6.3. ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА
Аскеров Мамед, аспирант. Московский
государственный университет экономики,
статистики и информатики, Тверской филиал. Место работы: Центральный районный суд г. Твери.
Должность: Помощник судьи.
Аннотация: в статье приведен анализ проблем назначения административного наказания в виде лишения специального права. Даны предложения по преодолению выявленных проблем.
Ключевые слова: законодательство,
административное наказание, лишение специального права, специальные права.
THE PROBLEMS OF IMPOSITION OF ADMINISTRATIVE PENALTIES OF DEPRIVATION OF SPECIAL RIGHTS
Askerov Mamed, Place of employment: Central court of Tver city. Position: judge assistant. Postgraduate student. Place of study: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tver branch.
Annotation: the author analyzed the problems of imposition of administrative penalties of deprivation of special rights and suggested the ways to resolve the revealed problems.
Keywords: the legislation, the administrative penalty, the deprivation of special rights, the special rights.
В соответствии с частью 1 статьи 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях «лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ» .
Административное наказание в виде лишения специального права заключается в ограничение субъективных прав физического лица в области административно-разрешительной системы, поскольку понятие «специального права» содержит в себе особые возможности, предоставляемые лицу государством. Контроль государством реализации лицом специальных прав связан с защитой «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»2, поскольку использование специальных прав потенциально способно причинить вред общественнозначимым ценностям.
Лишение специального права назначается исключительно судьей и только в отношении
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2 Максимов И.В. Административные наказания. - М.: Норма. 2009. - Стр. 357.
физических лиц. Судебный порядок призван усилить гарантии лица от произвола государства, и
предусматривает спор между государством и
личностью о фактических обстоятельствах случившегося.
Напомним, что в соответствии с частью 1 статьи 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, принимаемых в соответствии с
Кодексом. Проанализировав законодательство РФ, мы можем обнаружить, что лишение специального права может быть регламентировано и иными
федеральными законами, а, кроме того, назначено в отношении юридических лиц.
Так, статья 26 Федерального закона РФ «Об оружии» предусматривает аннулирование лицензии на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, судом на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложения наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица .
Как следует из пункта 2 статьи 13 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» «в случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами , промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии»4, то есть, по сути, с заявлением о лишении юридического лица специального права, предоставленного законом.
Таким образом, несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает назначение в отношении юридических лиц административного наказания в виде лишения специального права, ряд федеральных законов устанавливают такую возможность, что противоречит законодательству об административных правонарушениях.
Выходом из данной проблемы видятся два пути. Первый путь заключается в закреплении в части 1 статьи 1.1 КоАП РФ положения, согласно которому законодательство об административных
правонарушениях будет состоять не только из КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных
3 Смотри Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996г. № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
4 Федеральный закон РФ от 04 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание
законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
Бизнес в законе
3’2012
правонарушениях, но и иных федеральных законов. Второй путь, как представляется для нас наиболее правильным, - предусмотреть возможность согласно КоАП РФ назначение административного наказания в виде лишения специального права не только в отношении физических, но и юридических лиц.
Кроме того, помимо закрепления возможности назначения административного наказания в виде лишения специального права в отношении юридических лиц, необходимо установить в статье 3.8 КоАП РФ перечень специальных прав, которых могут быть лишены как физические лица, так и юридические лица.
В настоящее время Кодексом установлено назначение административного наказания в виде лишения специального права за совершение следующих правонарушений: статьи 8.37 ч. 1; 9.3; 11.5 ч. 1; 11.5 ч. 2; 11.5 ч. 3; 11.5 ч. 5; 11.5 ч. 7; 11.7 ч. 1; 11.9 ч. 2; 12.2 ч. 2; 12.2 ч. 4; 12.5 ч. 3; 12.5 ч. 4; 12.5 ч. 5; 12.5 ч. 6; 12.8 ч. 1; 12.8 ч. 2; 12.8 ч. 4; 12.9 ч. 4; 12.10 ч. 1; 12.10 ч. 3; 12.15 ч. 4; 12.16 ч. 3; 12.17 ч. 2; 12.21.1 ч. 1; 12.21.1 ч. 2; 12.21.2 ч. 1; 12.24 ч. 1; 12.24 ч. 2; 12.26 ч. 1; 12.27 ч. 2; 12.27 ч. 3; 20.12 ч. 3; 20.13.
Анализ статей особенной части КоАП РФ позволяет сделать вывод, что закон предусматривает лишения следующих прав:
- осуществлять охоту;
- управлять транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном;
- приобретать и хранить или хранить и носить оружия.
Следует отметить, что статьи 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминают лишение права на эксплуатацию
радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, но в статьях Особенной части КоАП РФ в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Таким образом, будет обоснованным исключение из КоАП РФ лишение данного права либо
установление в Особенной части КоАП РФ
правонарушений, предусматривающих лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
Статьей 3.8 частью 3 КоАП РФ установлено, что «лишение специального права в виде управления транспортными средствами не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью»5. Из этого правила существует ряд исключений, согласно которым
административное наказание в виде лишения специального права управления транспортными средствами может быть назначено в отношении лица, признанного инвалидом, в случаях:
- управления транспортным средством в состоянии опьянения;
- уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- оставления последним в нарушение существующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
В статье 3.8 части 4 КоАП РФ определено, что «лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию»6. При этом закон не предусматривает никаких исключений из этого правила.
Так, например лицо, для которого охота является основным источником средств к существованию, может совершить дважды правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, и ограничиться наказанием в виде административного штрафа, который может быть уплачен правонарушителем за счет средств вырученных продажей добытого на охоте животного.
Полагаем, обоснованным будет закрепление в КоАП РФ условий назначения наказания в виде лишения специального права и лицу, для которого охота является основным законным источником средств к существованию, поскольку данное наказание для указанных лиц будет более действенным, чем какое-либо другое административное наказание. В частности, к таким условиям могут относится -повторное совершение административного правонарушения в короткий промежуток времени, например, в течение месяца, либо повторное совершение административного правонарушения в период, когда ловля рыб или охота запрещена.
Как следует из части 1 статьи 32.7 КоАП РФ «течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права»7.
В соответствии с частью 3 статьи 27.10 КоАП РФ «при совершении административного
правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством
соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении»8. КоАП РФ не предусматривает возможность исчисления срока лишения специального права с момента, когда соответствующие документы были изъяты у лица, совершившего административное правонарушение.
Таким образом, срок лишения специального права у лица, совершившего, например, правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, с самого начала признающего свою вину, и, отказавшегося от временного разрешения на право
6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
управления транспортным средством, и у лица совершившего аналогичное правонарушение, но пользующегося временным удостоверением на право управления транспортным средством, будет исчисляться одинаково - с момента вступления постановления о назначении административного наказания в виде лишения специального права в законную силу.
Считаем, необходимым закрепить в статье 32.7 КоАП РФ положение, согласно которому срок лишения специального права исчисляется либо с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права, либо с момента, когда у лица, совершившего правонарушение, были изъяты документы, предусмотренные частями 1-3 статьи 32.6 КоАП РФ. При этом срок, с которого необходимо исчислять лишение специального права, необходимо указывать в постановлении судьи.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что обозначенные проблемы свидетельствуют о непродуманности ряда положений, регулирующих порядок назначения административного наказания в виде лишения специального права. Данное обстоятельство приводит к нарушению принципов законности и индивидуализации назначения административных наказаний, и не реализует главную цель административных наказаний - предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Федеральный закон РФ от 04 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
3. Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996г. № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
4. Макарейко Н.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности // Юридический мир. - 2011. - № 7 (175). - Стр. 62-66.
5. Максимов И.В. Административные наказания. - М.: Норма, 2009. - Стр. 463.
Reference list:
1. Code of the Russian Federation of administrative offences of 30 December 2001 № 196-FL // Code of Laws of RF. 2002. № 1 (p. 1). Article 1.
2. Federal Law № 99-FL from 04.05.2011 «About licensing of some activities» // Code of Laws of RF. 2011. № 14. Article 2716.
3. Federal Law № 150-FL from 13.12.1996 «About weapons» // Code of Laws of RF. 1996. № 51. Article 5681.
4. Makarejko N.V. Topical problem of legal regulation of administrative responsibility // The legal world. - 2011. - № 7 (175). - Pages 62-66.
5. Maximov I.V. Administrative penalties. - M.: Norma, 2009.
- 463 pages.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья «Проблемы назначения административного наказания в виде лишения специального права» аспиранта Аскерова М. представляет собой комплексное научное исследование.
Обозначены и предложены пути решения проблем:
- применения наказания в виде лишения специального права;
- лишения права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;
- лишения специального права управления транспортными средствами лица, признанным инвалидом;
- лишения специального права на охоту лиц, для которых она является основным законным источником средств к существованию;
- исчисления срока лишения специального права.
Сделанные предложения могут быть учтены при
дальнейшем обсуждении научной общественностью и для разработки соответствующих дополнений и изменений действующего законодательства.
к.ю.н.
Шмелев В. Ф.