3'2014
Пробелы в российском законодательстве
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)
1.1. ПРОБЛЕМЫ ПРАВА: СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
Булаков Олег Николаевич, д-р юрид. наук, профессор. Email: [email protected]
Аннотация: Юридическая наука административного, финансового, конституционного, гражданского права столкнулась с проблемой правового статуса Центрального Банка РФ. Положения ряда нормативных актов о компетенции Банка России не позволяют однозначно определить статус этого органа. Статья раскрывает ряд вопросов, раскрывающих эту проблему.
Ключевые слова: Центральный Банк РФ, полномочия Банка России, правовой статус Банка России, юридическое лицо, государственный орган, властные полномочия.
PROBLEMS OF LAW: STATUS OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION
Bulakov Oleg Nikolaevich, Dr of Law, Professor. E-mail: [email protected]
Annotation: Jurisprudence of the administrative, financial, constitutional, civil rights faced with the problem of the legal status of the Central Bank of the Russian Federation. The provisions of a number of regulations on the competence of Bank of Russia did not conclusively determine the status of the body. The article reveals a number of issues, revealing the problem.
Keywords: Central Bank of Russia, the powers of the Bank of Russia, the legal status of the Bank of Russia, the legal person, public authority powers.
Центральный банк Российской Федерации играет особую роль в механизме системы органов публичной власти. Но, по мнению ряда государствоведов, его правовой статус не достаточно чётко определён действующим российским законодательством. По осуществляемым задачам и функциям он обладает основными признаками государственного органа, но вместе с тем обладает и особым правовым статусом, так как его нельзя однозначно отнести к той или иной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной в соответствии со ст.10 Конституции РФ 1993 года), и кроме этого, он осуществляет ряд специфических полномочий, свойственных кредитным организациям.
А.Г. Братко, не считает Банк России органом государственной власти и относит его к негосударственным образованиям. Свою позицию он обосновывает тем, что согласно Конституции РФ Центральный банк России не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, а его служащие не относятся к государственным служащим по определению Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в настоящее время ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»)1.
Я.М. Макарова путем сопоставления Банка России с центральными банками зарубежных государств рас-
1 Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России / А.Г. Братко. - М., 2001. - С. 129.
сматривает его как юридическое лицо особого, публично-правового типа2.
В.М. Столяренко предлагает изучить опыт зарубежных государств в этой области, исходя из идентичности поставленных задач3. В связи с этим, большой интерес представляет статья А.В Глушко, в которой раскрыты основные правовые и организационные основы банковских систем стран Латинской Америки4.
Так, в соответствии с Конституции Колумбии (1991 г.) Банк Республики выполняет функции Центрального банка страны5. По Конституции Банк является юридическим лицом публичного права и обладает административной и технической автономией.
Главенствующее положение Банка России в регулировании деятельности кредитных организаций и неопределённость пределов его компетенции во взаимоотношениях с высшими органами государственной власти порождает множество мнений о статусе данного органа.
Правовая регламентация самого главного банка современной России закреплена целым рядом нормативно правовых актов, ведущее место из которых принадлежит Конституции РФ 1993 года. В частности, в соответствии с ч. 1 и 2 от. 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Конституцией РФ также предусмотрен порядок назначения и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ (п. «г» от. 83 и п. «в» ч. 1 от. 103). Помимо этого, в соответствии со от. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Согласно от. 8, 34 и 74 Конституции РФ не допускается установление каких-либо препятствий для осуществления перемещения финансовых средств и для занятия соответствующей предпринимательской деятельностью, кроме как в пределах, установленных федеральным законом.
Организационно-правовая форма Центрального
Банка РФ в законодательстве прямо не определена. Центральный банк РФ реализует государственновластные функции следующим образом:6
2 Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица / Я.М. Макарова : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 12.
3 Столяренко В.М. Центральный банк как орган государственной власти (На примере Великобритании, Испании, Российской Федерации, США, Франции и ФРГ) / В.М. Столяренко : автореф. дис.... д-ра юрид. наук. - М., 2010. - С. 8.
4 Глушко А.В. Банковские системы стран Латинской Америки: правовые и организационные основы / А.В. Глушко // Реформы и право. - 2010. - № 1. - С. 31.
5 Конституция Колумбии от 1991 г. URL:
http://confinder.richmond.edu/ admin/docs/ colombia_const2.pdf (дата обращения: 20.12.2013г.).
6 Иванов И.С. Краткий курс финансового права: Учебное пособие. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013.
12
СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ Булаков О.Н.
- организует: денежно-кредитную политику (анализ инфляции; отток и прирост капиталов в экономике; определение курсовой и процентной политики; наличное денежное обращение; система кредитования (рефинансирования) кредитных организаций);
- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
- устанавливает правила: расчетов в РФ; правила проведения банковских операций; бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
- надзирает и наблюдает за национальной платежной системой; за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- управляет своими золотовалютными резервами;
- принимает решения о: государственной регистрации кредитных организаций; выдаче им лицензий на осуществление банковских операций (он же и выдает); приостановлении действия и отзыве указанных лицензий;
- выплачивает возмещения по вкладам физических лиц в банках, признанных банкротами;
- издает нормативные правовые акты, обязательные для: федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления; юридических и физических лиц;
- реализует иные властные, в том числе распорядительные функции.
Но у Центрального Банка РФ есть и признаки корпорации, а именно, уставный капитал. Следует отметить, что источники доходов Центрального Банка определены законодательно:
а) от банковских операций и сделок;
б) от участия в капиталах кредитных организаций.
В своей деятельности Центральный Банк руководствуется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который определяет его функции и структуру. Согласно статье 2 указанного Федерального закона Банк России является юридическим лицом7. Однако эта норма не устанавливает организационноправовую форму данного органа как юридического лица и не определяет его место в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Конституционный Суда РФ по данной проблеме выразил свою позицию в Определении № 268-0 от 14 декабря 2000 г. В котором отметил: «Полномочия, обозначенные в от. 75 Конституции Российской Федерации, по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения». В Постановлении № 10-П от 3 июля 2001 г.8, Конституционный Суд РФ закрепил следующее положение: «В отличие от Центрального банка Российской Федерации - органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций - Агентство (имелось в виду Агентство по ре-
7 О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 5 апр. 2013 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2013. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8 По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами граждан : постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. № 10-П // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2013. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/
структуризации кредитных организаций) не отнесено к органам государственной власти»9.
Порядок назначения руководящих органов Центрального Банка РФ, статус его служащих (приравненных к государственным служащим) позволяют признать ЦБ РФ государственным органом. Согласно ст. 5 Закона о ЦБ Банк России подотчетен Государственной Думе ФС РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ, а также назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.
Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежнокредитной политики.
Центральный Банк РФ выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Кроме того, Банк России осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».10 11
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом о Центральном Банке РФ (ст. 1, ст. 2), Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Полномочия и функции Центрального Банка РФ реализуются путем применения мер государственного принуждения и по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. В судебных решениях по делам об административных правонарушениях Центральный Банк РФ назван административным органом.11
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о Центральном Банке и иными федеральными законами. Как показал анализ практики Верховного Суда РФ по обжалованию нормативных правовых актов ЦБ РФ (инструкций, указаний, положений), практически во всех случаях суды первой инстанции отказывают в удовлетворении иска, а кассационная коллегия оставляет решения без изменения, признавая за Банком России исключительное право по
9 По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : определение Конституционного Суда РФ от 14 дек. 2000 г. № 268-0 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2013. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10 СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.
11 Например: дело N А55-14979/2011 Арбитражного суда Самарской области.
13
3'2014
Пробелы в российском законодательстве
изданию нормативных актов ведомственной направ-
12
ленности.
В соответствии с Конституцией РФ Центральный Банк РФ не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе помимо издания собственных правовых актов обеспечивается необходимостью направления для дачи заключения по проектам федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Центральным Банком РФ своих функций.
Но, вместе с тем законодательно закрепляя, что Банк России является юридическим лицом законодатель определил, что согласно от. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Если рассматривать общие признаки юридического лица применительно к Банку России то следует отметить ряд специфических свойств:
- Организационное единство (Центральный Банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления). Все структурные подразделения действуют в соответствии со от. 55 ГК РФ, т.е. разрешаются внутри самого юридического лица без обращения в суд.
- Имущественная обособленность (уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью; изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются).
- Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.
- Участие в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени.
В соответствии со от. 48 ГК РФ одним из признаков государственного учреждения является его обязательное федеральное финансирование. 13
Но, Банк России не является бюджетной организацией, Российская Федерация его не финансирует, в силу ч. 3 от. 2 Закона Центральный Банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Учреждение (от. 12 ГК РФ) отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако ч. 2 от. 2 Закона о ЦБ констатирует, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России -по обязательствам государства. Таким образом, вся перечисленная аргументация позволяет исключить Центральный Банк РФ из перечня государственных учреждений.
Другая позиция, продолжающая относить Банк России к некоммерческим организациям, сводится к при-
12 Определения: от 12 июля 2007 г. дело N КАС07-296; от 24 января 2008 г. дело N КАС07-720; от 22 января 2009 г. дело N КАС08-681; от 18 января 2011 г. дело N КАС10-678 // http:// www.vsrf.ru/ vs_cases6_ npa.php?autor= 1050012.
13 Замотаева Т.Б. Правовой статус Центрального Банка Рос-си//Законы России: опыт, анализ, практика", 2012. № 2.
данию статуса ЦБ РФ государственной корпорации.14 В пользу этого приводятся следующие основания. Так, Банк России учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России); ЦБ РФ создан на основе Закона; Банк России не имеет членства; ЦБ РФ не имеет уставных документов. ЦБ РФ публикует годовой отчет, так же как и государственные корпорации. Все перечисленное соответствует норме от. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».15 Такая точка зрения представляется небезупречной; в возражение можно привести следующие аргументы. Во-первых, согласно названной норме статус государственной корпорации определяется федеральным законом в силу его прямого указания.16 Во-вторых, имущество, переданное государственной корпорации РФ, является собственностью государственной корпорации, в то время как Закон о ЦБ устанавливает, что уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью. Уставный капитал ЦБ РФ (от. 10 Закона) также является федеральной собственностью.
Коммерческая деятельность Центрального Банка РФ соответствует в большей степени признакам унитарного предприятия: Центральный банк не несет ответственности по долгам РФ; имеется уставный капитал; расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов; 50% прибыли после уплаты налогов ежегодно отчисляется в бюджет Российской Федерации. Однако есть некие исключения, не позволяющие в полной мере подтвердить статус Центрального Банка РФ как государственного унитарного предприятия. Прежде всего потому, что в отличие от государственного унитарного предприятия Банк России не имеет устава, что является учредительным документом согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».17 Второй причиной является запрет на осуществление операций с недвижимостью (от. 49 Закона о ЦБ), за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций, в то время как унитарные предприятия вправе совершать сделки с недвижимостью только с согласия собственника. В-третьих, унитарные предприятия вправе создавать другие унитарные предприятия (п. 7 от. 114 ГК РФ). ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах других кредитных организаций (за исключением Сбербанка), И последнее, придание Центральному Банку РФ статуса коммерческой организации противоречило бы осуществлению им контрольных функций в системе кредитных организаций.
Банковское регулирование и надзор осуществляются Центральным банком во всех аспектах практически бесконтрольно.
Таким образом, можно предположить, что действующая система юридических лиц не позволяет отнести Центральный банк РФ к одной из существующих форм без каких-либо оговорок. И, как следствие, можно признать, что Банк России обладает признаками, присущими, - как институтам частного, так и публично-
14 Минин В.С. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации // Деньги и кредит. 1999. N 11. С. 25.
15 СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
16 Например: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии"; Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
17 СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
14
СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
Булаков О.Н.
го права, а значит имеет смешанную правовую природу.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации 1993г.
2. Конституция Колумбии от 1991 г. URL: http://confinder.richmond.edu/ admin/docs/ colombia_ const2.pdf (дата обращения: 20.12.2013г.).
3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 5 апр. 2013 г.) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2013. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.
5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
6. Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии"; Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
7. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 3
июля 2001 г. № 10-П По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами граждан // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2013. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
9. Определение Конституционного Суда РФ от 14
дек. 2000 г. № 268-0 По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2013. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
10. Определения Верховного Суда РФ: от 12 июля 2007 г. дело N КАС07-296; от 24 января 2008 г. дело N КАС07-720; от 22 января 2009 г. дело N КАС08-681; от 18 января 2011 г. дело N КАС10-678 // http:// www.vsrf.ru/ vs_cases6_ npa.php?autor= 1050012.
11. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России / А.Г. Братко. - М., 2001. - С. 129.
12. Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица / Я.М. Макарова : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 12.
13. Столяренко В.М. Центральный банк как орган государственной власти (На примере Великобритании, Испании, Российской Федерации, США, Франции и ФРГ) / В.М. Столяренко : автореф. дис.... д-ра юрид. наук. - М., 2010. - С. 8.
14. Глушко А.В. Банковские системы стран Латинской Америки: правовые и организационные основы / А.В. Глушко // Реформы и право. - 2010. - № 1. - С. 31.
15. Иванов И.С. Краткий курс финансового права: Учебное пособие. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013.
16.3амотаева Т.Б. Правовой статус Центрального Банка Росси//Законы России: опыт, анализ, практика", 2012. № 2.
17. Минин В.С. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации // Деньги и кредит. 1999. N 11. С. 25.
18. Булаков О.Н. К вопросу о деятельности парламента в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №2
19. Булаков О.Н. Бикамеральная модель современного парламента // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2013. - №2
20. Булаков О.Н. Проблемы права: развитие финансовых органов в Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. -2014. - №3
21. Загривный В.А. Конституционная экономика и перспективы совершенствования правового статуса Банка России // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - №4.
Literature list:
1. The Constitution of the Russian Federation 1993.
2. Colombian Constitution of 1991 URL: http://confinder.richmond.edu/ admin / docs / colom-bia_const2.pdf ( date accessed : 20.12.2013g. ).
3. Federal Law of July 10, 2002 № 86-FZ (as amended on April 5. 2013 ) On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia ) / / Consultant [electronic resource]. - Electron. dan. - M., 2013. - Mode of access : http://www.consultant.ru/
4. Federal Law of June 27, 2011 N 161- FZ "On the National Payment System" NW. 2011. N 27. St. 3872.
5. Federal Law of January 12, 1996 N 7 -FZ " On noncommercial organizations" Nw. 1996. N 3. St. 145.
6. Federal Law of November 23, 2007 N 270 -FZ " On the State Corporation " Russian Technologies ", Federal Law of December 1, 2007 N 317 -FZ " On the State Atomic Energy Corporation "Rosatom".
7. Federal Law of November 14, 2002 N 161- FZ "On state and municipal unitary enterprises" NW. 2002. N 48. St. 4746.
8. Decision of the Constitutional Court on July 3, 2001 № 10 -P In the case on the constitutionality of certain provisions of subparagraph 3 of paragraph 2 of Article 13 of the Federal Law "On the Restructuring of Credit Organizations " and paragraphs 1 and 2 of Article 26 of the Federal Law "On Insolvency ( Bankruptcy) "in response to complaints from citizens / / Consultant [electronic resource]. -Electron. dan. - M., 2013. - Mode of access : http://www.consultant.ru/
9. Decision of the Constitutional Court on December 14. 2000 № 268 -O On request the Supreme Court to review the constitutionality of the third paragraph of Article 75 of the Federal Law " On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia ) / / Consultant [electronic resource]. - Electron. dan. - M., 2013. - Mode of access : http://www.consultant.ru/
10. Definitions of the Supreme Court from July 12, 2007 the case N KAS07 -296 ; on January 24, 2008 the case N KAS07 -720 ; 22 January 2009, the case N KAS08 -681 ; 18 January 2011, the case KAS10 N -678 / / http:// www.vsrf.ru/ vs_cases6_ npa.php? autor = 1,050,012.
11. Bratko AG Central Bank in the banking system of Russia / AG Bratko. - Moscow, 2001. - S. 129.
12. Makarova YM Problems of legal provisions of the
Central Bank of the Russian Federation as a legal entity / YM Makarov : Author. dis... Cand. jurid. Sciences. - Mos-
cow, 2001. - S. 12.
15
3'2014
Пробелы в российском законодательстве
13. Stolyarenko VM Central Bank as a public authority ( the example of the UK, Spain, Russia, the U.S., France and Germany ) / VM Stolyarenko : Author. dis. Dr.... jurid. Sciences. - Moscow, 2010. - C. 8.
14. AV Glushko Banking systems in Latin America : legal and organizational framework / AV Glushko / / Reforms and the Law. - 2010. - № 1. - S. 31.
15. Ivanov IS Short Course Financial Law : Textbook. Prepared for systems Consultant, 2013.
16. Zamotaeva TB Legal status of the Central Bank of Russia / / Russian Laws : experience, analysis, and practice, "2012. № 2.
17. Minin VS On the question of the legal status of the Central Bank of the Russian Federation / / Money and Credit. 1999. N 11. S. 25.
Рецензия
на статью Булакова О.Н. доктора юридических наук, профессора «Проблемы финансового права: Статус Центрального Банка РФ»
Поднятые автором проблемы рассмотрены в первую очередь с точки зрения административного и финансового права. Несмотря на то, что проблемные положения статуса Центрального Банка Российской Федерации волнуют представителей различных отраслевых наук правоведения, неоднозначность нормативного регулирования ставит множество вопросов при реализации каждодневно возникающих проблем и задач правоприменителями. Автор попытался сгруппировать основные проблемы для их всестороннего изучения, раскрыл ряд противоречивых моментов, указал на недоработки действующего российского законодательства.
Автор достаточно подробно аргументировал противоречивость ряда норм и положений актов различного уровня. Обратил внимание читателей на некоторые теоретические положения государствоведов.
Работа отвечает всем предьявляемым требованиям и рекомендуется к публикации.
Доктор юридических наук профессор Гошуляк В. В.
16