нарушение оборота и использования которого создает потенциальную общественную опасность жизни и здоровью людей.
В России на законных основаниях оружием владеют свыше пяти миллионов россиян, у которых в личном пользовании имеется более шести миллионов единиц его разновидностей. При этом спрос на оружие постоянно растет. В связи с чем, особое значение приобретает обеспечение системы правоотношений, относящихся к обороту огнестрельного оружия и установленными законом ограничениями. В силу указанных причин оборот оружия нуждается в государственном регулировании со стороны его компетентных органов.
Незаконное владение оружием ведет к обострению криминогенной обстановки, формирует предпосылки для совершения общественно опасных деяний против личности и собственности.
Дискуссии ведутся по поводу того, какие средства следует относить к оружию. В частности, предметом споров служит включение в эту категорию травматических средств, особенно внешне не отличимых от боевых пистолетов и автоматов. Так газовые револьверы,
пистолеты, нельзя отнести к оружию, а необходимо классифицировать на две группы: в гражданско-служебном исполнении - «специальные средства самообороны», а те, которые предназначены для силовых структур государства - боевыми химическими средствами борьбы с беспорядками.
Обсуждается вопрос о том, каковы признаки холодного оружия, и подлежит ли оно регистрации. Проблемным является определение разновидностей, режима хранения и транспортировки спортивного оружия.
Высказываются мнения, как об ужесточении, так и о либерализации законодательства в сфере отношений, относящихся к обороту огнестрельного оружия. Так, существует точка зрения о том, что упрощение регистрации огнестрельного оружия повысило бы уровень ответственности населения за его применение. Между тем, исследования показывают, что несформирован-ная правовая культура, агрессивность повышенная тревожность, создают препятствия в восприятии гражданами России оружия как средства самообороны. Показательно, что на вопрос «зачем другие люди берут оружие», 63 % ответили, что оно необходимо им для совершения преступлений или утверждения определенного статуса.
Необходимо отметить, что имеющееся законодательное определение оружия скорее направлено на то, чтобы разграничивать противоправные действия и более четко понимать степень вины нарушителя (преступника), устанавливая был ли он именно вооружен и насколько осознавал степень общественной опасности своего деяния.
Согласно ФЗ «Об оружии», «к оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия». [1]
Следовательно, законодательно определено, что применяя право, нельзя отнести ряд предметов к оружию, хотя использоваться они могли именно в этом качестве. Кроме того, рассматривая данную норму в контексте оборота оружия, становится ясно, что для определения предмета как оружия необходимо экспертное решение.
Со своей стороны хотелось отметить, что имеющееся законодательное определение оружия скорее направлено на то, чтобы разграничивать противоправные действия и более четко понимать степень вины нарушителя (преступника), устанавливая, был ли он именно вооружен и насколько осознавал степень общественной опасности своего деяния. Стоит отметить также, что установленные законом ограничения распространяются только на два вида средства вооружения: гражданское и служебное. [2]
Поскольку право граждан на приобретение, хранение и использование оружия не относится к закрепленным в Конституции РФ, то данное право не является абсолютным и может быть ограничено.
Данные ограничения необходимы для того, чтобы обычное использование в исключительных целях оружия и его разрешенных размеров и объема барабана не превратилось в оружие массового поражения, например в военных действиях.
Сложным является также вопрос об отнесении какого либо предмета к холодному оружию. На данный
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ
Кодзокова Л.А.
момент эксперты зачастую отказываются признавать холодным оружием самодельные предметы. Отнесение того или иного предмета к холодному оружию, основываясь только на критериях соответствия сертифицированным образцам, исходя из «прочности металла и геометрическим пропорциям», представляется недостаточным.
Проблема ответственности за преступления, которые связаны с оборотом огнестрельного оружия, является одной из наиболее актуальных. По данным Министерства внутренних дел РФ в 2000 году количество данных преступлений составило 34,2 тысячи; в 2010 году - 30,4 тысячи; в 2015 году - 3,6; в 2016 году - 3,1 тысячи преступлений. [3] По этим данным очевидно сокращение зарегистрированных преступлений. Но проблема состоит в том, что регистрируются далеко не все преступления, связанные с оружием. Зачастую не происходит возбуждения уголовных дел в таких случаях, как выдача оружия; некоторые хранят на незаконных основаниях - без получения лицензии на него; идет свободная продажа оружия и так далее. Считаем необходимым усилить ответственность за данные нарушения; исключить продажу оружия несовершеннолетним и лицам, не имеющим на него права, т.е. осуществлять продажу только на основании необходимых документов.
Достаточно остро стоит и проблема незаконного обращения пневматического, холодного и газового оружия как основания уголовной ответственности. Несмотря на высокую степень общественной опасности каждого из них, уголовная ответственность предусмотрена только для производства газового оружия.
Самым популярным средством совершения преступлений в силу доступности является холодное оружие, расследование случаев применения которого предполагает назначение криминалистической экспертизы в целях определения, является ли конкретный предмет холодным оружием.
Проведя анализ практики расследования уголовных дел, можно прийти к выводу, что установление и доказывание фактов незаконного сбыта холодного и других видов оружия является трудоемким процессом, поэтому и им не уделяется достаточного внимания.
Российская Федерация относится к странам с ограниченным режимом владения оружием. Изучение практики правового регулирования других стран показывает, что требования к получению, хранению и использованию оружия могут и должны ужесточаться или ослабляться в зависимости от криминогенной обстановки. Для внесения изменений необходим мониторинг происшествий с оружием, изучение статистики уголовных преступлений и административных правонарушений в данной сфере.
Одна из проблем отношений, связанных с оборотом огнестрельного оружия заключается в том, что отмечается значительный рост числа потерь гражданского оружия. Подобное положение требует, с одной стороны, воспитания культуры владения оружием и формирования ответственности граждан за соблюдением требований к его обладанию. С другой стороны, необходимо принятие дополнительных мер со стороны органов Росгвардии по профилактике утрат оружия, включающей как плановые, так и внезапные проверки соблюдения условий хранения зарегистрированного оружия, исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Проблема ответственности за преступления, которые связаны с оборотом огнестрельного оружия, является наиболее актуальной. Проблема состоит в том,
что регистрируются далеко не все преступления, связанные с оружием. Зачастую не происходит возбуждения уголовных дел в таких случаях, как выдача оружия (не все граждане РФ добровольно выдают оружие); некоторые хранят на незаконных основаниях - без получения лицензии на него; идет свободная продажа оружия и так далее. Считаю необходимым усилить ответственность за данные нарушения; исключить продажу оружия несовершеннолетним и лицам, не имеющим на него права, т.е. осуществлять продажу только на основании необходимых документов.
Одним из источников пополнения нелегального рынка оружия и боеприпасов являются раскопки на местах боевых действий. Чтобы избежать этого необходимо закрепить требование получения разрешения организаторами раскопок на их проведение в органах Рос-гвардии, предусматривающее официальное предупреждение руководителей групп копателей об обязанности сдать обнаруженное оружие в правоохранительные органы. За нарушение этого требования целесообразно установление административной ответственности.
В связи с этим, целесообразно вменить в обязанность владельцев оружия предоставлять к осмотру места хранения, а не только наделить полицию таким правом, кроме того, временно запрещать владение оружием лицам, допустившим его утрату, обязать граждан уведомлять лицензирующий орган в установленный законом срок о смене места хранения оружия и ввести ответственность за данное нарушение, ввести ограничение на количество приобретаемого и продаваемого гражданами оружия в течение 5 лет в целях исключения незаконной торговли оружием, ввести единую лицензию-разрешение на разрешенное количество оружия в целях снижения документооборота.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 №150-ФЗ (ред. от 07.03.2018). Ст. 2.
2. Кодзокова Л.А. Проблемы ответственности в сфере оборота оружия // Евразийский юридический журнал. 2017. № 8. С. 197.
3. Портал правовой статистики: http://crimestat.ru/.
Рецензия
на статью «Проблемы правового регулирования оборота оружия
на современном этапе» Кодзоковой Ляцы Арсеньевны - к.ю.н., преподавателя кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел (филиал) Краснодарского университета МВД России, майора полиции
Проблемы правового регулирования оборота оружия на современном этапе достаточно актуальны, так как спрос на оружие постоянно растет. В связи с чем, особое значение приобретает обеспечение системы правоотношений, относящихся к обороту огнестрельного оружия и установленными законом ограничениями. В силу указанных причин оборот оружия нуждается в государственном регулировании со стороны его компетентных органов.
Незаконное владение оружием ведет к обострению криминогенной обстановки, формирует предпосылки для совершения общественно опасных деяний против личности и собственности.
В своей статье Кодзокова Л.А. уделяет внимание вопросу, какие средства следует относить к оружию. В
частности, следует ли включать в эту категорию травматические средства, особенно внешне не отличимые от боевых пистолетов и автоматов. Рассматривается также вопрос об отнесении какого либо предмета к холодному оружию, так как эксперты зачастую отказываются признавать холодным оружием самодельные предметы.
По мнению автора проблемными являются определение разновидностей, режима хранения и транспортировки спортивного оружия, а также, каковы признаки холодного оружия, и подлежит ли оно регистрации.
Также Кодзокова Л.А. обращает внимание, что имеющееся законодательное определение оружия скорее направлено на то, чтобы разграничивать противоправные действия и более четко понимать степень вины нарушителя (преступника), устанавливая был ли он именно вооружен и насколько осознавал степень общественной опасности своего деяния.
Автор не согласен с позицией, что упрощение регистрации огнестрельного оружия повысило бы уровень ответственности населения за его применение.
Практическая реализация выявленных Кодзоковой Л.А. подходов в сущности рассмотренных административных правонарушений должна способствовать формированию сбалансированной практики контроля за оборотом оружия на территории РФ.
На основании изложенного, считаю, что представленная статья Кодзоковой Л.А.. на тему: «Проблемы правового регулирования оборота оружия на современном этапе» имеет определенную теоретическую и практическую значимость, и может быть рекомендована к публикации.
Начальник кафедры ОПД СКИ (ф) КрУ МВД России, к.ю.н, доцент, полковник полиции А.Ю. Тутуков
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 92,38%