Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования коммерциализации нанотехнологий в российской Федерации'

Проблемы правового регулирования коммерциализации нанотехнологий в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / НАНОИНДУСТРИЯ / COMMERCIALIZATION / LEGAL REGULATION / NANOTECHNOLOGY PRODUCTS / OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY / NANO INDUSTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симаева Евгения Петровна

Представленная статья посвящена изучению проблем, связанных с правовым обеспечением коммерциализации нанотехнологической продукции в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to studying the issues related with the legal support of commercialization of nanotechnology products in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования коммерциализации нанотехнологий в российской Федерации»

Евгения СИМАЕВА

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Представленная статья посвящена изучению проблем, связанных с правовым обеспечением коммерциализации нанотехнологической продукции в России.

The article is devoted to studying the issues related with the legal support of commercialization of nanotechnology products in Russia.

Ключевые слова:

коммерциализация, правовое регулирование, нанотехнологическая продукция, объекты интеллектуальной собственности, наноиндустрия; commercialization, legal regulation, nanotechnology products, objects of intellectual property, nano industry.

Сегодня проблемам правового регулирования нанотехнологического процесса в российской юридической науке уделяется особое внимание1. Активными участниками инновационной деятельности и разработки ее правового обеспечения являются как юридическое экспертное сообщество, так и высшие образовательные учреждения страны. Так, в частности, на базе Волгоградского государственного университета создан Научно-образовательный центр «Модернизация правовой системы современной России» (далее — НОЦ), участником которого выступает и автор данного исследования. Проблемы правового обеспечения наноиндустрии — одно из наиболее значимых направлений деятельности НОЦ. Эффективная коммерциализация результатов научной деятельности на современном этапе наноиндустриализации общества является актуальной проблемой, требующей незамедлительного решения.

В соответствии с положениями Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г. (одобрена Правительством РФ 17.01.2008 г.) создание эффективной системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в области нанотехнологий является одной из целей реализации первого этапа наноиндустриализации.

На законодательном уровне понятие коммерциализации нанотехнологий и нанопродукции, равно как и механизма коммерциализации, на сегодняшний день отсутствуют. Лишь одобренная Наблюдательным советом ГК «Роснанотех» 13.10.2009 г. Концепция нанотехнологических центров РОСНАНО на 2009—2015 гг. дает определение понятия «коммерциализация технологий», под которым понимается введение результатов научных исследований и разработок в коммерческий оборот путем создания нового юридического лица или через технологический трансфер.

Кроме того, понятие коммерциализации нанотехнологической продукции согласно действующему российскому законодательству включено в понятие исследовательской деятельности. Так, в п. 9

1 См.: Иншакова А.О. Сферы приоритетного развития правового обеспечения наноиндустрии. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011; она же. Место правовых механизмов минимизации инвестиционных рисков в комплексе национального регулирования наноиндустриализации // Проблемы теории и юридической практики в России. Материалы 8-й Международной научно-практической конференции молодых ученых, специалистов и студентов. К 80-летию Самарского государственного экономического университета. 19—20 мая 2011 года. — Самара, 2011, с. 78-82.

СИМАЕВА Евгения Петровна — к.ю.н., доцент кафедры

гражданского права и процесса ВолГУ e.simaeva@volsu.ru

114

ВлАсть

201 1 ’09

ст. 2 федерального закона от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”» говорится, что исследовательская деятельность — это осуществление участником проекта исследований, разработок и коммерциализация их результатов по направлениям, определенным в соответствии законом, а также иных видов деятельности, необходимых для осуществления исследований, разработок и коммерциализации их результатов.

В сущности, коммерциализация нанопродукции представляет собой комплекс мероприятий, действий по реализации данного вида продукции на внутреннем/мировом рынке путем заключения гражданско-правовых сделок с целью извлечения прибыли.

Между тем, принятие соответствующего нормативного акта, регулирующего процесс коммерциализации нанотехнологий, позволил бы решить такие проблемы, как правообладание на результаты интеллектуальной деятельности при государственном финансировании; создание предприятий, специализирующихся на коммерциализации результатов научных исследований (старт-ап компаний1), и возможность участия в их создании научно-исследовательских институтов и отдельных ученых; формирование инфраструктуры развития коммерциализации.

В России сегодня отсутствует реальная возможность для роста старт-ап компаний на уровне государственных исследовательских организаций. Государственные унитарные предприятия, государственные учреждения не имеют реальной правовой возможности учреждения таких компаний. Превалирующая доля унитарных предприятий и государственных учреждений в общем объеме государственных организаций создает серьезные трудности в коммерциализации созданных ими научно-технических результатов, учреждении новых технологических компаний.

Принятие нормативного акта, регламентирующего систему коммерциализации разработок наноиндустрии, также требует дальнейшей оптимизации отдельных отраслей законодательства. В этом направлении законодателями уже ведется работа: в 2010 г. в налоговое законодательство были внесены некоторые дополнения.

1 Старт-ап компании (от англ. start-up — запускать) — недавно созданные небольшие компании либо проекты в отраслях высоких технологий.

Совершенствование налогового законодательства, предусматривающее некоторые стимулы для коммерциализации результатов научных исследований, также связано и с дальнейшим изменением законодательства о бухгалтерском учете в разделе, касающемся учета нематериальных активов интеллектуальной собственности. Нематериальные активы — один из главных и наиболее сложных и противоречивых объектов бухгалтерского учета, определяющих состоятельность, налогообложение, капитализацию и ликвидность инновационного бизнеса.

Анализ состояния отечественной инфраструктуры наноиндустрии показывает, что, несмотря на высокое качество проводимых исследований и созданные научно-технологические заделы, инфраструктура наноиндустрии в России все еще значительно отстает от мировых нанотехнологических лидеров — США, Японии, стран ЕС по абсолютным показателям развития науки, технологий, степени промышленного освоения и коммерциализации результатов исследований в области нанотехнологий. Устранить имеющиеся недостатки призвана Концепция нанотехнологических центров РОСНАНО на 2009—2015 гг. Основным результатом реализации Концепции нанотехнологических центров и участия корпорации РОСНАНО в развитии инновационной инфраструктуры наноиндустрии должно стать повышение эффективности коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии.

Нанотехнологический центр представляет собой комплекс бизнес-единиц и бизнес-процессов, направленный на коммерциализацию технологий в области наноиндустрии на базе объединения лабораторного и технологического оборудования, а также комплекса сервисов маркетинговой и бизнес-поддержки малых инновационных компаний.

В процессе коммерциализации результатов научных исследований можно встретить немало препятствий экономического, правового, организационного, информационного характера. Учитывая зарубежный опыт, можно выделить следующие барьеры на пути коммерциализации нанотехнологий:

1) отсутствует нормативно-правовая основа системы коммерциализации;

2) существует длительный временной разрыв между созданием научных разра-

боток и их практическим внедрением в производство (коммерциализацией);

3) отсутствует соответствующая инфраструктура (лаборатории, оборудование, измерительные приборы), что препятствует росту малого бизнеса и исследований в указанной сфере; имеющееся оборудование быстро устаревает из-за значительного прогресса в области технологий;

4) функционирующие малые предприятия, как правило, не имеют потенциала для производства продукции в больших масштабах ввиду отсутствия частных инвестиций;

5) патентные ведомства не имеют достаточно квалифицированного персонала для оценки нанотехнологической продукции;

6) отсутствуют стандарты измерения, что препятствует развитию в области нанотехнологий — необходимо выработать единую метрологическую систему;

7) отсутствуют квалифицированные, профессионально обученные менеджеры и маркетологи, работающие в сфере коммерциализации технологий;

8) не урегулирована передача прав на результаты научной деятельности, финансируемой государством, непосредственным разработчикам нанотехнологической продукции;

9) стимулирование со стороны государства малых и средних предприятий (стартап компаний), профессионально ориентированных на коммерциализацию нанотехнологической продукции, недостаточно для развития нанотехнологий.

При этом значительное число препятствий для развития инновационной деятельности и коммерциализации нанотехнологий может быть существенно снижено, а некоторые барьеры — практически исключены, если будут предприняты основные шаги, в т.ч.:

а) закрепление прав на интеллектуальную собственность за организациями-раз-работчиками;

б) стимулирование передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств, от научных организаций и университетов в промышленность для ускорения ее коммерциализации;

в) создание новых федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, призванных стимулировать рост предприятий малого и среднего бизнеса в сфере наноиндустрии;

г) проведение правительством РФ эффективной налоговой политики, предусматривающей налоговые стимулы для поощрения малых предприятий, осуществляющих деятельность по коммерциализации нанотехнологической продукции;

д) оптимизация российского законодательства в области государственных закупок;

е) установление взаимодействия ученых — разработчиков нанотехнологий и нанопродуктов с субъектами предпринимательской деятельности по созданию старт-ап компаний и продвижению продукции на внутренних и международных рынках.

Таким образом, исходя из сложившейся ситуации, следует отметить необходимость принятия в Российской Федерации законопроекта «О коммерциализации разработок наноиндустрии», регламентирующего непосредственно процесс коммерциализации нанотехнологий и нанопродукции и предусматривающего создание и функционирование профессионально ориентированных на коммерциализацию компаний.

Коммерциализация технологий не может быть всецело связана с государственным бюджетом, в основном она определяется спросом на исследования и разработки со стороны негосударственного (частного) сектора экономики. Партнерство частного и государственного секторов экономики должно стать ключевым компонентом новой инновационной политики России. Следует признать, что Россия еще значительно отстает в развитии правовых, организационно-экономических и финансовых механизмов реализации государственно-частного партнерства в сфере коммерциализации.

Несмотря на то, что сегодня правовая система России предоставляет определенные возможности для использования новых правовых, организационно-экономических и финансовых инструментов поддержки программ государственно-частных партнерств, на практике федеральные органы исполнительной власти обладают достаточно ограниченными возможностями по их применению1.

1 Иванова Н.И. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России / под ред. В.В. Иванова. - М.: ЦИПРАН РАН, 2006, с. 166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.