УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
Зарубежный опыт
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ОБЪЕКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Аннотация. В настоящей статье автором представлено исследование законодательства зарубежных стран, регулирующего правовые аспекты искусственного интеллекта. В работе проводится анализ уполномоченных органов рассматриваемых правопорядков, которые обладают компетенциями по контролю, управлению и иным действиям по реализации искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности. Автор полагает, что развитие искусственного интеллекта создает благоприятные условия для реализации цифровых достижений и способствует конкурентоспособности и благосостоянию тех юрисдикций, законодательство которых приводится в работе. Кроме того, искусственный интеллект является объектом и базовой категорией для формирования беспилотного транспорта, развития медицинских технологий и иных возможностей. Автором поддерживается позиция о том, что искусственный интеллект является не только частью информационной среды, но и подвидом результата интеллектуальной деятельности, поскольку имеет общие для всех объектов права интеллектуальной собственности признаки — это творчество и новизна. Делается вывод о том, что искусственный интеллект как объект гражданского и предпринимательского оборота, являясь частью информационной системы, способствует формированию современного устойчивого экономического роста «инновационной экономики», которая базируется на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. В связи с этим прослеживается устойчивая тенденция повышения роли образования, знаний и инноваций, которые выступают характерной чертой опережающего развития как России, так и зарубежных стран.
Ключевые слова: искусственный интеллект, результат интеллектуальной деятельности, предпринимательская деятельность, инновация, информационная среда, конкуренция, цифровые технологии, информационные технологии.
Ольга Викторовна СУШКОВА,
доцент кафедры информационного права и цифровых технологий, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.64.12.121-128
© О. В. Сушкова, 2019
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
O. V. SUSHKOVA,
Associate Professor of the Department of Information Law and Digital Technologies, Associate Professor of the Department of Business and Corporate Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Law, Associate Professor [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9
FEATURES OF IMPLEMENTATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A OBJECT OF INFORMATION ENVIRONMENT IN THE FIELD OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN FOREIGN COUNTRIES
Abstract. In this article, the author presents a study of the legislation of foreign countries regulating the legal aspects of artificial intelligence. The paper analyzes the authorized bodies of the considered law and order, which have competencies in the control, management and other actions for the implementation of artificial intelligence in entrepreneurial activity. The author believes that the development of artificial intelligence creates favorable conditions for the implementation of digital achievements and contributes to the competitiveness and welfare of those jurisdictions whose legislation is given in the work. In addition, artificial intelligence is an object and a basic category for the formation of unmanned vehicles, the development of medical technologies and other capabilities. The author supports the position that artificial intelligence is not only a part of the information system, but also a subspecies of the result of intellectual activity, since it has intellectual property rights common to all objects — this is creativity and novelty. It is concluded that artificial intelligence as an object of civil and entrepreneurial turnover, being a part of the information environment, contributes to the formation of modern sustainable economic growth of the "innovative economy", which is based on intellectual resources, high technology and information technologies, efficient use and qualitative improvement of all production factors. In this connection, there is a steady tendency to increase the role of education, knowledge and innovation, which are a characteristic feature of the rapid development of both Russia and foreign countries.
Keywords: artificial intelligence, result of intellectual activity, entrepreneurial activity, innovation, information environment, competition, digital technologies, information technologies
Президентом РФ 10.10.2019 принят Указ № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», которым была утверждена Стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года1 (далее — Стратегия). Следует отметить, что пп. «а» п. 5 Стратегии предусматри-
1 СЗ РФ. 2019. № 41. Ст. 5700.
73
L-—^ Ii
Сушкова О. В.
вает определение искусственного интеллекта, под которым понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности (далее — РИД) человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе то, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.
Исходя из предлагаемого определения, можно сделать вывод, что искусственный интеллект можно рассматривать как объект гражданских прав и в дальнейшем включить в ст. 128 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)2. Данное суждение основано и на том основании, что в предлагаемом определении искусственного интеллекта упоминается, что его конечный результат является РИД. Можно говорить о том, что искусственный интеллект как РИД имеет способность участвовать в инвестиционном процессе3 и являться частью информационной среды4.
В связи с этим «часть четвертая ГК является хорошо выверенным балансом между сложившимися в сфере "интеллектуальной собственности" гражданско-правовыми институтами и необходимыми новеллами правового регулирования, обусловленными как требованиями международных конвенций, так и современным научно-техническим развитием»5. Следовательно, можно говорить о необходимости комплексного правового регулирования искусственного интеллекта как РИД, так как все это возможно только при взаимодействии нескольких отраслей права6.
Закрепление на федеральном уровне правового режима искусственного интеллекта не только снизило бы риски инвесторов, но и способствовало развитию экономики страны. Сегодня искусственный интеллект выступает «стратегическим продуктом» будущего. Все это сводится к тому, что необходимая модернизация законодательства страны может быть обеспечена тремя базовыми компонентами: национальной инновационной моделью в научно-технической сфере; си-
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51 -ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3 Федеральные законы от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096 ; от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
4 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
5 См.: Суханов Е. А. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственно- А сти : выступление на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ 05.10.2006 // У Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая : комментарии, текст, пред- Е метный указатель. М. : Статут, 2007. С. 28.
6 Сушкова О. В. Гражданско-правовой режим инноваций в научно-технический сфере (на Ы примере деятельности высших учебных заведений ) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. й
С. 13. ОПЫТ
) УНИВЕРСИТЕТА
а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
стемой инвестиционного финансирования, включающей изменения налогового регулирования; системой высшего профессионального образования и культуры7.
Это позволило автору работы обратиться к зарубежному законодательству с целью проведения сравнительно-правового анализа норм законодательства, позволяющих реализовывать и защищать искусственный интеллект как объект информационной среды в сфере предпринимательской деятельности.
В Японии Стратегический совет по технологиям искусственного интеллекта (далее — Совет) был создан в апреле 2016 г. по поручению премьер-министра Японии для определения целей исследования и получения разработок, а также Дорожной карты для индустриализации искусственного интеллекта. Совет, состоящий из представителей научных кругов, промышленности и Правительства8, опубликовал свою Технологическую стратегию искусственного интеллекта в марте 201 79.
В соответствии с этой Стратегией Совет действует в качестве контрольного органа и управляет пятью национальными научно-исследовательскими учреждениями, находящимися в ведении Министерства внутренних дел, Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий; Министерства экономики, торговли и промышленности в целях содействия исследованиям и разработкам в области технологии искусственного интеллекта. Совет также координирует свою деятельность с министерствами, которые располагают большими данными и обладают правами (юрисдикциями) в отношении отраслей, использующих искусственный интеллект, в том числе используют в своей деятельности Межведомственную программу содействия стратегическим инновациям при Кабинете министров Министерстве здравоохранения, труда и социального обеспечения, Министерстве земли, инфраструктуры, транспорта и туризма, Министерстве сельского, лесного и рыбного хозяйства, чтобы содействовать использованию и применению технологии искусственного интеллекта.
Совет также разрабатывал дорожные карты по индустриализации трех приоритетных областей: производство; здравоохранение, медицинское обслуживание и социальное обеспечение; мобильность. В Стратегии также указывается, что национальные учреждения будут развивать инфраструктурные технологии, способствуя развитию квалифицированных кадров, ресурсов, а также хранить общедоступные данные и поддерживать стартапы. В августе 2018 г. Совет опубликовал план реализации Стратегии10.
В настоящее время Правительство Японии разрабатывает универсальное право для медицинского оборудования, в котором используются элементы искусственного интеллекта или искусственный интеллект в целом. Правило предписывает, что основную ответственность за диагностику заболевания человека несут врачи, и устанавливает стандарты безопасности для утверждения их Правительством11.
7 Сушкова О. В. Указ. соч. С. 22.
8 URL: http://www8.cao.go.jp/cstp/tyousakai/jinkochino/.
9 URL: https://www.nedo.go.jp/content/100865202.pdf.
10 URL: http://www8.cao.go.jp/cstp/tyousakai/jinkochino/keikaku.pdf.
11 Government, Comprehensive Rule for AI Healthcare, Prescribe "Medical Doctor Ultimately Responsible"// URL: https://www.nikkei.com/article/DGXMZ032207330V20C18A6MM8000/.
тз
L-—^ ь
'К^ЖЖ Сушкова О. В.
В качестве справочного материала для частного бизнеса Министерство экономки, торговли и промышленности Японии разработало Руководство по контрактам (договорам) по использованию искусственного интеллекта и данных, чтобы обобщить проблемы и факторы, которые следует учитывать при разработке проектов контрактов (договоров) на разработку и использование программного обеспечения на основе искусственного интеллекта12. Данное руководство предлагает новую модель контракта (договора), которая признает важность полученных разработчиками результатов интеллектуальной деятельности, которые направлены на реализацию искусственного интеллекта. Указанная договорная модель предусматривает также условия по выплате вознаграждения авторам полученных результатов интеллектуальной деятельности13.
Таким образом, в Японии нет единого системного нормативного правового акта, который отражал бы все стороны реализации искусственного интеллекта, его введения в предпринимательскую сферу и налогообложения. Разрозненность управления процессами с использованием искусственного интеллекта создает неопределенность в осуществлении контроля за эффективностью его использования в различных сферах хозяйствования.
В мае 2017 г. Сингапур учредил Национальную программу искусственного интеллекта «Искусственный интеллект Сингапура» с финансированием в размере 150 млн сингапурских долларов для стимулирования различных сфер деятельности, а также расширения возможностей искусственного интеллекта, разрабатываемого в Сингапуре. По данным сайта «Искусственный интеллект Сингапура», он объединяет все сингапурские научно-исследовательские институты и динамичную систему стартапов по разработке искусственного интеллекта и компаний (организаций), разрабатывающих продукты искусственного интеллекта для развития знаний, создания инструментов и развития талантов для поддержки тех инициатив, которые реализуются в Сингапуре в области искусственного интеллекта. Такая деятельность основана на партнерстве между Правительством, в состав которого входят Национальный исследовательский фонд (далее — Фонд), Управление по деятельности «умного и цифрового» правительства, Совет по экономическому развитию, Управление по развитию медиаинформации и Организация по интеграции информационных систем здравоохранения. При этом Фонд инвестирует до 150 млн долларов в течение пяти лет в программу «Искусственный интеллект в Сингапуре»14.
Сингапурская комиссия по защите личных данных (PDPC) (далее — Комиссия) 05.06.2018 опубликовала документ с целью его публичного обсуждения, поскольку его содержание касалось искусственного интеллекта и персональных данных. Исходя из анализа текста указанного документа, можно сделать вывод о том, что он будет содействовать развитию и внедрению искусственного интеллекта15. В документе, представленном Комиссией, имеются положения, которые
12
URL: https://www.meti.go.jp/english/press/2018/0615_002.html.
14
Lü А Р У
13 URL: https://asia.nikkei.com/Politics/Japan-to-set-ground-rules-for-sharing-AI-s-riches2. Е AI Singapore, National Foundation // URL: https://www.nrf.gov.sg/programmes/artificial-
intelligence-r-d-programme (дата обращения: 07.11.2018). Ы
PDPC, Discussion paper on Artificial Intelligence and personal data — fostering Responsible й
Development and Adoption of AL (June 5, 2018) // URL: https://www.pdpc.gov.sg/-/ ОПЫТ
) УНИВЕРСИТЕТА
а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
предоставляют «предварительный анализ некоторых вопросов, относящихся к коммерческой разработке и принятию решений искусственного интеллекта». Согласно заключению Комиссии, целью документа являются предложения по вопросам этики, управления и защиты потребителей, связанные с коммерческой реализацией искусственного интеллекта на систематической и структурированной основе.
В указанном документе изложены следующие два принципа ответственного по использованию искусственного интеллекта:
— решения, принимаемые искусственным интеллектом или с его помощью, должны быть объяснимыми, прозрачными и справедливыми, чтобы лица, в чьих интересах приняты соответствующие решения, имели достоверные данные и могли действовать разумно;
— системы искусственного интеллекта, роботы и решения, принимаемые с использованием искусственного интеллекта, должны быть ориентированы на интересы и деятельность человека.
Данный документ призван стимулировать дискуссию о содействии ответственной разработке и внедрению решений в области искусственного интеллекта и о смягчении потенциальных рисков и негативных воздействий. Комиссия предложила заинтересованным организациям в Сингапуре адаптировать документ для их внутреннего использования и призвала торговые ассоциации и палаты, а также профессиональные организации, общества, заинтересованные группы адаптировать (внедрить) предлагаемую структуру для своих секторов (рынков) в форме добровольных кодексов практики. По сути, речь идет о саморегулировании и внедрению комплаенс-системы, что будет стимулировать всех участников экономического и предпринимательского оборота.
Сингапур 30.08.2018 объявил о создании Консультативного совета по этическому использованию искусственного интеллекта и данных для консультирования и работы с соответствующим государственным органом по разработке и реализации искусственного интеллекта (далее— Совет)16. Состав Совета неоднороден, в частности, его членами являются такие лидеры в сфере искусственного интеллекта, как Google, Microsoft и Alibaba, защитники социальных и потребительских интересов и др.
В соответствии с официальным заявлением Правительства о составе Совета указывается, что он имеет намерение оказать содействие Управлению по развитию средств массовой информации (далее — Управление) в привлечении большого количества заинтересованных субъектов по вопросам разработки структур по управлению искусственным интеллектом.
Стоит упомянуть, что в Сингапуре существует внутренняя исследовательская программа по управлению искусственным интеллектом и использованию данных, которая финансируется Правительством. С июня 2018 г юридический факультет Сингапурского университета управления проводит исследовательскую работу по
media/Files/PDPC/PDF-Files/Resource-for-Organisation/AI/Discussion-Paper-on-AI-and-PD---050618.pdf.
16 URL: https://www.imda.gov.sg/about/newsroom/media-releases/2018/composition-of-the-advisory-council-on-the-ethical-use-of-ai-and-data.
тз
L-—^ i,
'К^ЖЖ Сушкова О. В.
разработке систем управления искусственным интеллектом и по использованию данных. Эта программа направлена на развитие отношений в сфере этических, правовых, политических и управленческих вопросов, возникающих в связи с использованием искусственного интеллекта и данных. Разрабатываемая программа позволит Сингапуру достичь интеллектуального лидерства по вышеуказанным вопросам и станет центром обмена знаниями с участием международных экспертов. Программа будет учитывать международную перспективу и отслеживать международные события в конкретных областях исследований.
Чтобы отрегулировать испытания беспилотного транспорта и подготовить базу для развития технологии автоматизированных транспортных средств, в Сингапуре была принята поправка к Закону о дорожном движении от 07.02.2017 (далее — Закон о дорожном движении)17, одобренная Президентом 13.03.2017. Данный Закон о дорожном движении включает в себя определения понятий «технология автоматизированного транспортного средства», «автономное транспортное средство», «автономная система»:
Технология автоматизированного транспортного средства — это любая конкретная технология, которая 1) относится к проектированию, изготовлению или использованию автономных транспортных средств или же 2) иным образом относится к достижениям в области проектирования и строительства автономных транспортных средств.
Автономное транспортное средство — это транспортное средство, полностью или в части оснащенное автономной системой (также широко известное как беспилотный транспорт), включает в себя прицеп, примыкающий к такому транспортному средству.
Автономная система для автотранспортного средства — это система, которая позволяет управлять транспортным средством без активного физического контроля или наблюдения со стороны человека-оператора.
Рассматриваемый Закон о дорожном движении наделяет министра транспорта полномочиями устанавливать правила, касающиеся испытаний и использования автономных транспортных средств. Важно отметить, что лица, уполномоченные проводить такие испытания или осуществлять такое использование, должны будут заключить договор ответственности на весь период проведения испытаний или использования. Кроме того, такие лица обязаны будут опубликовать уведомление о начатом процессе проведения испытаний или использования до такого начала с целью обеспечения публичности и информирования общества.
В соответствии с Законом о дорожном движении при выдаче разрешения на проведение испытаний или использование автономных транспортных средств Управление сухопутного транспорта может устанавливать такие условия, которые оно сочтет нужным, в том числе и требовать, чтобы квалифицированный
17
Ш А Р У Б
Road Traffic Act (Cap. 276) (Ordinance 26 of 1961, revised Dec. 31, 2004, version in force Aug. 31, 2018) // URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/RTA1961?ValidDate=20180831&ViewType =Pdf&_=20181012232618 ; URL: https://perma.cc/QAA3-PC83. See Max Ng & Amira Nabila Budiyano, New Regulations to Address Automated Vehicle Technology, Lexology (Apr. 10, Ы
2017) ; URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=64a38d35-6b97-48a5-91ff- й
9a59817ac955 ; URL: https://perma.cc/E8HG-4536. ОПЫТ
) УНИВЕРСИТЕТА
а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
водитель мог контролировать такой беспилотный транспорт, обеспечивая его безопасность18.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Сингапуре существуют нормативные правовые акты, регулирующие такой вид использования технологии искусственного интеллекта — беспилотный транспорт. Остальные же объекты оборота — роботы, сам искусственный интеллект в системном регулировании отсутствуют, что создает, на наш взгляд, правовую неопределенность в их реализации как в информационной среде, так и в сфере предпринимательской деятельности.
Результаты проведенного исследования показали, что практика предпринимательской деятельности определяет искусственный интеллект и его технологии в информационной среде как оборотоспособные объекты. Следует согласиться с А. В. Михайловым, который считает, что следовало бы провести общественное, научное обсуждение концепции всех цифровых законопроектов. К сожалению, этого сделано не было. Скорее всего, в принятых актах будет отсутствовать общая концепция и, впоследствии, принятые акты будут совершенствоваться «точечно»19.
Следовательно, в настоящее время существует необходимость системного правового регулирования и установления правового режима такого объекта не на уровне временных стратегий, а в рамках системы действующего законодательства^ только в России, но и в тех правопорядках, которые были проанализированы в рамках настоящей работы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Михайлов А. В. Перспективы развития законодательства о предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики // Приложение к журналу «Предпринимательское право». — 2019. — № 3. — С. 7—13.
2. Ролинсон П., Ариевич Е. А., Ермолина Д. Е. Объекты интеллектуальной собственности, создаваемые с помощью искусственного интеллекта: особенности правового режима в России и за рубежом // Закон. — 2018. — № 5. — С. 63—71.
3. Сушкова О. В. Гражданско-правовой режим инноваций в научно-технической сфере (на примере деятельности высших учебных заведений) : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2010.
4. Суханов Е. А. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности: выступление на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 05.10.2006 // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая : комментарии, текст, предметный указатель. — М. : Статут, 2007.
18 Road Traffic (Autonomous Motor Vehicles) Rules 2017 (in force from Aug. 24, 2017) r 9(2) (b) // URL: https://sso.agc.gov.sg/SL/RTA1961-S464-2017?DocDate=20170823&ViewType= Pdf&_=20181121124123.
19 Михайлов А. В. Перспективы развития законодательства о предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2019. № 3. С. 10.