Научная статья на тему 'Проблемы правонарушений на транспорте и ответственность по законодательству США и России'

Проблемы правонарушений на транспорте и ответственность по законодательству США и России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
законодательство / транспорт / правонарушения / предупреждение преступлений на транспорте / сравнительный анализ / практика применения / legislation / transport / offenses / prevention of crimes in transport / comparative analysis / practice of application

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева, Максим Николаевич Махиборода

В работе рассматриваются примеры практики проведения профилактической работы среди автомобилистов в России, сделан сравнительный анализ законодательства нашего государства и иных стран, в том числе США. Дается характеристика транспортных правонарушений, рассматриваются нормы, регулирующие Правила дорожного движения и санкции за совершенные деяния, повлекшие последствия определенного характера по вине владельцев автотранспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева, Максим Николаевич Махиборода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of transport offenses and liability under the laws of the USA and Russia

The paper examines examples of the practice of preventive work among motorists in Russia and conducts a comparative analysis of the legislation of our state and other countries, including the United States. The characteristics of transport offenses are given, the norms governing the rules of the road and sanctions for committed acts that entailed consequences of a certain nature due to the fault of the owners of motor vehicles are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы правонарушений на транспорте и ответственность по законодательству США и России»

Закон и право. 2023. № 12. С. 118-121.

Law and legislation. 2023;(12):118—121.

ЧАСТНОПРАВОВЫЕ(ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 347.518.3

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-118-121 NIION: 1997-0063-12/23-707

EDN: https://elibrary.ru/QYMRCA MOSURED: 77/27-001-2023-12-907

Проблемы правонарушений на транспорте и ответственность по законодательству США и России

Екатерина Олеговна Ананьева1, Максим Николаевич Махиборода2

1 Академия ФСИН России, Рязань, Россия

2 АНО ПО «Колледж правосудия», Рязань, Россия

1 a.e.o.77@yandex.ru

2 maks-net@yandex.ru

Аннотация. В работе рассматриваются примеры практики проведения профилактической работы среди автомобилистов в России, сделан сравнительный анализ законодательства нашего государства и иных стран, в том числе США. Дается характеристика транспортных правонарушений, рассматриваются нормы, регулирующие Правила дорожного движения и санкции за совершенные деяния, повлекшие последствия определенного характера по вине владельцев автотранспортных средств.

Ключевые слова: законодательство, транспорт, правонарушения, предупреждение преступлений на транспорте, сравнительный анализ, практика применения.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Махиборода М.Н. Проблемы правонарушений на транспорте и ответственность по законодательству США и России // Закон и право. 2023. № 12. С. 118—121. https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-118-121 EDN: https://elibrary.ru/QYMRCA

PRIVATE LAW (CIVIL) SCIENCES

Original article

Problems of transport offenses and liability under the laws of the USA and Russia

Ekaterina O. Ananyeva1, Maksim N. Makhiboroda2

1 Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia

2 ANO PO «College of Justice», Ryazan, Russia

1 a.e.o.77@yandex.ru

2 maks-net@yandex.ru

Abstract. The paper examines examples of the practice of preventive work among motorists in Russia and conducts a comparative analysis of the legislation of our state and other countries, including the United States. The characteristics of transport offenses are given, the norms governing the rules of the road and sanctions for committed acts that entailed consequences of a certain nature due to the fault of the owners of motor vehicles are considered.

Keywords: legislation, transport, offenses, prevention of crimes in transport, comparative analysis, practice of application.

For citation: Ananyeva E.O., Makhiboroda M.N. Problems of transport offenses and liability under the laws of the USA and Russia // Law and legislation. 2023;(12):118—121. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-118-121 EDN: https://elibrary.ru/QYMRCA

© Ананьева Е.О., Махиборода М.Н. М., 2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

Проблемы преступности на транспорте и правонарушений в транспортной сфере -«_уже давно исследуются как практическими работниками, так и учеными. Созданная законодательная база должна улучшать и предупреждать состояние таких правонарушений, однако не всегда человеческий фактор срабатывает на пользу окружающим.

Не стоит забывать о том, что повысить эффективность предупреждения тех или иных видов правонарушений на транспорте может помочь изучение опыта подобной работы в разных государствах мира. В связи с этим стоит проанализировать практику предупреждения преступности на автотранспорте, связанной с причинением вреда и гибелью пострадавших, и выявить закономерности такой работы, обращая внимание на определенные параметры решения поставленных задач для научной сферы.

Достаточно часто в средствах массовой информации и на различных автомобильных форумах российские автомобилисты жалуются на весьма строгие законы в отношении правонарушителей на транспорте. Однако так кажется, если не сравнивать и не знать об ответственности за аналогичные деяния по законодательству иных государств.

Проведем сравнительный анализ правонарушений по их видам, санкции за такие деяния и последствия.

На наш взгляд, первым в списке происшествий в транспортной сфере является езда в нетрезвом виде. В законодательстве России за данный состав правонарушения отвечает норма ст. 12.8 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения...».

При этом стоит понимать, что состояние опьянения может быть не только из-за употребления алкогольных напитков, но и наркотических и психотропных препаратов. За подобное правонарушение, если оно не влечет за собой уголовную ответственность, а именно, не имеет состава преступления, предусмотренного нормой ст. 264 УК РФ, наказание составляет административный штраф в размере 30 тыс. руб. и лишение права управления транспортными средствами на срок 1,5 — 2 года.

Для сравнения по законодательству США для впервые совершивших подобное правонарушение штраф составляет 250 — 1000 долл. с утратой прав сроком на один год. Последующие подобные правонарушения караются штрафами от 2 до 5 тыс. и тюремным сроком от года до 5 лет

[1]. Кроме того, нарушитель будет обязан пройти специальные курсы, направленные на лечение зависимости. И это еще не все. После окончания срока лишения прав могут обязать поставить на машину, при чем за свой счет, алкоза-мок и прибор с трубкой. Процедуру проверки выдыхаемого из легких воздуха надо проводить каждые 15 минут. Прибор оснащен фотокамерой, что исключает возможность кого-нибудь попросить дунуть за себя. Ежемесячно надо проверять прибор в БМУ (показатели и фото).

Рассмотрим цифры. За 2022 г. в России было зафиксировано более 400 тыс. фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения [2]. В сравнении с 2021 г. такая цифра составила 359 тыс. постановлений, вынесенных судами РФ о лишении права управления транспортным средством [3].

Вопрос содержания алкоголя в крови в соответствии с нормами отечественного законодательства на основе факта наличия абсолютного этилового спирта в концентрации от 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха, или 0,3 и более грамма на литр крови. В США такие параметры равны 0,8 промилле.

Интересным является тот факт, что в отдельных штатах США введена уголовная ответственность за управление велосипедами в нетрезвом виде [4]. В России подобных прямых запретов нет, вот только в связи с изменением законодательства 2022 г. велосипед считается транспортным средством (п. 1.2 ПДД РФ), следовательно, на велосипедиста должны распространяться все правила вождения независимо от наличия или отсутствия у велосипеда электродвигателя [5]. Заметим, что в США такие ограничения существовали уже давно.

Вторым и достаточно частым правонарушением на транспорте является тонировка стекол автомобиля. Нормы отдельных штатов в Америке различаются в зависимости от географического нахождения штата. Например, в штатах Мичиган, Аляска, Айова тонировка любых стекол разрешена до уровня 70%. В Северной Дакоте, Огайо, Висконсине максимальная цифра составит 50%. В Миссури и Небраске разрешенные показатели снизятся до 35%. Самый низкий показатель будет в штате Нью-Мексико — 20%. Но и это не последние параметры, предусмотренные законодательством. Если у водителя имеются такие заболевания, как Синдром блума (повышенная чувствительность к солнечному свету), Солнечная крапивница (фотодерматоз),

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 12-2023

Волчанка (аутоиммунное заболевание с поражением соединительных тканей), то уполномоченные органы могут пересмотреть процент тонировки стекол автомобиля.

В правилах расчета тонировки по законодательству всех штатов всегда берется погрешность аппаратуры. Однако если такие параметры нарушены, то водитель может подвергнуться штрафу в сумме 1 тыс. долл., а за отказ снять тонировку — тюремному заключению сроком на 6 месяцев.

В России в 2022 г. к административной ответственности за «тонировку» было привлечено 3122 водителя. Дело в том, что в соответствии с п. 7.3 тонировка относится к неисправностям в качестве условия, при котором запрещена эксплуатация транспортного средства. Светопропус-кание стекол должно соответствовать п. 4.3 Технического регламента Таможенного союза ТРТС 018/2011. За нарушение установленных правил в России предусмотрена административная ответственность по ст. 12.5 КоАП РФ в виде штрафа 500 руб.

Третьим ведущим правонарушением по законодательству отдельных штатов является «агрессивное вождение». Штраф за подобное правонарушение будет составлять от 500 до 2500 долл. И одновременно лишение права управления транспортным средством, а возможно и тюремный срок до 6 месяцев [6].

В России до 2022 г. такого правонарушения не фиксировалось нормами законодательства. Однако с 10 января 2022 г. введена уголовная ответственность за неоднократное агрессивное вождение (ст. 264.2 УК РФ). Наказание за подобное деяние будет следующим: штраф от 200 до 300 тыс. руб., обязательные работы на срок до 450 часов, принудительные работы или лишение свободы до двух лет.

Вот только определения агрессивного движения законодательно в России не закреплено. Такая манера езды не всегда означает нарушение Правил дорожного движения. Следовательно, за такую езду наказать невозможно, а доказать ее очень сложно.

Конечно же, это далеко не все правонарушения, которые можно рассматривать в дорожно-транспортной сфере. Однако, даже основываясь на проанализированных нами, можно сделать вывод, что законодательство в России более лояльно к правонарушителям, чем законодательство США. И все же, на наш взгляд, существует еще один пробел. Он не касается при-

менения норм закона, он является человеческим фактором.

Порой на дороге можно за одно и то же правонарушение остаться безнаказанным или получить свой административный штраф, а в отдельных ситуациях для вымогательства «уплаты штрафа на месте» сотрудник ГИБДД может квалифицировать правонарушение по иной статье ПДД, понимая слабое знание правил водителем или используя эффект психологического давления. Открытой статистики по таким правонарушениям нет.

Однако, судя по отдельным публикациям разных регионов страны, да и ориентируясь на опыт знакомых по общению с представителями правопорядка на дорогах, можно с уверенностью говорить о присутствии такого явления, как вымогательство взяток у водителей. Что касается коллег с другого континента, то исполнение ими своих должностных обязанностей настолько фанатично, что порой доходит до абсурда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство в области регулирования дорожного движения и правонарушений в транспортной сфере в нашем государстве все еще слишком лояльно, а некоторые аспекты вообще не урегулированы законом. Немаловажную роль в решении отдельных ситуаций играет человеческий фактор. Однако и ориентация на законы иных государств не всегда поможет устранить источники и возможности для совершения транспортных правонарушений. И с этим придется бороться в дальнейшем, так как транспортная сфера пополнилась новыми видами транспортных средств, и, думается, такие нововведения далеко не последние в дорожном движении.

Список источников

1. Законы, за которые в Америке могут посадить, а в России даже не вынесут устное порицание // URL: https://bycars.ru/journal/kak-nakazivayut-avtomobilistov-v-amerike-i-rossii_1331 (Дата обращения: 14.09.2023)

2. Пленарное заседание Совета Федерации 16.11.2022 // URL: https://www.pnp.ru/social/ kolokolcev-nazval-chislo-pyanykh-voditeley.html (Дата обращения: 14.09.2023)

3. В России в 2021 году 80% случаев лишения прав произошло из-за пьяного вождения // URL: https://nashatynda.ru/news/category/ obsestvo/v-rossii-v-2021-godu-80-slucaev-lisenia-prav-proizoslo-iz-za-panogo-vozdenia (Дата обращения: 15.09.2023)

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

4. Автомобильный кодекс Калифорнии § 14600 и далее. Калифорнийский код транспортного средства § 23592 и далее // URL: https:// law.justia.com/codes/california/2019/code-veh/ division-11/chapter-9/section-22515/ (Дата обращения: 14.09.2023)

5. Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Микротранспортные средства и их гражданско-правовое положение // Евразийский юрид. журнал. 2020. № 9 (148). С. 142-143.

6. Агрессивное вождение // URL: https:// dzen.ru/a/ (Дата обращения: 14.09.2023)

References

1. Laws for which in America they can be imprisoned, but in Russia they will not even take out an oral censure // URL: https://bycars.ru/journal/ kak-nakazivayut-avtomobilistov-v-amerike-i-rossii_1331 (Accessed: 14.09.2023)

2. The plenary meeting of the Federation Council on November 16, 2022 / / URL: https: //www.pnp.ru/ social/kolokolcev-nazval-chislo-pyanykh-voditeley.html (Accessed: 14.09.2023)

3. In Russia in 2021, 80% of cases of deprivation of rights occurred due to drunk driving // URL: https://nashatynda.ru/news/category/obsestvo/v-rossii-v-2021-godu-80-slucaev-lisenia-prav-proizoslo-iz-za-panogo-vozdenia (Accessed: 15.09.2023)

4. California Automobile Code §§ 14600 et seq. California Vehicle Code §§ 23592 et seq. // URL: https://law.justia.com/codes/california/2019/code-veh/division-11/chapter-9/section-22515 / (Accessed: 14.09.2023)

5. Ananyeva E.O., Ivliev P.V. Microtransport vehicles and their civil status // Eurasian Law Journal. 2020. № 9 (148). Pp. 142-143.

6. Aggressive driving // URL: https://dzen.ru/a / (Accessed: 14.09.2023)

Информация об авторах

Ананьева Е.О. — кандидат юридических наук, доцент Махиборода М.Н. — кандидат юридических наук, доцент

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the authors

Ananyeva E.O. — candidate of law, associate professor Makhiboroda M.N. — candidate of law, associate professor

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.