Научная статья на тему 'ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В МЕСТАХ ИХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В МЕСТАХ ИХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРАЙНИЙ СЕВЕР / ЗАЩИТА / АРКТИКА / ВЕРА / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / FAR NORTH / PROTECTION / ARCTIC / CIRCUMPOLAR LAW / LEGAL NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В данной работе рассматриваются вопросы, касающиеся защиты прав коренных народов Крайнего Севера в условиях активного промышленного освоения территорий и трудовых отношений между работодателем и работником, а также важные экологические проблемы. В рамках исследования была раскрыта сущность циркумполярного права, выступающего в роли совокупности юридических норм, специфичных для территории Крайнего Севера. На основе правового анализа гражданских, предпринимательских, трудовых и экологических правоотношений было выдвинуто предложение о принятии Арктического кодекса РФ как комплексного нормативно-правового акта в Российской Федерации и разработаны рекомендации по практической реализации основных задач, направленных на дальнейшее развитие исследуемой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICAL APPROACHES TO THE LEGAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF THE INDIGENOUS SMALL PEOPLES OF THE NORTH IN THEIR PLACES OF COMPACT RESIDENCE IN THE CONDITIONS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF THE FAR NORTH

This work addresses issues related to the protection of the rights of the indigenous peoples of the Far North in conditions of active industrial development of territories and labor relations between the employer and the employee, as well as important environmental problems. As part of the study, the essence of circumpolar law was revealed, acting as a set of legal norms specific to the territory of the Far North. On the basis of a legal analysis of civil, entrepreneurial, labor and environmental legal relations, a proposal was put forward for the adoption of the Arctic Code of the Russian Federation as a comprehensive regulatory act in the Russian Federation and recommendations were developed for the practical implementation of the main tasks aimed at the further development of the studied territory.

Текст научной работы на тему «ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В МЕСТАХ ИХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: battakhov@mail.ru

Краткая аннотация: В данной работе рассматриваются вопросы, касающиеся защиты прав коренных народов Крайнего Севера в условиях активного промышленного освоения территорий и трудовых отношений между работодателем и работником, а также важные экологические проблемы. В рамках исследования была раскрыта сущность циркумполярного права, выступающего в роли совокупности юридических норм, специфичных для территории Крайнего Севера. На основе правового анализа гражданских, предпринимательских, трудовых и экологических правоотношений было выдвинуто предложение о принятии Арктического кодекса РФ как комплексного нормативно-правового акта в Российской Федерации и разработаны рекомендации по практической реализации основных задач, направленных на дальнейшее развитие исследуемой территории.

Abstract: This work addresses issues related to the protection of the rights of the indigenous peoples of the Far North in conditions of active industrial development of territories and labor relations between the employer and the employee, as well as important environmental problems. As part of the study, the essence of circumpolar law was revealed, acting as a set of legal norms specific to the territory of the Far North. On the basis of a legal analysis of civil, entrepreneurial, labor and environmental legal relations, a proposal was put forward for the adoption of the Arctic Code of the Russian Federation as a comprehensive regulatory act in the Russian Federation and recommendations were developed for the practical implementation of the main tasks aimed at the further development of the studied territory.

Ключевые слова: Крайний Север, защита, Арктика, циркумполярное право, права человека, коренные народы Севера, научное исследование, правовые нормы.

Keywords: Far North, protection, Arctic, circumpolar law, human rights, indigenous peoples of the North, scientific research, legal norms.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В МЕСТАХ ИХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Крайний Север является достоянием народов

ся начало активного освоения Севера с целью добычи полезных ископаемых, что отрицательно сказывается на экологии региона. Таким образом, перед Правительством Российской Федерации сегодня стоит задача разработки целевой программы, направленной на защиту культуры и традиций коренных народов в рамках деятельности добывающих компаний. Сегодня данное направление является одним из основных и поддерживается на государственном уровне. Отметим, что одним из основополагающих для этого документов, является Конвенция ООН 1992 года [4].

России, что обусловлено самобытной историей края, основанной на уникальных экологических условиях. На сегодняшний день исследуемая территория испытывает глубокий кризис, так как процессы глобализации негативно влияют на динамику развития экосистемы, в частности, снижают поглотительную способность почв[1].

Освоение и использование ресурсов, которыми

богат Крайний Север является одним из перспективных направлений государственной политики Российской Федерации. Площадь Арктического региона в составе России — около 3 млн. кв. км, что в процентном отношении занимает 18% от всей российской территории. Если говорить более конкретно, то к сектору нашей страны относится почти треть от всей площади Арктики [2]. Естественно, что богатый край привлекает многие добывающие компании, поэтому важно контролировать данные процессы с целью защиты окружающей среды.

Арктического [6] региона проживают многие коренные малочисленные народы, для которых на первом месте стоят базовые ценности и традиции, так как защите их интересов уделяется недостаточное внимание. Именно поэтому права человека являются здесь важным аспектом, необходимым для полноценного развития.

конца XX — начала XXI века, предполагают всемирную интеграцию всех сфер жизни общества (экономика, политика, культура и т.д.), в связи с чем возникает необходимость защиты национальных интересов страны и, в частности, освоения и развития территорий Арктического региона [5].

Актуальность исследования. На территории

Процессы глобализации, набирающие обороты с

Стоит отметить, что та часть населения, предки

которых первыми вступили на арктические земли, являются яркими представителями специфичной культуры края. Именно они перенесли сквозь века тот опыт взаимодействия с окружающей средой, который сегодня сделал исследуемую в работе территорию уникальной и самобытной [3]. Стоит отметить, что суровый климат и особая природа значительно повлияли на процессы зарождения здесь правового общества, так как народы Крайнего Севера, как правило, опираются именно на традиции и обычаи, а не на нормативно-правовые акты. Еще одной проблемой являет-

должно регламентироваться на государственном уровне, для чего необходимо расширить существующую нормативно-правовую базу, включив в нее положения по охране экологии окружающей среды, регулированию трудовых отношений между жителями Крайнего Севера и добывающими компа-

Обеспечение прав и свобод коренного населения

ниями, определению возможностей и условий получения профильного образования на местах и т.д. Причем все эти нормативные акты важно учитывать в процессе промышленного освоения территорий Крайнего Севера и Арктики. Отметим, что реализация поставленных задач предполагает принятие целого ряда мер, основанных на специфике региона.

Во-первых, важно понимать, что окружающая среда является хрупким образованием, особенно это касается территории Арктики, так как она более чувствительна к загрязнениям и вмешательству человека по сравнению с регионами, расположенными в поясах с умеренным климатом. В связи с этим перед экологическим правом стоят особые задачи, включающие в себя как пересмотр существующих способов его применения, так и разработку новых положений и механизмов правовой защиты. В рамках решения экологических проблем на Крайнем Севере предлагается реализация следующих направлений:

достижение безопасности и самоидентификации, а также разграничение экономической свободы и ответственности;

расширение взаимодействия между биологическими сообществами;

разработка внешней экологической стратегии и тактики по дальнейшему взаимодействию с дикой живой природой и неживыми, материальными природными феноменами;

резонансное зондирование правовых ситуаций и конфликтов;

проведение профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятных ситуаций и снижению напряженности.

Во-вторых, важно понимать, что человеческая деятельность в регионах Крайнего Севера и Арктики имеет ряд отличительных особенностей, так как окружающая среда и возможности данной территории достаточно специфичны. В первую очередь важно обратить внимание на область трудовых отношений, являющихся основополагающими для обеспечения благосостояния коренного населения и создания комфортных условий для работы сотрудников добывающих компаний. Отметим, что традиционные подходы к ведению бизнеса и разрешению конфликтов правового характера здесь неэффективные, поэтому необходимо разработать новые подходы с учетом тех условий и традиций, которые отвечают особенностям жизненного уклада народов, проживающих на Крайнем Севере. Безопасность коллективов, рациональный расход сырья, экономия денежных средств — все это зависит от того, насколько быстро будет осуществляться реагирование и адаптация не только в штатных ситуациях, но и в критические моменты. Одним из главных

обязательств государственных компаний, специализирующихся на добыче природных ресурсов, является обеспечение коренного населения Крайнего Севера рабочими местами. Это обусловлено тяжелым кадровым положением, так как рынок труда здесь имеет ограниченный круг предложений. В частности данная проблема актуальна для молодого поколения, которое вынуждено искать средства для существования и трудоустраиваться в других регионах. Подобная тенденция может привести к исчезновению коренного этноса народов Севера, поэтому государство должно регулировать данную сферу на законодательном уровне [7].

В-третьих, важную роль в направлении развития Крайнего Севера и Арктики играют вопросы обеспечения его населения качественными знаниями. Через формирование теоретического и практического опыта общество достигает определенного уровня защиты прав и свобод. В этом процессе особое значение придается области правовых исследований и использованию их результатов на практике. Фундаментом здесь служит правовой механизм регулирования отношений человека и гражданина с государством в условиях Крайнего Севера.

В данной работе право представителей коренного населения исследуемой территории изучается с точки зрения арктической специфики в двух основных аспектах, а именно: человек и природа. Права и свободы жителей Крайнего Севера и Арктики - важный момент, которому необходимо уделить особое внимание. Дело в том, что удаленность региона от центра и суровые условия проживания стали причиной возврата населения к базовым ценностям и обычаям, что тормозит их дальнейшее развитие. В целом состояние правовой культуры населения Крайнего Севера можно оценить как низкое, так как зарождение основных институтов права всегда обходило его стороной. Формирование правовых потребностей также ограничено наличием экстремальной среды обитания. В связи с этим возникает необходимость разъяснения основ гражданского, предпринимательского, трудового и экологического права для коренных жителей, так как обладание подобными знаниями позволит им выйти на качественно новый этап своего развития.

В-четвертых, сегодня, в рамках исследований мирового сообщества, перед российским Правительством стоит задача развития циркумполярной цивилизации. Ее появление уходит корнями далеко в прошлое, однако, особое внимание она получила лишь в конце XX века (термин был введен в 1995 г.). Согласно полученным учеными выводам, коренными носителями циркумполярной цивилизации являются именно народы Крайнего Севера и Арктики, на плечи которых легло освоение северных земель в суровых климатических условиях. Именно процессы адаптации и

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 9(189)

приспособления к тяжелому климату стали основополагающим моментом в появлении специфики края. Сохранение сложившейся здесь многовековой культуры — залог сохранения циркумполярного мира. В рамках поставленной задачи необходимо осуществить профессиональную подготовку кадров, чтобы местное население не покидало родные земли в поисках работы. Также важно наладить сотрудничество между Арктической зоны, находящейся в ведомстве Российской Федерации. Экономическое и социальное взаимодействие позволит вывести данный регион на новый уровень и улучшить благосостояние общества.

В - пятых, важно уделить внимание развитию экономического сектора на Крайнем Севере. Для этого была предложена следующая схема: Если индивидуальный предприниматель занимается, например, оленеводством, то нужно урегулировать стоимость оленины на рынке, так как завышенные цены значительно снижают возможность полноценной реализации данной продукции. Государство должно объединиться с добывающими компаниями на равных условиях и осуществить субсидирование в размере 50% от стоимости продукта, тогда он переместится в доступную ценовую категорию (к примеру, если до этого 1 кг оленины стоил 1000 рублей, то теперь он будет стоить 500 рублей). Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса способна дать большой толчок для дальнейшего развития Севера.

К основным видам деятельности на Крайнем Севере относится рыболовство, однако сегодня данная отрасль переживает тяжелые времена. Это происходит в связи с развитием браконьерства и нелегального вывоза рыбы. Рыбаки не стремятся к официальной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, так как она влечет за собой выплату высоких налогов и пошлин. Они придерживаются нейтралитета и, нарушая законодательство страны, свободно добывают рыбу. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо разработать программу по субсидированию малого бизнеса, что приведет к оттоку населения из теневого сектора экономики.

Также важно уделить внимание развитию туристического бизнеса на территории Крайнего Севера. Любители экстрима, иностранные туристы, исследователи культуры и истории малочисленных народов - все они являются целевой аудиторией для привлечения к отдыху в Арктическом крае. Предполагается, что туристическим бизнесом будут заниматься именно представители коренного населения, так как они чувствуют себя здесь более комфортно и свободно. Стоит отметить, что на Крайний Север обладает рядом сложностей, которые не сможет осилить первопроходец. К ним относят:

тяжелые климатические условия и экс-

тремальные условия жизни;

низкий уровень развития инфраструктуры

городов;

труднопроходимые дороги и удаленность от транспортных путей;

высокая густота населения. Указанные факторы еще раз подтверждают тот факт, что туристический бизнес должен развиваться за счет сил местных жителей, так как никто не согласиться переехать сюда из центральных регионов без веских на то причин. Также, важно понимать, что проживающие здесь народы лучше знают свою историю, культуру, традиции и обычаи. Прежде чем приступить к развитию данного сектора экономики, нужно осуществить обучение молодых людей в ведущих высших учебных заведениях нашей страны (предпочтительно на следующих факультетах: менеджер по туризму, сервис, туризм и т.д.).

В-шестых, стоит уделить внимание, является передача на возмездной основе и отчуждение объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализаций по договору коммерческой концессии, лицензионному договору и договору отчуждения исключительных прав. Его реализация на практике зависит от того, насколько эффективно была проведена информационная поддержка хозяйствующих субъектов со стороны государства, которая проводится при регистрации объектов промышленной собственности в Роспатенте[8].

Развитие территории Крайнего Севера предполагает осуществление следующих направлений:

1. Установление квот для местного населения по трудоустройству в добывающих компаниях, работающих на территории Крайнего Севера.

2. Сохранение традиционного уклада посредством защиты экологии Крайнего Севера (разработка закона об экологии северных территорий). Компании, работающие на Крайнем Севере должны минимизировать воздействие на окружающую среду и работать по новейшим стандартам. В случае не соблюдения установленных правил должна предусматриваться административная, уголовная и имущественная ответственность.

3. Иностранные и Российские компании, претендующие на работу на территории Крайнего Севера должны проходить лицензирование для определенной деятельности. Иными словами, необходимо введение обязательных условий и требований для допуска к деятельности на территории Крайнего Севера.

4. Создание научно-правового института на Крайнем Севере.

5. Научное исследование правового поло-

жения добывающих компаний с иностранными инвестициями. Разработка закона о компенсации и льготах для коренных народов Севера за воздействие на экологию Севера. Правовая защита исконных мест и территорий обитания коренных народов Севера.

6. Правовое регулирование налогообложения компаний работающих на территории Крайнего Севера.

7. Углубленное изучение вопросов, касающихся защиты интеллектуальной собственности и служебных результатов, а также обеспечение исключительных и иных прав в соответствии с законодательством в условиях Крайнего Севера.

8. Непрерывный мониторинг экологической обстановки в регионе, особенно в местах, где добываются невосполнимые ресурсы.

9. Создание нормативной базы, регулирующей область охраны окружающей среды.

10. Своевременное информирование добывающих компаний об экологической обстановке и прогнозах ее изменения в краткосрочный и долгосрочный периоды.

11. Юридическая консультация и поддержка нефтегазодобывающих компаний по вопросам защиты окружающей среды.

12. Разработка целевой программы обучения молодых специалистов в образовательных учреждениях России и за рубежом по экологической безопасности Арктических регионов.

13. Усиление экологического контроля, привлечение к нему общественных объединений всех слоев гражданского общества.

14. Устранение существующих на сегодняшний день противоречий в правовом регулировании отношений на территории Крайнего севера и Арктики путем выделения особого института российского права, нормы которого защитят коренные народы.

Библиография:

15. Закрепить на законодательном уровне ограничение передачи земель коммерческим хозяйствующим субъектам, специализирующимся на добыче полезных ископаемых.

16. Разработка стратегии развития региона, включающей в себя положения по поддержке населения Крайнего Севера, а также на формирование здесь основы для дальнейшего роста экономики и социальной политики.

17. Создание системы кочевого общинного образования народов;

18. Внедрение информационных технологий и дистанционного образования в кочевых школах.

Крайний Север является кладезем богатых природных ресурсов, что привлекает сюда крупные добывающие компании. Запасы углеводорода, рыбы, оленины, а также обширное водное пространство выступают залогом прочности социально-экономического положения Российской Федерации, поэтому так важно найти компромисс, способный удовлетворить потребности страны, но, в то же время, сохранить самобытность культуры и экологическую систему Арктического края[9].

Таким образом, положения коренных народов Крайнего Севера и экологическая обстановка данного региона требуют дополнительного внимания со стороны государства. В первую очередь, необходимо расширить действующую нормативную базу, регулирующую общественные отношения на исследуемой территории. Также важно разработать программу развития Крайнего Севера, основанную на достижениях современного общества, в частности, информатизации образовательного процесса. Однако не стоит забывать о том, что внедрение новых технологий и механизмов не должно повлиять на культуру коренного населения, так как одна из задач России сегодня — это сохранение циркумполярной цивилизации. Данные факторы обусловливают необходимость разработки Арктического кодекса РФ.

1. Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6. С. 178 - 190.

2. Тепляшин И.В. Арктика: институционально-правовое участие общественности // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 2. С. 36 - 43.

3. Barrett Ristroph E. Alaska Tribes' Melting Subsistence Rights / E. Barrett Ristroph // Arizona Journal of Environmental Law & Policy. 2010. N1. Vol.1.

4. Доронина, А. К. Охрана окружающей среды Арктики в аспекте обеспечения традиционного природопользования коренных народов Севера //Экологическое право. 2017. № 5. С. 20- 24

5. Loukacheva. N. Resource Development and Polar Law // Polar Law and Resources / Ed. by N. Loukacheva. Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2015. C. 17-35. DOI: 10.6027/TN2015-533.

6. Савенков А. Н. Арктика: правовое обеспечение устойчивого развития и сотрудничества // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. Т. 13, № 1. С. 22-42.

7. Баттахов П.П. Особенности правового регулирования отношений в юридической, экономической и социальной сферах в Арктике // Modern Science. 2020. № 6-1. С. 292-297.

8. Баттахов П.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности исконных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока // Экономические исследования и разработки: научно -исследовательский электронный журнал. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука» - №8- 2020. С.46-56.

9. Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6. С. 178 - 190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.