АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФИНЛЯНДИИ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЖИЛКИН Владимир Алексеевич, доктор юридических наук, юридическая фирма Кари Корхонен
00210, Финляндия, г. Хельсинки
E-mail: info@lawcenter.fi
Цифровые информационные технологии стали глобальной тенденцией мирового развития. Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию цифровых технологий и искусственного интеллекта в Финляндии и России. Цифровая революция потребовала соответствия мировым интеграционным процессам и привела к цифровизации законодательства согласно принципам международного права. Это требует не только соответствия требованиям европейских пользователей государственного и частного секторов, но и создания единого законодательства Европейского Союза по финансированию и контролю за выполнением контрактов государствами-участниками, защите прав потребителей и авторских прав в «Едином цифровом рынке» ЕС и сотрудничеству в области искусственного интеллекта, блокчейнов, электронного здравоохранения и инноваций. Необходимы концептуальная разработка новых направлений правового регулирования, определение общего законодательства международно-правовых механизмов гражданско-правового режима криптовалют в Финляндии и России. Цифровая политика Европейского Союза влияет и на российское правовое регулирование в сфере цифрового программирования, что предполагает разработку российского законодательства и правовых норм, соответствующих общепризнанным мировым интеграционным процессам и принципам международного права. Для принятия научной концепции цифровизации интеграционного права необходим синтез научных подходов к разработке нового поколения нормативно-правовой конструкции в целях обеспечения цифровой трансформации, ориентированной на международные стандарты и поиск гибких правовых регуляторов в сфере цифровизации в виртуальном пространстве. Созданную в России инфраструктуру науки и инноваций, представленную различными институтами развития и технопарками, в том числе инновационным центром «Сколково», необходимо эффективно использовать в целях дальнейшего развития российской цифровой экономики. Накопленный опыт Финляндии в блокчейн-тех-нологии интересен для изучения и реализации на площадках российских органов власти.
Ключевые слова: блокчейн, виртуальные валюты, искусственный интеллект, криптовалюта, цифровые технологии, цифровое право.
DIGITAL TECHNOLOGIES AND THE APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN FINLAND AND IN RUSSIA: COMPARATIVE LEGAL RESEARCH
V. A. JILKINE, doctor of legal sciences, Law office Kari Korhonen
Italahdenkatu, Helsinki, Finland, 00210
E-mail: info@lawcenter.fi
Digital information technologies have become a global trend of world development. The article provides the comparative legal study of digital technologies and artificial intelligence in Finland and Russia. The digital revolution caused the need to comply with the global integration processes and led to legislation digitalization, to meet the international law principles. This requires not only compliance with the requirements of the European users within the public and private sector, but also creation of a consolidated EU legislation in the sphere of financing and control over implementation of contracts by the Member-States, as well as protection of consumers' and authors' rights in the "Single Digital Market" of the European Union and cooperation in the field of artificial intelligence, blockchains, e-health and innovations. The conceptual development of new regulation areas is pending, along with the establishment of general legislation covering the international legal mechanisms of the civil-law regime governing crypto-currencies in Finland and Russia. The digital revolution caused the need to comply with the global integration processes and led to legislation digitalization, to meet the principles of the international law. The digital policy of the European Union influences also the Russian regulation in the field of digital programming, which supposes the development of legislation and legal norms of the Russian Federation that would meet the universally recognized global integration processes and the principles of international law. In order to adopt the scientific concept for digitalization of the integration law, it is necessary to provide synthesis of all scientific
approaches with a view to develop a new-generation regulatory framework that would ensure digital transformation oriented towards the international standards, along with the search for flexible legal regulators in the sphere of virtual-space digitalization. The science and innovation infrastructure that has been developed in Russia, represented by various development institutions and hi-tech parks, including Skolkovo Innovation Centre, needs to be effectively used for further development of the Russian digital economy. The experience gained by Finland in the Blockchain digital technology is a due subject for study and realization within the Russian framework, to be pursued by the national authorities.
Keywords: artificial intelligence, blokchain, cryptocurrency, digital technology, digital law, virtual currency.
DOI: 10.12737/art.2018.6.5
Ввек бурных технологических перемен цифровые технологии прочно вошли в сферу юридических, бухгалтерских и управленческих услуг в Финляндии и продолжают развиваться. Применение информационных технологий и искусственного интеллекта является глобальной тенденцией мирового развития. Именно прорывы в 1995 г. в области информационных технологий и телекоммуникаций в Финляндии привели к новой «цифровой» революции и рождению цифровой инфраструктуры. Дальнейшие достижения Nokia в разработке базы межотраслевых цифровых платформ и 5G мобильных технологий стимулировали развитие цифрового программирования в Финляндии.
Обмен информацией и технологиями между государствами и компаниями обеспечивает доступность цифровых продуктов и услуг, в частности, полное покрытие европейского пространства стандартом 5G позволит улучшить качество существующих серверов в совместных проектах ученых и юристов-правоведов Финляндии и России.
Информационные технологии и технические средства в Финляндии позволяют обладателям цифрового права иметь доступ к цифровому коду в информационной системе сведений по распоряжению своим объектом гражданских прав. Особое внимание в Финляндии уделено защите интеллектуальной собственности, в том числе баз данных и продуктов искусственного интеллекта.
В связи с развитием высоких технологий и созданием искусственного интеллекта появилась необходимость дополнений в законодательстве, например о признании авторского права за результатом творчества искусственного интеллекта. Авторское право защищено в соответствии с правом собственности, содержащимся в Хартии Европейского Союза об основных правах 2011 г. (ст. 17.2). Также Европарламент принял поправки к Директиве об авторском праве и смежных правах, направленные на гармонизацию аспектов законодательства об авторском праве ЕС1.
Министерство финансов Финляндии отвечает за общее развитие и контроль за информационной безопасностью в государственном управлении, которая
1 Copyright in the Digital Single Market. Amendments adopted by the European Parliament o 12 September 2018 on the proposal for a directive of the European Parliament and of the Council on copyright in the Digital Single Market. P8_TA-PROV(2018)0337.
основывается на нескольких законах и правовых актах. К ним относятся Закон об информации, Закон об оценке безопасности данных информационных систем государственных органов и телекоммуникационных соглашений, Закон о чрезвычайных полномочиях. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена в гл. 49 разд. 1 УК и в Законе об авторском праве2. Незаконное использование объектов авторского права наказывается штрафом или лишением свободы до двух лет. Согласно гл. 38 ст. 7Ь УК уголовная ответственность за незаконное вмешательство в информационные системы при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы от четырех месяцев до пяти лет.
В Российской Федерации нарушение авторских и смежных прав наказывается штрафом, обязательными, исправительными или принудительными работами, арестом либо лишением свободы (ст. 146 УК РФ) .
Как и в Финляндии, правовой статус криптовалю-ты на территории Российской Федерации не определен. Биткойн не соответствует критериям платежного инструмента в Финляндии согласно письму Банка Финляндии от 14 января 2014 г. В этом плане представляет интерес исследовательская работа «Великая иллюзия цифровых валют» советника по вопросам цифровой экономики и руководителя Цифрового центрального банка при Министерстве финансовой стабильности и статистики Финляндии Aleksi Grym. Эксперт отмечает, что криптовалюты не могут быть настоящими деньгами, это просто система подсчета несуществующих активов3. Он считает также, что на практике криптовалюта не используется в качестве средства платежа, а становится предметом спекуляций4.
Криптовалюта в России не является официальной валютой, а следовательно, и платежным средством5. Принятие Госдумой 22 мая 2018 г. законопроекта о
2 Tekijanoikeuslaki. Tekijanoikeusrikkomus (22.5.2015/607) 56a § 1).
3 Bank of Finland's Grym Calls Bitcoin a Meaningless Unit of Account. July 6, 2018. URL: https://www.ethnews.com/bank-of-finlands-grym-calls-bitcoin-a-meaningless-unit-of-account.
4 Grym A. Kryptovarat eivat ole rahaa. 13.06.2018. URL:https:// www.eurojatalous.fi/fi/blogit/2018/kryptovarat-eivat-ole-rahaa/.
5 См. письмо Министерства финансов РФ от 9 февраля
2018 г. №№ 03-03-06/1/8061 «Об отражении доходов российской
организации от операций с криптовалютой».
цифровых правах создало основу для регулирования правоотношений в рамках цифровой экономики и закрепило базовые нормы для регулирования оборота цифровых прав и цифровых денег для совершения и исполнения сделок с ними6. Законопроект вводит в гражданское законодательство РФ понятия «цифровое право» и «цифровые деньги».
При рассмотрении вопроса законодательного регулирования криптовалют в Финляндии также следует отметить, что на данный момент нет прямого регулирования и действующего законодательства о налогообложении криптовалюты. В 2014 г. Европейский центральный банк рекомендовал европейским банкам не проводить операции с использованием виртуальных валют до тех пор, пока не будет установлен режим регулирования. В октябре 2015 г. Суд Европейского Союза установил, что при использовании криптовалют в качестве средства платежа операции по обмену биткойнов на фиатную валюту не подлежат обложению НДС7.
Необеспеченность криптовалют активами и отсутствие в законодательстве Финляндии определения правовой природы виртуальной валюты потребовали принятия новых законов и правового механизма отслеживания транзакций с криптова-лютой. Так, 26 октября 2017 г. правительство Финляндии представило в парламент законопроект (HE 154/2017) о внесении поправок в Закон о процедурах оплаты налогов и в ст. 18 и 20 Закона об открытости и конфиденциальности налоговой информации в соответствии с Директивой ^^ 2011/16 о доступе налоговых органов государств — членов ЕС к налоговым данным.
В январе 2018 г. Министерство финансов Финляндии сообщило о разработке законодательства о регулировании виртуальной валюты в соответствии с Директивой ^^ 2016/2258 в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов. 13 июня 2018 г. правительство Финляндии внесло на рассмотрение в парламент проект нового закона о контроле за банковскими счетами и платежной системе и закон о провайдерах виртуальных валют. Согласно поправкам провайдеры сервисов криптовалют и «платформы виртуальных валют» должны применять те же требования по идентификации клиентов и отслеживанию подозрительных операций, как банки и финансовые организации. Поправки касаются регистрации провайдеров виртуальных валют в Регистре финансового надзора.
6 См. Законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)».
7 См.: Court of Justice of the European Union. Judgment in Case C-264/14. Luxembourg, 22 October 2015. URL: https://curia. europa.eu/jcms/upload/docs/application/pdf/2015-10/cp150128en. pdf.
В настоящее время на практике положения Закона о подоходном налоге в Финляндии в случаях торговли с оплатой виртуальной валютой не применяются. Возможна ссылка только на инструкцию налогового управления Финляндии от 29 мая 2018 г. в части налогообложения купли-продажи криптовалют8. Согласно документу криптовалюта не является официальным платежным средством в Финляндии (п. 1.1). Приобретение товаров за биткойны или конвертация биткойна в реальную валюту имеет стоимость и любое повышение цены облагается налогом; при этом затраты не облагаются налогом. Полученный в результате майнинга биткойн считается заработанным доходом.
Подпадают ли операции с виртуальной валютой под налогообложение? В пункте 1.2 Инструкции определено, что операции с криптовалютами должны облагаться налогом, когда: a) виртуальная валюта обменивается на любую официальную валюту;
б) виртуальная валюта передается другой стороне путем приобретения материальных благ или услуг;
в) виртуальная валюта обменивается на другую виртуальную валюту.
Согласно п. 2.8 указанной Инструкции полученный доход должен быть сообщен независимо от того, получен он в стране или за рубежом.
В Финляндии Центральная налоговая комиссия по рассмотрению споров уже рассматривала заявления в части виртуальных валют. Так, в деле от 13 октября 2017 г. заявитель вложил свои средства в виртуальную валюту Ether, которая была платформой приложения, основанного на блокчейне Ethereum. Как и другие виртуальные валюты, Ether не являлась инструментом обмена, стоимость которого определялась спросом и предложением в основном на интернет-рынках. Однако комиссия установила, что обмен виртуальной валюты Ether не является передачей имущества, упомянутого в ст. 45 подразд. 1 Закона о подоходном налоге9.
Отметим, что в Финляндии, как и в России, не определен особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с биткойнами.
В Финляндии согласно вступившей в силу 12 января 2018 г. ст. 7 Закона о процедурах уплаты налогов налогоплательщики обязаны сообщать в налоговое ведомство сведения о своих налогооблагаемых доходах, отчислениях, информацию об активах и долгах, а также другую налоговую информацию. Глобальная система обмена финансовой информацией (CRS) действует в Финляндии с сентября 2017 г. В России постановление Правительства РФ от 16 июня 2018 г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетент-
8 Verohallinto. Virtuaalivaluuttojen verotus. 29.05.2018.
9 KVL:2017/54. 13.10.2017. URL: https://www.edilex.fi/
kvl/20170054.
ными органами иностранных государств (территорий)» вступило в силу 19 июля 2018 г.
В России физическое лицо, получившее доход от операций с биткойнами, должно самостоятельно исчислять и платить НДФЛ. В главе 23 «Налог на дохо -ды физических лиц» НК РФ не установлено особого порядка налогообложения доходов при совершении операций с биткойнами. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ.
Отметим также сходство рекомендаций налогового ведомства Финляндии и Минфина России в части вопроса учета расходов на приобретение криптова-люты и комиссии, уплаченной организаторам торговли. Минфин России также не комментирует возможность учета налогоплательщиком каких-либо расходов при определении налоговой базы по доходам от операций с биткойнами10.
Искусственный интеллект является ключевым фактором успеха в будущем как в Финляндии, так и в России. Но следует признать, что в настоящее время вектор взаимодействия финских ученых направлен в сторону Европы. Так, 25 апреля 2018 г. Ев-рокомиссия уже представила серию мер по повышению конкурентоспособности Европы в секторе искусственного интеллекта, а 8—10 октября 2018 г. Финляндия провела "AI Forum 2018" по выработке стратегии применения искусственного интеллекта и укрепления конкурентоспособности и экономического роста Европы.
Европарламент принял «Нормы гражданского права о робототехнике», подчеркнув, что исследовательская деятельность в области робототехники должна уважать основные права и осуществляться в интересах благополучия и самоопределения личности и общества в целом11. В перспективе возможности искусственного интеллекта в конечном счете могут превзойти интеллектуальные способности человека. Тем не менее ни одна из стран не имеет правовых норм и ненормативных актов, например руководств и кодексов поведения, регулирующих отношения использования робототехники. Отмечается необходимость разработки резолюции о правовом статусе роботов, вызванная в первую очередь появлением беспилотных летательных аппаратов и беспилотных автомобилей, что потребует введения обязательной системы их отслеживания и обнаружения в режиме реального времени, а также внесения поправок в международ-
10 См. письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 октября 2017 г. №№ 03-04-05/66994.
11 См. European Parliament Resolution of 16 February 2017 with Recommendations to the Commission on Civil Law Rules on Robotics (2015/2103(INL).
ные соглашения, например в Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 г. и Гаагскую конвенцию о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, 1971 г. Функционирование роботов не должно противоречить национальным и международным этическим принципам и правовым нормам, а право не должно отставать от научно-технического прогресса в области робототехники.
К примеру, в России уже внесены поправки в Воздушный кодекс РФ, направленные на регулирование дронов12. Искусственный интеллект и робототехника названы в числе основных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий (п. 36)13.
Международная юридическая фирма Dentons по заказу Grishin Robotics разработала 27 января 2017 г. концепцию первого в России законопроекта о робототехнике. Документ призван инициировать дискуссию о системном (а не нацеленном на регулирование отдельных аспектов отношений с участием роботов) законодательном регулировании в области робототехники14. В случаях, установленных законом, робот-агент может выступать в качестве участника гражданского процесса. Робот признается роботом-агентом и наделяется правоспособностью при условии регистрации его модели в едином государственном реестре роботов-агентов.
Направления разработок в сфере искусственного интеллекта и цифровизации экономики России определены Президентом РФ как приоритетные, особенно в сфере энергетики. Учитывая интересы российских энергетических компаний, в том числе при строительстве атомной станции Ханхикиви-1 в Финляндии, необходимо привлечение цифровых технологий и научных открытий в области искусственного интеллекта российскими учеными и финскими специалистами для обеспечения надежной работы и безопасности АЭС. Последние достижения ученых ядерных центров Росатома в создании толерантного топлива и смешанного нитридного уран-плутониевого топлива и применение финских разработок в области интеллектуальных автоматизированных систем позволят ускорить разработку цифровой модели АЭС для повышения эффективности и информационной безопасности атомных станций. При этом следует
12 См. Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов».
13 См. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030-e годы».
14 См.: Dentons разработала первый в России законопроект о робототехнике. URL: https://www.dentons.com/ru/insights/ alerts/2017/january/27/dentons-develops-first-robotics-draft-law-in-russia.
указать, что согласно проведенным в июне 2017 г. переговорам финского заказчика проекта АЭС Ханхи-киви-1 поставщиком автоматических систем защиты станет Rolls Royce, а Schneider Electric — поставщиком операционных систем I&C в российский проект с российским реактором.
Выступая на Международном конгрессе по кибер-безопасности 5 июня 2018 г., Президент РФ В. В. Путин отметил, что особенно важно выработать единые правила игры, общие для всех международных стандартов, которые бы максимально учитывали права и интересы всех государств, были бы универсальными, приемлемыми для всех.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В России уже приняты базовые законы и законодательные акты использования цифровых технологий в правовой сфере, оптимального правового регулирования цифровых технологий в сфере финансов и публичного управления. Утверждена программа «Цифровая экономика в Российской Федерации»15, главным приоритетом которой является создание гибкого правового регулирования, современной информационной инфраструктуры. Программа определила стратегические задачи и наметила ряд нормативного регулирования.
Международное программирование и цифровая политика Евросоюза влияют и на национальное правовое регулирование РФ в сфере цифрового программирования. Это предполагает разработку законодательства и правовых норм РФ, соответствующих общепризнанным мировым интеграционным процессам и принципам международного права, а также разработку общих международных стандартов для покупок цифровых услуг через Интернет конечны-
15 См. распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ми потребителями в пределах европейского рынка и Евразийского экономического союза. Для принятия научной концепции цифровизации интеграционного права необходим синтез научных подходов для разработки нового поколения нормативно-правовой конструкции обеспечения цифровой трансформации, ориентированной на международные стандарты и поиск гибких правовых регуляторов в сфере цифровизации в виртуальном пространстве.
Созданную в России инфраструктуру науки и инноваций, представленную различными институтами развития и технопарками, в том числе инновационным центром «Сколково», необходимо активно использовать в целях дальнейшего развития российской цифровой экономики. Привлечение специалистов Legal Tech Lab университета Хельсинки в области цифровизации права к совместным российским проектам придаст импульс научным разработкам направления «Нормативное регулирование», новым подходам к формированию автоматического обмена данными с использованием технологий «Интернета вещей» и привлечению инвесторов с высоким рейтингом уровня инновационного (инвестиционного) развития. В связи с этим представляет интерес опыт Финляндии в цифровой обязательной статистической и налоговой отчетности.
Совмещение опыта финских ученых-юристов и практиков и инновационных цифровых технологий Финляндии с достижениями и уникальными преимуществами российских ученых может стать мощным «цифровым рывком» в изменении структуры занятости, объединении усилий разных уровней власти, бизнеса, научных и исследовательских организаций, выработке научной концепции оптимальной модели общества и права и в развитии цифровых технологий в сфере судопроизводства и нотариата.
Dentons разработала первый в России законопроект о робототехнике. URL: https://www.dentons.com/ru/insights/alerts/2017/ january/27/dentons-develops-first-robotics-draft-law-m-russia.
Grym A. Kryptovarat eivät ole rahaa. 13.06.2018. URL:https://www.eurojatalous.fi/fi/blogit/2018/kryptovarat-eivat-ole-rahaa/.
О