ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕТОДОВ КОСВЕННОГО РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В.И. Луконина, магистрант
Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС (Россия, г. Новосибирск)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-10-3-124-126
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы правового обеспечения эффективности административно-правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности, связанные с проблемами аннулирования лицензии. Определяется ее правовая природа и необходимость закрепления единообразного порядка судопроизводства по делам об аннулировании лицензии.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, лицензирование, аннулирование лицензии, меры административного принуждения, судопроизводство.
Важным инструментом государственного регулирования предпринимательской деятельности является институт лицензирования, служащий административно-правовым средством предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем установленных требований законодательства. В то же время государственное регулирование отдельного вида предпринимательской деятельности не может иметь каких-либо значимых результатов без системы государственного принуждения и государственного контроля. В связи с чем, в сфере осуществления лицензирования отдельных видов деятельности важное значение приобретает такая принудительная мера как аннулирование лицензии, применяемая к субъектам предпринимательской деятельности допускающие грубые нарушения установленных лицензионных требований.
Анализ законодательства, правовой литературы и правоприменительной практики показывает, что в настоящий момент правовая природа аннулирования лицензии в достаточной степени не изучена и законодательно четко не определена.
Относительно правовой природы аннулирования лицензии в правовой литературе можно высказываются различные мнения о том, что аннулирование лицензии может относиться как к мерам админи-
стративного принуждения, так и выступать мерой административного наказания. Так, Б.Ю. Джамирзе, пишет, аннулирование лицензии следует относить к мерам административного принуждения, поскольку оно отвечает следующим характерным признакам:
- основания и порядок реализации аннулирования лицензии регламентирован нормами административного права и применяется преимущественно в административном порядке органами публичной власти;
- в установленных законом случаях осуществляется в судебном порядке [8, с. 116].
В п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ №10 разъяснено, что аннулирование лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру [4]. Этим разъяснением руководствуются суды при анализе оснований для аннулирования лицензии на осуществление отдельных видов лицензируемой деятельности [7].
Анализ судебной практики показывает, что в сфере аннулирования лицензии лицензию не аннулируют (не приостановят), если нарушение не доказано, требование предъявлено с нарушением, неуполномоченным органом или суд посчитает, что такая мера является чрезмерной. Например, в требовании откажут, когда незначи-
тельно нарушен срок подачи декларации об объеме производства алкоголя или в ней отражены недостоверные сведения. Либо лицензию аннулируют (приостановят), если суд посчитает, что такая мера соразмерна допущенному нарушению и обладатель лицензии не устранил его. Например, если лицензирующему органу не предоставлена возможность провести проверку соблюдения лицензионных требований [6], или при производстве алкогольной продукции обладатель лицензии неоднократно нарушил требования ГОСТа, а также иных случаях.
Закон о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривает, что аннулирование лицензии осуществляется в судебном порядке по заявлению лицензирующего органа. Соответствующая мера административного принуждения возможна только после привлечении юридического лица к административной ответственности, и неустранения им нарушений лицензионных требований.
Исследователи отмечают, что организации судебного судопроизводства по делам об аннулировании лицензии происходит конкуренция норм Арбитражного-процессуального кодекса и Кодекса об административном судопроизводстве. Так, порядок судопроизводства по делам об аннулировании лицензии установлен Арбитражным-процессуальным кодексом, и подведомственен арбитражным судам ввиду экономического характера спора (ст. 29 АПК РФ). В то же время дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, должны рассматриваться в рамках административного судопроизводства, урегулированного нормами Кодекса об административном судопроизводстве. В тоже время Законом о лицензи-
ровании отдельных видов деятельности не охватываются случаи, при которых аннулирование лицензии у субъекта предпринимательской деятельности осуществляется в рамках лицензируемой деятельности, прямо не предусмотренных в законе. В таком случае может применяться иной способ аннулирования лицензии наряду с судебным. На что было обращено внимание Верховного суда РФ в Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2020 № 306-ЭС19-17580 по делу № А57-18110/2018. Суд указал, что Жилищным кодексом РФ также определен судебный порядок аннулирования лицензии [5].
Таким образом, анализ правовой литературы и судебной практики подтверждает, что в отношении аннулирования лицензии имеются противоречия в части определения ее правовой природы и несогласованности норм о судопроизводстве по делам об аннулировании лицензии.
В качестве возможного варианта совершенствования законодательства по указанным правовым неопределенностям можно рекомендовать, в целях единообразного порядка применения норм об аннулировании лицензии, урегулировать порядок аннулирования лицензии на уровне КАС РФ, ввиду того, что дела об аннулировании лицензии носят ярко выраженный публично-управленческий характер. Возможен так же вариант установления аннулирования лицензии и иных мер, связанных с принудительным прекращением ее действия (например, в случаях исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению), в качестве административного наказания, если лицо нарушает лицензионные требования.
Библиографический список
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - ст. 3012.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - ст. 1391.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - ст. 2716.
4. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 8.
5. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 № 306-ЭС19-17580 по делу № А57-18110/2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.10.2022).
6. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.11.2017 № Ф05-14466/2017 по делу № А40-32999/2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.10.2022).
7. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 № 09АП-65811/2019 по делу № А40-122770/2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.10.2022).
8. Джамирзе Б.Ю. Меры административного принуждения, применяемые к юридическим лицам в связи с нарушениями лицензионных требований: монография. - М.: Норма, 2021. - 136 с.
PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF METHODS OF INDIRECT REGULATORY IMPACT ON ENTREPRENEURIAL ACTIVITY
V.I. Lukonina, Graduate Student
Siberian Institute of Management - branch of RANEPA (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article deals with certain issues of legal support for the effectiveness of administrative and legal regulation of business licensing related to the problems of license cancellation. Its legal nature is determined and the need to consolidate a uniform procedure for judicial proceedings in cases of license cancellation is determined.
Keywords: entrepreneurial activity, licensing, license cancellation, administrative enforcement measures, judicial proceedings.