УДК 338.23
региональные модели экономической политики развития наноиндустрии в российской федерации*
а. в. фесюн,
кандидат экономических наук, начальник управления науки, инноваций и подготовки научных кадров E-mail: afesyun@volsu. ru Волгоградский государственный университет
В статье анализируются особенности развития наноиндустрии в Российской Федерации. Предложены базовые региональные модели развития экономической политики в области наноиндустрии. Определены и охарактеризованы основные элементы структуры наноиндустрии.
Ключевые слова: нанотехнология, наноиндус-трия, наноэкономика, государственная политика, государственная стратегия, целевые программы и инвестиции, инновационная деятельность.
В современной Российской Федерации в русле VI технологического уклада в расширяющихся масштабах набирает обороты процесс формирования отечественной наноиндустрии. Он порождает специфические формы, обусловленные региональными особенностями политики наноиндустриализации как комплекса мероприятий, направленных на формирование условий повышения инновационной активности в сфере нанотехнологий [6]. Развитие наноиндустрии, предполагающее внедрение в массовое производство новых типов продуктов, будет сопровождаться перераспределением ресурсов между российскими регионами. Это открывает новые возможности для роста тех регионов, которые в короткие сроки смогут сформировать конкурентоспособные секторы экономики, развить инфра-
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 12-12-34009а/В.
структуру наноиндустрии, наладить процессы коммерциализации результатов научных исследований.
Переход к модели инновационного развития предполагает формирование единой инфраструктуры и механизмов взаимодействия участников инновационного процесса, взаимоувязанное использование кадровых, производственных, сырьевых, организационных, административных, информационных и финансовых ресурсов в рамках региональных подсистем с учетом социально-экономических особенностей субъектов. Исследование специфики региональной политики наноиндуст-риализации, предполагающее анализ ключевых направлений, механизмов, методов и инструментов формирования инфраструктуры наноиндустрии и основных моделей коммерциализации результатов исследований и разработок, представляется актуальной задачей, решение которой позволит делать выводы о тенденциях развития отдельных территорий и выработать рекомендации для оптимизации региональных моделей экономической политики наноиндустриализации.
С позиций институционального подхода формируемая в настоящее время национальная нанотехнологическая сеть (ННС) представлена совокупностью организаций различных организационно-правовых форм. Рассмотрим основные из них.
1. Государственные организации и объединения, в задачу которых входит реализация государственной политики в сфере нанотехнологий:
• Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, осуществляющая рассмотрение вопросов технологического развития экономики России, координацию деятельности органов власти различного уровня при реализации мероприятий государственной инновационной политики, определение приоритетных направлений и форм инновационного развития [9];
• Комиссия Правительства РФ по высоким технологиям и инновациям, основной задачей которой является обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации инновационной политики, в том числе взаимодействие с государственными академиями наук, общественными объединениями, организациями науки и иными заинтересованными организациями [13];
• ОАО «РОСНАНО», осуществляющее обеспечение коммерциализации разработок на-ноиндустрии и координацию инновационной деятельности в сфере наноиндустрии посредством финансирования нанотехнологических проектов, реализации научных и образовательных программ, популяризации исследований и разработок наноиндустрии [11];
• Министерство образования и науки Российской Федерации, являющееся координатором программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г.;
• Отделение нанотехнологий и информационных технологий РАН, в задачу которого входят организация работ по программам фундаментальных исследований РАН, формирование предложений по изменению государственной политики в области информатизации, содействие финансированию фундаментальных исследований и др. [12].
Все обозначенные организации совместно с органами власти осуществляют разработку и реализацию широкого спектра инновационных программ, распределение средств федерального, отраслевых, межотраслевых и ведомственных бюджетов. В совокупности с организациями регионального уровня они формируют основу управления и финансирования российской инновационной сети [7].
2. Головные организации (ГО) секторов экономики ННС — государственные предприятия,
которые функционируют как крупные специализированные научно-технологические комплексы. Они осуществляют координацию планов проведения научных исследований, проектов международного научно-технического сотрудничества, мониторинг научных исследований и разработок в сфере нанотехнологий, обеспечение взаимодействия участников, внесение предложений по развитию инфраструктуры ННС для органов государственной власти и предоставление им статистической, справочной и аналитической информации. Ключевой организацией, осуществляющей научную координацию программы по координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, является Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Остальные головные организации функционируют по тематическим направлениям деятельности ННС, определенным федеральной целевой программой «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы» [16].
3. Научно-исследовательские центры (НИЦ) играют ключевую роль в выполнении фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в приоритетных для технологического развития страны областях, предполагающих наличие современного дорогостоящего оборудования и высококвалифицированных кадров. Они действуют в интересах государственных ведомств, а также частных компаний, выполняя как фундаментальные, так и прикладные исследования на коммерческой основе. Большинство научно-исследовательских центров, ведущих исследования в сфере нанотех-нологий, входит в структуру Российской академии наук и сконцентрировано на территориях Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Новосибирской областей [2].
4. Научно-образовательные учреждения (НОУ), ведущие деятельность в сфере наноин-дустрии, обеспечивают интеграцию научной и образовательной деятельности в целях подготовки кадров для наноиндустрии и выполнения научных исследований и разработок мирового уровня. Кроме того, они обеспечивают взаимодействие академического и отраслевого секторов науки, включая привлечение ученых и специалистов этих секторов к преподавательской деятельности, разработке и внедрению программ обучения и популяризации знаний в области нанотехнологий [16]. Именно в университетах производится основная масса иссле-
дований в области фундаментальной науки, в том числе значительная часть прикладных исследований в сфере нанотехнологий. Общее количество вузов, имеющих компетенции в области нанотехнологий, составило в 2011 г. 157 ед., или 11 % всех организаций наноиндустрии [1].
5. Центры коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП), создаваемые на базе ведущих научных центров, институтов РАН и ряда университетов при тесной кооперации региональных, межрегиональных и международных участников ННС, являются научно-организационными структурами, обладающими дорогостоящим, уникальным оборудованием и высококвалифицированными кадрами. Основные задачи ЦКП включают выполнение фундаментальных прорывных исследований, обеспечение доступа к современному научно-исследовательскому оборудованию ученым различных областей знаний из всех регионов страны, выполнение заказов вузов, институтов РАН, отраслевых научно-исследовательских институтов и предприятий близлежащих регионов на фундаментальные исследования и прикладные разработки, организацию стажировок и курсов повышения квалификации научных сотрудников. Региональная структура ЦКП отвечает территориальному распределению научного потенциала (кадров, оборудования, объемов финансирования исследований и разработок) — около 40 % всех ЦКП сконцентрировано в ЦФО. По данным специалистов РНЦ «Курчатовский институт», в России функционируют как ЦКП, созданные Федеральным агентством по науке и инновациям, так и центры, сформированные на добровольных началах организациями ННС [8].
6. Научно-образовательные центры (НОЦ), создаваемые на базе университетов при поддержке Министерства образования и науки РФ, оснащены серийным нанотехнологическим опытно-экспериментальным оборудованием и ориентированы в первую очередь на интеграцию науки, образования и предпринимательства [3]. Также задачами НОЦ являются создание инфраструктуры, позволяющей проводить заказные НИОКР, разработка и реализация образовательных программ подготовки и переподготовки кадров. В настоящее время НОЦ функционируют в 22 субъектах Федерации [2].
7. Предприятия различных форм собственности, осуществляющие разработку, выпуск и продвижение на рынках сбыта товаров наноиндустрии, а также производство оборудования для нужд нано-
индустрии. Количество организаций в сфере нано-индустрии оценивается по-разному. Так, по данным специалистов НИЦ «Курчатовский институт», в сфере наноиндустрии действуют 720 предприятий
[1]. На сайте Rusnanonet зарегистрировано порядка 290 научно-производственных предприятий и организаций, занимающихся поставкой оборудования
[2]. В реестре предприятий наноиндустрии, сформированном ОАО «РОСНАНО», представлено 120 организаций [16]. Значительная часть предприятий (около 50 %) сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. При этом большинство предприятий относится к малому и среднему бизнесу. В данной группе организаций необходимо отдельно выделить проектные компании ОАО «РОСНАНО», создаваемые и финансируемые на средства корпорации и частных инвесторов с целью доведения научных разработок ученых, имеющих потенциал коммерциализации до стадии реально работающего бизнеса. К концу 2011 г. было одобрено к финансированию 136 инвестиционных проектов на сумму 548,5 млрд руб., из которых доля ОАО «РОСНАНО» составила 230,2 млрд руб. По прогнозам аналитиков корпорации, к 2015 г. объем общей выручки по уже утвержденным производственным проектам составит около 420 млрд руб. [14].
8. Универсальные институты поддержки инноваций, осуществляющие координацию инновационной деятельности на региональном и муниципальном уровнях в целях объединения усилий власти, науки и бизнеса для развития нанотехноло-гий, разработки на их основе конкурентоспособной продукции и организации высокотехнологичных производств. Задачей данных организаций является создание благоприятных условий для развития высокотехнологичных секторов и производства новых видов продукции масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций, формирования современных промышленно-производственных комплексов путем реализации инновационных проектов, в том числе в сфере нанотехнологий. Данная группа организаций включает:
• организации инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства: ассоциации и центры, технопарки, индустриальные парки, производственно-технологические центры, центры трансферта технологий, бизнес-инкубаторы;
• особые экономические зоны, функционирующие в городах Дубна, Липецк, Зеленоград, Санкт-Петербург, Томск;
• инвестиционные фонды и венчурные компании, предоставляющие широкий спектр консалтинговых и инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным клиентам, финансовым институтам в целях развития инновационного предпринимательства и коммерциализации достижений научно-технического прогресса. На стадии фундаментальных и прикладных исследований финансирование инноваций в сфере наноиндустрии осуществляется преимущественно из средств государственных фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский гуманитарный научный фонд и другие). Частные и частно-государственные фонды подключаются к инновационному процессу преимущественно на стадии опытно-конструкторских разработок, осуществляя не только прямые инвестиции в высокотехнологичные компании и венчурные проекты, но и оказывая консультативную помощь в развитии малых инновационных фирм, организуя проведение школ по технологическому предпринимательству. Они также оказывают поддержку в расширении присутствия зарубежных фондов, способствуют развитию международного сотрудничества в научной, образовательной и инновационной сферах. В России данная группа организаций, осуществляющая поддержку проектов в сфере нанотехнологий, представлена представителями крупного частного бизнеса (ЗАО «БИЗНЕС АЛЬЯНС», ОАО «Газпромбанк», группа ОНЭКСИМ, ООО «РВТ Инвест», ЗАО «ИК «Тройка Диалог», ОАО АФК «Система»), а также государственными некоммерческими организациями и негосударственными некоммерческими объединениями (GlobalTechInnovations LLC, Российская ассоциация прямого и венчурного инве стирования);
• организации, осуществляющие информационно-аналитическую и просветительскую деятельность в области наноиндустрии. В их число входят СМИ, компании, специализирующиеся на изучении промышленных рынков и технологий, выполняющие коммерческие исследования рынка нанотехнологий, формирование аналитических отчетов, отраслевых баз данных, маркетинговый консалтинг и бизнес-планирование.
Необходимо отметить, что формально в состав ННС включены только организации, получившие поддержку в рамках непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы и федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы» (всего 50 организаций) [15]. Однако для целей данного исследования представляется целесообразным анализ деятельности как можно более широкого круга организаций, осуществляющих проведение фундаментальных и прикладных исследований, подготовку кадров, развитие инфраструктуры наноиндустрии, производство нанотехнологической продукции, поскольку количество и структура размещения организаций, финансируемых в рамках федеральной программы, не обеспечивают данных для анализа в региональном разрезе. Анализ регионального среза наноин-дустрии также осложняется отсутствием отдельно выделенных мероприятий ее развития в программах инновационного развития многих регионов, пробелами в статистических данных, неоднозначностью и сложностью определения «нанорелевантности» организаций, продукции, разработок [5]. В то же время наличие баз данных организаций сферы индустрии, предоставляемых специализированными интернет-порталами, и результатов мониторинга развития наноиндустрии позволяет оценить региональную специфику развития данной сферы в институциональном аспекте [2, 4].
В зависимости от приоритетных источников финансирования организации, входящие в состав национальной нанотехнологической сети, можно разделить на государственные, государственно-частные и частные. Кроме того, в зависимости от целей, задач и направленности деятельности организации можно разделить на специализированные (узконаправленные) и универсальные (табл. 1). В отличие от специализированных организаций, создаваемых в рамках федеральных и региональных программ развития наноиндустрии, универсальные организации являются институтами поддержки инноваций широкого спектра, основой общей инновационной инфраструктуры государства. Необходимо отметить, что универсальные институты наиболее востребованы в странах с низкой восприимчивостью бизнес-среды к инновациям, слаборазвитыми рыночными инструментами и нормативно-правовой базой. Отметим, что в странах — лидерах технологического развития характерна концентрация государствен-
Таблица 1
Виды организаций национальной нанотехнологической сети Российской Федерации
Тип собственности Форма организации
специализированная универсальная
Частные Частные предприятия. СМИ и информационно-аналитические компании Частые инвестиционные фонды и венчурные компании
Частно-государственные Проектные компании ОАО «РОСНАНО» Организации инновационной инфраструктуры (технопарки, индустриальные парки, производственно-технологические центры, центры трансферта технологий, бизнес-инкубаторы и др.)
Государственные ОАО «РОСНАНО». НОЦ по направлению «Нано- технологии». Головные организации ННС. Государственные предприятия в сфере нанотехнологий Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Министерство образования и науки Российской Федерации. Отделение нанотехнологий и информационных технологий РАН. Государственные фонды (РФФИ, Фонд Бортника, РГНФ). Головные организации ННС. Научно-исследовательские центры. Научно-образовательные учреждения. Центры коллективного пользования
ной поддержки на приоритетных направлениях, специализированные институты поддержки инноваций оказываются более востребованными [17].
Актуальный подход к процессу генерации и коммерциализации инноваций подразумевает наличие эффективных механизмов взаимодействия между элементами национальной инновационной системы. Они сосредоточены в административных, образовательных и производственных структурах, охватывающих все стадии инновационного процесса [19]. При этом в зависимости от специфики моделей инновационной политики и этапа инновационного процесса роль, значимость и функции как основных секторов, так и отдельных элементов варьируются. Приоритетами структур государственного сектора являются определение стратегических целей и векторов развития инновационной политики, создание институциональных и нормативно-правовых условий активизации инновационной деятельности и системы объектов национальной инновационной инфраструктуры, финансирование капиталоемких фундаментальных исследований и прикладных разработок.
Предприятия реального сектора обеспечивают коммерциализацию результатов исследований и разработок, основное производство и продвижение инновационных продуктов и услуг, реализацию государственных программ поддержки инновационного предпринимательства. Вузы и академические институты участвуют в формировании инфраструктуры инновационной системы, осуществляют научно-исследовательскую деятельность широкого
спектра, реализуют образовательные программы и обеспечивают кадровую составляющую инновационной политики. Координация широкого спектра мер инновационной политики реализуется в деятельности универсальных институтов поддержки инноваций, охватывающей все стадии инновационного процесса. В российских условиях гармоничное развитие обозначенных секторов характерно для Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской области, что делает их безусловными лидерами в развитии наноиндустрии [19].
Анализ тенденций развития наноиндустрии в регионах позволяет выделить специфические модели наноиндустриализации по критерию наибольшей активности какого-либо из обозначенных секторов. Например, академическая, производственная, административная, координационная модели.
На данном этапе региональное развитие на-ноиндустрии России является фрагментарным, а субъектам РФ присуща разная степень активности в развитии нанотехнологий. Об этом свидетельствуют неравномерное распределение основных элементов национальной нанотехнологической сети и объемов финансирования, существенные различия в количестве проектов в сфере нанотехнологий и объемах выпускаемой продукции и услуг, степени проработанности и эффективности мероприятий региональной нанотехнологической политики. Ряд регионов России существенно выделяется на фоне остальных по таким показателям, как количество специализированных организаций ННС (табл. 2), объем инвестиций, привлеченных из федерально-
Таблица 2
Распределение специализированных организаций национальной нанотехнологической сети по регионам Российской Федерации
Субъект РФ го ниц ноу цкп ноц Всего
Центральный федеральный округ 9 48 40 38 26 161
Белгородская область 2 1 2 5
Владимирская область 1 1 2
Воронежская область 4 2 6
Ивановская область 1 2 1 4
Калужская область 1 1 1 3
Курская область 2 1 3
Московская область 2 12 2 3 5 24
Орловская область 1 1
Рязанская область 2 1 1 4
Тамбовская область 2 1 1 4
Тверская область 1 1
Тульская область 1 1 2
Ярославская область 1 1 2
г. Москва 7 34 18 27 14 100
Приволжский федеральный округ 0 12 21 8 6 47
Республика Башкортостан 1 3 4
Республика Мордовия 1 1 2
Республика Татарстан 2 3 3 8
Удмуртская Республика 1 1 2
Чувашская Республика 1 1 2
Кировская область 1 1
Нижегородская область 4 1 1 2 8
Оренбургская область 1 1 2
Пензенская область 2 1 3
Пермский край 2 2
Самарская область 3 1 4
Саратовская область 1 2 1 4
Ульяновская область 1 1 1 2 5
Дальневосточный федеральный округ 0 2 3 4 1 10
Республика Саха (Якутия) 1 1
Приморский край 2 2 4 1 9
Северо-Западный федеральный округ 1 7 12 7 1 28
Калининградская область 1 1
Ленинградская область 1 1
Мурманская область 1 1
Псковская область 2 2
Республика Карелия 1 1
Республика Коми 1 1
г Санкт-Петербург 1 6 6 7 1 21
Сибирский федеральный округ 0 13 13 15 8 49
Республика Алтай 1 2 1 4
Алтайский край 1 1
Красноярский край 2 2 2 6
Иркутская область 1 1 2
Кемеровская область 1 1
Новосибирская область 8 3 6 4 21
Омская область 2 1 3
Томская область 1 3 4 3 11
Южный федеральный округ 0 1 9 6 2 18
Краснодарский край 1 1 2
Астраханская область 1 1
Волгоградская область 1 2 1 4
Окончание табл.2
Субъект РФ го ниц ноу ЦКП ноц Всего
Ростовская область 5 4 2 11
Уральский федеральный округ 0 3 6 5 4 18
Свердловская область 3 2 2 1 8
Тюменская область 1 2 1 4
Челябинская область 2 1 3
Ханты-Мансийский автономный округ 1 1 1 3
Северо-Кавказский федеральный округ 0 0 5 4 0 9
Республика Дагестан 2 1 3
Кабардино-Балкарская Республика 1 1 2
Республика Северная Осетия — Алания 1 1
Ставропольский край 2 1 3
Источник: составлено автором по данным [2].
го бюджета на финансирование проектов в сфере наноиндустрии, объем продукции, произведенной с использованием нанотехнологий. Таким образом, уже сейчас можно говорить о формировании специфических моделей региональной политики в сфере нанотехнологий, отличающихся по характеру, приоритетным способам и механизмам формирования инфраструктуры наноиндустрии и коммерциализации результатов исследований и разработок.
Академическая модель реализуется в регионах с исключительно высоким уровнем фундаментальной науки, финансируемой преимущественно за счет бюджетных средств. Сильный академический сектор, включающий университеты, научно-исследовательские организации и учреждения общероссийского значения, со сложившимися научными школами и исследовательскими коллективами, наличием уникального и дорогостоящего оборудования обеспечивает региону конкурентные преимущества в сфере фундаментальных исследований и прикладных разработок и возможность работы по широкому спектру направлений наноиндустрии.
В структуре региональной нанотехнологичес-кой сети преобладают научно-образовательные учреждения и университетские исследовательские центры, в сферу деятельности которых входят расширение инфраструктуры наноиндустрии, развитие научно-исследовательской деятельности в сфере нанотехнологий, формирование кадрового резерва и коммерциализация имеющихся разработок посредством создания малых инновационных предприятий при научно-образовательных учреждениях.
Характерными составляющими академической модели являются:
- развитая научно-техническая база, обеспечивающая наличие многочисленных перспективных
для промышленного освоения разработок в сфере нанотехнологий;
- сформировавшаяся инфраструктура поддержки инновационной деятельности (финансовая, организационная, правовая и информационная) для генерации знаний и трансферта технологий;
- высокий уровень обеспеченности уникальным и серийным оборудованием и помещениями, необходимыми для проведения исследований и опытно-конструкторских разработок;
- заинтересованность региональных властей, осуществляющих финансирование технологического перевооружения приоритетных для региона секторов экономики.
В рассматриваемой модели региональной политики научно-образовательные учреждения выступают основным инициатором и координатором нанотехно-логических инициатив. Основное финансирование исследовательских и инфраструктурных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках существующих программ развития наноиндустрии национального уровня. При этом создаваемые на федеральные деньги объекты инфраструктуры (центры коллективного пользования и научно-образовательные центры) доступны для участников, не входящих в состав университета и исследователям из других университетов. Университеты также участвуют в реализации региональных мероприятий, направленных на развитие наноиндустрии, формируют локальные программы развития исследований в сфере нанотехнологий, привлекая средства частных инвесторов. Таким образом, университет становится центром научно-технологической активности, обеспечивая высокую концентрацию исследователей и квалифицированных кадров для наноиндустрии.
Основной проблемой развития наноиндустрии в рассматриваемой модели является несоответствие
научно-технологического потенциала региона и масштабов коммерциализации результатов исследований и разработок в сфере нанотехнологий.
Производственная модель формирования наноиндустрии реализуется при наличии в регионе значительного количества предприятий, заинтересованных в коммерциализации результатов исследований и разработок. Таким образом, основными приоритетами при реализации рассматриваемой модели являются масштабная коммерциализация перспективных разработок и поддержка прикладных исследований в направлениях, определяемых рынком.
Характерными составляющими производственной модели являются:
- высокий уровень инновационной активности частного бизнеса;
- высокий уровень развития инфраструктуры инновационного предпринимательства;
- высокий уровень развития академического сектора, обеспечивающего возможности проведения фундаментальных и прикладных исследований;
- развитая производственная база, обеспечивающая возможности коммерциализации результатов исследований и разработок.
При реализации производственной модели частные компании, обладающие финансовыми, организационными и производственными ресурсами для коммерциализации технологий, в продвижении которых они экономически заинтересованы, активно формируют систему прямых связей и взаимодействий с научно-образовательными и научно-исследовательскими организациями региона. Обеспечивая дополнительные инвестиции наряду со средствами регионального и федерального бюджетов, предоставляя помещения и производственные мощности для проведения опытно-конструкторских разработок, создания прототипов и опытных образцов, размещая заказы на проведение исследований и разработок, частные компании оказывают непосредственное влияние на развитие исследовательской деятельности, локализацию создаваемых малых инновационных предприятий в целях технологического развития региона. Как правило, компании в случае реализации данной модели стремятся к локализации и концентрации научно-исследовательских, образовательных и производственных ресурсов. Следствием этого является интенсивная кластеризация отдельных секторов и сфер экономики. Кроме того, возможности
дополнительного развития получают территории, расположенные рядом с научно-образовательными учреждениями.
В центре представленной модели нанотехноло-гической политики — взаимодействие научно-образовательных учреждений с крупным и малым бизнесом, вокруг которого за счет системной административной поддержки формируется инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства. Перенос технологий из организаций академического сектора в промышленность осуществляется преимущественно с помощью венчурных компаний и фондов или путем формирования исследовательских подразделений внутри самих компаний.
В связи с заинтересованностью бизнеса в минимизации сроков окупаемости финансируемых проектов приоритет отдается прикладным исследованиям и проектам, находящимся ближе всего к стадии производства, а также налаживанию серийного производства продукции с применением давно известных нанотехнологий, в то время как фундаментальные исследования испытывают недостаток финансирования. Для нивелирования обозначенных диспропорций необходима активная политика региональных властей по привлечению средств федерального бюджета, основанная на тесном взаимодействии с научно-образовательными учреждениями региона.
Административная модель региональной нанотехнологической политики предполагает активное участие региональных органов власти в определении ключевых направлений развития наноиндустрии в регионе, формировании региональной инфраструктуры нанотехнологической сети и институтов поддержки инновационного предпринимательства, разработке и финансировании системы мероприятий, направленных на поддержку нанотехнологических исследований и разработок, их успешную коммерциализацию, мониторинг и корректировку политики формирования наноиндустрии.
Характерными составляющими административной модели являются:
- высокий уровень заинтересованности региональных властных структур в модернизации отраслей экономики и инновационном развитии региона;
- высокий уровень развития инновационной инфраструктуры, формируемой при активном участии органов власти;
- ограниченный спектр развития направлений наноиндустрии, обусловленный специализацией и приоритетами социально-экономического развития региона;
- наличие эффективных механизмов государственно-частного партнерства;
- выделение значительных объемов средств регионального бюджета на развитие наноиндустрии.
Ключевыми участниками реализации рассматриваемой модели являются государственные органы регионального и муниципального уровней, заинтересованные в развитии нанотехнологий и форсированном формировании инфраструктуры наноиндустрии с целью повышения конкурентоспособности региона. Для обеспечения комплексного подхода к развитию наноиндустрии создаются программные документы регионального уровня (стратегии, концепции, планы развития наноиндус-трии), определяющие основные направления развития, плановые показатели, механизмы поддержки, способы мониторинга эффективности программных мероприятий, объемы финансирования и др.
Координацию мероприятий региональной нано-технологической политики, как правило, осуществляют организации, подотчетные и подконтрольные властным структурам региона. Рассматриваемая модель предполагает выделение значительных средств из регионального бюджета, которые инвестируются в научно-технологическую, кадровую, производственную инфраструктуру наноиндустрии. Как правило, данная модель применяется в случае наличия перспективных в аспекте коммерциализации разработок в сфере нанотехнологий сопряженного с низкой заинтересованностью частного бизнеса во внедрении инноваций и неразвитыми связями между производственным и академическим секторами.
Координационная модель, функционирующая по принципу консорциума, предполагает повышение осведомленности экономических субъектов о нанотехнологиях, программах их развития и финансирования, инфраструктуре поддержки инновационного предпринимательства и др. Как правило, данная модель реализуется в регионах, характеризующихся следующими условиями:
• слабо развитым академическим сектором;
• невысоким уровнем инновационной активности бизнеса;
• развитой инфраструктурой поддержки предпринимательской деятельности;
• низкой активностью региональных органов власти в вопросах развития наноиндустрии. Координационной модели свойственно наличие широкого спектра участников, содействующих активизации информационного обмена и формированию системы экономических взаимодействий между властными структурами, академическим сектором, частным бизнесом посредством активного формирования координационных механизмов и структур. Информационный обмен и иные формы взаимодействия участников осуществляются посредством создания специализированных образовательных центров и тематических интернет-порталов, распространения публикаций, проведения междисциплинарных конференций и выставок. Деятельность участников способствует расширению и укреплению связей исследователей и бизнеса, повышению осведомленности участников рынка о достижениях регионов в сфере наноиндустрии, что обеспечивает предпосылки для усиления активности экономических субъектов в инновационной сфере. Данная модель предполагает формирование критической массы ключевых игроков и субъектов для расширения наноиндустриального сектора, а также активное лоббирование их интересов в региональных и муниципальных органах управления для обеспечения развития научно-исследовательской инфраструктуры, привлечения грантов, усиления поддержки малого бизнеса, развития программ трансферта технологий и др.
Координационная модель формирования нано-индустрии основана на формировании широкого спектра коммуникационных площадок для взаимодействия научно-образовательных учреждений, бизнеса, органов власти по вопросам развития в сфере высокотехнологичных отраслей. В настоящее время активные усилия отдельных участников направлены на координацию действий в области продвижения продукции наноиндустрии, коммерциализации перспективных разработок, привлечения инвестиций.
Список литературы 1. Аналитический отчет по данным интегрированной системы мониторинга о тенденциях и итогах развития наноиндустрии в 2011 г. / Итоговая конференция по результатам выполнения мероприятий ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы». URL: http://www. nano. kiae. ru/Stuff/aointsmon. pdf.
2. Все регионы // Российская национальная нанотехнологическая сеть. URL: http://www. rusnanonet. ru/nns.
3. Интервью с ректором Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Михаилом Стрихановым // Российская национальная нанотехнологическая сеть. URL: http://rusnanonet. ru/articles/37575.
4. Информационно-аналитические системы мониторинга / Результаты мониторинга наноин-дустрии в Российской Федерации. URL: http://www. nano. kiae. ru/Eias. aspx.
5. Иншаков О. В., Иншакова Е. И. Взаимодействие институтов развития наноиндустрии в макроэкономическом и мегаэкономическом масштабе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2012. № 1 (20). С. 268—278.
6. Иншаков О. В., Иншакова Е. И. Механизм государственного финансирования и институты развития наноиндустрии в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2012. № 1 (20). С. 144—150.
7. Карта финансирования российской инновационной сети / Nanonewsnet. URL: http:// www. nanonewsnet. ru/files/users/u3/map-natianol-innovative-net-1596x1083.gif.
8. Кашкаров П. К. Роль центров коллективного пользования научным оборудованием в развитии нанотехнологий в Российской Федерации // Центры коллективного пользования научным оборудованием в современном секторе исследований и разработок: сб. статей. URL: http://www. ckp-rf. ru/upload/ iblock/28a/28ac44aa26bc01f551043f30ada83ae9.pdf.
9. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России: Указ Президента РФ от 20.05.2009 № 579 (в ред. от 19.01.2012). URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW.
10. О принципах формирования национальной нанотехнологической сети Российской Федерации // Федеральный интернет-портал «Нанотехнологии
и наноматериалы». URL: http://www. portalnano. ru/read/sci/analit/nns_forming_foundations.
11. О Российской корпорации нанотехнологий: Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ (в ред. от 31.05.2010). URL: http://base. consultant. ru/cons/ cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=100952.
12. Отделение нанотехнологий и информационных технологий РАН: официальный сайт. URL: http://oivta. isa. ru/rus/nomenus. asp?url=history. asp.
13. Положение о Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (в ред. от
03.03.2010 № 114): утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 667. URL: http:// government. ru/gov/agencies/138/base. html.
14. Проектные компании «РОСНАНО» заработали в 2011 году 38 млрд // «BusinessFM». URL: http://www. bfm. ru/news/2012/02/15/proektnye-kompanii-rosnano-zarabotali-v-2011-godu-38-mlrd. html.
15. Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 гг.: федеральная целевая программа (в ред. постановлений Правительства РФ от 21.06.2010 № 471 и от
08.06.2011 № 446). URL: http://www. portalnano. ru/ read/documents/government/471_10/fcp_nano/text.
16. Реестр предприятий наноиндустрии // «РОСНАНО». URL: http://www. rusnano. com/ Document. aspx/Download/33712.
17. Солнцев О. Г., Хромов М.Ю., Волков Р. Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. С. 3—30.
18. Фесюн А. В. Региональные аспекты стратегии и тактики формирования наноиндустрии. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.
19. Freeman C. The National System of Innovation in Historical Perspective. Cambridge Journal of Economics, (1995) No. 19, pp. 5—24; Lundvall B-А. National Innovation Systems: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning, Pinter, London. (1992). Nelson, R.(1993), National Innovation Systems. A Comparative Analysis, Oxford University Press, New York/Oxford.