Научная статья на тему 'АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ НА ХРАНЕНИЕ ИЛИ ХРАНЕНИЕ И НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ, КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ'

АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ НА ХРАНЕНИЕ ИЛИ ХРАНЕНИЕ И НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ, КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА / ADMINISTRATIVE COERCION MEASURE / REVOCATION OF THE LICENSE OF LEGAL ENTITIES / DECISION OF THE CONSTITUTIONAL COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лянной Глеб Геннадьевич

Работа проблемным вопросам аннулирования лицензии в отношении юридических лиц, применяемая в качестве меры принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revocation of the license to purchase weapons and permits for the possession or storage and carrying of weapons, as a measure of administrative coercion, applied in the business sector activities against legal entities

Working with problematic issues of revocation of a licence in relation to legal entities, applied as a coercive measure.

Текст научной работы на тему «АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ НА ХРАНЕНИЕ ИЛИ ХРАНЕНИЕ И НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ, КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ НА ХРАНЕНИЕ ИЛИ ХРАНЕНИЕ И НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ, КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЛЯННОЙ Глеб Геннадьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел РФ, полковник полиции. E-mail: alwolfy@mail.ru

Краткая аннотация: Работа проблемным вопросам аннулирования лицензии в отношении юридических лиц, применяемая в качестве меры принуждения.

Abstract: Working with problematic issues of revocation of a licence in relation to legal entities, applied as a coercive measure.

Ключевые слова: мера административного принуждения, аннулирование лицензии юридических лиц, постановление конституционного суда.

Keywords: administrative coercion measure, revocation of the license of legal entities, decision of the constitutional court.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, не только создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, но и сопряжен с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства, что требует от федерального законодателя установления механизма их защиты в рамках правового режима оборота оружия (постановления от 29 июня 2012 года № 16-П и от 17 июня 2014 года № 18-П).

Как следует из содержания нормы права, ею предусмотрен административный (часть 1 статьи 26 Закона) и судебный (часть 4 статьи 26 Закона) порядок аннулирования лицензии (разрешения).

Административный порядок применялся, в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии»[8], исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения (пункт 3 части 1 статьи 26 указанного Закона).

Административный порядок аннулирования лицензии:

До 16.04.2015 года административный порядок аннулирования лицензии был предусмотрен как в отношении физических так и юридических лиц. Данное положение безусловно было спорным, поскольку применение меры в виде аннулирования лицензии в отношении юридического лица противоречило ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», однако, правоприменительная практика свидетельствовала о легитимности указанной процедуры и применялась полицией в соответствии с законодательством регулирующим рассматриваемую сферу деятельности. Но после вынесения постановления Конституционный Суд РФ от 16.04.2015 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности

пункта 3 части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-технический центр «Кольчуга» ситуация изменилась. Конституционный суд указал, что административный порядок аннулирования ранее выданного юридическому лицу разрешения на хранение, использование оружия и патронов к нему в качестве санкции за нарушения правил оборота оружия, влекущее принудительное изъятие оружия и, как следствие, создающее препятствия для выполнения юридическим лицом своих уставных задач, договорных и иных обязательств или делающее невозможным их выполнение, может иметь место только по судебному решению[9] и признал в этой части положение п.3. ч.1 ст.26 ФЗ «Об оружии» не конституционным.

Следовательно, административный порядок аннулирования лицензий может быть реализован только в отношении физических лиц.

Более того Конституционный суд поддерживает сложившейся порядок аннулирования лицензий в административном порядке для физических лиц, по основаниям указанным в Федеральном законе «Об оружии».

Например:

1. Пунктом 3, части первой статьи 26 предусмотрено, что лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных данным Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.

Решением органа внутренних дел, принятым в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии», были аннулированы выданные А.Н. Кожано-ву лицензия на приобретение оружия и разрешения на хранение и ношение конкретных видов оружия, поскольку ранее он был осужден за убийство двух лиц, совершенное с применением принадлежащего ему ружья. Суды признали данное решение законным.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 12(180)

Судимость, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в первую очередь уголовно-правовой институт, имеющий значение для целей реализации уголовной ответственности, однако за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера (Постановление от 10 октября 2013 года № 20-П; определения от 29 сентября 2015 года № 2100Ю, от 28 января 2016 года № 198-О, от 10 марта 2016 года № 450-О и № 451-О и др.).

Поскольку на современном этапе развития общества невозможно гарантировать надлежащее исправление лица, совершившего преступление, таким образом, чтобы исключить возможность рецидива преступлений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года № 19-П), федеральный законодатель, минимизируя риски для охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, был вправе ограничить доступ к оружию для лиц, имевших судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные с применением оружия, сам факт которых свидетельствует об их повышенной (особой) общественной опасности (статья 15). Такое ограничение продиктовано обоснованными сомнениями в том, что указанные лица будут использовать оружие сугубо в правомерных целях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 1237-О).

Что же касается бессрочного характера данного ограничения, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе придание конкретной административно-предупредительной мере свойства бессрочности (особенно в тех случаях, когда она распространяется на отношения, не являющиеся для субъекта этих отношений жизненно важными) не может служить основанием для признания ее несоразмерной и несправедливой (Постановление от 29 июня 2012 года № 16-П)[10].

2. Кроме того, действующее законодательство, в принципе, исключает возможность владения оружием лицом, имеющим погашенную или снятую судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия.

Изначально пп.3 статьи 18 ФЗ «Об оружии» (в ред. 12.03.2014 г.) имел следующую редакцию: «3) имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно», однако федеральным законом от 2 апреля 2014 года № бЗ-ФЗ в пп. 3 статьи 18 ФЗ «Об оружии» было внесено изменение, и этот же пункт был изложен следующим образом: «имеющим неснятую или непогашенную судимость за

преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия»[11]. Таким образом, наличие у лица снятой или погашенной судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия - влечет аннулирование лицензии, если она была выдана ранее или отказ в выдаче, если лицо обратилось за ее получением.

3. Еще одна особенность, заключается в том, что для закона не имеет значение, с каким оружием было совершено преступление (огнестрельное или газовое), поскольку Конституционный суд разъяснил, совершение преступления с использованием газового оружия является основанием для аннулирования лицензии уже выданной. Кроме того, не является исключением, то обстоятельство, что на момент совершения преступления, лицо в отношении которого принимается решение об аннулировании лицензии было несовершеннолетним[12].

Судебный порядок аннулирования лицензии:

В соответствии с абзацем 3 статьи 26 ФЗ «Об оружии»: в случае наложения судом на юридическое лицо административного наказания в виде административного приостановления деятельности за нарушение правил в сфере оборота оружия и патронов к нему выданные этому юридическому лицу лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия изымаются органом, выдавшим такие лицензию и (или) разрешение, на установленный судом срок наложения наказания.

В соответствии со ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности в отношении юридического лица, совершившего административное правонарушение, заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в случаях[1З], предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Административное приостановление деятельности назначается судьей. Срок административное приостановление деятельности до 90 суток.

Из группы правонарушений указанных в разделе 3 настоящей работы, санкции в виде административного приостановления деятельности предусмотрены в следующих статьях КоАП РФ: ч.2,5,6 ст.20.8, ст.20.10. Таким образом, при совершении указанных правонарушений может быть применено наказание в виде административного приостановления деятельности. А как следствие, в случае не устранения выявленных нарушений, поставлен

вопрос об аннулировании лицензии в судебном порядке.

Абзац 4 статья 26 ФЗ «Об оружии», как раз об этом и говорит: «лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение

ного судопроизводства от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

В соответствии с абзацем 5 ст.26 ФЗ «Об оружии»: «В

на хранение оружия, выданные юридическому лицу, аннулируются решением суда на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлек-

Порядок подачи заявления органом выдавшим лицензию - разрешение, регламентируется Кодексом административ-

шие наложение наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица»[14].

случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия юридическое лицо вправе повторно обратиться за их получением по истечении трех лет со дня аннулирования лицензии и (или) разрешения, гражданин - по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия или со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с настоящим Федеральным законом возможность получения таких лицензии и (или) разрешения»[15].

Библиография:

1. О лицензировании отдельных видов деятельности// Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от ред. от 30.12.2015), Росс. газ. 2011 г., № 97.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1) от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ// Российская газета, № 241, 18.12.1996.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст.1.

5. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»

6. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 06.05.2015) // Российская газета, № 159, 20.08.1998

7. Аннулирование лицензии на приобретение оружия и разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, как мера административного принуждения: НИР кафедры АП и АД ОВД ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016 год.

8. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии»// Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, № 51, ст. 5681.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.04.2015 № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-технический центр «Кольчуга»

10. Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 № 883-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кожанова Анатолия Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части двадцатой статьи 13 и пунктом 3 части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии».

11. Определение Верховного Суда РФ от 29.07.2015 № 15-КГ15-7.

12. Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 № 1237-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зырянова Ивана Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части двадцатой статьи 13 и пунктом 3 части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии».

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)// Российская газета, № 256, 31.12.2001.

14. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии»// Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, № 51, ст. 5681.

15. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии»// Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, № 51, ст. 5681.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.