Научная статья на тему 'О проблемах развития российской наноиндустрии'

О проблемах развития российской наноиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОИНДУСТРИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАНОПРОДУКЦИИ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / NANO-TECHNOLOGY / РЫНОК НАНОПРОДУКЦИИ / THE MARKET FOR NANO-PRODUCTION / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / NANO-INDUSTRY / THE COMPETITIVE ABILITY OF NANO-PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нугаева Г. Р.

Наноиндустрия России проходит этап становления и, по словам предпринимателей, сталкивается со следующими проблемами: отсутствие инновационной инфраструктуры, отсутствие необходимого специального оборудования и приборной базы, незащищенность интеллектуальной собственности, ограниченность финансирования в исследования и разработки, отсутствие разработанных программ стимулирования спроса на продукцию с использованием нанотехнологий, недостаточная кадровая обеспеченность, сложная процедура патентования, низкая конкурентоспособность нанопродукции, прежде всего, на внутреннем рынке, неразвитость законодательной базы и др. Решение данных проблем обеспечит создание национальных конкурентных преимуществ на мировом рынке высоких технологий и формирование научно-технического потенциала России, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах развития российской наноиндустрии»

УДК 338.45

Г. Р. Нугаева

О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАНОИНДУСТРИИ

Ключевые слова: наноиндустрия, конкурентоспособность нанопродукции, нанотехнологии, рынок нанопродукции, инновационная инфраструктура.

Наноиндустрия России проходит этап становления и, по словам предпринимателей, сталкивается со следующими проблемами: отсутствие инновационной инфраструктуры, отсутствие необходимого специального оборудования и приборной базы, незащищенность интеллектуальной собственности , ограниченность финансирования в исследования и разработки, отсутствие разработанных программ стимулирования спроса на продукцию с использованием нанотехнологий, недостаточная кадровая обеспеченность, сложная процедура патентования, низкая конкурентоспособность нанопродукции, прежде всего, на внутреннем рынке, неразвитость законодательной базы и др. Решение данных проблем обеспечит создание национальных конкурентных преимуществ на мировом рынке высоких технологий и формирование научно-технического потенциала России, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.

Key words: nano-industry, the competitive ability of nano-production, nano-technology, the marketfor nano-production, innovation

infrastructure.

Nano-industry of Russia passes the stage offormation and according to owners, it encounters the following problems: the absence of innovation infrastructure, the absence of the necessary special equipment and instrument base, the lack of defense intellectual property, the limitedness offinancing in research and developments, the absence of those developed the programs of the stimulation of demand for the production with the use of nano-technologies, insufficient cadre security, the complex procedure of patenting, the low competitive ability of nano-production, first of all, on the domestic market, the lack of development of legislative base and others The solution of data ofproblems will ensure the creation of national competitive advantages on the world market for high technologies and the formation of the scientific and technical potential of Russia, adequate to the contemporary calls of the world technological development.

Формирование национальной наноиндуст-рии отвечает стратегии развития науки и инноваций и концепции развития работ в области нанотехнологий в Российской Федерации на период до 2015 года.

Наноиндустрия как интегрированное объединение промышленных, финансовых, образовательных, научных и иных учреждений различных форм собственности, обеспечивающих последовательную, целенаправленную деятельность по созданию, разработке и коммерциализации нанотехноло-гий находится в стадии становления. Об этом свидетельствуют данные Росстата. Так, в 2011 году насчитывалось 485 организаций, выполняющих исследования и разработки, связанные с нанотехнология-ми, в сравнении с 2008 годом - 463 организации. Что касается первого полугодия 2012 года , то к этому периоду насчитывалось 287 организаций и предприятий выпускающих нанотехнологическую продукцию, при этом к концу аналогичного периода 2008 года их насчитывалось около 60, из них 47 компаний, созданных с участием ОАО «РОСНА-НО», 24 - независимые производители. По словам председателя правления «РОСНАНО» Анатолия Чубайса объем производства наноиндустрии в России к 2015 году должен составить почти 1 трлн. рублей, из которых 300 млрд. рублей приходится на проектные компании «РОСНАНО», а около 600 млрд. составят независимые компании. Выступая на Конгрессе предприятий наноиндустрии, организованном Фондом инфраструктурных и образовательных программ, А. Чубайс отметил, что наноиндуст-рия является опорой будущей инновационной, несырьевой экономики России, но тревогу вызывает тот факт, что характерной особеннностью нанопро-изводства в стране является в основном его узкоот-

раслевая направленность, проявляющаяся в том,что три четверти из этих предприятий заняты в неф-тепреработке и производстве нефтепродуктов с помощью нанокатализаторов [1].

Для успешного развития отечественной на-ноиндустрии, по мнению представителей крупного бизнеса и других предпринимательских структур, России предстоит справиться со следующими проблемами:

отсутствие инновационной инфраструктуры, отсутствие (острый дефицит) необходимого специального оборудования и приборной базы, незащищенность интеллектуальной собственности, недостаток финансирования в исследования и разработки, отсутствие разработанных программ стимулирования спроса на продукцию с использованием нанотехнологий, недостаточная кадровая обеспеченность, сложная процедура патентования, низкая конкурентоспособность нанопродукции, прежде всего, на внутреннем рынке, неразвитость законодательной базы и др.

Что касается инновационной инфраструктуры наноиндустрии, то ее формирование предусматривает создание инфраструктуры национальной на-нотехнологической сети, которая является объединением организаций различных организационно-правовых форм и обеспечивает выполнение различного рода исследований и разработок технологий, деятельность которых регулируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне.

Следует отметить, что государством осуществляется финансирование научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в области нанотехнологий в рамках федеральных целевых

программ. Однако в рамках этой программы не предусмотрено выделение средств на формирование инфраструктуры наноиндустрии.

Необходимо отметить, что в части темпов коммерческого освоения нанотехнологий Россия отстает от ряда зарубежных стран. Причинами такого отставания являются отсутствие метрологического обеспечения измерений при разработке и промышленном освоении нанотехнологий и производстве наноматериалов, старение, а по отдельным направлениям развития нанотехнологий - практическое отсутствие научного и специального оборудования, приборов и устройств, отвечающих современным мировым требованиям, а так же отставание в развитии других составляющих инфраструктуры наноиндустрии.

Для улучшения ситуации с инновационной инфраструктурой планируется создать 12 наноцен-тров по всей стране, вложения «РОСНАНО» в которые составят от 0,5 до 3 млрд. руб. При этом деньги будут вложены не в строительство, а в оснащение центров оборудованием. Первый подобный центр открылся в Казани, Зеленограде ,остальные планируются открывать в Новосибирске, Томске, Ленинградской области и других регионах. Основная задача таких центров - это приход в них малых и средних инновационных компаний, которые смогут получить доступ к оборудованию по приемлемым ценам [2].

Результаты опроса почти 80 предприятий наноиндустрии выявили среди проблем низкую кадровую обеспеченность анализируемой отрасли. Следует отметить, что многие специальности отсутствуют в программах вузов и предпринимателям приходится заказывать специальные курсы или отправлять сотрудников на дорогостоящие стажировки. Для решения этой проблемы «РОСНАНО» сегодня проводит тендеры для вузов по «комплектной поставке» кадров для нанопроизводств, действует 83 подобных программы. Важным моментом в этой подготовке является обратная связь, в которой предприниматели сами должны сформировать требования к персоналу с учетом необходимых компетенций.

Следует заметить, что существующая практика лицензирования так же тормозит возможность получения образования в области нанотехнологий, прежде всего, дипломированными специалистами, учащимися школ, техникумов, а так же студентами естественнонаучных и инженерных «непрофильных» вузов. На наш взгляд, необходимо существенно расширить перечень лицензируемых специальностей по направлению «Нанотехнология» [3].

Как было отмечено ранее, еще одна проблема исследуемой отрасли - это конкурентоспособность нанопродукции. Необходимо заметить, что нанопродукция обладает высоким качеством и долгим сроком службы, но цена на нее, как правило, выше, чем на традиционную. При существующей системе госзакупок в России, где во главу угла поставлена цена, нанопродукция не может конкурировать с традиционной. Для решения этой проблемы необходимо стимулировать не производителей, а

потребителей нанопродукции. Примером служат отечественные предприятия, производящие лампы, которые служат 10 лет с учетом гарантии, но стоят они в десятки раз дороже, чем обычная лампочка. Естественно, рядовой потребитель не заинтересован в потреблении таких ламп, поэтому необходимо предпринимать меры по стимулированию спроса на данную продукцию. Примером такого стимулирования являются США, где потребителей определенной нанопродукции освобождают от налогов [4].

Компании - производители нанопродуктов не всегда знают все сегменты рынка, которые могут быть заинтересованы в их товарах и услугах. Поэтому знание спроса на продукцию наноиндустрии может открыть предприятиям в сфере наноиндуст-рии новые рынки. Следует понимать, что новая продукция, не всегда является лучшей, поэтому необходимо правильно позиционировать продукцию с учетом срока его окупаемости и пройти процедуру сертификации нанопродукции.

Что касается рынков сбыта российской на-нопродукции, то здесь значительный опыт накопили регионы. При поддержке «РОСНАНО» регионы сегодня разрабатывают программы стимулирования спроса. Региональные рынки обладают большим потенциалом производства инновационной продукции. В целом по программам, разработанным при участии «РОСНАНО», спрос составил 56 млрд. рублей.

В целом мероприятия по стимулированию спроса на нанопродукцию в субъектах Российской Федерации должны заключаться в следующем:

- определение проблем, тормозящих развитие рынков наноиндустрии. Участие государственных органов в решении данных проблем;

- поддержка производителей нанопродук-ции в продвижении производимой ими продукции в регионы-потребители и расширении потенциальных региональных рынков сбыта;

- поддержка производителей нанопродук-ции в продвижении производимой ими продукции в крупные региональные государственные компании, компании с государственным участием и госкорпорации и расширении потенциальных региональных и отраслевых рынков сбыта;

- создание условий для для осуществления регулярного взаимодействия с региональными потребителями и производителями перспективной на-нопродукции в интересах обеспечения эффективно -го диалога в области определения перспектив развития наноиндустрии и выбора наиболее эффективных на практике способов стимулирования спроса на соответствующие виды продукции наноиндустрии;

- участие производителей нанотехнологиче-ской продукции в региональных мероприятиях, направленных на популяризацию нанотехнологий и нанотехнологических решений [5].

Следует отметить, что большинство государственных организаций в сфере нанотехнологий сидит на бюджетном финансировании. Бюджетное финансирование чаще всего приводит к тому, что только часть наноиссследований и разработок превращаются в продукцию, пользующуюся спросом на

потребительском рынке. Только рынок создает независимый от бюджета источник финансирования нанотехнологий. Государство, сняв с себя часть затрат на финансирование наноразработок, сможет освободившиеся ресурсы направить на создание технологического базиса, без которого невозможно говорить о прогрессе нанотехнологий в России.

Еще одна проблема, связанная с потребительским рынком касается того, что в Россию из-за рубежа поставляется все больше продукции, связанной с использованием нанотехнологий. С одной стороны, никто из зарубежных стран не озадачен созданием условий, для того, чтобы Россия имела свою нишу на мировом рынке нанопродукции. С другой стороны, крупные отечественные государственные и частные предприятия - производители не заинтересованы в использовании передовых отечественных разработок, так как им выгоднее использовать хоть и устаревшие, но готовые для практического внедрения зарубежные технологические и технические достижения. Что касается малых и средних предприятий, то они не имеют для инновационного развития достаточных финансов и ресурсов [3].

В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, необходимо в стране сформировать программу по созданию системы отечественного спецтехнологи-ческого и измерительного оборудования и развития

национального научного приборостроения. И в результате создать такие выгодные условия, которые бы объективно заставили как крупные государственные, так и частные, малые и средние предприятия производить продукцию с использованием отечественных нанотехнологий.

Литература

1. Зинурова Р.И. Нанотехнологические центры РОСНА-НО как институты инновационного развития / Р.И. Зинурова, С.А. Алексеев .- Казань: Вестник Казанского технологического университета.- 2013.-№19.- С. 360364.

2. Рочева О.А. Нанотехнологии - как источник развития инновационной деятельности в России / Рочева О.А. -Казань: Вестник Казанского технологического универ-ситета.-2012.- №3.- С. 318-322.

3.Ананян М.А. Наноиндустрия - вектор развития /М.А. Ананян.- http://www.nonlin.ru/node/165/

4.Батыршина Р.В. тенденции развития отношения общества к нанотехнологиям: максимальная польза или потенциальные риски./ Батыршина Р.В. - Казань: Вестник Казанского технологического университета.- 2012.-№6.-С.183-189.

5.Низамов Р.Р. Перспективы развития нанотехнологий в России и за рубежом / Низамов Р.Р. - Казань: Вестник Казанского технологического университета.- 2012.-№18.- С.266-269.

© Г. Р. Нугаева - доцент кафедры экономики и управления на предприятии пищевой промышленности КНИТУ, [email protected].

© G. R. Nugaeva - docent of the department for the economy and control in the enterprise of the food industry KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.