Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТЕХНОГЕННАЯ КАТАСТРОФА / ЦИРКУМПОЛЯРНОЕ ПРАВО / МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ АРКТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В статье характеризуется понятие экологических катастроф в масштабе Российской Федерации, и дан анализ меры государственной поддержки. Для того чтобы избежать мировых катастроф, необходимо уменьшить добычи полезных ископаемых на территории Арктических зон в три раза. К сожалению, стихийные бедствия каждый год происходят не просто так. Автор предлагает, в стране необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты для охраны, защиты окружающей среды и искоренить подобные бедствия. В соответствии с законодательством Российской Федерации, государство обязано ввести контроль над добычей полезных ископаемых по объему экспорта. Внести ряд изменений действующих федеральных законов для правового регулирования чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. В Лесном кодексе Российской Федерации обосновано расширить полномочия органов государственной власти при охране и защите лесных фондов. Выдвинуто предложение внести изменения в КоАП РФ. Например, если должностное лицо вовремя не предупредило о пожаре или не предоставило достоверную информацию, то в его отношении следует увеличить штраф на десять раз по изменённому варианту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION ENVIRONMENTAL DISASTERS IN RUSSIA

The article describes the concept of environmental disasters on the scale of the Russian Federation, and provides an analysis of the measure of state support. In order to avoid world disasters, it is necessary to reduce mining in the Arctic zones by three times. Unfortunately, natural disasters happen every year for a reason. The author proposes that the country should adopt appropriate legal acts to protect, protect the environment and eradicate such disasters. In accordance with the legislation of the Russian Federation, the state is obliged to introduce control over the extraction of minerals in terms of exports. Make a number of changes to the current federal laws for the legal regulation of emergencies and man-made disasters. The Forest Code of the Russian Federation justifies the expansion of the powers of state authorities in the protection and protection of forest funds. A proposal has been put forward to amend the Administrative Code of the Russian Federation. For example, if an official did not warn of a fire in time or did not provide reliable information, then in his legard the fine should be increased by ten times according to the modified version.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_7_13

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ В РОССИИ PROBLEMS OF LEGAL REGULATION ENVIRONMENTAL DISASTERS IN RUSSIA

БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: Battakhov@mail.ru;

BATTAKHOV Petr Petrovich,

Ph.D., senior research fellow in the business and corporate law sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: Battakhov@mail.ru

Краткая аннотация: В статье характеризуется понятие экологических катастроф в масштабе Российской Федерации, и дан анализ меры государственной поддержки. Для того чтобы избежать мировых катастроф, необходимо уменьшить добычи полезных ископаемых на территории Арктических зон в три раза. К сожалению, стихийные бедствия каждый год происходят не просто так. Автор предлагает, в стране необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты для охраны, защиты окружающей среды и искоренить подобные бедствия. В соответствии с законодательством Российской Федерации, государство обязано ввести контроль над добычей полезных ископаемых по объему экспорта. Внести ряд изменений действующих федеральных законов для правового регулирования чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. В Лесном кодексе Российской Федерации обосновано расширить полномочия органов государственной власти при охране и защите лесных фондов. Выдвинуто предложение внести изменения в КоАП РФ. Например, если должностное лицо вовремя не предупредило о пожаре или не предоставило достоверную информацию, то в его отношении следует увеличить штраф на десять раз по изменённому варианту.

Abstract: The article describes the concept of environmental disasters on the scale of the Russian Federation, and provides an analysis of the measure of state support. In order to avoid world disasters, it is necessary to reduce mining in the Arctic zones by three times. Unfortunately, natural disasters happen every year for a reason. The author proposes that the country should adopt appropriate legal acts to protect, protect the environment and eradicate such disasters. In accordance with the legislation of the Russian Federation, the state is obliged to introduce control over the extraction of minerals in terms of exports. Make a number of changes to the current federal laws for the legal regulation of emergencies and man-made disasters. The Forest Code of the Russian Federation justifies the expansion of the powers of state authorities in the protection and protection of forest funds. A proposal has been put forward to amend the Administrative Code of the Russian Federation. For example, if an official did not warn of a fire in time or did not provide reliable information, then in his regard the fine should be increased by ten times according to the modified version.

Ключевые слова: окружающая среда, Арктическая зона, техногенная катастрофа, циркумполярное право, мировая цивилизация, коренные жители Арктики, государственные органы.

Keywords: environment, Arctic zone, man-made catastrophe, circumpolar law, world civilization, Arctic indigenous people, state bodies.

Дата направления статьи в редакцию: 07.06.2021

Дата публикации статьи: 30.07.2021

На сегодняшний день в стране встречается множество различных экологических проблем. В России одной из глобальных природных проблем является проблема лесных пожаров. Государственные органы власти Российской Федерации к данному вопросу должны относиться серьёзно, особенно на федеральном уровне. В основном в Сибири и на Дальнем Востоке от лесных пожаров каждый год загораются и уничтожаются миллионы гектаров леса. Неужели в предыдущие годы государство не смогло бы взять опыт других стран и подготовиться на высшем уровне? Каждый год повторяется одно и то же, как говорят, грех и смех всегда неразлучны. Данная экологическая катастрофа нанесла Арктической зоне России большой урон и тем самым помешала дальнейшему развитию страны. В законодательствах прописано о том, что пожар происходит сам собой. Люди не могут контролировать возникновение этого явления. Во время пожара происходит горение леса. Оно наносит большой урон жизни и здоровью граждан, а обществу — материальный ущерб. В развитых странах мира такие пожары, как на Дальнем Востоке и в Сибири, возникают реже. Нам необходимо сделать выводы для уничтожения данной проблемы и тушения глобальной катастрофы на местах. Человеческий фактор имеет большое значение для развития общества. Большую роль играет работа государства в информационном поле для борьбы с лесными пожарами. В стране невозможно остановить такую катастрофу без предупредительных работ. Информационная работа в виде проведения семинаров и научных конференций в школах и других учебных заведениях по всей России даст положительный результат, и общество будет близко к борьбе с лесными пожарами. Ведь такие мероприятия преподносят молодежи большой урок. Все вышеперечисленные мероприятия и уроки обязательны для молодых людей, они помогут спасти мир от лесных пожаров.

В основном законе страны, а именно в статье 42 Конституции РФ, любой гражданин Российской Федерации должен иметь благополучные условия жизни, и государство обязано гарантировать правдивую информацию о состоянии окружающей среды. Если причиняется вред имуществу или здоровью природным правонарушением, то возмещается материальный ущерб каждому гражданину РФ[1]. В нормативных актах страны прописаны все необходимые правила поведения, но, к сожалению, из-за задымлённости населенных пунктов российские граждане сталкиваются с разными болезнями дыхательной системы и, соответственно, получают тяжелые увечья и при тушении пожара. Согласно федеральным законам России и Консти-

туции РФ, государство обязано возместить материальный ущерб пострадавшим лицам. На самом деле смог от дыма при пожаре наносит большой урон жителям. Компенсацию в виде денежных средств пострадавшим от лесных пожаров следует выплачивать из регионального и федерального бюджетов страны. В настоящее время в субъектах Российской Федерации не оказывается такая помощь данной категории пострадавших. Несомненно, помощь нужна, ведь Россия как государство - социально ориентированное благополучие населения.

Окружающая зеленая среда планеты Земля дает всему человечеству все необходимые гармонии жизни. В настоящее время высшей цивилизацией человечества считается мир высоких технологий. Но в некоторых моментах я не согласен с этим суждением, потому что наивысшее достижение и развитие человеческого потенциала происходит тогда, когда человек приходит к родной натуральной природе. Наше человеческое настоящее и будущее взаимосвязано с природой. Со временем люди поймут данную концепцию о развитии мировой цивилизации в циркумполярном мире. В настоящее время высокие технологии стремительно развиваются. Если в будущем лопнет мыльный пузырь, что будет с человечеством на планете? В настоящее время данный вопрос очень актуален в мире, но никто не может ответить на него. Только человек своим разумом может изменить ситуацию в пользу других людей. На земле мир сохраняет только человек. Поэтому государство обязано поставить гражданина на первое место и создать благополучные условия жизни для его дальнейшего развития.

В последнее время в России резко меняется климат, например, зимой погода теплая, а летом — холодная. Поэтому, несомненно, в Арктических территориях также наблюдаются климатические изменения и происходят разные природные катастрофы, например, пожары, наводнения и искусственные загрязнения природы. Мониторинг мероприятий по изменению климата обязательно нужно проводить на федеральном уровне, ведь все леса и земельные участки входят в лесной фонд Российской Федерации и, соответственно, относятся к федеральной собственности. Для профилактических работ в Арктических зонах ежегодно следует проводить финансирование из федерального бюджета. На данный момент Минприрода РФ своими силами не может регулировать катаклизмы российского масштаба, перенять для нас опыт передовых стран и создавать направления по экологическим проблемным вопросам. Министерству необходимо иметь независимую базу по чрезвычайным ситуациям и содержать современные техники для борьбы со стихийными бедствиями. Все это можно назвать Министерством жизни и охраны окружающей среды. Новое направление должно заниматься только экологическими катастрофами (данная деятельность, на самом деле, очень широкая), и только тогда мы сможем быстро ликвидировать крупные аварии на местах. Президент России в своих выступлениях не раз отмечал, что «тема экологии является одной из важных тем в нашем обществе». Поэтому относиться к экологическим катастрофам нужно очень серьезно.

В стране, к сожалению, значительные техногенные катастрофы часто происходят в Арктической зоне по вине добывающих компаний. Почему каждый год происходят пожары? Какова основная причина? Экологи говорят, что это связано с глобальными изменениями климата в мире. На самом деле, в Арктических зонах нельзя добывать полезные ископаемые в таких объемах. В нормативно-правовых актах нет такого регулятора по добыче полезных ископаемых. Для нас и нашей Арктической страны прежде всего обязаны сохранить циркумполярную цивилизацию. Россия обязана развивать государство по другим производственным направлениям. В настоящее время страна без добычи сырья не может пополнять бюджет. В ближайшем будущем данное состояние экологии нанесет большой урон всему человечеству. Поэтому климат меняется, происходят разные природные катастрофы. Специальные законы для Северных территорий необходимо принимать на федеральном и региональном уровне. Без таких правовых регулирований в отношении Северной цивилизации невозможно развивать жизнедеятельность людей, и приостанавливать катастрофы на местах. Благодаря устойчивому развитию исконных народов Севера мы до сих пор сохраняем мир на Земле. Многие исследователи говорят, что российский народ центральной части эти усилия исконных народов Севера не ценит на должном уровне. Если мир в дальнейшем будет так развиваться и пойдет по сценарию нынешних бюрократов, то со временем циркумполярная цивилизация рухнет. Поэтому государственные органы должны давать больше свободы для развития Северных территорий. Имеется такой вопрос: почему на Арктической территории уровень жизни с каждым годом ухудшается? И это при том, что объем добычи полезных ископаемых увеличивается. На этот вопрос пока не смогу ответить. Наоборот, экономика стран получателей от импорта газа улучшается. За изменения климата в мире никто не отвечает. Без поддержки государства мы не можем осилить все необходимые меры улучшения жизни исконных жителей Арктики. Ведь коренные жители охраняют большую территорию. Хранители Арктических территорий должны жить не хуже своих предшественников. Они обязаны трудиться во благо нашей родины — России. Интересно нынче на южной части Российской Федерации. Там происходят стихийные бедствия в виде наводнений, значит в мире климат резко меняется из-за потепления и вечной мерзлоты. Необходимо разработать мировую стратегию борьбы против изменения климата. В лучшем случае организовать международную независимую организацию по борьбе с изменением климата. В настоящее время существует такая организация — «Межправительственная группа экспертов по изменению климата». На мой взгляд, данная организация выполняет свои обязанности не в полной мере. Российская Федерация должна председательствовать в новой организации, так как по сравнению с другими странами она имеет больше Арктических территорий.

В Российской Федерации остановить природную катастрофу может только человек. Необходимо принять меры по борьбе с такими катаклизмами и принять соответствующие нормативно-правовые акты. Ежеквартально делать мониторинг через профессиональные кадры. На данную работу государство обязано выделить денежные средства из бюджетного фонда. Профессиональные и независимые экологи мира должны объединиться на Арктической территории России. Без таких усилий профессионалов остановить катастрофу невозможно. Передовые страны мира обязаны создавать фонды борьбы с природными катаклизмами. Основными целями работы являются охрана и защита зеленой фауны мира и разработка об-

щих задач борьбы с техногенными авариями и лесными пожарами.

На международном уровне необходимо принимать единый санкционный порядок для нарушителей экосистемы мира. Экологических правонарушителей нужно поставить в один ряд с такими преступниками, как международные террористы. Только тогда мировые державы могут приостановить такое зло против человечества. В цивилизованном мире профилактические меры необходимы против стихийных бедствий и лесных пожаров. Природные катастрофы происходят благодаря человеческим ошибкам и противоправным воздействиям на живую природу. В основном, техногенные аварии происходят благодаря добывающим компаниям, которые не соблюдают технику безопасности и нарушают ряд нормативно-правовых требований по законодательству Российской Федерации. Эти субъекты ежегодно совершают большие уроны для окружающей среды и зеленой фауны. После таких аварий восстановить Арктическую зону практически невозможно, поэтому контроль за такими предприятиями должен быть на уровне федеральных органов власти. Многие думают, что с помощью восстановительных работ все восстановится и очистится, но, на самом деле, на практике этого не происходит. Предлагаю приостановление деятельности таких предприятий при первых крупных противоправных действиях.

В учебных заведениях нужно выпускать специалистов высокого класса по природоохранному лесничеству, необходимо в сельскохозяйственных вузах открывать базовые кафедры по лесному хозяйству. К сожалению, в последние годы больше закрывались данные направления и сокращались рабочие места экологов в регионах страны. На сегодня кадры решают большие жизненные проблемы человечества. Кадровый потенциал спасет нашу природу и жизнедеятельность окружающей среды. Без зеленой фауны через определенное время мы потеряем мир на земле. Поэтому федеральный центр обязан на местах поддержать регионы по вышеизложенному образу. Необходимо выделять учебным организациям бюджетные места по экологическим и лесным направлениям. В будущем только тогда мы можем добиться охраны и защиты зеленой фауны на земле. Данные кадры в наше время востребованы для страны. Следует брать местных выпускников школ в учебных заведениях, которые находятся в Арктических зонах. При поступлении им необходимо сделать льготы. Местные кадры, как показывает практика, остаются в регионах и будут работать на благо развития живой природы. Например, дети оленеводов могут стать оленеводами и продолжать деятельность своих предков. Государственная поддержка нужна каждому жителю коренных народов Арктики.

Необходимо разработать единую концепцию о защите и об охране лесных, экологических направлений в зеленой фауне. Нужно принимать соответствующие федеральные законы, которые регулируют отношения об охране окружающей среды и о защите натуральной природы. Необходимо усугубить ряд санкций по отношению к нарушителям Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Лесной кодекс РФ нашей страны (как основной документ в рассматриваемой сфере) гласит, что согласно п. 1 статье 3 регулируются отношения в области эксплуатации, защиты и восстановления лесов, лесоразведения (лесные отношения)[2]. Помимо этого, существует ряд других федеральных законодательных актов, которые регулируют правоотношения в лесной сфере. На данный момент не все правовые нормы работают на практике так, как хотелось бы.

В весеннее и летнее время в некоторых местах согласно п.1, п. 5 ст. 11 нахождение людей в лесах стоит ограничить для обеспечения пожарной и санитарной безопасности[2]. Данная норма должна работать в отдаленных местах России. К сожалению, в последние годы зачастили лесные пожары на Арктических территориях страны. Например, на Дальнем Востоке горят миллионы гектаров леса. Виновных не находят, должностных лиц, которые вовремя не действовали, не привлекают к ответственности. Ведь поджоги со стороны физических лиц происходят часто. На данный момент на этот счет имеется множество доказательств. Ответственные лица тоже не привлекаются к уголовной, административной и гражданской ответственности. Если мы не сохраним живую фауну на местах, со временем будет коллапс в мире. Человек - разумное существо, он обязан приостановить существенные техногенные и природные катастрофы с человеческим участием. Каждый здравый человек должен корректировать ошибки других товарищей во благо развития и дальнейшего существования общества.

Охрана лесов от пожаров регулируется в главе 3 ЛК РФ. Согласно п. 2 ст. 51 ЛК РФ в зависимости от экономического и экологического значения лесов [2]. Это очень важные факторы, в зависимости от которых регламентируется охранная деятельность. Одним из значимых нормативно-правовых актов является закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данный закон регулирует все необходимые меры защиты населения от катастроф. Жизнь человека стоит на первом месте при таких опасных ситуациях. Во-вторых, территория, где идет чрезвычайная ситуация, например, к таким территориям относятся воздушное пространство, воды, суша, недра. Государство должно сохранить целостность территории Российской Федерации.

В КоАП РФ государство обязано внести ряд изменений, чтобы в дальнейшем меньше совершали правонарушения граждане, юридические лица и должностные лица. Это важно, так как это позволит изменить меру ответственности должностных лиц. В нашем случае подробные сведения изложены в статье 19.7.14. Ответственность за донесение ложной информации, неполное донесение информации описано в КоАП РФ. То есть санкционные меры существуют, но они плохо работают. Здесь необходимо увеличить размер санкций. И, самое главное, лучше контролировать их практическое применение. На практике это вполне можно осуществить. Например, если должностное лицо не доложило сведения о пожаре или предоставило недостоверную информацию, в настоящее время административный штраф налагается в размере от трех до пяти тысяч рублей. Либо согласно п. 2 данной статьи штраф на должностное лицо налагается от 10000 тысяч рублей до 15000 тысяч рублей [3]. На сегодня, чтобы другим не повадно было, государство обязано коррек-

тировать санкцию по отношению данной статьи именно должностным лицам, которые совершают такие правонарушения.

В КоАП РФ указана ответственность, которая грозит должностным лицам за несоблюдение лесного законодательства. В частности, любое утаивание от вышестоящих органов важной информации, равно как и донесение до руководства недостоверной информации карается наложением соответствующего административного штрафа. Его размер может быть разным: от 30 до 100 тыс. рублей [3]Такие меры нужно внести не только в санкционных отношениях. Мир меняется, соответственно, правила поведения общества тоже резко меняются. Поэтому государственная власть должна принимать востребованные федеральные законы для регулирования правоотношений.

Ответственность должностных лиц - это очень эффективная мера по стимулированию ответственной работы среди работников лесного хозяйства. При этом важно организовать контроль таким образом, чтобы ответственность была своевременной и соответствовала совершенным правонарушениям. Эффективность работы сотрудников лесного хозяйства во многом зависит от качества подготовки соответствующих кадров. Настоящие профессионалы по статистике гораздо более ответственно относятся к служебным обязанностям. Поэтому развитие кадрового потенциала представляется очень важной задачей.

Принятый Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дает разъяснение разнообразных понятий, которые имеют отношение к противопожарной отрасли. Эти понятия обязательно необходимо знать, так как без этого знания невозможно организовать эффективную защиту лесов от пожаров. В законе понятие пожара характеризуется так: свободное горение, которое может причинить ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам социума и государства. Такое определение во многом оправдано, так как отражает суть рассматриваемого понятия. Понятие ландшафтного пожара законодателем излагается, когда возникает и распространяется обычно на открытой природе неуправляемый огонь, который возникает на определенных местах. Следует понимать, как трактуется в данном законодательном акте определение лесного пожара -это вариант природного возгорания, распространяющегося по лесному массиву[4] В соответствии с вышеизложенным законом создаются добровольные организации для пожарной охраны. Такая форма работы показала свою эффективность в других странах. В России таких функционирующих добровольных организаций на практике очень мало. Нынче создавали добровольческие организации в Республике Саха (Якутия), но их не зарегистрировали на должном уровне согласно законодательству РФ. Проблема создания организаций состоит в основном из-за нехватки финансирования. Если государство осилит годовое финансирование добровольных организаций по борьбе с лесными пожарами, то в последующем будут формироваться такие организации. Предлагаю зарегистрировать добровольные организации против лесных пожаров как социальные предприятия. Тогда по обеим сторонам будет работать эффективная система. Пока в законодательстве России лишь разрабатывается проект социальных предприятий, необходимо внести ряд изменений [5].

Таким образом, что лесные пожары в России каждый год приносят колоссальный ущерб и наносят большой урон экологии страны. Нынешние пожары в Якутии повлекли широкий резонанс в российских и зарубежных СМИ. Многие граждане, общественники, блогеры обращались за помощью к разным организациям страны. С усилиями властей и неравнодушных граждан России осуществляется большая работа по тушению очагов лесных пожаров. К сожалению, регионы сами не могут осилить все пожарные мероприятия. Поэтому федеральные власти России обязаны помогать материально, во многих субъектах России нет возможностей самостоятельно тушить лесные пожары. Во-первых, из-за больших территорий и труднодоступных таежных мест. Во-вторых, нет финансовых ресурсов, чтобы ликвидировать крупные очаги лесных пожаров на местах. В-третьих, на балансе не имеется специализированной техники. Например, противопожарных машин, вертолетов и самолетов БЕ-200. В-четвертых, не хватает профессиональных работников. Если федеральная власть возьмет бразды правления против лесных пожаров, то эффективность работы будет улучшаться. В дальнейшем нам всем придется меняться для сохранения экологии и мира на земле.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с посл. изм. и доп.)] // Собрание законодательства Российской

Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.

2. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ "Российская газета" от 8 декабря 2006 г. N 277.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г. N 256.

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 35 ст.

3649.

5. Баттахов П.П. Договоры о передаче исключительных прав на объекты промышленной собственности с участием социальных предприятий [Текст] / П.П. Баттахов //

Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. №3. - С. 200-204.

References (transliterated):

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii: [prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda (s posl. izm. i dop.)] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2014. № 15. St. 1691.

2. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrya 2006 g. N 200-FZ "Rossijskaya gazeta" ot 8 dekabrya 2006 g. N 277.

3. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. N 195-FZ // Rossijskaya gazeta ot 31 dekabrya 2001 g. N 256.

4. Federal'nyj zakon ot 21 dekabrya 1994 g. N 69-FZ "O pozharnoj bezopasnosti"//Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 1994 g. N 35 st. 3649.

5. Battahov P.P. Dogovory o peredache isklyuchitel'nyh prav na ob"ekty promyshlennoj sobstvennosti s uchastiem social'nyh predpriyatij [Tekst] / P.P. Battahov // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2021. - T. 14. №3. - S. 200-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.