УДК 343
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
КОДЗОКОВА Ляца Арсеньевна Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России Нальчик, Россия
ОГРАНИЧЕНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАЖДАНАМИ ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия. Автором проанализированы ограничения на оборот оружия, порядок их реализации в практической деятельности. Федеральный закон «Об оружии» лишь в абзаце 6 п. 1 ст. 6 «Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия» упоминает о запрете на «оборот в качестве гражданского и служебного оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и которые имеют выходные параметры, превышающие величины, установленные государственными стандартами Российской Федерации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, а также указанных оружия и предметов, произведенных за пределами российской территории». Как расценивать данное положение закона? Как перечисление новых видов оружия, не определенных ст. 25 Федерального закона «Об оружии», или предметы, оборот которых запрещен на территории нашего государства? Такая несогласованность снижает эффективность правового регулирования оборота оружия. Унификация дефиниций в этой области позволит правильно и обоснованно применять закон, в том числе и уголовный. Но для этого необходимо с учетом опыта и современных потребностей различных отраслей права дать более четкое определение понятию «оружие» и его видам. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: ограничение, мера предупреждения, оборот, оружие, приобретение, использование, ношение, хранение, запрет, реализация, огнестрельное оружие, газовое оружие, специальные средства.
Lyatsa A. KODZOKOVA North Caucasian Institute of training (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia Nalchik, Russia
RESTRICTIONS BY THE USE OF WEAPONS OF RUSSIAN CITIZENS
Abstract: The article considers the restrictions imposed on the circulation of civilian and service weapons. The author analyzes the restrictions on the circulation of weapons, the procedure for their implementation in practice. Federal Law "On weapons" only in paragraph 6 p. 1, art. 6 "Restrictions imposed on the circulation of civilian and service weapons" refers to the prohibition of 'turnover as a civilian and service weapons and other items affecting the action is based on the use of radiation and biological factors; weapons and other items affecting the action is based on the use of electromagnetic, light, thermal, subsonic or ultrasonic radiation and which have output parameters that exceed the value set by state standards of the Russian Federation and the relevant regulations of the federal executive authority in the field of public health, as well as these weapons and items produced outside the Russian territory " How to regard this provision of the law? As the transfer of new weapons, not specific item. 25 of the Federal Law "On weapons", or items prohibited for circulation in the territory of our state? This inconsistency decreases the effectiveness of the legal regulation of arms trafficking. Unification of definitions in this area will allow applying the law correctly and reasonably, including criminal. But for this it is necessary taking into account the experience and the modern needs of the various branches of law provide a clearer definition of "weapon" and its species. The author's conclusions may be used in law enforcement.
Keywords: limit warning measure, turnover of weapons acquisition, use, carrying, storing, ban, sales, firearm, gas weapon, special means
Ограничения, устанавливаемые на оборот оружия, на сегодняшний день предусмотрены законодательством и существенно расширены по сравнению с ранее действующими нормами. В ст. 6 Федерального закона «Об оружии» содержатся ограничения по использованию оружия. При этом законодательством предусмотрено, что допустимые ограничения правомочий по распоряжению имуществом должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных прав. Другими словами, ограничения не должны касаться основного содержания конституционных положений, сама же возможность ограничений, как и их характер, должна обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей. Необходимо отметить, что система права в России предусматривает непростой порядок приобретения гражданами оружия, регулирует процедуру контроля правоохранительных органов за оборотом оружия и предусматривает возможность применения наказаний за нарушения правил его оборота вплоть до лишения права собственности на него [1].
Законодательством РФ предусмотрена возможность приобретения гражданского огнестрельного оружия лицами, достигшими возраста 21 года, и лицами, которые, несмотря на то, что не достигли возраста 21 года, прошедшими либо проходящими военную службу, а также лицами, проходящими службу в государственных организациях военизированного типа и имеющими воинские, специальные звания или классные чины (ранее правом приобретения оружия обладали граждане РФ, достигшие возраста 18 лет) [2]. Федеральный закон «Об оружии» содержит за-
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №5/1, 2016 _Historical and Social Educational Ideas Volume 8 #5/1, 2016_
прет на возможность ношения огнестрельного оружия при проведении массовых публичных мероприятий, в состоянии опьянения, а также на ношение огнестрельного оружия в пределах образовательных организаций. Исключением являются организации, чьи уставные цели и задачи предусматривают использование оружия. Данный закон в ст. 6 также содержит перечень видов оружия, использование которых запрещено в качестве гражданского и служебного. Официальным систематизированным документом, который содержит сведения об оружии и патронах к нему, разрешенных к обороту на территории России, выступает Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему (Кадастр) [4]. Он издается на основании перечня установленных моделей оружия и патронов к нему. Кадастр утверждается ежеквартально Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Необходимо отметить, что в Кадастр не должны вноситься данные о холодном клинковом и метательном оружии, а также о единичных экземплярах гражданского оружия, которые могут ввозиться (вывозиться) и производиться на территории Российской Федерации.
Статьей 20 Федерального закона «Об оружии» предусмотрены некоторые особенности использования оружия, в частности его наследования третьими лицами. Суть состоит в том, что оружие ограничено в обороте. Следовательно, оружие не может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом.
При наследовании гражданского оружия необходимым условием выступает наличии у наследующего лица законного права на приобретение гражданского оружия. Для того чтобы избежать проблем с ненадлежащим использованием оружия, оно изымается для ответственного хранения сотрудниками полиции, его зарегистрировавшими, если установлен факт смерти собственника гражданского оружия [5].
Отметим также, что установленные ст. 6 Федерального закона «Об оружии» ограничения распространяются только на два вида оружия:
- гражданское оружие, то есть предназначенное для занятий спортом и охоты, самообороны, а также в культурных и образовательных целях;
- служебное оружие, то есть предназначенное для использования должностными лицами, которым законом разрешено использование указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них обязанностей. Следует учитывать, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. № 18-П [6] положения ст. 6 Закона об оружии признаны соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими устанавливается механизм защиты от противоправного оборота холодного оружия. Кроме того, как отмечается в письме ФТС России от 12 января 2011 г. № 01-11/148 «О порядке ввоза физическими лицами оружия для сертификации» [7], ограничения в отношении оружия, установленные Законом об оружии, действуют в части, не противоречащей международным договоренностям.
По нашему мнению, целесообразно более четко провести границу между оружием и специальными средствами (средствами активной обороны), которые предназначены лишь для физического воздействия на человека, но не его уничтожения. Оружие, в свою очередь, исторически воспринималось как средство причинения необратимых последствий для жизни человека. При организации мероприятий по противодействию экстремизму необходимо учитывать уже накопленный в этой сфере опыт, в том числе основанный на анализе сведений, содержащихся в его источниках [9]. Проблемы определения понятия «оружие» обусловлены сложившейся традицией перечисления предметов, составляющих его объем, что при отсутствии четких критериев отнесения предметов к множеству «оружие» необоснованно увеличивает его [8]. В заключение следует отметить, что ограничение оборота оружия является важной мерой по предупреждению преступлений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Шмидт А.А. Логические ошибки законодателя об оружии: взгляд правоприменителя // Юридическая наука и правоприменительная практика. - № 3 (29). - 2014. - С. 134.
2. Кодзокова Л.А. Правовое регулирование отношений, возникающих по поводу гражданского оборота оружия в Российской Федерации // Научные исследования: от теории к практике. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Т. 2. - Чебоксары, 2016. - С. 226.
3. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 (ред. от 06 мая 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 32. - Ст. 3878; 2015.20. Ст. 2908.
4. Кодзокова Л.А. Особенности административных правонарушений в сфере оборота оружия // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 8. - № 3. Ч.2. - Краснодар, 2016. - С. 107.
5. Кодзокова Л.А. Правовое регулирование отношений, возникающих по поводу гражданского оборота оружия в Российской Федерации // Научные исследования: от теории к практике. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Т. 2. - Чебоксары, 2016. - С. 226.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 26 (ч. 2). - Ст. 3633.
7. Письмо ФТС РФ от 12 января 2011 г. № 01-11/148 «О порядке ввоза физическими лицами оружия для сертификации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Тутуков А.Ю., Машекуашева М.Х., Геляхова Л.А. Характеристика объекта заведомо ложного сообщения об акте терроризма и террористического акта, выполненного в форме угрозы // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 16. - С. 135-137.
9. Феномен современного религиозного фундаментализма: историко-теоретический аспект. Кочесокова З.Х. Бизнес в законе // Экономико-юридический журнал. - 2015. - № 5. - С. 13-15.
REFERENCES
1. Schmidt A. Logic legislator mistakes about weapons: look enforcer. Jurisprudence and law enforcement practice. No.3 (29) 2014 P. 134.
2. Kodzokova L.A. Legal regulation of the relations arising about the civil circulation of weapons in the Russian Federation. Scientific research: from theory to practice. The collection of materials of the VIII International scientific-practical conference. T. 2. Cheboksary. 2016. 226 p.
3. The measures to regulate the turnover of civilian and service weapons and ammunition on the territory of the Russian Federation: Russian Federation Government Resolution dated July 21, 1998 № 814 (as amended on May 6, 2015.). Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1998. No. 32. Art. 3878; 2015. 20. Art. 2908.
4. Kodzokova L.A. Features of administrative offenses in the sphere of arms trafficking. Historical and socio-educational thought. T. 8. 2. Part number 3. Krasnodar. 2016. 107 p.
5. Kodzokova L.A. Legal regulation of the relations arising about the civil circulation of weapons in the Russian Federation. Scientific research: from theory to practice. The collection of materials of the VIII International scientific-practical conference. T.2. Cheboksary. 2016. 226 p.
6. Decision of the Constitutional Court on June 17, 2014 № 18-P "On the case on the constitutionality of part four of Article 222 of the Criminal Code and Articles 1, 3, 6, 8, 13 and 20 of the Federal Law" On Weapons "in the complaint of the citizen NV Uryupin". Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2014.no. 26 (ch. 2). Art. 3633.
7. Federal Customs Service Letter dated January 12, 2011 № 01-11. 148 "About the order of importation of arms by individuals to certify". Access from the ATP "Consultant."
8. Tutukov A.Y., Mashekuasheva M.H., Gelyahova L.A. Characteristics of the facility knowingly false report of an act of terrorism and terrorist acts, executed in the form of threats. Theory and practice of social development. 2014. no 16. Pp. 135-137.
9. The phenomenon of modern religious fundamentalism: historical and theoretical aspect. Kochesokova Z.H. Business-in-law. Economics and Law Journal. 2015. No. 5. Pp. 13-15.
Информация об авторе
Information about the author
Кодзокова Ляца Арсеньевна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия Получена: 11.09.2016
Lyatsa A. Kodzokova, Candidate of Law, Lecturer of Department of Organization Law enforcement, North Caucasian Institute of training (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia,
Nalchik, Russia Received: 11.09.2016
Для цитирования статьи: Ограничения, устанавливаемые на использование гражданами оружия В Российской Федерации. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 1. с.00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
For article citation: Kodzokova L.F. Ograni-chenija, ustanavlivaemye na ispol'zovanie gra-zhdanami oruzhija V Rossijskoj Federacii. [Restrictions by the use of weapons of Russian citizens
]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 1. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)