Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования инноваций в информационной и предпринимательской сфере'

Проблемы правового регулирования инноваций в информационной и предпринимательской сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ ЗАКОНА «О НАУЧНОЙ И НАУЧНОЙ-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / INNOVATION / OBJECTS OF INNOVATION / DIGITAL RIGHTS / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / INFORMATION SECURITY / LEGAL REGULATION / LAW DRAFT «ABOUT SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITY»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Царева Анна Евгеньевна

В статье рассматривается ряд вопросов, стоящих перед законодателем в сфере инноваций. Дается оценка законодательному регулированию инновационной деятельности на территории Российской Федерации, определяется место «искусственного интеллекта» и других технологий в правовой среде, говорится о необходимости соблюдения баланса свободы творчества и безопасности личности, общества и государства, разграничения правого регулирования науки и инноваций. Отмечается влияние международного правового регулирования инновационной деятельности на становление цифровой экономики и реализацию положений национальных стратегий и программ в Российской Федерации. При этом делается акцент на отсутствии в России современного правового регулятора, способного стимулировать и объединить «науку» и «бизнес» в целях интеграции инноваций на международном рынке. Автором предлагается выработка единого правового поля в экономическом пространстве дружественных стран ЕАЭС, например утверждение Декларации о сотрудничестве в сфере искусственного интеллекта в странах ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INNOVATION IN THE INFORMATION AND BUSINESS SPHERE

The article addresses a number of issues facing the legislator in the field of innovation. The legislative regulation of innovation activities in the territory of the Russian Federation is assessed, the place of “artificial intelligence" and other “technologies"in the legal environment is determined, the need to maintain a balance between freedom of creativity and security of the individual, society and the state, the need to distinguish the legal regulation of science and innovation is noted. The impact of the international legal regulation of innovation activities on the formation of the digital economy and the implementation of the provisions of national strategies and programs in the Russian Federation is noted. At the same time, emphasis is placed on the absence in the Russian Federation of a modern legal regulator capable of stimulating and combining "science" and "business" in order to integrate innovation into the international market. The author proposes to develop a single legal field in the economic space of friendly EAEU countries, for example, the approval of the Declaration on Cooperation in the Field of Artificial Intelligence in the EAEU countries.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования инноваций в информационной и предпринимательской сфере»

в

L-—^ i,

•МШН1Ж Царева А. Е.

УНИВЕРСИТЕТА Проблемы правового регулирования инноваций имени o.e. кутафина(мгюА) в информационной и предпринимательской сфере

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ

Аннотация. В статье рассматривается ряд вопросов, стоящих перед законодателем в сфере инноваций. Дается оценка законодательному регулированию инновационной деятельности на территории Российской Федерации, определяется место «искусственного интеллекта» и других технологий в правовой среде, говорится о необходимости соблюдения баланса свободы творчества и безопасности личности, общества и государства, разграничения правого регулирования науки и инноваций. Отмечается влияние международного правового регулирования инновационной деятельности на становление цифровой экономики и реализацию положений национальных стратегий и программ в Российской Федерации. При этом делается акцент на отсутствии в России современного правового регулятора, способного стимулировать и объединить «науку» и «бизнес» в целях интеграции инноваций на международном рынке. Автором предлагается выработка единого правового поля в экономическом пространстве дружественных стран ЕАЭС, например утверждение Декларации о сотрудничестве в сфере искусственного интеллекта в странах ЕАЭС.

Ключевые слова: инновации, объекты инновационной деятельности, цифровые права, искусственный интеллект, информационная безопасность, правовое регулирование, проект закона «О научной и научной-технической деятельности».

Анна Евгеньевна ЦАРЕВА,

аспирант Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) anyutatsareva@yandex.ru 117638, Россия, г. Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.64.12.163-169

A. E. TSAREVA, Postgraduate student of All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) anyutatsareva@yandex.ru 117638, Russia, Moscow, ul. Azovskaya, 2, korp. 1 PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INNOVATION IN THE INFORMATION AND BUSINESS SPHERE Abstract. The article addresses a number of issues facing the legislator in the field of innovation. The legislative regulation of innovation activities in the territory of the Russian Federation is assessed, the place of "artificial intelligence" and other "technologies"in the legal environment is determined, the need to maintain a balance between freedom of creativity and security of the individual, society and the state, the need to distinguish the legal regula-

© А. Е. Царева, 2019

tion of science and innovation is noted. The impact of the international legal regulation of innovation activities on the formation of the digital economy and the implementation of the provisions of national strategies and programs in the Russian Federation is noted. At the same time, emphasis is placed on the absence in the Russian Federation of a modern legal regulator capable of stimulating and combining "science" and "business" in order to integrate innovation into the international market. The author proposes to develop a single legal field in the economic space of friendly EAEU countries, for example, the approval of the Declaration on Cooperation in the Field of Artificial Intelligence in the EAEU countries. Keywords: Innovation, objects of innovation, digital rights, artificial intelligence, information security, legal regulation, law draft «About scientific and scientific and technical activity».

На сегодняшний день в российском обществе сложилось единое мнение относительно того, что развитие инновационной деятельности выступает одним из необходимых условий перехода к новой информационной стадии экономического развития и является обязательным атрибутом рыночных отношений. Можно говорить о том, что инновационные ресурсы для современной экономики являются основным вектором развития стран и могут стать выгодной альтернативой сырьевым ресурсам. Информация, знания и человеческий капитал в отличие от сырьевых ресурсов являются неисчерпаемыми ресурсами.

Политической реакцией нашего государства на изменяющиеся экономические отношения стали утверждение в 2017 г. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы1 и утверждение в целях ее реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»2. Программа нацелена на реализацию государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики России, включая правовое обеспечение зарождающейся экосистемы цифровой экономики России.

С 01.10.2019 вступил в силу нормативный акт, создающий основу для регулирования отношений в цифровой экономике России, — так называемый Закон о цифровых правах3. Закон дополняет перечень объектов, установленный ст. 128 ГК РФ4, цифровыми правами, а также вводит в ГК РФ ст. 141.1 «Цифровые права», устанавливающую, что «цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия

1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

2 Распоряжение Правительства РФ от 28.06.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.

3 Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЭ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 12. Ст. 1224.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

73

L-—^ Ii

•МШН1Ж Царева А. Е.

УНИВЕРСИТЕТА Проблемы правового регулирования инноваций имени o.e. кугафина(мгюА) в информационной и предпринимательской сфере

осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам». Таким образом, речь идет о совокупности электронных данных, удостоверяющих права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, результаты работ, оказания услуг и исключительные права.

Правовая база регулирования «технологий» и «инноваций» в настоящее время значительно отстает от темпов развития самой инновационной деятельности. В России разрабатывается и утверждается все больше стратегических документов (например, Стратегия научно-технологического развития5), провозглашающих цели, задачи и принципы построения цифровой, инновационной экономики, однако современного правового регулятора, способного стимулировать и объединить «науку» и «бизнес», по-прежнему нет.

Действующим законом, регулирующим научно-техническую и отчасти инновационную деятельность, является Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»6 (далее — Закон о науке). Закон о науке по большей части носит декларативный и даже ограничительный характер, в нем отсутствуют положения, определяющие объекты инновационной деятельности, которые не всегда представляют собой охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные ст. 1225 ГК РФ7.

В течение последних 5 лет идет активная работа законодателя по разработке нового закона, регулирующего научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

По мнению О. В. Сушковой, «в свете имеющихся законопроектов происходят концептуализация нового формирующегося предмета правового регулирования: общественных отношений с участием субъектов научной и относящейся к ней исследовательской, экспертной и просветительской деятельности, выявление специфики методов воздействия на них и условий эффективности инвестирования в условиях развивающейся цифровизации общества»8.

В настоящее время на интернет-платформе «ПреОбразование» идет обсуждение законопроекта9. Указанный законопроект сконцентрирован на регулировании научной деятельности и не решает вопросы правового регулирования инновационной деятельности, также не создает благоприятной среды для бизнеса в сфере инноваций, в том числе государственной поддержки.

Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «Об утверждении Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-техни- ^

ческой политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. I). Ст. 5496.

Сушкова О. В. Система новых договорных конструкций как инструмент регулирования отношений, связанных с оборотом результатов интеллектуальной и инновационной деятельности (на основе законодательства России и Европейского Союза) // Пермский ^ юридический альманах. 2019. № 2. С. 332.

Законопроект о научной и научно-технической деятельности // Краудсорсинговая плат- О

форма «Преобразование». URL: https://www.preobra.ru/improject-14111 (дата обращения: 22.10.2019).

>

5

6

8

9

По словам В. А. Никонова, «позиция России в мировом рейтинге объемов внутренних затрат на исследования и разработки все эти годы остается практически неизменной: восьмое — десятое место. При этом примерно на две трети это расходы бюджета и только на одну треть — средства предпринимательского сектора. Нам необходимо создать все возможные законодательные предпосылки для существенного увеличения доли бизнеса в расходах на исследования и разработки. В странах — технологических лидерах, в число которых Россия должна войти к 2024 г., сложилась совершенно иная пропорция расходов на исследования и разработки»10.

Можно утверждать, что для построения в России национальной инновационной системы, в которой успешно будут взаимодействовать исследователь, бизнес и государство в целях создания благоприятной правовой среды для реализации стратегических задач в сфере развития технологий, необходимо принятие существенно нового закона — «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». Новый закон должен не только решать существующие вопросы правового регулирования инновационной деятельности, но и задать вектор развития и внедрения в оборот новых технологий и объектов инновационной деятельности. При этом новый закон не должен ограничивать свободу творчества и возлагать на государство повышенные контрольные функции.

Автору статьи близка позиция А. В. Минбалеева о саморегулировании в сфере цифровых технологий: «Саморегулирование в традиционном его понимании во всем мире весьма эффективно может использоваться для отрасли сферы цифровых технологий, поскольку фактически сегодня отсутствует эффективное правовое регулирование использования современных цифровых технологий»11. Саморегулирование инновационной сферы может помочь бизнесу интегрировать разработки в экономический оборот.

Мы живем в эпоху, когда такие понятия, как «искусственный интеллект» и «робототехника», являются не результатом вымысла автора фантастического романа, а становятся результатом интеллектуальной деятельности человека.

Несколько крайне чувствительных развилок, касающихся этого направления, до сих пор не пройдены и являются предметом дискуссий экспертов во всем мире. Доступность больших данных для разработчиков либо дополнительный контроль и меры безопасности, направленные на защиту персональных данных и частной жизни граждан, упрощенная сертификация и быстрый путь на рынок либо консерватизм, связанный с более высокой сложностью таких систем, распределение выгод и ответственности между пользователями, разработчиками и поставщиками информации, цифровая идентичность человека и риски ее подделки, наконец, создание новых рабочих мест либо их потеря с появлением «умных» машин — все эти вопросы требуют грамотного и безошибочного решения12.

10 Закон о науке — каким ему быть? // Официальный сайт Российской академии наук. URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=f77cd32e-c6e4-4fe2-99a1-a27ea1d9cf89 (дата обращения: 25.10.2019).

11 Минбалеев А. В. Место и роль саморегулирования в развитии цифровых технологий // Образование и право. 2019. № 1. С. 253.

12 Израйлит С. В. Вступительное слово // Основы государственной политики в сфере робототехники и технологий искусственного интеллекта / Я. В. Бутримович, А. Д. Волы-нец, А. Р. Ефимов [и др.]. М., 2019. С. 9.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

Царева А. Е.

S ) УНИВЕРСИТЕТА Проблемы правового регулирования инноваций |6/

L_имени o.e. кугафина(мгюА) в информационной и предпринимательской сфере

В России развитие искусственного интеллекта (ИИ) также является приоритетным направлением. Подтверждением тому стало утверждение Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года13, определяющей цели и основные задачи развития ИИ в Российской Федерации.

Единственное легитимное определение понятия «искусственный интеллект» на национальном уровне содержится в ст. 5 Стратегии развития искусственного интеллекта, согласно которой искусственный интеллект является комплексом технологических решений, позволяющим имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в котором используются в том числе методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Исходя из анализа указанного определения и современного подхода российских ученых, при соблюдении критериев новизны и творчества, а также способности участвовать в экономическом обороте, можно утверждать, что технологии искусственного интеллекта становятся объектами инновационной деятельности.

Так, О. В. Сушкова отмечает, что «положения п. 1—12 ст. 1225 ГК РФ указывают на инновационную функцию объектов интеллектуальных прав, так как автор результата интеллектуальной деятельности только в процессе творчества получает такой результат (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Оставшиеся объекты интеллектуальных прав (п. 13—16 ст. 1225 ГК РФ) не несут в себе инновационной функции, такой результат может быть только экономически применим, в его получении есть только момент новизны, но не творчества»14.

Обращаясь к европейскому опыту в правовом регламентировании технологий искусственного интеллекта, можно отметить, что в Европейском Союзе долгое время не было единого документа, описывающего политику ЕС по отношению к развитию искусственного интеллекта.

16.02.2017 Парламент ЕС принял резолюцию 2015/2103(INL)15, представляющую собой первую попытку оформления комплексного подхода в области робототехники и искусственного интеллекта. Интересно, что по результатам публичного обсуждения резолюции подавляющее большинство респондентов заявили, что необходимо регулировать развитие роботов и искусственного интеллекта

Ч

- "0

13 Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с Национальной стратегией развития искусственного ин- ^ теллекта на период до 2030 года) // URL: http://pravo.gov.ru/ 2019.

14 Сушкова О. В. Инновационная функция объектов интеллектуальных прав // Вестник Челябинского государственного университета. Серия : Право. 2007. № 12 (90). С. 87—90. §

15 Civil Law Rules on Robotics. European Parliament resolution of 16 February 2017 with ^ recommendations to the Commission on Civil Law Rules on Robotics (2015/2103(INL)) //

European Parliament. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2017- □

0051_EN.html#title1 (дата обращения: 24.10.2019). УЧЕНОГО

>

(при этом такое регулирование должно происходить на уровне ЕС, а не на национальном уровне)16.

В апреле 2018 г. была подписана Декларация о сотрудничестве в сфере искусственного интеллекта17. Одним из направлений сотрудничества стран — участниц ЕС в области искусственного интеллекта является обеспечение надлежащих правовых и этических норм, в основе которых лежат основные права и ценности ЕС, включая неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных, а также такие принципы, как прозрачность и подотчетность, проведение работы над повышением уровня информационной безопасности, обеспечение безопасности и бдительности в процессе разработки и применения технологий искусственного интеллекта.

Стоит отметить, что в большинстве стран, в том числе и в США, так же, как и в России, развитие сферы искусственного интеллекта и робототехники в первую очередь направлено на применение технологий в оборонной промышленности. Также со скачком технологического развития вполне реальными стали такие понятия, как «информационная война», «кибервойна».

В существующих условиях, на наш взгляд, крайне важным становится вопрос обеспечения национальной безопасности в цифровой среде при создании и использовании технологий искусственного интеллекта.

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации18 основной стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву.

С учетом опыта зарубежных стран в целях достижения высокого уровня оборота инноваций, инвестиционной привлекательности при одновременном соблюдении безопасности, в том числе в цифровой среде, инновационное законодательство России должно носить комплексный характер, в связи с чем необходимо развивать следующие направления:

— инвестиционная привлекательность для бизнеса;

— соблюдение в технологической гонке норм этики, безопасности и интересов личности, общества и государства;

— соблюдение баланса свободы творчества и мер государственного контроля;

— саморегулирование в сфере цифровых технологий и инновационной деятельности;

— выработка единого правового поля в экономическом пространстве дружественных стран, например утверждение Декларации о сотрудничестве в сфере искусственного интеллекта в странах ЕАЭС.

16 Цит. по: Новые законы робототехники. Регуляторный ландшафт. Мировой опыт регулирования робототехники и технологий искусственного интеллекта / В. В. Бакуменко, А. Д. Волынец, А. В. Незнамов [и др.] ; под ред. А. В. Незнамова. М. : Инфотропик-Ме-диа, 2018. С. 10—11.

17 Декларация о сотрудничестве в сфере искусственного интеллекта от 10.04.2018 / пер. АНО «Робоправо» // URL: www.robopravo.ru (дата обращения: 24.10.2019).

18 Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности» // СЗ РФ. 2016. № 50. С. 7074.

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. КупнЬина ГМПОА1

УНИВЕРСИТЕТА Проблемы правового регулирования инноваций L_имени o.e. кутафина(мгюА) в информационной и предпринимательской сфере

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Минбалеев А. В. Место и роль саморегулирования в развитии цифровых технологий // Образование и право. — 2019. — № 1. — С. 253—256.

2. Новые законы робототехники. Регуляторный ландшафт. Мировой опыт регулирования робототехники и технологий искусственного интеллекта / В. В. Ба-куменко, А. Д. Волынец, А. В. Незнамов [и др.] ; под ред. А. В. Незнамова. — М. : Инфотропик-Медиа, 2018. — 220 с.

3. Основы государственной политики в сфере робототехники и технологий искусственного интеллекта / Я. В. Бутримович, А. Д. Волынец, А. Р. Ефимов [и др.]. — М. : Инфотропик-Медиа, 2019. — 184 с.

4. Сушкова О. В. Инновационная функция объектов интеллектуальных прав // Вестник Челябинского государственного университета. — Серия : Право. — 2007. — № 12 (90). — С. 87—90.

5. Сушкова О. В. Система новых договорных конструкций как инструмента регулирования отношений, связанных с оборотом результатов интеллектуальной и инновационной деятельности (на основе законодательства России и Европейского Союза) // Пермский юридический альманах. — 2019. — № 2. — С. 329—336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.