Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите'

Проблемы правового регулирования деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE PROTECTION / SECURITY / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баженов Сергей Викторович, Важенин Вячеслав Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся правовой регламентации деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, вносятся предложения по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баженов Сергей Викторович, Важенин Вячеслав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF SECURITY UNITS′ ACTIVITY DEALING WITH SAFETY OF PEOPLE UNDER STATE PROTECTION

The article concerns some problems of legal regulation of security units′ activity dealing with safety of people under state protection, there are some suggestions for its improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите»

С.В. Баженов,

кандидат юридических наук, Омская академия МВД России

В.В. Важенин,

кандидат юридических наук, доцент, Омская академия МВД России

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF SECURITY UNITS' ACTIVITY DEALING WITH SAFETY OF PEOPLE UNDER STATE PROTECTION

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся правовой регламентации деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, вносятся предложения по ее совершенствованию.

The article concerns some problems of legal regulation of security units’ activity dealing with safety of people under state protection, there are some suggestions for its improvement.

Сотрудники органов предварительного след -ствия, прокуратуры и суда практически повсеместно сталкиваются со случаями изменения, отка -за или дачи заведомо ложных показаний участниками уголовного процесса. В результате этого уголовные дела зачастую «разваливаются», а преступникам удается уходить от ответственно -сти. Причиной, побуждающей людей лгать, яв -ляется прежде всего страх за свою жизнь, здоровье, имущество и деловую репутацию.

Проблема защиты жертв и свидетелей преступлений от угроз и посягательств преступни -ков стала серьезным препятствием для осущест -вления правосудия в России. Так, в Директиве МВД России от 1 декабря 2010 г. «О приоритет -ных направлениях деятельности органов внут-ренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2011 году» отмечено, что «осложнена оперативная обстановка по линии государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, участников уголовного судопроизводства и их близких. Необходимость применения мер безопасности возникает практически по всем уголовным делам, имеющим значительный общественный резонанс». Ярким примером этому служит ситуация в станице Кущевской, где люди до сих пор боятся общаться с сотрудниками правоохранительных органов, опасаясь за свою жизнь и здоровье.

Вместе с тем, следует отметить, что правоприменительная деятельность органов внутрен-них дел по данному направлению характеризует -ся большим количеством противоречий.

Статья 2 Конституции РФ провозгласила признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государ ст -ва. В Конституции РФ определены юридические процедуры, в рамках которых осуществляется охрана и защита прав и свобод граждан: судеб -ная защита прав и свобод, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внут -ригосударственные средства правовой защиты, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или без -действием) органов государственной власти или их должностных лиц, право на получение квали -фицированной юридической помощи (в том числе и за счет государства) и т.д.

Отдельного внимания заслуживает ст. 45 Конституции РФ, содержащая в ч. 1 следующее положение: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Часть 2 этой же статьи устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. По смыслу данной нормы гражданин может использовать для защиты сво -их прав и свобод конституционные права и свободы согласно ст .ст. 31, 33, 35, 36, 46—54 Кон -ституции РФ. Он вправе обратиться в суд, сред -ства массовой информации, к общественности,

создать комитет в свою защиту, провести пике -тирование [1].

Эффективная борьба с преступностью необходима для реализации положений ст. 52 Кон -ституции РФ, указывающей, что права потерпевших от преступлений охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Помимо Конституции в Российской Федерации действует ряд Федеральных конституцион-ных законов, гарантирующих право лица на защиту: «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2], «О судебной системе Россий-ской Федерации» [3], «Об уполномоченном по правам человека в Рос сийской Федер ации» [4].

Защита участников уголовного процесса яв -ляется предметом регулирования значительного массива источников международного права, которые в силу ст. 15 Конституции РФ становятся и юридическими источниками внутреннего (на -ционального) права. В числе международно -правовых актов в области защиты прав человека особое место занимают документы Организации Объединенных Наций, среди которых Всеобщая декларация прав человека, принятая Г енеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года и Между -народный пакт о гражданских и политических правах 1966 года с Факультативным протоколом к нему [5].

Наибольшее значение среди соглашений в рамках Совета Европы для защиты прав человека имеет Европейская «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), которая послужила ис-точником множества международных судебных решений по правам человека [6].

Кодифицированными источниками, гаранти -рующими права и свободы граждан в области уголовного судопроизводства, являются Уголов -ный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Государственная защита участников уголовного судопроизводства предусмотрена положениями ряда статей УПК РФ. В ч. 3 ст. 11 УПК РФ за -креплено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а так -же их близ ким родственникам (п. 4 ст. 5 УПК РФ), родственникам (п. 37 ст. 5 УПК РФ) или близким лицам (п. 3 ст. 5 УПК РФ) угрожают убийством, применением насилия, уничтожени -ем или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознава-тель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности. Это такие меры, как участие в следственных дей -ствиях под псевдонимом (ч. 9 ст.166); контроль и запись (в упомянутых целях) телефонных и иных

переговоров (ч. 2 ст.186); проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюде -ние опознающего опознаваемым (ч. 8 ст.193); проведение закрытого судебного заседания (п. 4 ч.2 ст. 241); допрос судом свидетеля без оглаше -ния его подлинных анкетных данных в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278).

Первоначально функция обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной за -щите, была возложена на подразделения по борьбе с организованной преступностью, а физические меры — на специальные отряды быст -рого реагирования, входящие в их состав. Впо -следствии часть функций была передана подраз -делениям собственной безопасности. Приказом МВД России от 21 марта 2007 г. №281[7] утвержден Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участ-ников уголовного судопроизводства и их близ -ких. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 подразделения по борьбе с организованной преступностью были расформированы, а на их базе в целях осуществления данной функции созданы подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (далее

— ОГЗ) [8].

Приказом МВД России от 15 августа 2011 г. №938 эти подразделения включены в перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно -разыскную деятельность в полном объеме [9].

Кроме того, как мы уже упоминали ранее, в соответствии с приказом МВД России от 20 марта 2008 г. №256 «Об организации государствен -ной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в орга -нах внутренних дел Российской Федерации», функции по организации и координации деятельности органов внутренних дел по обеспечению государственной защиты сотрудников ОВД, федеральных государственных гражданских служащих ОВД и ФМС России, участие которых в уголовном судопроизводстве связано с осуществлением ими служебных обязанностей, а также их близких, были возложены на Департамент собственной безопасности, а защита остальных категорий лиц, упомянутых в статье 2 Федераль -ного закона «О государственной защите потерпевших , свидетелей и иных участников уголов -ного судопроизводства» [10], — на Департамент

по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

Несмотря на столь пристальное внимание законодателя и МВД России к данному вопросу, правоприменительная практика свидетельствует о несовершенстве нормативных правовых актов, регламентирующих применение мер безопасности. Так, в целях оперативно-разыскного обеспечения защиты сотрудники подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в зависимости от степени достоверности информации заводят дела оперативного учета. Подчеркнем, что дела этой категории заводятся только в отношении конкретных лиц. Как показало изучение практики, если угрожающее лицо известно, то проблем с заведением дела не возникает. Если же указанное лицо не установлено и угроза является анонимной, например, усматривающейся из текста записки или высказанной по телефону, то основания для заведения такого дела отсутствуют.

Ряд проблем прослеживается и в финансовом обеспечении осуществления мер безопасности. Выделение денежных средств на эту деятель -ность осуществляется централизованно на основании справок о стоимости мероприятия из регионального статистического управления. Время прохождения документов до момента принятия решения часто растягивается до 30 суток, не -смотря на то, что, как правило, эти деньги требуется выплатить в течение одного, максимум двух дней. На наш взгляд, необходимо уйти от из -лишней централизации финансирования и предоставить больше прав оперативно-разыскным частям ОГЗ в субъектах федерации.

30 ноября 2011 г. принят Федеральный закон, согласно которому финансовое и материально-техническое обеспечение мер безопасности осуществляется за счет средств Государст-венной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в порядке, преду -смотренном для финансового обеспечения опе-ративно-разыскной деятельности [11], однако его положения распространяются не на все катего-рии защищаемых лиц, да и ведомственное нормативное регулирование МВД России, детализи -рующее его положения, пока отсутствует.

Кроме того, обратим внимание на то, что срок применения мер безопасности подлежит продлению каждые 6 месяцев. Из этого вытекает, что по истечении полугода постановление и все финансовые документы требуется оформлять заново. Практике известны случаи, когда необходимость в применении мер безопасности отпала, уголовное дело может быть вообще прекращено, но следователь забывает вынести поста -новление об отказе в применении мер безопасно-

сти и сотрудники подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, или собственной безопасности вынуж-дены осуществлять охрану до истечения полуго -дового срока.

Представляет определенный интерес и то обстоятельство, что срок применения мер безопасности к участникам уголовного судопроизводст -ва ограничен временем вступления приговора в законную силу. Нередко возникает ситуация, когда свидетель дал показания, приговор в отношении преступника вступил в законную силу, угроза еще является реальной, но применение мер безопасности уже отменено. На наш взгляд, целесообразно, чтобы сотрудники подразделений ОГЗ или собственной безопасности могли сами определять срок действия мер безопасности.

При приобретении квартир для обеспечения безопасности по документам прикрытия возни -кают трудности с их регистрацией в налоговых органах, т. к. хозяин обязан представить туда свой ИНН (индивидуальный номер налогопла-тельщика).

Физическая защита охраняемых лиц в на -стоящее время не входит в обязанности ни спе -циальных отрядов быстрого реагирования, ни мобильных отрядов особого назначения. Привлечение их к этим функциям затруднено, если не сказать запрещено. Численность сотрудников подразделений ОГЗ и собственной безопасности невелика, а сотрудники других подразделений, как правило, не обладают соответствующими навыками и временем для осуществления охраны лиц, да это и не входит в круг их служебных обязанностей.

Проблемы возникают и при применении та -кой меры безопасности, как выдача оружия. У людей, имеющих лицензию на хранение и ноше -ние огнестрельного оружия, оно, как правило уже есть. Если же такая лицензия отсутствует, то, в соответствии с требованиями Федерально -го закона «Об оружии» [12], пока защищаемое лицо ее не получит и не обеспечит условия для безопасного хранения оружия дома, ОВД не имеет права выдавать ему оружие.

Требует решения вопрос обеспечения безопасности конфиденциальных сотрудников. Хотя необходимость этого и продекларирована в пункте 6 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» [13] и в пункте 2 части 1 статьи 20 Федерального зако -на «О противодействии терроризму» [14], на практике нам не удалось выявить ни одного слу -чая, реализации этого положения. Неясно даже, какой именно орган обязан этим заниматься. Конфиденты не являются ни должностными ли -цами органов внутренних дел, ни членами их семей, как требуют пункты 5, 13 ч. 1 ст. 2 Феде -

рального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [15], следовательно, обеспечение их безопасности не входит в компетенцию ни подразделений собственной безопас -ности, ни, тем более, подразделений госзащиты. С большой долей условности конфидентов можно отнести к иным лицам, способствующим предупреждению и раскрытию преступления, ука-занным ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Однако вызывает сомнение возможность отнесе -ния их к участникам уголовного судопроизвод -ства. Вследствие всего вышесказанного защита этой категории лиц в настоящее время не осуще-ств ляе тся.

Подводя итог, обращаем внимание законодателя на необходимость быстрейшего разрешения поставленных в статье вопросов, касающихся правовой регламентации деятельности подразде -лений по обеспечению безопасности лиц, подле -жащих государственной защите; сроков и финансирования применения мер безопасности; категорий лиц, в отношении которых они могут применяться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова и др. — Изд. 2-е. — М., 1996. — С. 203.

2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 21 мая 2008 г.) // СЗ РФ. — 1994. — № 13. — Ст. 1447.

3. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 5 апреля 2005 г.) // СЗ РФ. —1997. — № 1. — Ст. 1.

4. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федеральный конститу -ционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 10 июня 2008 г.) // СЗ РФ. — 1997. — №9. — Ст. 1011.

5. Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. — М., 1990. — С. 53—57.

6. СЗ РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.

7. Об утверждении административного регламента МВД России по исполнению государст -венной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судо -производства и их близких: приказ МВД России от 21 марта 2007 г. №281.

8. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. №1316 // Рос. газета. — 2008. — 10 сент.

9. О некоторых вопросах организации оперативно-разыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 15 авгу-ста 2011 г. № 938.

10. О государственной защите потерпев -ших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от 20 ав -густа 2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 5 апреля 2010 г.) // Рос. газета. — 2004. — 25 авг.

11. О внесении изменений в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»: федеральный за -кон от 30 ноября 2011 г. № 352-ФЗ // Рос. газета.

— 2011. — 2 декабря.

12. Об оружии: федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.) // Рос. газета. — 1996. — 18 декабря.

13. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. — 1995. —№ 33. — Ст. 3349.

14. О противодействии терроризму: федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 3 мая 2011 г.) // СЗ РФ. — 2006. — № 11. — Ст. 1146.

15. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контроли-рующих органов: федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (в ред. от 7 февраля 2011 г.) // Рос. газета. — 1995. — 26 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.