Научная статья на тему 'Проблемы назначения административного наказания в виде лишения специального права'

Проблемы назначения административного наказания в виде лишения специального права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3735
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / THE LEGISLATION / THE ADMINISTRATIVE PENALTY / THE DEPRIVATION OF SPECIAL RIGHTS / THE SPECIAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аскеров Мамед

в статье приведен анализ проблем назначения административного наказания в виде лишения специального права. Даны предложения по преодолению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of imposition of administrative penalties of deprivation of special rights

the author analyzed the problems of imposition of administrative penalties of deprivation of special rights and suggested the ways to resolve the revealed problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы назначения административного наказания в виде лишения специального права»

6.3. ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

Аскеров Мамед, аспирант. Московский

государственный университет экономики,

статистики и информатики, Тверской филиал. Место работы: Центральный районный суд г. Твери.

Должность: Помощник судьи.

[email protected]

Аннотация: в статье приведен анализ проблем назначения административного наказания в виде лишения специального права. Даны предложения по преодолению выявленных проблем.

Ключевые слова: законодательство,

административное наказание, лишение специального права, специальные права.

THE PROBLEMS OF IMPOSITION OF ADMINISTRATIVE PENALTIES OF DEPRIVATION OF SPECIAL RIGHTS

Askerov Mamed, Place of employment: Central court of Tver city. Position: judge assistant. Postgraduate student. Place of study: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tver branch.

[email protected]

Annotation: the author analyzed the problems of imposition of administrative penalties of deprivation of special rights and suggested the ways to resolve the revealed problems.

Keywords: the legislation, the administrative penalty, the deprivation of special rights, the special rights.

В соответствии с частью 1 статьи 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях «лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ» .

Административное наказание в виде лишения специального права заключается в ограничение субъективных прав физического лица в области административно-разрешительной системы, поскольку понятие «специального права» содержит в себе особые возможности, предоставляемые лицу государством. Контроль государством реализации лицом специальных прав связан с защитой «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»2, поскольку использование специальных прав потенциально способно причинить вред общественнозначимым ценностям.

Лишение специального права назначается исключительно судьей и только в отношении

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2 Максимов И.В. Административные наказания. - М.: Норма. 2009. - Стр. 357.

физических лиц. Судебный порядок призван усилить гарантии лица от произвола государства, и

предусматривает спор между государством и

личностью о фактических обстоятельствах случившегося.

Напомним, что в соответствии с частью 1 статьи 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, принимаемых в соответствии с

Кодексом. Проанализировав законодательство РФ, мы можем обнаружить, что лишение специального права может быть регламентировано и иными

федеральными законами, а, кроме того, назначено в отношении юридических лиц.

Так, статья 26 Федерального закона РФ «Об оружии» предусматривает аннулирование лицензии на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, судом на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложения наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица .

Как следует из пункта 2 статьи 13 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» «в случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами , промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии»4, то есть, по сути, с заявлением о лишении юридического лица специального права, предоставленного законом.

Таким образом, несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает назначение в отношении юридических лиц административного наказания в виде лишения специального права, ряд федеральных законов устанавливают такую возможность, что противоречит законодательству об административных правонарушениях.

Выходом из данной проблемы видятся два пути. Первый путь заключается в закреплении в части 1 статьи 1.1 КоАП РФ положения, согласно которому законодательство об административных

правонарушениях будет состоять не только из КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных

3 Смотри Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996г. № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

4 Федеральный закон РФ от 04 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание

законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

Бизнес в законе

3’2012

правонарушениях, но и иных федеральных законов. Второй путь, как представляется для нас наиболее правильным, - предусмотреть возможность согласно КоАП РФ назначение административного наказания в виде лишения специального права не только в отношении физических, но и юридических лиц.

Кроме того, помимо закрепления возможности назначения административного наказания в виде лишения специального права в отношении юридических лиц, необходимо установить в статье 3.8 КоАП РФ перечень специальных прав, которых могут быть лишены как физические лица, так и юридические лица.

В настоящее время Кодексом установлено назначение административного наказания в виде лишения специального права за совершение следующих правонарушений: статьи 8.37 ч. 1; 9.3; 11.5 ч. 1; 11.5 ч. 2; 11.5 ч. 3; 11.5 ч. 5; 11.5 ч. 7; 11.7 ч. 1; 11.9 ч. 2; 12.2 ч. 2; 12.2 ч. 4; 12.5 ч. 3; 12.5 ч. 4; 12.5 ч. 5; 12.5 ч. 6; 12.8 ч. 1; 12.8 ч. 2; 12.8 ч. 4; 12.9 ч. 4; 12.10 ч. 1; 12.10 ч. 3; 12.15 ч. 4; 12.16 ч. 3; 12.17 ч. 2; 12.21.1 ч. 1; 12.21.1 ч. 2; 12.21.2 ч. 1; 12.24 ч. 1; 12.24 ч. 2; 12.26 ч. 1; 12.27 ч. 2; 12.27 ч. 3; 20.12 ч. 3; 20.13.

Анализ статей особенной части КоАП РФ позволяет сделать вывод, что закон предусматривает лишения следующих прав:

- осуществлять охоту;

- управлять транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном;

- приобретать и хранить или хранить и носить оружия.

Следует отметить, что статьи 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминают лишение права на эксплуатацию

радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, но в статьях Особенной части КоАП РФ в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Таким образом, будет обоснованным исключение из КоАП РФ лишение данного права либо

установление в Особенной части КоАП РФ

правонарушений, предусматривающих лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Статьей 3.8 частью 3 КоАП РФ установлено, что «лишение специального права в виде управления транспортными средствами не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью»5. Из этого правила существует ряд исключений, согласно которым

административное наказание в виде лишения специального права управления транспортными средствами может быть назначено в отношении лица, признанного инвалидом, в случаях:

- управления транспортным средством в состоянии опьянения;

- уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

- оставления последним в нарушение существующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

В статье 3.8 части 4 КоАП РФ определено, что «лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию»6. При этом закон не предусматривает никаких исключений из этого правила.

Так, например лицо, для которого охота является основным источником средств к существованию, может совершить дважды правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, и ограничиться наказанием в виде административного штрафа, который может быть уплачен правонарушителем за счет средств вырученных продажей добытого на охоте животного.

Полагаем, обоснованным будет закрепление в КоАП РФ условий назначения наказания в виде лишения специального права и лицу, для которого охота является основным законным источником средств к существованию, поскольку данное наказание для указанных лиц будет более действенным, чем какое-либо другое административное наказание. В частности, к таким условиям могут относится -повторное совершение административного правонарушения в короткий промежуток времени, например, в течение месяца, либо повторное совершение административного правонарушения в период, когда ловля рыб или охота запрещена.

Как следует из части 1 статьи 32.7 КоАП РФ «течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права»7.

В соответствии с частью 3 статьи 27.10 КоАП РФ «при совершении административного

правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством

соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении»8. КоАП РФ не предусматривает возможность исчисления срока лишения специального права с момента, когда соответствующие документы были изъяты у лица, совершившего административное правонарушение.

Таким образом, срок лишения специального права у лица, совершившего, например, правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, с самого начала признающего свою вину, и, отказавшегося от временного разрешения на право

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

управления транспортным средством, и у лица совершившего аналогичное правонарушение, но пользующегося временным удостоверением на право управления транспортным средством, будет исчисляться одинаково - с момента вступления постановления о назначении административного наказания в виде лишения специального права в законную силу.

Считаем, необходимым закрепить в статье 32.7 КоАП РФ положение, согласно которому срок лишения специального права исчисляется либо с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права, либо с момента, когда у лица, совершившего правонарушение, были изъяты документы, предусмотренные частями 1-3 статьи 32.6 КоАП РФ. При этом срок, с которого необходимо исчислять лишение специального права, необходимо указывать в постановлении судьи.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что обозначенные проблемы свидетельствуют о непродуманности ряда положений, регулирующих порядок назначения административного наказания в виде лишения специального права. Данное обстоятельство приводит к нарушению принципов законности и индивидуализации назначения административных наказаний, и не реализует главную цель административных наказаний - предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Федеральный закон РФ от 04 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

3. Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996г. № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

4. Макарейко Н.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности // Юридический мир. - 2011. - № 7 (175). - Стр. 62-66.

5. Максимов И.В. Административные наказания. - М.: Норма, 2009. - Стр. 463.

Reference list:

1. Code of the Russian Federation of administrative offences of 30 December 2001 № 196-FL // Code of Laws of RF. 2002. № 1 (p. 1). Article 1.

2. Federal Law № 99-FL from 04.05.2011 «About licensing of some activities» // Code of Laws of RF. 2011. № 14. Article 2716.

3. Federal Law № 150-FL from 13.12.1996 «About weapons» // Code of Laws of RF. 1996. № 51. Article 5681.

4. Makarejko N.V. Topical problem of legal regulation of administrative responsibility // The legal world. - 2011. - № 7 (175). - Pages 62-66.

5. Maximov I.V. Administrative penalties. - M.: Norma, 2009.

- 463 pages.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья «Проблемы назначения административного наказания в виде лишения специального права» аспиранта Аскерова М. представляет собой комплексное научное исследование.

Обозначены и предложены пути решения проблем:

- применения наказания в виде лишения специального права;

- лишения права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;

- лишения специального права управления транспортными средствами лица, признанным инвалидом;

- лишения специального права на охоту лиц, для которых она является основным законным источником средств к существованию;

- исчисления срока лишения специального права.

Сделанные предложения могут быть учтены при

дальнейшем обсуждении научной общественностью и для разработки соответствующих дополнений и изменений действующего законодательства.

к.ю.н.

Шмелев В. Ф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.